К 1
Этюды на выражение основных эмоций.
Этюд «Лисичка подслушивает» (для детей 3-4 лет).
Цель: Развивать способность понимать эмоциональное состояние и адекватно выражать своё (внимание, интерес, сосредоточенность).
Ход: Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик и петушок. Подслушивает. Голова наклонена в сторону – слушает, рот полуоткрыт. Нога выставлена вперёд, корпус слегка наклонён вперёд.
Этюд «Вкусные конфеты» (для детей 4-5 лет).
Цель: Передавать внутреннее состояние через мимику (удовольствие, радость).
Ход: У девочки в руках воображаемая коробка с конфетами.
Она протягивает её по очереди детям. Они берут конфету, благодарят, разворачивают бумажку и угощаются. По лицам видно, что угощение вкусное.
Этюд «Прогулка» (для детей 5-6 лет).
Цель: Закрепление воспроизведения различных эмоций (радость, удовольствие, удивление).
Ход: Летний день. Дети гуляют. Пошёл дождь. Дети бегут домой. Прибежали вовремя, начинается гроза. Гроза прошла, дождь перестал. Дети снова вышли на улицу и стали бегать по лужам.
К 2
Этюд «Битва» (для детей 6-7 лет).
Цель: Закрепление воспроизведения различных эмоций (радость, гордость, страх). Развитие творческого воображения.
Ход: Один ребёнок изображает Ивана-царевича, второй-
- Змея – Горыныча (голова и кисти рук - это головы Змея). Идёт сражение. Иван- царевич одерживает победу Змей – повержен.
ЭТЮДЫНА ВЫРАЖЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЭМОЦИЙ
Мы пошли по ельнику (из шведской поэзии в переводе И.Токмаковой)
Мы пошли по ельнику, ельнику,
Мы пришли на мельницу к мельнику.
Нам навстречу из ворот
Вышел черный-черный кот.
Говорит он: - Мельник нынче
В гости вас совсем не ждет!
Выбрать на роль кота ребенка.
Обсудить, с какой интонацией он будет говорить, как мимика может помочь в передаче образа. Предложить детям, чтобы образы кота не повторялись.
К 3
Егорушка – Егор (русская народная потешка)
Ведущая:
Егорушка – Егор
Полез через забор,
За гвоздь зацепился,
Висит, голосит.
Ребенок: Снимите с забора
Бедного Егора! (У Егора брови подняты вверх, глаза расширены, рот приоткрыт). Заяц (скороговорка)
Ведущая: Заяц, заяц, чем ты занят?
Заяц: Кочерыжку разгрызаю.
Ведущая: А чему ты, заяц, рад?
Заяц: Рад, что зубы не болят. (Ребенок имитирует разгрызание кочерыжки. Руки прижаты к груди, голова опущена, кисти рук сжаты в кулаки. Мимика: брови приподняты, на лице улыбка) Эти поучительные сказки могут показать участники театрального кружка для детей младшего дошкольного возраста, используя кукол би-ба-бо, кукол-марионеток, а также исполняя роли сами.
Игра – упражнение на проявление эмоций «Здравствуйте».
В нашем мире заведено, при встрече приветствовать друг друга. Я, вам предлагаю сейчас поприветствовать друг друга, проявляя различные эмоциональные состояния: радость, печаль, удивление, обида, злость, подозрительность, доброжелательность.
Вопрос: что такое эмоции?
Ответы детей (внешнее проявление чувства, переживания).
К 4
Этюд на проявление эмоций.
Раннее утро. Мышки спят. Покажите, как они подложили под щёчку ладошки, глаза закрыли и мирно посапывают.
Пора, мышки, просыпаться! Открыли они глазки, а на улице дождь. Я буду читать стихотворение, а вы показывайте все эмоции и жесты мышек.
Сначала они удивились,
потом глубоко возмутились.
Обиделись, но не на всех.
С обидой они отвернулись,
Как мышь на крупу, все надулись.
И вдруг опечалились все.
Поникли печальные плечи,
в глазах опечаленный вечер.
И слёзы вот-вот побегут.
Но тут лучик солнца украдкой
По щёчке скользнул нежно-гладкой.
И всё засветилось вокруг.
От радости все улыбнулись.
Как будто от сна все очнулись.
Запрыгали и закричали: Ура! Ура!
(Е.Алябьева.)
Ребята, назовите какие эмоции, вы показали мимикой и жестом? (удивление, обида, печаль, радость).
Как вы понимаете, такое выражение «Как мышь на крупу, все надулись»? (это значит обидеться без причины). Представьте, что мышка обиделась на крупу, которую ест. Это глупо, правда? Так и вы иногда обижаетесь, а сами не знаете на что.
К 5
2. Упражнения на развитие чувств и эмоций детей, на развитие умения передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жеста:
• Сладкая конфета
• Горькое лекарство
• Кислый лимон
• Грязная бумажка
• Красивая игрушка
Игра «Доброе животное»
Цель: Развитие эмпатии, творческого воображения; создание положительных эмоций.
Материал: Листы белой бумаги, краски или фломастеры, медаль-смайлик на каждого ребенка. Тихая спокойная музыка.
Ход игры: Детям дается задание – «Нарисуйте доброе животное и назовите его ласковым именем, наградите каким-нибудь волшебным средством понимания». Дети расходятся по разным углам, каждый к своему месту. Рисование проводится под тихую, спокойную музыку, красками или яркими мелками, фломастерами. Затем рисунки выставляются и каждый ребенок рассказывает о своем добром животном. Всем детям вручается картонная медаль-смайлик.
Игра «Волшебный стул»
Цель: Развитие навыков взаимодействия, достижение положительного самоощущения, умение выражать позитивные эмоции.
Ход игры: Один из детей садится в центр на «волшебный стул, остальные говорят ему ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.
К 6
Игра «Разноцветный букет»
Цель: Учить детей взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие.
Ход игры: Каждый ребенок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все «букетики» объединяются в один большой «букет» и устраивают хоровод цветов.
Игра «Радио – няня»
Этот вариант игры называется «Радио – няня» потому, что рассказы записываются на магнитофон, а затем дети прослушивают свои сочинения.
Дети выбирают карточки с изображением животных с разным настроением и раскладывают их на полу друг за другом. Затем последовательно, друг за другом сочиняют рассказ по карточкам (каждый ребенок продолжает рассказ по своей карточке). Например: «Шел по лесу веселый Мишка, а навстречу ему шла грустная Лиса. Мишка не знал, как развеселить Лису, и они вместе пошли к Ежику. Ежик был очень умный и очень задумчивый. Он посоветовал им пойти на день рождения к Зайцу. А Заяц был очень веселый, потому что у него был праздник. У Зайца в гостях были довольная ворона и удивленная Свинюшка. По дороге Мишка и Лиса встретили печального Волка и плачущую Белку. Они взяли их с собой и пошли к Зайке все вместе…»
К 7
Вариант 1.
Игра «Фоторобот»
Для этой игры понадобятся карточки, изображающие три части лица (наподобие фоторобота): 1–я часть – лоб и брови, 2-я часть – глаза и нос, 3-я часть – губы и подбородок.
Как известно, настроение на лице выражается бровями, глазами и губами. Поэтому для нашего «фоторобота» понадобится несколько карточек с различным изображением губ, глаз и бровей (остальные части лица остаются неизмененными). Например: Выражение губ: грустное, веселое, злое, обиженное, испуганное…
Выражение глаз: веселое, злое, обиженное, испуганное…
Выражение бровей: веселое, злое, обиженное, испуганное…
Можно играть командами. Например, каждой команде выдается набор карточек – частей «фоторобота». Команды задумывают, какое настроение у девочки. Затем дети выкладывают карточками лицо, выражающее задуманное настроение. Затем команды показывают друг другу получившиеся портреты и угадывают настроение, которое было задумано.
Вариант 2
Игра проводится так же, только «настроение» называет педагог.
Вариант 3
Игра проводится аналогично первым двум вариантам, только «настроение» задумывает и выкладывает один ребенок. Остальные дети отгадывают.
Ниже вашему вниманию предлагаются некоторые упражнения, игры и сказочные истории, направленные на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, которые воспитатели могут использовать во время занятий в детском саду, а родители, играя со своими детьми дома или во время прогулки.
К 8
Игра «Я радуюсь, когда…»
Педагог: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Петя, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?». Петя должен будет поймать мячик и сказать: «Я радуюсь, когда….»
Петя рассказывает, когда он радуется, а затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени, в свою очередь спросит: «(имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»
Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях как с родителями, так и со сверстниками.
Упражнение «Зеркало»
Педагог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»
После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки.
Некоторые дети изображают подобие улыбки. На них необходимо обратить особое внимание.
Если ребенок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом настаивать. В этом случае зеркало лучше сразу передать следующему участнику группы. Такой ребенок тоже требует особого внимания со стороны взрослых.
Это упражнение можно разнообразить, предложив детям показать грусть, удивление, страх и т.д. Перед выполнением можно показать детям пиктограмму с изображением заданной эмоции, обратив внимание на положение бровей, глаз, рта.
К 9