Тема: Тема детства в творчестве Куприна.




Святочные рассказы "Чудесный доктор", "Тапёр".

Тема детства и детей имеет давнюю традицию в русской реалистической литературе XIX и начала XX вв. Она связана с темой «маленького человека», в данном случае, ребенка и, как правило, ребенка «униженного и оскорбленного». А. И. Куприн был писателем оптимистического склада характера. Он верил в человека, в силу любви, способную творить чудеса, которая может преобразить человека. В его «детских» рассказах дети обычно наивны и доброжелательны, они наделены чистотой и доверием, которые многими взрослыми людьми, с кем приходится сталкиваться детям, уже утрачены. В центре Купринских рассказов – дети, живущие в нищете, больные и несчастные. Они одиноки в злом и недобром мире богатых, но равнодушных людей. Но А. И. Куприн всегда дает читателю надежду на благополучный исход своих «детских» историй, он верит в чудо. Одной из особенностей рассказов А. И. Куприна о детях является то, что некоторые рассказанные им истории («Чудесный доктор», «Тапер») приурочены к празднику Рождества Христова, входят в круг святочной литературы, которая традиционно связана с ожиданием чуда.

В рассказе «Чудесный доктор» мы можем видеть положительную сторону развития детей в образе Гриши. Гриша как старший брат в семье Мерцаловых берет на себя большую ответственность. Когда семья попала в беду, десятилетнему мальчику Грише приходилось отдать свои силы, чтобы помогать родителям. Перед праздником Рождества он со своим младшим братом должен исполнить поручение матери: отдать письмо тому барину, в доме которого его отец когда-то был управляющим. Но это поручение окончилось неудачей, хотя мальчики, особенно Гриша, старались его выполнить. По дороге домой их внимание привлекают нарядные улицы и обилие еды в магазинах, но Гриша первый отвлек внимание брата от этих вещей и сурово повел его домой. Дома, хотя Гриша был холоден и голоден, и даже устал, он все еще спокойно сказал матери о результате ее поручения. Когда отец опять ушел и долго не возвращался, Гриша заметил неподвижность матери, и сильно волновался и плакал. Но в это время случилось чудо, отец Мерцалов с «чудесным доктором» вместе пришли домой, доктор осмотрел сестру Машутку и дал им большие деньги. В вечер Рождества, когда семья Мерцаловых страдает от мороза, голода и болезни, появился чудесный доктор и спас их. Когда Гриша вырос и уже, как пишет А. И. Куприн: «занимает довольно крупный, ответственный пост в одном из банков, слывя образцом честности и отзывчивости на нужды бедности», он никак не мог забыть этот рождественский вечер и этого чудесного доктора: «и каждый раз, заканчивая свое повествование о чудесном докторе, он прибавляем голосом, дрожащим от скрываемых слез: – «С этих пор точно благодетельный ангел снизошел в нашу семью. Все переменилось. В начале января отец отыскал место, Машутка встала на ноги, меня с братом удалось пристроить в гимназию на казенный счет. Просто чудо совершил этот святой человек. А мы нашего чудесного доктора только раз видели с тех пор – это когда его перевозили мертвого в его собственное имение Вишню. Да и то не его видели, потому что то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо». Слова «чудесный», «ангел», «святой» обычны для литературной традиции святочного или рождественского рассказа. Но, в отличие от некоторых других писателей, А. И. Куприн придает этим словам вполне реалистический смысл при характеристике обычных, казалось бы, людей, но таких, которые способны на бескорыстные милосердные поступки. В рассказе «Тапер» история тоже произошла накануне праздника Рождества. Богатая и благополучная семья Рудневых устраивает традиционную детскую елку в своем доме. Случилось так, что «в этом году с музыкой произошел целый ряд роковых недоразумений. К Рябову почему-то послали очень поздно, оркестр его, разделяемый на праздниках на три части, оказался уже разобранным». Благодаря усилиям служанки Дуняши, в доме Рудневых появляется четырнадцатилетний тапер Юрий Азагаров: «между тем маленькая фигура, освободившись от своего башлыка и пальто, оказалась бледным, очень худощавым мальчиком в подержанном мундирчике реального училища». Увидев такую маленькую фигуру, сначала никто не уверен, что он может играть целый вечер, и хорошо играть. Но Юрий своим талантом доказал, что он хороший тапер, его выступление удивило всех гостей: «зала понемногу наполнялась слушателями. Даже Аркадий Николевич, любивший музыку и знавший в ней толк, вышел из своего кабинета». Затем в зал вошел один пожилой господин: «вошедший был немного выше среднего роста и довольно широк в кости, но не полн. Держался он с такой изящной, неуловимо небрежной и в то же время величавой простотой, которая свойственна только людям большого света». Очевидно, что к дому Рудневых пришел большой человек. Юрий внимательно посмотрел этого человека и хорошо запомнил его лицо: «большой четырехугольный лоб был изборожден суровыми, почти гневными морщинами; глаза, глубоко сидевшие в орбитах, с повисшими над ними складками верхних век, смотрели тяжело, утомленно и недовольно; узкие бритые губы были энергичны и крепко сжаты, указывая на железную волю в характере незнакомца, а нижняя челюсть, сильно выдвинувшаяся вперед и твердо обрисованная, придавала физиономии отпечаток властности и упорства. Обшее впечатление довершала длинная грива густых, небрежно заброшенных назад волос, делавшая эту характерную, гордую голову похожей на львиную». В глазах мальчика Юрия Азагарова это мужчина строгий, агрессивный и гордый, он от души восхищался и уважал его, но он никак не мог знать, что его талант привлек внимание этого мужчины, и именно этот мужчина – Антон Григорьевич Рубинштейн, его будущий учитель, который помог ему стать известным. Поэтому, когда Аркадий Николаевич сказал Юрию, что его довезет до дома Антон Григорьевич, «Юрий недоумевал, раскрывая все больше и больше свои огромные глаза. Кто же это мог быть, этот удивительный человек?». В эту праздничную рождественскую ночь Юрий Азагаров встретился с его чудесным великим учителем. В его жизни появилось чудо, которое помогло Юрию стать успешным. Этот рассказ тоже закончится чудом: великий учитель – Антон Григорьевич Рубинштейн взял мальчика Юрия Азагарова из нищеты в прекрасное будущее. Антон Рубинштейн у А. И. Куприна велик не только потому, что он известен, но и потому, что он добрый и любит детей, и всегда обращает внимание на развитие детей и готов помочь детям идти к успеху

Рассказы «Чудесный доктор» и «Тапер» можно отнести к типу «святочных» или «рождественских», так как события в них происходят в канун праздника Рождества Христова, когда все, а особенно дети, ожидают чуда. Праздник Рождества обращен прежде всего к детям, ведь в эту ночь рождается божественный младенец, для детей обычно в домах устраивалась елка, дарились подарки. Дети, изображенные в рассказах Куприна, тоже словно бы рождаются заново – путем исцеления от болезни, как в «Чудесном докторе» или, как в «Тапере», при помощи развития музыкального таланта Юры, благодаря великому композитору Антону Рубинштейну. И доктор, и композитор выступают в роли спасителей, подобно Иисусу Христу, приходящему в мир, чтобы спасти род человеческий от первородного греха, хотя впрямую А. И. Куприн об этом не пишет.

С точки зрения А. И. Куприна, дети и взрослые не всегда понимают друг друга. Преодолению такого непонимания, как считает А. И. Куприн, помогает великое чувство – любовь. Только она, а также сострадание и милосердие, помогают совершиться чуду, которое, как показывает в своих «детских» рассказах писатель, может творить самый обычный человек, если его душа открыта к добру. Такой вывод можно сделать, исследовав особенности раскрытия темы детей и детства в произведениях А. И. Куприна

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: