Виды исследовательских работ




Планирование хода учебно-исследовательской работы

1. Определись, где планируешь искать и найти информацию;
2. Определись со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию;
3. Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видео- записи наблюдений, опытов, этапов эксперимента и конечного результата);
4. Установи критерии оценки хода эксперимента (как будешь оценивать), исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта);
5. Распредели задачи и обязанности между учащимися в группе, если это групповой проект.

 

- На слайдах представлены этапы выполнения исследовательской работы, предложенные разными авторами. Прочти каждый слайд и сделай вывод.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

- Давайте вместе вспомним основные шаги, которые проходит исследователь. Для этого перечитаем рассказ Н.Носова «Живая шляпа».

1. Итак, помните, с чего все начиналось?

 

«Володя обернулся и увидел на полу возле комода шляпу. Он подошёл, нагнулся, хотел поднять шляпу и вдруг как закричит:

— Ай-ай-ай! — и бегом в сторону.

— Чего ты? — спрашивает Вадик.

— Она жи-жи-живая!

— Кто живая?

— Шля-шля-шля-па».

 

- Итак, с чем столкнулись герои рассказа? (С проблемой)

Проблема - это затруднение, неопределенность. Проблемная ситуация - такая ситуация, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения, и которая поэтому заставляет остановиться и задуматься.

Это - первый этап исследовательской деятельности.

 

2. Идем дальше.

 

«— Что ты! Разве шляпы бывают живые?

— По-по-посмотри сам.

Вадик подошёл поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему.

Он как закричит: — Ай! — и прыг на диван. Володя — за ним. Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на неё и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.

— Аи! Ой! — закричали ребята. Соскочили с дивана — и бегом из комнаты».

 

- Что делают мальчики? (Задают вопросы, наблюдают)

Любое познание начинается с вопроса. Вопрос – форма выражения проблемы. Он направляет мышление ребёнка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании. А самый популярный и доступный метод исследования – это наблюдение.

3. Продолжаем читать.

 

«Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли…

— Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.

— А может быть, её кто-нибудь за верёвочку дёргает?»

 

- Что выдвигают мальчики? (Гипотезы)

Гипотеза – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений, предвидение событий. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы. Умение выдвигать гипотезы – одно из главных умений исследователя.

4. Продолжаем читать.

 

«— Ну, пойди, посмотри. — Пойдём вместе. Я возьму кочергу. Если она к нам полезет, я её кочергой тресну.

— Постой, я тоже кочергу возьму.

— Да у нас другой кочерги нет.

— Ну, я возьму лыжную палку.

Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.

— Где же она? — спрашивает Вадик.

— Вон там, возле стола. — Сейчас я её как тресну кочергой! — говорит Вадик. — Пусть только подлезет ближе.

Но шляпа лежала возле стола и не двигалась.

— Ага, испугалась! — обрадовались ребята. — Боится лезть к нам.

— Сейчас я её спугну, — сказал Вадик.

Он стал стучать по полу кочергой и кричать: — Эй ты, шляпа! Но шляпа не двигалась.

— Давай наберём картошки и будем в неё картошкой стрелять, — предложил Володя.

Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять её в шляпу».

 

- Чем занимаются Володя и Вадик? (Проводят эксперименты, опыты)

Эксперимент – важный метод исследования. Это метод познания, при помощи которого в строго контролируемых и управляемых условиях исследуется явление природы. Самые интересные эксперименты – это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.

 

5. Продолжаем читать.

 

«Швыряли, швыряли, наконец, Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!

— Мяу! — закричало что-то. Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котёнок выскочил».

 

- Чем заканчивается исследование? (Решение проблемы, находят ответы на свои вопросы, совершают открытие)

Суждением называют высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего-либо.

 

Таким образом, проанализировав рассказ, мы составили план работы над исследованием, вспомнили основные этапы этой деятельности.

Виды исследовательских работ

Продуктом исследовательской деятельности школьников являются творческие исследовательские работы. Выделяют пять видов:

1. реферативные — в их основу входят сбор и представление информации по выбранной теме. Их суть заключается в выборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих проблему.

  1. экспериментальные — пишутся на основе выполненного эксперимента, описанного в научной литературе и имеющего известный результат.
  2. проектные — в их основу входят достижение и описание заранее спланированного результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта;
  3. описательные — направляются на наблюдение и качественное описание какого-либо явления.
  4. исследовательские — выполняются, опираясь на собственный экспериментальный материал, на его основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.

- К какому из перечисленных видов можно отнести вашу работу?

- Послушайте, пожалуйста, стихотворение «Дырки в сыре».

- Как вы считаете, у кого из животных, о которых говорится в стихотворении, есть исследовательская позиция?

 

Дырки в сыре.

- Скажите,

Кто испортил сыр?

Кто в нем наделал

Столько дыр?

-Во всяком случае,

Не я!-

Поспешно хрюкнула

Свинья.

- Загадочно! –

Воскликнул Гусь. –

А га-гагадать

я не берусь.

Овца сказала чуть не плача:

- Бе-е-езумно трудная задача!

Все непонятно, все туманно –

Спросите лучше у Барана!

-Все зло - от кошек! – произнес

Обнюхав сыр,

Дворовый пес, -

Как дважды два – четыре,

От них и дырки в сыре.

А кот сердито фыркнул с крыши:

- Кто точит дырки?

Ясно – мыши!

Но тут Ворону бог принес.

- Ура!

Она решит вопрос.

Ведь, как известно,

У нее на сыр особое чутье! –

И вот поручено Вороне

Проверить дело всесторонне…

Спеша раскрыть загадку дыр,

Ворона углубилась в сыр.

Вот дырки шире,

шире,

шире…

А где же сыр?

Забудь о сыре!

 

Писать исследовательскую работу надо начинать в сентябре:

 

Этапы работы Ученик Учитель Сроки
Формулирование проблемы, целеполагание Предварительная формулировка темы, постановка цели исследования, определение плана исследовательской работы. Предложение вариантов, демонстрация образцов исследовательских проектов, корректировка темы, целей, задач исследования. Сентябрь
Изучение истории вопроса, теоретических источников по проблеме исследования Изучение истории исследуемого вопроса и, расширение кругозора в области исследования. Работа с интернет – источниками. Согласование по количеству выбранных текстов. Дополнение списка необходимой литературой. Октябрь
Изучение методов, приёмов, способов деятельности, необходимых для работы. Выявление возможных путей решения проблемы, в т.ч. выдвижение гипотез. Работа с фактическим материалом (наблюдение, отбор, сравнение, эксперимент и др.) Согласование методов, приёмов, способов исследовательской деятельности Ноябрь
Написание исследовательской работы. Анализ, классификация и систематизация данных, полученных в ходе работы с фактическим материалом. Обобщение результатов исследования. Корректировка и стилистическая правка текста работы. Декабрь
Оформление собственного продукта деятельности. Оформление работы. Подготовка презентации хода и результатов исследования. Промежуточные выступления с их последующим обсуждением. Анализ недостатков во время публичного представления результатов исследования Январь
Презентация результатов исследования. Представление результатов исследования на школьной конференции. Участие в городской научной конференции. Моральная поддержка Февраль

Наличие у ученика и учителя такого плана действий поможет четко организовать исследовательскую деятельность и достичь планируемых результатов.

- Не бойтесь трудностей! Пробуйте, открывайте и исследуйте!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: