Планирование хода учебно-исследовательской работы
1. Определись, где планируешь искать и найти информацию;
2. Определись со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию;
3. Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видео- записи наблюдений, опытов, этапов эксперимента и конечного результата);
4. Установи критерии оценки хода эксперимента (как будешь оценивать), исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта);
5. Распредели задачи и обязанности между учащимися в группе, если это групповой проект.
- На слайдах представлены этапы выполнения исследовательской работы, предложенные разными авторами. Прочти каждый слайд и сделай вывод.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
- Давайте вместе вспомним основные шаги, которые проходит исследователь. Для этого перечитаем рассказ Н.Носова «Живая шляпа».
1. Итак, помните, с чего все начиналось?
«Володя обернулся и увидел на полу возле комода шляпу. Он подошёл, нагнулся, хотел поднять шляпу и вдруг как закричит:
— Ай-ай-ай! — и бегом в сторону.
— Чего ты? — спрашивает Вадик.
— Она жи-жи-живая!
— Кто живая?
— Шля-шля-шля-па».
- Итак, с чем столкнулись герои рассказа? (С проблемой)
Проблема - это затруднение, неопределенность. Проблемная ситуация - такая ситуация, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения, и которая поэтому заставляет остановиться и задуматься.
Это - первый этап исследовательской деятельности.
2. Идем дальше.
«— Что ты! Разве шляпы бывают живые?
— По-по-посмотри сам.
Вадик подошёл поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему.
Он как закричит: — Ай! — и прыг на диван. Володя — за ним. Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на неё и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.
— Аи! Ой! — закричали ребята. Соскочили с дивана — и бегом из комнаты».
- Что делают мальчики? (Задают вопросы, наблюдают)
Любое познание начинается с вопроса. Вопрос – форма выражения проблемы. Он направляет мышление ребёнка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании. А самый популярный и доступный метод исследования – это наблюдение.
3. Продолжаем читать.
«Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли…
— Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.
— А может быть, её кто-нибудь за верёвочку дёргает?»
- Что выдвигают мальчики? (Гипотезы)
Гипотеза – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений, предвидение событий. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы. Умение выдвигать гипотезы – одно из главных умений исследователя.
4. Продолжаем читать.
«— Ну, пойди, посмотри. — Пойдём вместе. Я возьму кочергу. Если она к нам полезет, я её кочергой тресну.
— Постой, я тоже кочергу возьму.
— Да у нас другой кочерги нет.
— Ну, я возьму лыжную палку.
Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.
— Где же она? — спрашивает Вадик.
— Вон там, возле стола. — Сейчас я её как тресну кочергой! — говорит Вадик. — Пусть только подлезет ближе.
Но шляпа лежала возле стола и не двигалась.
— Ага, испугалась! — обрадовались ребята. — Боится лезть к нам.
— Сейчас я её спугну, — сказал Вадик.
Он стал стучать по полу кочергой и кричать: — Эй ты, шляпа! Но шляпа не двигалась.
— Давай наберём картошки и будем в неё картошкой стрелять, — предложил Володя.
Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять её в шляпу».
- Чем занимаются Володя и Вадик? (Проводят эксперименты, опыты)
Эксперимент – важный метод исследования. Это метод познания, при помощи которого в строго контролируемых и управляемых условиях исследуется явление природы. Самые интересные эксперименты – это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.
5. Продолжаем читать.
«Швыряли, швыряли, наконец, Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!
— Мяу! — закричало что-то. Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котёнок выскочил».
- Чем заканчивается исследование? (Решение проблемы, находят ответы на свои вопросы, совершают открытие)
Суждением называют высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего-либо.
Таким образом, проанализировав рассказ, мы составили план работы над исследованием, вспомнили основные этапы этой деятельности.
Виды исследовательских работ
Продуктом исследовательской деятельности школьников являются творческие исследовательские работы. Выделяют пять видов:
1. реферативные — в их основу входят сбор и представление информации по выбранной теме. Их суть заключается в выборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих проблему.
- экспериментальные — пишутся на основе выполненного эксперимента, описанного в научной литературе и имеющего известный результат.
- проектные — в их основу входят достижение и описание заранее спланированного результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта;
- описательные — направляются на наблюдение и качественное описание какого-либо явления.
- исследовательские — выполняются, опираясь на собственный экспериментальный материал, на его основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.
- К какому из перечисленных видов можно отнести вашу работу?
- Послушайте, пожалуйста, стихотворение «Дырки в сыре».
- Как вы считаете, у кого из животных, о которых говорится в стихотворении, есть исследовательская позиция?
Дырки в сыре.
- Скажите,
Кто испортил сыр?
Кто в нем наделал
Столько дыр?
-Во всяком случае,
Не я!-
Поспешно хрюкнула
Свинья.
- Загадочно! –
Воскликнул Гусь. –
А га-гагадать
я не берусь.
Овца сказала чуть не плача:
- Бе-е-езумно трудная задача!
Все непонятно, все туманно –
Спросите лучше у Барана!
-Все зло - от кошек! – произнес
Обнюхав сыр,
Дворовый пес, -
Как дважды два – четыре,
От них и дырки в сыре.
А кот сердито фыркнул с крыши:
- Кто точит дырки?
Ясно – мыши!
Но тут Ворону бог принес.
- Ура!
Она решит вопрос.
Ведь, как известно,
У нее на сыр особое чутье! –
И вот поручено Вороне
Проверить дело всесторонне…
Спеша раскрыть загадку дыр,
Ворона углубилась в сыр.
Вот дырки шире,
шире,
шире…
А где же сыр?
Забудь о сыре!
Писать исследовательскую работу надо начинать в сентябре:
Этапы работы | Ученик | Учитель | Сроки |
Формулирование проблемы, целеполагание | Предварительная формулировка темы, постановка цели исследования, определение плана исследовательской работы. | Предложение вариантов, демонстрация образцов исследовательских проектов, корректировка темы, целей, задач исследования. | Сентябрь |
Изучение истории вопроса, теоретических источников по проблеме исследования | Изучение истории исследуемого вопроса и, расширение кругозора в области исследования. Работа с интернет – источниками. | Согласование по количеству выбранных текстов. Дополнение списка необходимой литературой. | Октябрь |
Изучение методов, приёмов, способов деятельности, необходимых для работы. | Выявление возможных путей решения проблемы, в т.ч. выдвижение гипотез. Работа с фактическим материалом (наблюдение, отбор, сравнение, эксперимент и др.) | Согласование методов, приёмов, способов исследовательской деятельности | Ноябрь |
Написание исследовательской работы. | Анализ, классификация и систематизация данных, полученных в ходе работы с фактическим материалом. Обобщение результатов исследования. | Корректировка и стилистическая правка текста работы. | Декабрь |
Оформление собственного продукта деятельности. | Оформление работы. Подготовка презентации хода и результатов исследования. Промежуточные выступления с их последующим обсуждением. | Анализ недостатков во время публичного представления результатов исследования | Январь |
Презентация результатов исследования. | Представление результатов исследования на школьной конференции. Участие в городской научной конференции. | Моральная поддержка | Февраль |
Наличие у ученика и учителя такого плана действий поможет четко организовать исследовательскую деятельность и достичь планируемых результатов.
- Не бойтесь трудностей! Пробуйте, открывайте и исследуйте!