Классификация источников финансирования дефицита




ЛЕКЦИЯ № 3 БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

 

Бюджетная классификация: понятие, значение в организации бюджетной системы

Классификация доходов бюджетов

Классификация расходов бюджетов

Классификация источников финансирования дефицита бюджета

 

 

Бюджетная классификация: понятие, значение в организации бюджетной системы

Основными характеристиками (частями) бюджета являются доходы бюджета, его расходы, а в случае нарушения баланса доходов и расходов и дефицит (профицит) бюджета. Доходы, расходы и источники финансирования дефицита бюджета многочисленны и разнообразны по источникам, целевому направлению и другим признакам, поэтому одним из элементов проявления их единства и, соответственно, единства бюджетной системы является бюджетная классификация, т.е. "систематизирование доходов и расходов соответственно отличающим их общим характерным признакам" <1>.

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

 

Современное понятие бюджетной классификации впервые было закреплено в Приказе Минфина РФ от 29 декабря 1994 г. N 177 "О бюджетной классификации Российской Федерации", согласно которому предусматривалась следующая ее структура:

 

I Доходы бюджета
II Расходы бюджета
II.1 Функциональная структура расходов
II.2 Ведомственная структура расходов
II.3 Экономическая структура расходов
III Финансирование бюджета
IV Государственный долг

 

Данным Приказом была заменена действовавшая до 1 января 1995 г. Классификация доходов и расходов бюджетов в Российской Федерации, введенная Приказом Минфина РФ N 71 от 14 августа 1992 г.

Законодательное регулирование бюджетная классификация получила только в 1996 г. в связи с принятием Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации в Российской Федерации".

В последующее десятилетие в Закон "О бюджетной классификации" вносились многочисленные изменения и дополнения в связи с ее актуализацией в быстро меняющихся экономических условиях, что требовало необходимости ее реформирования, что и было заявлено в Постановлении Правительства от 22 мая 2004 г. N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов". Данным Постановлением была одобрена Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 гг., а также предусматривался План мероприятий по реализации Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 гг., что отвечало требованиям международных стандартов финансовой отчетности.

В результате реформирования бюджетной классификации был введен унифицированный код для классификации доходов, расходов, источников финансирования дефицита бюджета, интегрированного с номером счета плана счетов бюджетного учета; стало больше возможностей детализации классификации на уровне субъектов и муниципальных образований.

Были учтены требования Международных стандартов финансовой отчетности и Статистики в целях представления Международным финансовым организациям данных о государственных и муниципальных финансах <1>.

--------------------------------

<1> Афанасьев М.П., Беленчук А.А., Криворогов И.В. Бюджет и бюджетная система: Учебник для бакалавриата и магистратуры. М., 2016. С. 79.

 

Осуществлен отказ от утверждения бюджетной классификации отдельным федеральным законом, поскольку данный подход применяется большинством стран международного сообщества.

Так, Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" было установлено, что бюджетные отношения, связанные с исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2007 г. и внесением изменений в законы (решения) о бюджетах бюджетной системы Российской Федерации на 2007 г., а также с составлением, рассмотрением и утверждением отчетов об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2006 г. и предыдущие годы, регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации.

 

В настоящее время правовую основу бюджетной классификации составляют Бюджетный кодекс РФ, ежегодные Указания Министерства финансов РФ о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утверждаемые Приказом Министерства финансов Российской Федерации <1>, нормативные правовые акты субъектов РФ, которые детализируют бюджетную классификацию, например Приказ Минфина Республики Крым от 24 ноября 2014 г. N 58 "Об утверждении перечня кодов подвидов по видам доходов классификации доходов бюджета Республики Крым, главными администраторами которых являются органы государственной власти Республики Крым и (или) находящиеся в их ведении казенные учреждения" <2>.

 

Современная бюджетная классификация является методологическим документом, согласно которому классифицируются доходы, расходы, источники финансирования дефицита бюджета по определенным признакам объединяются в соответствующие группы. Бюджетная классификация является единой для всех бюджетов бюджетной системы и используется участниками бюджетного процесса на всех уровнях бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Она отражает внутреннее содержание бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

 

Цель применения бюджетной классификации состоит в обеспечении сопоставимости показателей доходов, расходов, источников финансирования дефицита бюджета по однородным признакам. То есть с помощью бюджетной классификации достигается возможность сопоставить показатели бюджетов различных публично-правовых образований, составить консолидированные бюджеты всех уровней бюджетной системы.

Содержание бюджетной классификации Российской Федерации определяется ежегодно принимаемыми приказами Министерства финансов Российской Федерации <1>.

 

Бюджетной классификации РФ посвящена глава IV Бюджетного кодекса РФ.

Легальное определение бюджетной классификации содержится в ст. 18 БК РФ.

Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетная классификация используется для составления и исполнения бюджетов, для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, значение бюджетной классификации проявляется в том, что она является одним из механизмов, с помощью которого не только систематизируются как поступающие доходы, так и осуществляемые расходы, но бюджетная классификация позволяет видеть картину движения бюджетных средств, т.е. осуществлять бюджетный контроль.

Умелое использование данных, сгруппированных по элементам бюджетной классификации, позволит видеть реальную картину движения финансовых ресурсов и активно влиять на ход социально-экономических процессов, происходящих в экономике и в обществе. Сопоставление, сравнение и анализ соответствующих показателей бюджетов даст возможность сделать объективные выводы об эффективности бюджетной системы и сформулировать предложения на ее реформирование или на целенаправленное, экономичное и эффективное использование бюджетных ресурсов <1>.

--------------------------------

<1> Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. М., 2007. С. 62.

 

Состав структуры бюджетной классификации определяется социально-экономическим развитием государства в соответствующий период. Важным условием, предъявляемым к бюджетной классификации, являются ясность, четкость и логичность группировки доходов, расходов, источников финансирования дефицита.

 

Бюджетная классификация Российской Федерации включает (ст. 19 БК РФ):

классификацию доходов бюджетов,

классификацию расходов бюджетов,

классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов,

классификацию операций публично-правовых образований (классификацию операций сектора государственного управления - КОСГУ).

КОСГУ является группировкой операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания.

КОСГУ является составной частью трех классификаций - классификации доходов бюджетов, классификации расходов бюджетов и классификации источников финансирования дефицитов бюджетов <1>.

--------------------------------

<1> Артюхин Р.Е. Бюджетная классификация: комментарий главы 4 Бюджетного кодекса Российской Федерации // Реформы и право. 2012. N 4. С. 32 - 40 // СПС "КонсультантПлюс".

 

Но вместе с тем законодательно не предусмотрено норм по обязательному применению КОСГУ при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Единые для всех бюджетов бюджетной системы группы и подгруппы классификации доходов бюджетов, разделы и подразделы классификации расходов бюджетов, группы и подгруппы классификации источников финансирования дефицита бюджетов, статьи и подстатьи классификации сектора государственного управления законодательно закреплены в составе кода бюджетной классификации.

В ходе реформирования бюджетной классификации с целью унификации бюджетного процесса и интеграции бюджетной классификации с планом счетов бюджетного учета был разработан единый 20-значный код классификации, по которому отражаются доходы, расходы, источники финансирования дефицитов бюджетов всех уровней <1>.

 

Присваивает коды бюджетной классификации Российской Федерации, обязательные для всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, Министерство финансов РФ.

 

3.2. Классификация доходов бюджетов

 

Классификация доходов бюджетов является группировкой доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с присвоением определенного кода.

В составе доходов выделяют следующие группы:

налоговых доходов,

неналоговых доходов,

безвозмездных поступлений.

 

Код классификации доходов бюджетов состоит из двадцати знаков.

 

Таблица 5

 

Структура кода классификации доходов бюджетов
Код главного администратора доходов бюджета Код вида доходов бюджета Код подвида доходов бюджетов
группа доходов подгруппа доходов статья доходов подстатья доходов элемент доходов группа подвида доходов бюджетов аналитическая группа подвидов доходов бюджетов
                                       
                                       

 

Главный администратор доходов бюджета - определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено БК РФ (ст. 6 БК РФ).

Код главного администратора доходов бюджетов устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете и состоит из трех знаков, которые соответствуют присвоенному ему номеру.

Для федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации приведены коды главного администратора доходов, закреплены в Приложении 7 Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ <1>. Так, Министерству промышленности и торговли Российской Федерации присвоен код - 020, Министерству энергетики Российской Федерации - 022, Федеральной службе по надзору в сфере природопользования - 048, Министерству финансов Российской Федерации - 092, Федеральному казначейству - 100, Центральному Банку РФ - 999.

--------------------------------

<1> Приказ Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н (ред. от 16.02.2016) "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

 

Закрепление за главными администраторами доходов бюджета кодов классификации доходов бюджетов производится исходя из осуществляемых ими полномочий по оказанию государственных (муниципальных) услуг, иных полномочий по исполнению государственных функций, при реализации которых возникают обязанности юридических и физических лиц по перечислению средств в бюджетную систему Российской Федерации, а также полномочий по предъявлению требований о передаче публично-правовому образованию имущества, в том числе денежных средств.

Код вида доходов бюджетов является единым для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, состоит из 10 разрядов и включает:

группу доходов - (4 разряд кода классификации доходов бюджетов. Она имеет всего два значения: 100 - налоговые и неналоговые доходы, 200 - безвозмездные поступления);

подгруппу доходов - (5 - 6 разряды кода классификации доходов бюджетов. Подгруппа доходов детализирует группу доходов. Например: группа 100 - налоговые и неналоговые доходы. Подгруппы составляют: 101 - налоги на прибыль, доходы; 102 - страховые взносы на обязательное социальное страхование; 103 - налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации и т.д.);

статью доходов - (7 - 8 разряды кода классификации доходов бюджетов);

подстатью доходов - (9 - 11 разряды кода классификации доходов бюджетов);

элемент доходов - (12 - 13 разряды кода классификации доходов бюджетов. Элемент дохода соответствует виду бюджета, в зависимости от полномочия по установлению и нормативному правовому регулированию налогов, сборов и иных обязательных платежей, других доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в зависимости от наличия прав требования к плательщикам по неналоговым доходам и безвозмездным поступлениям. Например, 01 - федеральный бюджет, 02 - бюджет субъекта Российской Федерации, 03 - бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, 04 - бюджет городского округа, 05 - бюджет муниципального района и т.д.)

Код подвида доходов применяется в соответствии со ст. 20 БК РФ для детализации поступлений по кодам классификации доходов.

Перечень кодов подвидов по видам доходов бюджетов утверждает соответствующий финансовый орган (Министерство финансов Российской Федерации, финансовый орган субъекта Российской Федерации, муниципального образования) с учетом общих требований к порядку формирования перечня кодов подвидов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждаемых Министерством финансов Российской Федерации.

В целях обеспечения сопоставимости показателей хода исполнения бюджетов на уровне консолидированного бюджета Российской Федерации и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, а также снижения административной нагрузки для плательщиков доходов в бюджеты к подвидам доходов предусмотрено обязательное применение на уровне консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации единых правил детализации подвидов доходов, устанавливаемых с учетом положений Указаний финансовым органом соответствующего субъекта Российской Федерации <1>. К подвидам доходов предусматривается обязательная детализация доходов по их экономическому содержанию на 18 - 20 разрядах кода доходов бюджетов (5 - 7 разряды кода подвида доходов бюджетов). Например: 0000110 - налоговые доходы, 0000120 - доходы от собственности, 0000130 - доходы от оказания платных услуг, 0000140 - суммы принудительного изъятия и т.д.).

--------------------------------

<1> Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 14 мая 2015 г. N 02-05-11/27759 "О формировании проектов бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и проектов бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов" // СПС "КонсультантПлюс".

 

Аналитическая группа подвида доходов является группировкой доходов по виду финансовых операций, относящихся к доходам, и состоит из следующих групп: 100 - Доходы, 400 - Выбытие нефинансовых активов.

Доходы по группе 100 детализируются статьями 110 - 180, в рамках которых группируются операции, относящиеся к доходам. Например, на статью 110 аналитической группы подвида доходов бюджетов относятся доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Группа 400 детализирована статьями 410 - 440, в рамках которых группируются операции по выбытию нефинансовых активов, в том числе при их реализации, в части кассовых поступлений и выбытий.

 

3. 3. Классификация расходов бюджетов

Классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и отражает направление бюджетных средств на выполнение федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (муниципальными органами) и органами управления государственных внебюджетных фондов основных функций, решение социально-экономических задач.

Структура двадцатизначного кода классификации расходов бюджетов является единой для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

 

Таблица 6

 

Структура кода классификации расходов бюджетов
Код главного распорядителя бюджетных средств Код раздела Код подразделения Код целевой статьи Код вида расходов
Программная (непрограммная) статья Направление расходов группа подгруппа элемент
                                       
                                       

 

Главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено БК РФ.

Код главного распорядителя бюджетных средств состоит из трех разрядов и формируется с применением числового ряда: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0.

Код главного распорядителя средств бюджета устанавливается в соответствии с утвержденным в составе ведомственной структуры расходов бюджета перечнем главных распорядителей средств соответствующего бюджета.

Главному распорядителю средств соответствующего бюджета, обладающему полномочиями главного администратора доходов данного бюджета, присваивается код главного распорядителя бюджетных средств, соответствующий коду главы.

Перечень разделов, подразделов, целевых статей (государственных (муниципальных) программ и непрограммных направлений деятельности), групп (групп и подгрупп) видов расходов бюджета утверждается в составе ведомственной структуры расходов бюджета законом (решением) о бюджете либо в установленных БК РФ случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета.

В соответствии с бюджетной классификацией расходов (ст. 21 БК РФ) едины для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделы и подразделы классификации расходов. К разделам бюджетной классификации расходов отнесены:

Раздел 0100 "Общегосударственные вопросы" аккумулирует расходы на общегосударственные вопросы, специфика которых не позволяет отнести их на соответствующие разделы и подразделы классификации расходов, в том числе расходы на обеспечение деятельности главы государства - Президента Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и главы муниципального образования, расходы на обеспечение соответствующих органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, а также учреждений, обеспечивающих деятельность указанных должностных лиц и органов.

Раздел 0200 "Национальная оборона" аккумулирует расходы, связанные с обеспечением национальной обороны, в том числе расходы на содержание и обеспечение деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационную и вневойсковую подготовку, мобилизационную подготовку экономики, подготовку и участие Российской Федерации в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности, реализацию связанных с обеспечением национальной обороны мероприятий ядерно-оружейного комплекса, прикладные научные исследования, а также другие вопросы в области национальной обороны.

Раздел 0300 "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" аккумулирует расходы на обеспечение деятельности органов прокуратуры, следствия, юстиции, внутренних дел, безопасности, пограничной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внутренних войск, системы исполнения наказаний, а также расходы на защиту населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданскую оборону, миграционную политику, прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности, а также другие мероприятия в данной области.

Раздел 0400 "Национальная экономика" аккумулирует расходы, связанные с руководством, управлением, оказанием услуг, а также предоставлением государственной поддержки в целях развития национальной экономики.

Раздел 0500 "Жилищно-коммунальное хозяйство" аккумулирует расходы на обеспечение деятельности и поддержание жилищно-коммунальной отрасли экономики.

Раздел 0600 "Охрана окружающей среды" аккумулирует расходы на обеспечение экологического контроля, очистку сточных вод, сбор и удаление отходов, охрану объектов растительного и животного мира и среды их обитания, очистку атмосферного воздуха и другие расходы в области охраны окружающей среды.

Раздел 0700 "Образование" аккумулирует расходы на целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.

Раздел 0800 "Культура, кинематография" аккумулирует расходы на предоставление услуг в этой сфере, обеспечение деятельности учреждений культуры, управление объектами, предназначенными для культурных целей, организацию, проведение или поддержку культурных мероприятий, государственную поддержку и субсидирование производства кинофильмов, а также предоставление грантов, субсидий для поддержки отдельных артистов, писателей, художников, композиторов или организаций, занимающихся культурной деятельностью.

Раздел 0900 "Здравоохранение" аккумулирует расходы на финансирование здравоохранения.

Раздел 1000 "Социальная политика" аккумулирует расходы на пенсионное обеспечение, социальное обслуживание и социальное обеспечение населения, охрану семьи и детства.

Раздел 1100 "Физическая культура и спорт" аккумулирует расходы на обеспечение деятельности учреждений в сфере физической культуры и спорта, содержание сборных команд, подготовку и участие в международных, всероссийских и иных спортивных мероприятиях, а также государственную поддержку развития спорта.

Раздел 1200 "Средства массовой информации" аккумулирует расходы на обеспечение выполнения функций учреждениями, обеспечивающими предоставление услуг в сфере массовой информации, а также на проведение мероприятий в указанной сфере.

Раздел 1300 "Обслуживание государственного и муниципального долга" аккумулирует расходы, связанные с выплатой процентных платежей по государственным и муниципальным долговым обязательствам, выплатой дисконта при погашении (выкупе) государственных и муниципальных долговых обязательств, а также иные платежи по обслуживанию государственных и муниципальных долговых обязательств, за исключением расходов, связанных с выплатой вознаграждения (комиссии) агентам за оказание агентских услуг в сфере размещения, обслуживания, выкупа, обмена и погашения государственных и муниципальных долговых обязательств.

Раздел 1400 "Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации" аккумулирует расходы по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, не отнесенных к другим разделам и подразделам.

Таким образом, бюджетная классификация расходов содержит перечень 14 направлений расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, которые связаны с осуществлением государством и муниципальными образованиями различных функций и тем самым является функциональной.

Федеральным бюджетом на 2016 год <1> предусмотрено распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов федерального бюджета на 2016 год, которая выглядит следующим образом (табл. 7):

--------------------------------

<1> См.: Приложение 10 к Федеральному закону от 14 декабря 2015 г. N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" // СЗ РФ. 2015. N 51. Ст. 7230.

 

Таблица 7

 

Наименование Раздел (Рз) Сумма
     
Всего   13 116 717 430,8
Общегосударственные вопросы   1 061 937 919,3
Национальная оборона   1 003 982 776,8
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность   131 419 614,8
Национальная экономика   2 558 337 664,3
Жилищно-коммунальное хозяйство   61 640 081,7
Охрана окружающей среды   59 422 504,0
Образование   564 301 719,1
Культура, кинематография   97 813 141,4
Здравоохранение   479 847 537,8
Социальная политика   4 448 510 839,8
Физическая культура и спорт   72 164 823,8
Средства массовой информации   80 254 907,9
Обслуживание государственного и муниципального долга   645 836 909,9
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации   668 470 490,2

 

Проанализировав расходы федерального бюджета на 2016 год в соответствии с классификацией расходов, можно сделать вывод о том, что основная часть расходов или трат государства приходится на социальную политику, национальную экономику, общегосударственные вопросы и национальную оборону.

Разделы и подразделы классификации расходов, как уже было отмечено, едины и используются в бюджетном процессе.

Так, например, раздел 0200 "Национальная оборона" содержит следующие подразделы: 0201 - "Вооруженные Силы Российской Федерации"; 0203 - "Мобилизационная и вневойсковая подготовка"; 0204 - "Мобилизационная подготовка экономики"; 0205 - "Подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности"; 0206 - "Ядерно-оружейный комплекс"; 0207 - "Реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества"; 0208 - "Прикладные научные исследования в области национальной обороны"; 0209 - "Другие вопросы в области национальной обороны".

Целевые статьи обеспечивают привязку бюджетных ассигнований к конкретным направлениям деятельности субъектов бюджетного планирования и участников бюджетного процесса в пределах подразделов классификации расходов бюджетов <1>.

--------------------------------

<1> Афанасьев М.П., Беленчук А.А., Криворогов И.В. Бюджет и бюджетная система: Учебник. М., 2016. С. 79.

 

Код целевой статьи расходов бюджетов состоит из десяти разрядов (8 - 17 разряды кода классификации расходов бюджетов).

Структура кода целевой статьи расходов соответствующего бюджета устанавливается с учетом положений Указаний о порядке применения бюджетной классификации и включает: код программной (непрограммной) статьи (8 - 12 разряды кода классификации расходов бюджетов), код направления расходов (13 - 17 разряды кода классификации расходов бюджетов).

Коды целевых статей расходов соответствующего бюджета устанавливаются соответственно: для федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - Министерством финансов Российской Федерации; для бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда - финансовым органом соответствующего субъекта Российской Федерации; для местного бюджета - финансовым органом муниципального образования.

 

Классификация источников финансирования дефицита

Бюджета

 

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов является группировкой источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Код классификации источников финансирования дефицита бюджета состоит из 20 разрядов.


 

Таблица 8

 

Структура кода классификации источников финансирования дефицита бюджета
Код главного администратора источников финансирования дефицита бюджета Код группы источников финансирования дефицитов бюджетов Код подгруппы источников финансирования дефицитов бюджетов Код статьи источников финансирования дефицитов бюджетов Код вида источников финансирования дефицитов бюджетов
  Подстатья Элемент Подвид источников финансирования бюджетов Аналитическая группа вида источников финансирования дефицитов бюджетов
                                       
                                       

 

Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета (главный администратор источников финансирования дефицита соответствующего бюджета) - определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов источников финансирования дефицита бюджета и (или) являющиеся администраторами источников финансирования дефицита бюджета.

Перечень главных администраторов источников финансирования дефицитов бюджетов утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете.

Администратор источников финансирования дефицита бюджета (администратор источников финансирования дефицита соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие право в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять операции с источниками финансирования дефицита бюджета.

Группы и подгруппы источников финансирования дефицитов бюджетов едины для всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов предусматривает две группы, которые имеют следующие значения: 0100 - источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов, 0200 - источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов.

Код статьи источников финансирования дефицитов бюджетов включает в том числе подстатью и элемент источников финансирования дефицитов бюджетов.

Детализация подстатей, подвида источников финансирования дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований производится с учетом особенностей исполнения соответствующих бюджетов в соответствии с законодательными актами субъектов Российской Федерации или муниципальными правовыми актами муниципальных образований.

 

Контрольные вопросы к главе 3

 

1. Дайте определение бюджетной классификации.

2. Каково значение бюджетной классификации?

3. Какова структура бюджетной классификации?

4. Из каких разрядов состоит код главного администратора доходов бюджета?

5. Из каких разрядов состоит код главного распорядителя бюджетных средств?

6. Из каких разрядов состоит код главного администратора источников финансирования дефицита бюджета?

 

 

ЛЕКЦИЯ № 2. Бюджетная классификация РФ

 

Бюджетная классификация – это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов, используемых для составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и обеспечивающих сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Бюджетные доходы и расходы по своему составу, источникам, направлениям использования и иным признакам разнообразны.

Обязательным условием функционирования и эффективности всего бюджетного процесса является регламентация источников доходов и определение целей бюджетных затрат.

 

В основе бюджетной классификации лежит группировка показателей, дающая возможность представить в социально-экономическом, ведомственном и территориальном разрезе формирование доходов и направление средств, их состав и структуру.

Ясность, четкость являются основными важнейшими требованиями, которые предъявляются к бюджетной классификации.

 

Умелое использование данных, сгруппированных по элементам бюджетной классификации, позволяет увидеть реальную картину движения бюджетных ресурсов и тем самым повлиять на ход экономических и социальных процессов.

 

Сопоставление плановых и отчетных данных, сравнение и анализ соответствующих показателей <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: