Экскурсия как средство формирования экологической грамотности младших школьников




Существенный фактор экологического образования заключается в том, что дети, особенно городские, сегодня крайне мало общаются с природой. Наблюдается отчуждение ребенка от природы. Замена природы виртуальной, искусственной средой негативно влияет на здоровье и развитие детей. Устойчивое развитие подразумевает право ребенка на здоровую среду и качественное образование.

Согласно исследованием многих ученых термин экологическая грамотность подразумевает под собой не просто знание основ экологии, но и умение воспринимать адекватно экологические проблемы. Также были сделаны выводы, что экологическая грамотность позволяет человеку гармонизировать взаимоотношения с естественной средой обитания — внешним миром. Формирование экологической культуры начинается с первой образовательной ступени.

В структуре понятия экологическая грамотность можно выделить следующие компоненты:

1. экологические знания и умения;

2. экологическое мышление;

3. экологически грамотная практическая деятельность по охране природы;

4. понимание роли человечества в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе;

5. формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учётом изменений среды обитания.

Названные компоненты тесно взаимосвязаны, выступают как причина и следствие, вытекают одно из другого, объясняют друг друга и в итоге подводят ребенка к пониманию необходимости охраны природы и своего непосредственного посильного участия в этом деле.

Процесс формирования у учащихся начальных классов экологически грамотного отношения к природе, к себе и окружающим людям длительный и многоплановый. Это осознанно правильное поведение учащихся в природе, умение наблюдать объекты природы, взаимосвязи между ними, видеть и ценить красоту природы, не причинять ей вреда, участвовать в ее охране.

Вам представлены урочные и внеурочные формы экскурсии.

 

Наблюдения, проводимые ребенком на данных формах занятий, позволяют накопить, а впоследствии расширить его представления о явлениях и процессах, происходящих в природе и обществе. В ходе наблюдений уточняются признаки предметов и явлений, при этом существенные признаки отделяются от менее существенных, устанавливаются причинно-следственные связи. Так результаты наблюдений становятся основой для формирования у младших школьников естественнонаучных представлений и понятий. Наблюдения можно проводить во время экскурсий, прогулок, на экологической тропе. Это позволяет проследить за сезонными изменениями в природе, более ярко показать взаимосвязь неживой и живой природы.

Экскурсия — это форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения и изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях. Экскурсия по предмету «Окружающий мир» проходит вне стен школы: на пришкольном участке, на территории микрорайона, на экологической тропе, на особо охраняемой природной территории, и музее — в этом состоит ее главное отличие от урока. Кроме того, экскурсия не ограничена во времени академическим часом (45 мин), а ее продолжительность может варьироваться.

Согласно программе обучения,во время экскурсии в центре внимания учащихся находятся сезонные изменения в живой (жизнь растений, животных): и неживой природе (погода, снежный покров, формы рельефа, почвенный покров). На протяжении учебного года школьники изучают природные сообщества, наблюдают и фиксируют изменения в природе и деятельности человека. Кроме того, проводятся экскурсии в социум (посещение библиотеки, почтового отделения, медицинского кабинета). В рамках внеклассной деятельности могут быть организованы дальние экскурсии, предполагающие посещение достопримечательностей (исторических, природных). Большое впечатление на младших школьников оказывает посещение мест художественных промыслов.

Неоценима роль экскурсии для духовно-нравственного воспитания школьников. Общение с природой, наблюдения за жизнью животных и растений развивают эмоциональную сферу ребенка, способствуют эстетическому воспитанию. Экскурсии реализуют краеведческий принцип образования. При изучении родного края у учащихся складываются представления о многих объектах, явлениях и процессах, недоступных для непосредственного наблюдения. Современная учебная краеведческая экскурсия должна иметь исследовательский характер и экологическую направленность.

Экскурсии по естествознанию могут быть вводными, текущими и обобщающими. Также их можно разделить на предметные и комплексные. На предметных экскурсиях основное внимание уделяется изучению какого-либо одного компонента природы или же ряда близких компонентов. На комплексных экскурсиях изучается комплекс разнородных компонентов природы, связанных между собой.

Экскурсии имеют ряд преимуществ. Они позволяют сблизить методы обучения и методы научного исследования. Экскурсии можно рассматривать как аналог научной экспедиции. Не случайно многие прогрессивные методисты прошлого неоднократно подчеркивали важность экскурсий в школьном о6учении.

В наших условиях проживания можно проводить следующие экскурсии:

1. выезд на природу;

2. виртуальная;

3. пешая по городу;

4. в краеведческий музей.

Оль-Гуль. Расположена лыжная база буквально в десяти минутах езды от города. Оль-Гуль по растительности - это лесотундра с карликовыми березками и средней высоты лиственницами, елями. Кроме зелени на лыжной базе находится много небольших озёр. Кроме того, на протяжении маршрутов расположены познавательные таблички с информацией о местной флоре.

Если же по какой-то причине вам не удалось организовать выезд на природу, то можно провести виртуальную экскурсию. Например, можно дистанционно ознакомить детей с ягодами Таймыра.

При планировании пешей экскурсии по городу необходимо создать маршрут, учитывая возрастные особенности детей. Во время экскурсии младшие школьники могут ознакомятся с историей Норильска. Узнать о происхождении названия города, коренных жителях, числе населения, познакомятся с достопримечательностями. Учащиеся могут узнать о барельефах, посвященных людям, которые строили наш город на вечной мерзлоте.

Можно побывать на экскурсии в музее освоения и развития Норильского промышленного района. В музее присутствует экскурсовод, который подробно расскажет о п-ове Таймыр, о его географическом положении, климате, речных и горных системах, флоре и фауне, заповедниках и коренных народах.

Из истории п-ова можно узнать, что раньше на данной территории был тропический климат, который впоследствии сменился ледниковым периодом. На данной территории обитали мамонты, овцебыки, бизоны, лошади, носороги, а также и северные олени, которые обитают здесь и в настоящее время.

Во время экскурсии можно рассмотреть чучел различных животных, а также эндемиков Таймыра и узнать о подводных жителях.

На территории п-ова находится несколько заповедников. Можно узнать об их расположении, озерах входящих в состав заповедников, популяции животных.

Подробно рассказывают о коренных народах севера, их истории, образе жизни и национальной одежде, орудиях труда и охоты.

 

Экскурсии вносят большой вклад в решение образовательных и воспитательных задач, способствуют всестороннему развитию младшего школьника, в значительной степени помогают достижению предметных результатов обучения. В процессе экскурсий дети накапливают опыт общения с естественной средой, получают представления о процессах, явлениях и объектах живой и неживой природы. Это служит фундаментом для формирования естественнонаучных и обществоведческих понятий.

Темы, входящие в разделы примерной программы   Тематическое планирование Характеристика видов деятельности учащихся
  Смена времён года в родном крае на основе наблюдений В гости к осени (экскурсия) Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе   Понимать учебные задачи экскурсии и стремиться их выполнить; — наблюдать изменения в неживой и живой природе, ¾ устанавливать взаимозависимость между ними; — определять природные объекты с помощью атласа-определителя «От земли до неба» (например, какому растению принадлежат опавшие листья, какие цветы цветут осенью, каких птиц ещё можно наблюдать в природе); — оценивать результаты своих достижений на экскурсии  
Смена времён года в родном крае (на основе наблюдений) гости к зиме (экскурсия) Наблюдение за зимними явлениями в неживой и живой природе Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться её выполнить; — наблюдать за зимними погодными явлениями; — обсуждать зимние явления в неживой природе в прошедшие дни; — исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов; — определять деревья по их силуэтам и описаниям в атласе-определителе «От земли донеба»; — распознавать осыпавшиеся на снег плодыи семена растений и следы животных; — наблюдать поведение зимующих птиц; — формулировать выводы по материалу экскурсии; — оценивать свои достижения и поведениево время экскурсии
  В гости к весне (экскурсия) Наблюдения за весенними явлениями природы — Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться её выполнить; — наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба»; — формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека; — оценивать свои достижения на экскурсии
Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений) Экскурсии в природные сообщества родного края (3 ч) Природные сообщества, характерные для края, где живут учащиеся — Наблюдать объекты и явления природы; — определять природные объекты с помощью атласа-определителя; — фиксировать результаты наблюдений; — сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: