Тема 11. Растение XXI века – амарант (10 часов).




Теоретическая часть.

11.1. История растения. Родина амаранта. Хлеб ацтеков.

11.2. Значение амаранта в защите окружающей среды.

11.3. Биологические особенности растений. Виды амаранта. Пищевая ценность и лечебная польза амаранта.

11.4. Амарантовая «крупа», амарантовое масло и их применение. Амарант против авитаминоза.

Практическая часть.

11.5. Работа с гербарным материалом различных видов амаранта.

Итоговое занятие (4 часа). Подведение итогов работы кружка за 3 года. Заслушивание рефератов и их обсуждение. Проведение интеллектуального квеста «Этот уникальный мир растений».

Методическое обеспечение образовательной программы:

1. Кирилленко С.К. Методическое пособие для учащихся школ, гимназий, лицеев и учреждений дополнительного образования «Использование биогумуса при проведении исследовательских работ с различными сельскохозяйственными культурами», 2016 Опубл. №331420 http//kopilkaurokov.ru.vneurochka/prochee/331420

2. Кирилленко С.К. Методическое пособие к проведению Республиканского конкурса «Огород на подоконнике», 2016№345747 http//kopilkaurokov.ru.vneurochka/prochee/345747

3. Кирилленко С.К. Методические разработки к выполнению исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников для участия в Республиканском конкурсе «Я – исследователь», 2017 №420001 httpskopilkaurokov.ru|nachalniyeKlass|prochee|420001

4. Кирилленко С.К. Методические рекомендации по использованию природных стимуляторов роста растений в исследовательских работах школьников, 2016httpskopilkaurokov.ru|nachalniyeKlass|prochee|420001

5. Кирилленко С.К. Советы по проведению селекционной работы с ягодными культурами (на примере земляники садовой) для учащихся школ и учреждений дополнительного образования, 2016kopilkaurokov.ru|nachalniyeKlass|prochee| №332663

6. Кирилленко С.К. Тематика исследовательских работ для участия в Республиканском конкурсе «Юный селекционер-генетик», 2016kopilkaurokov.ru|nachalniyeKlass|prochee|№332662

7. Кирилленко С.К. Тематика исследовательских работ по садоводству и советы по их выполнению в учреждениях дополнительного образования, 2016kopilkaurokov.ru|nachalniyeKlass|prochee|№297241

8. Кирилленко С.К. Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности.

Виды дидактических материалов и оборудования:

a. Учебные пособия: гербарии («Культурные растения», «Дикорастущие растения» и др.).

b. Коллекции: семян полевых, овощных и других культур, деревьев и кустарников, цветочных растений.

c. Таблицы: «Охрана природных ресурсов», «Основные группы растений в Донбассе», «Карта заповедных природных зон Донбасса».

d. Инструменты и приспособления: микроскоп, лупа ручная, приспособление для измерения прозрачности воды; термометр водяной, приспособление р-Н.

Перечень рефератов:

1. Роль воды в организме.

2. Зеленое топливо.

3. Выращивание лесных культур из разных зон Донбасса из семян.

4. Дикорастущие лекарственные растения Донбасса.

5. Лекарственные растения на подоконнике.

6. Значение водорослей в экосистемах и в жизни человека.

7. Что такое витамины?

8. Растения в природе против авитаминоза человека.

9. Использование красок из растений в домашних условиях.

10. Полевые культуры на Донбассе.

11. Картофель и топинамбур, их особенности и использование.

12. Польза лука и чеснока.

13. Что такое фитонциды и их значение для человека.

14. Что я знаю об арбузе.

15. Цитрусовые в моем доме.

16. Как можно вырастить картофель.

17. Заповедные места Донбасса.

18. «Самые – самые растения».

19. Что растет в лесах Донбасса.

20. Использование бузины (боярышника, облепихи, рябины и других – по выбору члена кружка) в лекарственных целях.

21. Что растет у нас под ногами?

22. Зеленый огород у меня на окне

23. Почему цветет водоем?

24. Из какой муки хлеб лучше?

25. Как можно избежать простуды?

 

Глоссарий

Авитаминоз —заболевание, являющееся следствием длительного неполноценногопитания, в котором отсутствуют какие-либовитамины.

Биогеоценоз (от греч. βίος — жизнь γη — земля + κοινός — общий) — система, включающая сообщество живых организмов и тесно связанную с ним совокупностьабиотических факторовсреды в пределах одной территории, связанные между собой круговоротом веществ и потоком энергии (природная экосистема). Представляет собой устойчивую саморегулирующуюся экологическую систему, в которой органические компоненты (животные, растения) неразрывно связаны с неорганическими (вода, почва). Примеры: сосновый лес, горная долина. Учение о биогеоценозе разработаноВладимиром Сукачёвымв1942 году.

Биосферный заповедник – охраняемые законами, в т.ч. международными, эталонныеучасткиопределённыхприродныхзон, на которых сохраняется типичное биологическое разнообразие, ведутся наблюдения за естественными биогеоценозами, проводятся научные исследования.

Биологические ритмы у растений –(от греческого βίος — bios, «жизнь»и ῥυθμός — rhythmos, «любое повторяющееся движение, ритм») — периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений.

Биологические часы –способность организмов к ориентации во времени, возникшая в процессе их эволюционной адаптации к цикличности ряда процессов, происходящих в окружающей среде (смена дня и ночи, времен года), и объясняющаяся установившейся периодизацией.

Биометрические наблюдения – (от био... и...метрия) раздел биологии, основные задачи которого – планирование количественных биологических экспериментов и обработка результатов методами математической статистики. Основы биометрии заложены в конце XIX в. работами английских ученых Ф. Гальтона и К. Пирсона.

Витамины – биологически активные вещества, необходимые для роста и обновления клетки, течения обменных процессов в организме. Недостаточное поступление их в организм, нарушение усвоения в пищеварительном канале, несоответствие между повышенной потребностью в них и поступлением приводит к развитию гипо- и авитаминозов, что клинически проявляется определенным симптомокомплексом (рахит, пеллагра, цинга, полиневрит и др.)

Вегетация растений –(вегетация; от лат. vegetatio — оживление, произрастание) — период года, в который возможны рост и развитие (вегетация)растений. Продолжительность периода зависит главным образом от географической широты и климата.

Вегетативное размножение – образование новой особи из многоклеточной части тела родительской особи, один из способов беспологоразмножения, свойственный многоклеточным организмам.

Всхожесть семян –способность семян давать за установленный срок нормальные проростки при определённых условиях проращивания.Это количество появившихся всходов, выраженное в процентах к количеству высеянныхсемян.

Закладка опытов – это перенос на земельный участок схематического плана опыта.

Заповедные места(запове́дники) — участки территории (акватории), на которых сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс, а охота запрещена. Кроме того, на их территории запрещена любая хозяйственная деятельность человека, а земли навечно изъяты из любых форм пользования.

Культурные растения (агрокультуры) — растения, выращиваемые человекомдля получения пищевых продуктов, кормов в сельском хозяйстве, лекарств, промышленного и иного сырья и других целей.

Лекарственные растения (лат. Plantae medicinalis) — обширная группарастений, органы или части которых являютсясырьёмдля получения средств, используемых в народной,медицинскойиливетеринарнойпрактике с лечебными или профилактическими целями.

Метеонаблюдения –инструментальные измерения и визуальные оценки метеорологических величин, характеристик и атмосферных явлений в пунктах наблюдений.

Насекомоопыляемые растения –растения, которые привлекают нектаром, окраской, запахом или формой цветков насекомых для переноса пыльцы на пестики.

Пигменты –(лат. pigmentum — краска) — компонент наполненных композиционных материалов, придающий материалам непрозрачность, цвет, противокоррозийные и другие свойства.

Растения (лат. Plantae, или Vegetabilia) — биологическоецарство, одна из основных групп многоклеточныхорганизмов, включающая в себя в том числемхи,папоротники,хвощи,плауны,голосеменныеицветковые растения. Нередко к растениям относят также всеводорослиили некоторые их группы. Растения (в первую очередь, цветковые) представлены многочисленнымижизненными формами — среди них естьдеревья,кустарники,травыи др.

Растения-аллергены – это растения, выделяющие антигены, которые вызывают у чувствительных к ним людейаллергические реакции.

Растения-радиопротекторы – растения, поглощающие радиоактивное излучение.

Растения-суккуленты (от лат. succulentus, «сочный») —растения, имеющие специальные ткани для запаса воды. Как правило, они произрастают в местах с засушливымклиматом.

Реликтовые растения (лат. relictum — остаток) вбиологии —живые организмы, сохранившиеся в современнойбиотеили в определённом регионе как остаток предковой группы, более широко распространённой или игравшей большую роль вэкосистемахв прошедшиегеологические эпохи.

Реликт — остаточное проявление прошлого в наше время.

Растения-индикаторы –растения, для которых характерна резко выраженнаяадаптацияк определённым условиямокружающей среды. При наличии таких растений можно качественно или количественно оценить условия окружающей среды.

Растения-синоптики – растения, по поведению которых можно предсказать погоду на определенное время.

Растения-хищники –используются также терминыхи́щные растенияиплотоя́дныерастения) — собирательное название около 630видоврастенийиз 19семейств, которые приспособились к ловле и перевариванию небольших животных, в основномнасекомых. Таким образом, они дополняют своё нормальноеавтотрофноепитание (фотосинтез) одной из формгетеротрофногопитания. В результате насекомоядные растения менее зависят от почвенного неорганическогоазота, необходимого для синтеза их собственныхбелков.

Фенологические наблюдения – наблюдения за сезонными явлениями и процессами в жизни растений и животных и предсказание сроков их наступления. При проведении фенологических наблюдений регистрируют даты наступления фаз развития дикорастущих и культурных растений.

Фитонциды –выделяемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие болезнетворных бактерий.

Фотосинтез –образование в клетках зелёных растений и водорослей углеводов из углекислоты и воды под воздействием света, поглощаемого хлорофиллом растений.

Хлорофилл – зелёное красящее вещество листьев и др. органов растений, обусловливающее усвоение растениями углекислоты воздуха.

Экология (от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) —наукао взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биологЭрнст Геккельв1866 годув книге «Общая морфология организмов» («GenerelleMorphologiederOrganismen»).

Экосистема (от др.-греч. οἶκος — жилище, местопребывание и σύστημα — система) — биологическая система (биогеоценоз), состоящая из сообщества живых организмов (биоценоз), среды их обитания (биотоп), системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: