Основные закономерности психического развития ребенка.




К закономерностям психического развития относятся неравномерность, гетерохронность, неустойчивость, сензитивность, кумулятивность, дивергентность — конвергентность.

1. Неравномерность – это неравномерное развитие психических функций. Данный процесс характеризуется подъемом, стабильным течением и спадом, носит колебательный характер. Е. Ф. Рыбалко говорил, что чем выше уровень продуктивности (достижений) в развитии, тем больше колебательный характер ее возрастной динамики.

Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. Отдельные из них «идут» впереди, подготавливая другим почву. Затем те функции, которые отставали, приобретают приоритет в развитии и создают основу для дальнейшего усложнения психической деятельности. Например, в младенчестве интенсивно развиваются органы чувств. На их основе в дальнейшем формируются предметные действия. В раннем возрасте действия с предметами превращаются в особую деятельность, в ходе которой развиваются речь, наглядно-действенное мышление и гордость зав собственные достижения. Неравномерность развития задается индивидуальной генетической программой развития и влиянием социальной среды, в том числе и культурой.

2. Гетерохронность означает несовпадение во времени развития отдельных органов и функций. Если причиной неравномерности является нелинейная природа системы развития, то гетерохронность связана с особенностями ее структуры и неоднородностью ее элементов. Отечественный физиолог П.К. Анохин считал, что гетерохронность заключается в неравномерном развертывании наследственной информации. Пример, ребенок начинает сидеть раньше, чем ходить. У ребенка раньше развивается и формируется зрительное восприятие и позже воображение. Как правило, ребенок сначала овладевают устной речью и позже письменной.

Проявления: 1) сензитивные периоды; 2) бурное развитие психики на ранних этапах онтогенеза по сравнению с поздними этапами. Каждая возрастная стадия обладает своим темпом и ритмом. Наиболее быстро психическое развитие происходит с рождения до трёх лет. Чем моложе ребёнок, тем темп психического развития выше.

3. Неустойчивость развития, тесно связанная с неравномерностью и гетерохронностью, ярко проявляется в кризисах развития. Это обусловлено тем, что развитие всегда проходит через неустойчивые периоды, в том числе кризисные. Устойчивость возможна при несовпадении во времени развития разных психических процессов, функций и свойств. Отсюда следует, что устойчивость возможна благодаря неустойчивости.

4. Сензитивные периоды развития – это периоды повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к воздействию обучения и воспитания. Данные периоды ограничены во времени, и если в сензитивный период развитию определенного качества не уделялось должного внимания, то потом процесс его развития будет более долгим. Например, для овладения родным языком – 1 – 5 лет. В раннем детстве восприятие выдвигается в центр сознания и становится доминирующим психическим процессом. В дошкольном детстве доминирует память, воображение. В младшем школьном – мышление.

5. Кумулятивность состоит в том, что результаты развития предшествующего возрастного периода включаются в последующий. Например, в процессе развития мышления сначала развивается наглядно-действенное, затем наглядно-образное и, наконец, словесно-логическое мышление. Такой процесс свидетельствует о качественном преобразовании психического развития. Проще говоря, кумулятивность подразумевает, что результат психического развития предшествующей стадии включается в новую стадию, при этом определенным образом трансформируясь.

6. Дивергентность и конвергентностъ — это две противоречивые, но взаимосвязанные тенденции. Дивергентность заключается в повышении разнообразия в процессе психического развития, проявляется в многообразии появляющихся в ходе развития признаков и свойств, способов поведения и действий на основе их постепенного расхождения (дивергенция – расхождение). Конвергентность — усиление избирательности, проявляется в сближении, сходстве свертывании, синтезе в ходе развития психических процессов и свойств, действий и способов поведения (конвергенция – сближение). Психическое развитие включает в себя обе эти тенденции – дивергенцию и конвергенцию.

К некоторым особенностям процесса развития, не указанным ранее, следует также отнести:

- тенденцию к качественному изменению и переходу на более совершенные уровни функционирования;

- необратимость развития (обратное развитие как полное восстановление того, что было раньше, невозможно);

- обязательное сочетание, включение элементов прогресса и регресса (прогрессивное развитие как выбор одного из направлений развития оставляет нереализованными многие другие).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: