ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ




Экономика, предмет экономической теории, функции экономической теории, экономическая политика, позитивная и нормативная экономическая теория, микроэкономика, макроэкономика; меркантелизм, физиократическая школа, классическая политэкономия, марксизм, неоклассическое направление, маржинализм, кейнсианство, монетаризм, теория рациональных ожиданий, институционально-социологическое направление; научная абстракция, функциональный анализ, моделирование, экспериментирование в экономике; потоки и запасы, номинальные и реальные величины, предельные величины, сравнительная статика, мгновенный, краткосрочный и долгосрочные периоды.

Выводы:

1. Экономическая теория – это наука, изучающая хозяйственную сторону жизни общества, проблему согласования потребностей людей с ограниченными ресурсами, которые могут быть использованы для их удовлетворения. Основные функции экономической науки – познавательная и практическая. Экономика состоит из двух больших частей – микроэкономики, которая изучает деятельность отдельных хозяйствующих субъектов, и макроэкономики, изучающей экономическую жизнь общества в целом. Экономика – это общественная наука, она изучает определенную сторону жизни общества и потому тесно связана с другими общественными науками: политологией, социологией, юриспруденцией, психологией и др. Будучи исторической наукой, экономика меняется по мере развития человеческого общества.

2. Экономическая теория прошла долгий путь развития. Вместе с изменением экономические условия жизни общества менялся и предмет экономики. В течение нескольких столетий предметом изучения экономики было богатство. Первоначально экономические школы и направления различались именно тем, что они понимали под богатством и источником богатства нации (от золота до всей массы созданных трудом людей продуктов). Современная экономика рассматривается как наука о рациональном ведении хозяйства в условиях ограниченности (редкости) ресурсов и безграничности потребностей.

Современные экономические теории характеризуются большим разнообразием позиций, взглядов, концепций. Кейнсианство – экономическое течение, обосновывающее необходимость широкого вмешательства в экономику государства. Монетаризм – теория, исходящая из представления о решающем влиянии денежной массы на ход экономических процессов. Сторонники институционально-социологического направления в экономике исходят из того, что под влиянием научно-технического прогресса происходит эволюция общества от индустриального к постиндустриальному, ориентированному на удовлетворение потребностей людей.

3. Основой всякого экономического анализа является сбор, обработка, систематизация фактов экономической жизни. Наиболее широко используемые методы экономических исследований – научная абстракция, результатом которого является выработка понятий; функциональный анализ, устанавливающий зависимости между отдельными экономическими переменными; моделирование, графический метод описания экономических взаимозависимостей, маржинальный анализ, предполагающий изучение изменений экономических явлений в связи с изменение других, экспериментирование и др. Критерием правильности теоретических выводов является практика.

4. Многие экономические процессы и явления экономисты характеризуют с помощью чисел. Экономические величины могут иметь размерность потока или размерность запаса, быть номинальными или реальными. Для уравнивания ценности экономических показателей сегодня и в будущем применяется метод дисконтирования. Предельные величины, широко используемые в экономическом анализе, характеризуют изменение одного показателя в связи с изменением другого, связанного с первым, показателя на единицу. Сравнительная статика – это метод анализа, при котором реальные экономические процессы рассматриваются на определенный момент времени.


Глава 2. Потребности и ресурсы

В данной главе рассматривается целевая функция экономической деятельности людей, потребности и блага, с помощью которых удовлетворяются потребности людей; ресурсы, необходимые для производства; проблема редкости, ограниченности ресурсов и безграничности потребностей, проблема выбора.

2.1. Экономические потребности и блага.

Потребности – это выражение нужды в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности и общества в целом. Именно потребности и необходимость их удовлетворения побуждают людей к производству, к экономической деятельности.

Потребности формируются под влиянием многочисленных факторов. На потребности влияют биологическая природа человека, его духовный мир, социально-экономические условия его жизни, научно-технический прогресс, природно-климатическая среда т.д.

Существует множество вариантов группировки, классификации потребностей. Можно выделять потребности:

· первичные (потребность в средствах существования, которые не могут быть ничем заменены, – питание, одежда, жилье) и вторичные (потребности выбора – автомобили, развлечения, путешествия);

· материальные (в пище, жилье) и духовные (в чтении книг);

· личные (образование) и общественные (обороноспособность страны, охрана окружающей среды);

· производственные и непроизводственные и др.

При характеристике потребностей и отнесении их к той или иной группе надо иметь в виду условный (относительный) характер той или иной группировки. Границы между видами потребностей довольно зыбки. Например, в высокоразвитых странах потребность в умении читать, писать относится к первичным потребностям, а в отсталых странах – к потребностям вторичным.

Широко известна группировка потребностей, сделанная американским ученым А. Маслоу. В предложенной им системе все потребности представлены в виде пирамиды, в основании которой лежат физиологические потребности, над которыми возвышаются духовные потребности человека как социальной личности (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Пирамида потребности А. Маслоу.

 

По мере развития человеческого общества потребности людей постоянно расширяются и усложняются. Они безграничны и неутолимы (это не значит, что какая-то конкретная потребность не может быть удовлетворена). Речь идет о процессе исторического развития общества в целом, в котором действует закон возвышения потребностей, выражающий причинно - следственные связи между развитием общества и постоянным качественным и количественным расширением потребностей.

Потребности людей удовлетворяются с помощью благ. Благо – это все то, что обладает полезностью для человека и удовлетворяет его потребности.

Блага могут иметь вещную форму (материальный объект) или выступать в виде услуги (услуга – нематериальное благо, имеющее форму полезной людям деятельности).

Все блага, с помощью которых человек удовлетворяет свои потребности, подразделяются на безграничные (даровые блага природы) и ограниченныеэкономические, большая часть которых (но не все) создается в процессе производства. Таким образом, конечной целью всякого производства является создание благ для удовлетворения потребностей. Сам процесс удовлетворения потребностей – это потребление.

Все экономические блага подразделяются на две большие группы:

· потребительские блага, непосредственно удовлетворяющие потребности людей (пища, одежда, жилье и т.п.);

· средства производства – блага производственного характера, удовлетворяющие потребности людей опосредованно (станки, машины, оборудование, полезные ископаемые).

Далее, все блага можно подразделить на:

· долгосрочные, предполагающие многократное использование;

· краткосрочные – предназначенные для одноразового применения.

Многие экономические блага связаны между собой: они могут либо замещать друг друга, либо дополнять друг друга. В связи с этим различают:

· взаимозаменяемые блага (блага-субституты) – блага, обладающие способностью удовлетворять потребности за счет друг друга (нефть-газ, маргарин-масло, дерево-кирпич и т.п.) При этом взаимозаменяемость может быть полной (абсолютной), когда одно благо может полностью заменить другое (шариковая, капиллярная ручка; конфеты, сахар, варенье и т.п.) относительной, когда блага в большей или меньшей степени могут быть приравнены друг к другу (натуральные и искусственные ткани, розы и гвоздики, бензин или мазут);

· взаимодополняющие (комплиментарные) блага – блага, удовлетворяющие потребности людей лишь в комплексе друг с другом (магнитофон и кассета, фотоаппарат и пленка, автомобиль и бензин и т.п.). Взаимодополняемость может быть жесткой (абсолютной) и относительной. В первом случае одному благу должно соответствовать определенное количество другого блага (магнитофон – кассета), во втором – такая жесткая определенность отсутствует (кофе и сахар, рубашка и галстук).

Понимание взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ имеет большое значение для анализа поведения хозяйствующих субъектов и закономерностей ценообразования в условиях рыночной экономики.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое потребность? Что влияет на формирование потребностей? Как можно сгруппировать потребности?

2. Проанализируйте пирамиду потребностей А. Маслоу.

3. Как развиваются потребности?

4. Что такое блага? Какие блага являются экономическими? Как их можно сгруппировать?

5. Охарактеризуйте взаимозаменяемые блага и взаимодополняющие блага.

2.2. Факторы производства.

Большинство экономических благ создается в процессе производства. Для того чтобы произвести какие-либо блага, необходимы ресурсы – блага, из которых или с помощью которых производятся другие блага.

Отсюда, производство – это процесс создания экономического блага и сопутствующее ему преобразование ресурсов. Ресурсы, участвующие в производстве товаров и услуг называются факторами производства. Основные факторы производства – это труд, земля, капитал и предпринимательская деятельность.

Труд (L) – целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей. Это затраты физической и умственной энергии людей, позволяющие создавать полезные для общества товары и услуги.

Земля (T) – все природные ресурсы, которые используются в производстве. Когда о земле говорят как о факторе производства, то имеют в виду: пахотные и другие земли, леса, полезные ископаемые, воду и т.п.

Капитал (C) – блага длительного пользования, используемые для производства других благ. К капиталу относят: здания, сооружения, станки, оборудование и другие средства производства. Капитал позволяет увеличить отдачу земля и труда в производственном процессе.

Предпринимательская деятельность (E) – целесообразная деятельность людей, направленная на получения прибыли. Функции предпринимателя в производстве:

· соединение факторов производства в одном производственном процессе;

· нахождение наиболее эффективных вариантов соединения этих факторов;

· принятие на себя риска (предприниматель рискует своим капиталом, деньгами, авторитетом и т.п.).

В современных условиях наряду с названными основными видами ресурсов необходимыми факторами производства являются:

· информация – поток тех или иных знаний, сведений, передаваемых и воспринимаемых людьми (сведения о существовании тех или иных технологических процессов, достижениях НТП, состоянии рынка и т.п.);

· технология – конкретные приемы и методы, рабочие процессы, порядок изготовления продукта, которые применяются в производстве;

· организация производства – установление постоянных и временных взаимоотношений между участниками процесса производства в целях обеспечения единства, слаженности и эффективности всего производственного процесса.

Развитие всех факторов производства находится под постоянным воздействием достижений научно-технического прогресса (сегодня – под воздействием научно-технической революции).

Все факторы производства можно рассматривать как вещественные, или имущественные (земля и капитал) и личные (труд и предпринимательская деятельность). Ресурсы не могут существовать в производстве изолированно, в производстве они переплетаются и взаимодействуют. Вещественные факторы производства без личных – просто груда мертвых вещей, но и личные факторы без вещественных непроизводительны, непродуктивны.

В условиях современной научно-технической революции, которая привела к принципиальным изменения роли и места человека в процессе производства, личные факторы производства приобрели особое значение. Сформировалось новое понятие – «человеческий капитал».

Человеческий капитал – это врожденные или полученные в процессе образования и практической деятельности интеллектуальные способности и трудовые навыки человека, определяющие его способность приносить доход. Человеческий капитал создается в результате инвестиций в образование, приобретение квалификации. Затраты со временем окупаются, давая отдачу в виде более высокой заработной платы. Сегодня вложения в человеческий капитал дают большую отдачу, чем вложения в вещественные факторы производства.

Анализируя факторы производства, необходимо обратить внимание на то, что деньги не являются фактором производства. Из денег нельзя ничего сделать, но они являются необходимым условием приобретения факторов производства. Денежные средства используются для покупки факторов производства у их владельцев, и тем самым обеспечивается реальная возможность соединить ресурсы в едином производственном процессе.

Проблема производства состоит в том, что человеческие потребности практически не ограничены, тогда как в любом обществе имеется ограниченное количество ресурсов. Ограниченность ресурсов – объективный факт, диктующий необходимость соответствующего хозяйственного поведения людей. В каждый момент жестко фиксировано количество трудовых, природных, капитально-технических ресурсов, которые могут принимать участие в производстве. Ограниченность всех экономических ресурсов остается и даже возрастает по мере развития общества. Это обусловлено не только истощением природных ресурсов, но и тем, что потребности постоянно возрастают, давая импульс производству новых товаров и услуг, требующих новых ресурсов.

Следствием ограниченности ресурсов становится:

· необходимость решать вопрос о предпочтительности того или иного направления применения ресурсов;

· появление конкуренции, соперничества, состязательности за доступ к более эффективным ограниченным ресурсам общества;

· необходимость эффективного и по возможности полного использования ограниченных ресурсов общества;

· возможность возникновения рационирования – уравнительного распределения ограниченных ресурсов между их потребителями.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое процесс производства?

2. Какие ресурсы необходимы для организации производства? В чем отличия факторов производства от ресурсов?

3. Охарактеризуйте каждый фактор производства. Как группируются все факторы производства?

4. Что такое человеческий капитал?

5. Являются ли деньги фактором производства?

6. Как Вы понимаете тезис об ограниченности ресурсов? Она абсолютна или относительна?

7. Какие проблемы возникают в связи с ограниченностью ресурсов?

2.3. Производственные возможности.

Ограниченность ресурсов ставит предел возможностям производства. Использование ресурсов для создания одного продукта означает отказ от производства другого. Это заставляет делать выбор: какие блага и с помощью каких ресурсов производить, в какие отрасли и сферы производства направлять ограниченные ресурсы общества.

Суть проблемы выбора в условиях ограниченности ресурсов можно понять, использовав, кривую производственных возможностей (КПВ). Кривая производственных возможностей – график, показывающий все множество вариантов использования имеющихся ресурсов для производства двух альтернативных видов экономических благ. (Альтернативный – допускающий одну из двух или нескольких возможностей).

При построении КПВ делается ряд допущений:

· количество применяемых ресурсов постоянно;

· все имеющиеся ресурсы используются полностью;

· технический прогресс отсутствует;

· производится только два продукта.

Разберем хрестоматийный пример.

Предположим, что общество нуждается в производстве двух продуктов – масла и пушек. Возможные объемы производства двух продуктов при полном использовании ограниченных ресурсов представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1.

Альтернативные возможности производства масла и пушек.

 

Варианты Масло (млн. тн.) Пушки (тыс. шт.)
А    
B    
C    
D    
E    

 

Отложив на осях координат два товара и соединив точки, отражающие разные сочетания объемов производства этих продуктов, мы получим кривую производственных возможностей (рис.2.2).

Рис. 2.2. Кривая производственных возможностей.

Анализ кривой производственных возможностей (см. рис.2.2) позволяет сформулировать ряд важнейших экономических положений.

1. Закон замещения, который гласит, что при полном использовании имеющихся ресурсов и неизменной технологии увеличение производства одного продукта приводит к сокращению другого. Действительно, мы видим, что с увеличением производства масла выпуск пушек сокращается, и наоборот.

Для иллюстрации действия закона замещения часто приводят следующий пример. В СССР накануне начала Великой Отечественной войны (1941-1945гг.) существовала полная занятость, все трудовые ресурсы использовались полностью, безработицы не было. Когда началась война, увеличить производство военной продукции можно было, только сократив производство гражданской. В то же время в США перед войной (1939 г.) трудовые ресурсы недоиспользовались, безработица достигала 17,2 %. Когда началась Вторая мировая война, США смогли увеличить производство и военной, и гражданской продукции. К 1944 г. безработица сократилась до 1,2%.

2. Если производство находится внутри КПВ, в точке N, это значит, что имеющиеся ресурсы используются не полностью: есть возможность увеличить производство и пушек, и масла. Точка N свидетельствует о недопроизводстве и неэффективном использовании ресурсов.

3. Точка М при данных ресурсах и имеющейся технологии для производства недостижима. Но это совсем не означают, что производственные возможности не могут увеличиться. Расширение производственных возможностей приведет к смещению КПВ вправо. Существует два способа расширения производственных возможностей:

· увеличение количества используемых ресурсов (экстенсивный путь);

· и совершенствование технологии, НТП, позволяющие при данных ресурсах производить больше благ (интенсивный путь).

4. Любое производство является эффективным, если оно обеспечивает полное использование ресурсов, следовательно, любая точка, лежащая на кривой производственных возможностей, является эффективной. Производство считается эффективным, если увеличение производства одного продукта приводит к сокращению производства другого продукта.

Предположим, что фирма располагает определенным станочным парком и определенным количеством работников и выпускает два продукта. Если станочный парк используется полностью, все работники загружены, то, чтобы увеличить производство одного продукта, придется сократить производство другого. Если можно увеличить производство одного продукта, не сократив производства другого, это значит, что имеющиеся ресурсы недоиспользуются, т.е. производство неэффективно.

Распределение ресурсов, при котором невозможно увеличить выпуск одного экономического блага без уменьшения выпуска другого, называется Парето-эффективным или Парето-оптимальным. (Это положение впервые было сформулировано в работах итальянского экономиста Вильфредо Парето (1848-1923гг.) и широко используется в экономической теории).

5. Поскольку увеличение производства одного продукта ведет к сокращению производства другого, то стоимость (издержки производства) одного продукта может быть выражена в количестве продукта, от которого приходится отказаться в связи с производством первого.

Так, увеличение производства масла с нуля до 2 млн. тонн «обошлось» в 3 тыс. пушек, от производства которых пришлось отказаться. Можно сказать, что 2 млн. тонн масла стоят 3 тыс. пушек. В экономике такая стоимость или такие издержки производства называются вмененными или альтернативными.

Альтернативные издержки производства или издержки упущенных возможностей – это издержки производства или стоимость одного товара, выраженная в количестве другого товара, от производства которого приходится отказаться, чтобы произвести дополнительную единицу данного товара.

6. При анализе КПВ обращает на себя внимание то обстоятельство, что каждые два последующие млн. тонн масла обходятся все дороже и дороже:

- первые 2 млн. тонн стоили 3 тыс. пушек;

- вторые 2 млн. тонн – уже 6 тыс. пушек;

- третьи 2 млн. тонн – 9 тыс. пушек;

- четвертые 2 млн. тонн – 12 тыс. пушек.

Почему? Почему кривая производственных возможностей имеет выпуклую форму? Дело в том, что здесь четко проявляется действие одного из важнейших экономических законов – закона убывающей отдачи, или закона возрастающих вмененных издержек производства.

Закон возрастающих альтернативных издержек производства гласит: в условиях полного использования ресурсов и неизменной технологии для получения каждой дополнительной единицы одного товара приходится отказываться от все возрастающего количества других товаров.

Объясняется это тем, что при увеличении производства масла приходится использовать ресурсы, приспособленные для производства пушек и непригодные для производства масла. Причем чем больше масла мы хотим произвести, тем менее пригодные для этого ресурсы нам приходится использовать.

Таким образом, в силу того, что в разных процессах производства ресурсы обладают разной производительностью, переключение их из одной сферы применения в другую обусловливает возрастание вмененных издержек производства.

Ограниченность производственных возможностей (ресурсов, которые могут быть использованы в процессе производства) порождает проблему альтернативности их применения и поиска лучшего сочетания факторов производства, то есть проблему выбора, которая стоит не только перед обществом в целом, но и перед каждой фирмой, семьей, отдельным человеком.

Отражением данной проблемы является постановка трех основных вопросов экономики:

Что и сколько производить – какие и сколько товаров и услуг должны быть произведены в данном экономическом пространстве и в данное время?

Как производить – при какой комбинации производственных ресурсов, с использованием каких технологий и способов организации производства должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товары и услуги?

Поскольку количество созданных товаров и услуг ограничено, то возникает проблема их распределения или третий вопрос – для кого производить, кто будет потреблять произведенные товары?

Эти три вопроса обычно просто формулируются как:

 
 


Что? Как? Для кого?

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое кривая производственных возможностей? Какие допущения делаются при построении КПВ?

2. В чем суть закона замещения? При каких условиях он действует?

3. Как можно охарактеризовать состояние экономики, если она находится в точке, расположенной внутри КПВ?

4. Как можно расширить производственные возможности? Что происходит, если КПВ сдвигается вправо, влево?

5. Какое производство считается Парето – эффективным?

6. Что такое альтернативные издержки производства?

7. Почему КПВ выпукла вправо вверх? В чем суть закона возрастающих альтернативных издержек? Почему и при каких условиях они возрастают?

8. Какие вопросы возникают в связи с ограниченностью производственных возможностей?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: