ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ




Экономические агенты, домашние хозяйства, предприятия (фирмы), государство, экономические интересы; собственность, право собственности, спецификация прав собственности, «пучок» прав собственности, аренда, теорема Р. Коуза; натуральное производство, товарное производство, общественное разделение труда, сравнительное преимущество, деньги, абсолютная ликвидность, функции денег, товарные, бумажные, кредитные деньги, безналичные деньги, электронные деньги, пластиковые карточки; рынок, контракт.

Выводы:

1. Участники экономического процесса, самостоятельно принимающие решения, составляющие хозяйственные планы и действующие в соответствии с ними, – это экономические агенты(хозяйствующие субъекты). Основные хозяйствующие субъекты в экономике – это домашние хозяйства, предприятия (фирмы) и государство. Каждый из этих субъектов выполняет в экономике свои функции, являются носителями своих интересов. При всем многообразии интересов основным и преобладающим является личный интерес.

2. Многими современными экономистами собственность трактуется как пучок прав собственности. Четкая спецификация (закрепление) этихправ собственности за теми, кто способен обеспечить наиболее эффективное использование объектов собственности, позволяет наиболее рационально распределять ограниченные ресурсы общества. Согласно теореме Р. Коуза при четком установлении прав собственности и нулевых трансакционных издержках будет достигаться оптимальное распределение ограниченных ресурсов общества независимо от того, как эти права собственности распределены.

3. Существование рынка предполагает, что производство носит товарный характер, т.е. продукты производятся для продажи, обмена. Условиями существования товарного хозяйства являются: общественное разделение труда, которое базируется на принципе сравнительных преимуществ – способности отдельного производителя производить товар с относительно меньшими альтернативными издержками; экономическая обособленность товаропроизводителей на базе частной собственности и обмен как форма связи между обособленными и самостоятельными товаропроизводителями.

4. Деньги – это все то, что принимается продавцом для оплаты товаров и услуг. Отличительная особенность, денег – их абсолютная ликвидность. Сущность денег проявляется в их функциях. Деньги выполняют функции: средства обращения, меры стоимости и средства накопления. История денег знает три основных вида денег: товарные, бумажные и кредитные. Современные наличные деньги представляют собой долговые обязательства центральных банков, безналичные – долговые обязательства коммерческих банков в отношении их вкладчиков.

5. Рыночная экономика – это экономическая система, базирующаяся на частной собственности и непосредственных связях между покупателем и продавцом, координируемых рынком. Основные черты рыночной экономики: равноправие всех форм собственности, экономическая свобода, всеобщность рынка, контрактный характер рыночных отношений, экономическая ответственность субъектов рынка, конкуренция, свободное ценообразования. Основное достоинство рыночной экономики – эффективное использование ограниченных ресурсов общества в соответствии с потребностями людей.


Глава 4. Теория потребительского поведения

Конечная цель всякого производства – удовлетворение потребностей людей. В условиях рынка потребности людей выступают в форме платежеспособного спроса – потребностей, обеспеченных денежными ресурсами. Рыночный спрос представляет собой сумму спросов, предъявляемых отдельными потребителями. Процесс формирования спроса со стороны отдельного покупателя на разные блага называется потребительским поведением или потребительским выбором. Данная глава и посвящена рассмотрению процесса формирования потребительского выбора и анализу главных факторов этот выбор определяющих.

4.1. Полезность блага и потребительский выбор.

Любой человек приобретает блага ради их полезности, возможности с их помощью удовлетворить какие-то свой потребности.

Однако, если благо и обладает полезностью для потребителя, то существуют факторы, ограничивающие возможность приобретения его: это цена товара и доход потребителя (бюджетное ограничение).

Поскольку величина дохода и цены заданы, то потребитель не может купить все те блага, которые ему хотелось бы. Бюджетное ограничение, и, следовательно, невозможность удовлетворения всех потребностей заставляет потребителя делать выбор, распределять свои доходы в соответствии с его представлениями о полезности и выгодности (предпочтительности) выбираемых товаров.

Таким образом, главными факторами, определяющими поведение потребителя, его выбор, являются:

§ полезность для потребителя того или иного товара;

§ цены товаров и услуг;

§ располагаемый доход.

Рассматривая поведение потребителя, экономическая теория исходит из того, что потребитель ведет себя рационально, т.е. он стремится получить максимум результатов при минимуме затрат (достичь наибольшей полезности, затратив минимум средств).

При анализе потребительского поведения делается ряд допущений:

§ множественность видов потребления. Каждый потребитель желает потреблять множество разнообразных товаров;

§ ненасыщенность. Потребитель стремится иметь большее количество любых товаров и услуг, и не пресыщен ими;

§ транзитивность – постоянство и согласованность вкусов потребителя. Если человек предпочитает товар А (йогурт) товару В (кефир), а товар В (кефир) товару С (молоко), то он должен предпочитать товар А (йогурт) товару С (молоко);

§ взаимозаменяемость. Потребитель согласен отказаться от небольшого количества одного товара, если ему предложат взамен большее количество товара-заменителя;

§ убывающую предельную полезность.

Всякий товар – благо, предназначенное для обмена, как уже отмечалось, обладает полезностью.

Полезность (U ) – это его способность блага удовлетворять какую-либо потребность, приносить человеку удовлетворение. Полезность выражает не столько физические свойства блага, сколько отношение к нему потребителя, суждение потребителя о благе, т.е. его субъективное восприятие полезности блага. Например, сигареты для курильщика обладают полезностью, в то время как для человека некурящего сигареты бесполезны.

Полезность экономического блага (товара) зависит от интенсивности потребности и его количественной ограниченности, т.е. полезность рассматривается как функция от количества потребляемого блага.

U = f (Q), где

U – полезность товара;

Q – количество товара.

Полезность имеет две основные формы:

§ предельная полезность (MU) – добавочная полезность, извлекаемая от потребления дополнительной единицы блага;

§ совокупная (общая, суммарная) полезность (АU), – полезность, приносимая всей массой потребляемых благ. Совокупная полезность есть сумма предельных полезностей:

АU =S MU

Согласно закону убывающей предельной полезности: по мере увеличения количества потребляемых товаров их предельная полезность имеет тенденцию к сокращению (рис. 4.1.) Этот закон еще называют первым законом Госсена (по имени немецкого экономиста Г. Госсена, который первый проанализировал зависимость изменения полезности от количества потребляемых благ).

Первая пара туфель (при отсутствии таковых) обладает очень высокой полезностью, полезность второй пары туфель несколько ниже, десятая пара обладает меньшей полезностью, чем девятая, девятая меньшей, чем восьмая и т. д. Отсюда следует, что поскольку каждая последующая единица блага приносит меньшую полезность, то и потребитель готов платить за нее меньшую цену.

Предельная полезность может иметь и отрицательное значение. Первая порция мороженного в жаркий день обладает высокой полезностью, вторая меньшей, третьи – еще меньшей, … десятая порция будет иметь отрицательную полезность (приведет к ангине).

Закон убывающей предельной полезности определяет и динамику совокупной полезности – полезности, приносимой всей массой потребляемых благ. Поскольку общая полезность представляет собой сумму предельных полезностей, то, очевидно, что с увеличением количества благ данного вида, происходит приращение совокупной полезности, но рост этот происходит все замедляющимися темпами (рис. 4.2.).

По мере увеличения количества пар обуви их общая полезность возрастает (две пары туфель обладают большей полезностью, чем одна, три большей, чем две и т д.), но поскольку каждая дополнительная пара приносит все меньшую и меньшую полезность, то совокупная полезность растет, но все медленнее и медленнее.

Рис. 4.1. Кривая предельной Рис. 4.2. Кривая совокупной

полезности. полезности.

 

Разграничение понятий общей и предельной полезности позволяет объяснить знаменитый парадокс А.Смита: почему вода, столь необходимая людям, дешева, а алмазы, не представляющие собой предметы первой необходимости, столь дороги. Дело в том, что вода имеется в изобилии (как правило), а алмазы встречаются редко. Следовательно, потребность в воде может быть легко удовлетворена и ее предельная полезность невысока, количество же алмазов ограничено и их предельная полезность высока, поэтому цена воды низкая, а алмазов – высокая.

Рациональный потребитель стремится к максимизации совокупной полезности. Однако, это его стремление наталкивается на ограниченность дохода, поэтому рациональный потребитель делает такой выбор, который позволяет ему максимизировать функцию полезности в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода).

Вопросы для самопроверки:

1. Какие факторы определяют выбор потребителя? Что Вы понимаете под рациональным потребительским поведением?

2. Какие допущения делаются при анализе потребительского поведения?

3. Что такое полезность? От чего зависит полезность экономического блага? Зависит ли полезность блага от издержек его производства?

4. Что такое предельная и совокупная полезность? Как они изменяются?

5. В чем суть закона убывающей предельной полезности?

6. Как разрешается парадокс воды и алмазов, исходя из теории предельной полезности?

4.2.Теории потребительского поведения.

Существует два подхода к определению оптимального, наилучшего потребительского выбора:

· количественная или кардиналистическая (от математического понятия – кардинальное (количественное) число: один, два, три и т.д.) теория;

· порядковая или ординалистичская (от математического понятия – ординальное (порядковое) число – первый, второй, третий и т. д.) теория.

Количественная (кардиналистическая) теория потребительского поведения исходит из того, что полезность измерима. Для теоретических измерений полезности была введена даже единица полезности – «утиль» (от англ. – «utility» – полезность). Согласно этой теории рациональный потребитель максимизирует совокупную полезность заданного набора благ в том случае, если предельные полезности всех потребляемых благ равны (второй закон Госсена).

Однако разные товары обладают разной ценой, поэтому потребитель находится в равновесии, если отношения предельной полезности товара к цене товара (взвешенная предельная полезность) для всех товаров, приобретаемых потребителем, равны. В этом случае потребитель достигает состояния равновесия.

Потребительское равновесие – это ситуация, при которой потребитель не может увеличить совокупную полезность, получаемую при данном бюджетном ограничении, увеличивая или уменьшая покупку одного или другого товара.

Алгебраически правило максимизации полезности или условие потребительского равновесия может быть выражено следующими образом:

, где

MU – предельная полезность благ a, b, c;

Р – цена благ a, b, c.

Рассмотрим следующий пример (табл. 4.1.).

Предположим, что потребитель приобретает три товара А, В и С, цены этих товаров и предельная полезность каждого из них приведена в левой части табл. 4.1.

Таблица. 4.1.

 

Первоначально После перераспределения
Товар Цена (Р) Предельная полезность (MU) Отношение предельной полезности к цене (MU/Р) Отношение предельной полезности к цене (MU/Р) Предельная полезность (MU)
А          
В          
С          
Совокупная полезность    

 

Из приведенных данных следует, что первоначально доход распределен нерационально, так как в расчете на денежную единицу наибольшую предельную полезность приносит товар В (20 утилей), а наименьшую товар А (10 утилей). Совокупная полезность приобретения трех товаров равна 225 утилям (100 + 80 + 45). Если потребитель откажется от единицы товара А, он сэкономит 10 денежных единиц, на которые можно приобрести 2,5 единицы товара В. Тогда, по мере уменьшения количества товара А, его предельная полезность будет расти, а увеличение количества товара В приведет к снижению его предельной полезности (закон убывающей предельной полезности). Перераспределяя доход таким образом, потребитель постепенно достигнет состояния, при котором отношение предельной полезность каждого товара к его цене будет равно. Допустим, это отношение составит 15. При таком распределении дохода совокупная полезность возрастет и достигнет 255 утилей (150 + 60 + 45). Если никакое перераспределение дохода не позволяет увеличить совокупную полезность, это означает, что потребитель достиг состояния равновесия.

Возможность количественного измерения полезности, оценка которой носит субъективный характер, подвергалась критике. В противовес кардиналистической теории ряд экономистов выдвинули порядковую (ординалистическую) теорию потребительского поведения, согласно которой субъективная полезность измеряется с помощью относительной шкалы, показывающей предпочтительность того или иного набора товаров для потребителя.

Допустим, что потребитель ежемесячно потребляет определенное количество товара Х (одежда) и товара Y (продукты питания). Удовлетворить свои потребности потребитель может за счет разных наборов, состоящих из разного количества товара Х и Y.

 

Наборы товаров Товар Х, ед. Товар Y, ед.
А    
В    
С    
D    
E    

 

Отложив на вертикальной оси товар Y, а на горизонтальной оси – товар Х и найдя координаты различных наборов этих двух товаров, приведенных выше, можем построить кривую, которая называется кривой безразличия (Рис 4.3). Кривая безразличия (U) представляет собой совокупность потребительских наборов, каждый из которых имеет одинаковую полезность для потребителя.

Рис. 4.3. Кривая безразличия.

 

Любая точка на кривой безразличия (А, В, С, D) характеризует набор товаров Х и Y, имеющих одинаковое потребительское значение (приносящих одинаковую совокупную полезность) и потому потребителю безразлично какой набор приобрести, т.е. ни один из наборов не имеет предпочтения.

Кривая безразличия выпукла к началу координат, это означает, что увеличение потребления одного товара (Х) сопровождается сокращением потребления другого товара (Y), т.е. товар Х заменяется товаром Y. Степень взаимозаменяемости двух товаров для потребителя измеряется предельной нормой замещения.

Предельная норма замещения (MRSXY) показывает насколько можно сократить потребление блага Y при увеличении потребления блага Х на единицу, не изменяя при этом степень удовлетворения потребностей.

MRS XY = – ΔУ/ΔХ

По мере движения вдоль кривой безразличия абсолютное значение MRSXY уменьшается.

В нашем примере:

при переходе от набора А к набору ВMRS XY = 7,5 (40-25): (4-2);

при переходе от набора В к набору С – MRS XY = 5 (25-20): (5-4);

при переходе от набора С к набору D – MRS XY =1,7 (20-15): (8-5) и т.д…

Описать предпочтения по всем наборам разных товаров (Х и Y) можно с помощью карты кривых безразличия (см. рис. 4.4).

Карта кривых безразличия – это множество кривых безразличия, каждая из которых представляет собой различный уровень полезности.

Рис. 4.4. Карта кривых безразличия.

 

Каждая кривая безразличия, входящая в карту кривых безразличия, характеризует набор товаров, к которому потребитель относится одинаково, но сами кривые безразличия ранжируются по уровню удовлетворения потребностей. Чем кривая безразличия дальше от начала координат, тем выше степень удовлетворения потребностей, и, следовательно, полезность набора товаров. Кривая безразличия U3 характеризует наибольшую степень удовлетворения потребностей, кривые U1 и U2 соответствуют более низкому уровню удовлетворения потребностей и, следовательно, наборы, описываемые этими кривыми, обладают для потребителя меньшей полезностью.

Таким образом, карта кривых безразличия позволяет выявить потребительские предпочтения, однако, она не отвечает на вопрос, какой именно набор выберет потребитель. Чтобы ответить на этот вопрос надо проанализировать покупательную способность потребителя – его бюджетное ограничение, т.е. учесть доход потребителя и цены товаров.

Алгебраически бюджетное ограничение может быть представлено следующим образом:

Рx·Х + Рy·Y = I, где

Рх и Ру цена товара Х и товара Y;

Х и Y – количество товаров, которое может быть куплено на доход потребителя;

I – доход потребителя.

Предположим, что доход потребителя составляет 4000 руб. и он нуждается в двух товарах Х и Y. Цена товара Х = 100 руб., цена товара Y = 200 руб. В этих условиях потребитель может приобрести следующие наборы товаров.

 

Наборы товаров Товар Х (единиц) Товар Y (единиц) Общие расходы
А      
B      
C      
D      
E      

 

Совокупность вариантов выбора, открывающихся перед потребителем, исходя из его бюджетного ограничения, может быть представлена в виде графика. Отложив на вертикальной оси товар Y, а на горизонтальной – товар Х и найдя координаты каждого из наборов, построим бюджетную линию (см. рис. 4.5).

Бюджетная линия (BL) – это линия, графически отображающая набор товаров, приобретение которых требует одинаковых затрат.

Рис. 4.5. Бюджетная линия.

Любая точка, лежащая на бюджетной линии, доступна потребителю, т.е. его доход позволяет ему приобрести любой набор товаров Х и Y. Покупатель не может себе позволить набор товаров, лежащий выше и правее бюджетной линии (точка F), так как такой набор потребовал бы большего дохода. Точка, находящаяся внутри бюджетной линии (точка G), доступна потребителю, но, приобретая такой набор, потребитель не полностью использует свой доход, т.е. ему доступны наборы, содержащие больше и товара Х и товара Y.

При изменении цен и доходов меняется положение бюджетной линии. Бюджетная линия:

· сдвигается вправо, если доход потребителя увеличивается или если происходит одинаковое снижение цен на оба товара;

· сдвигается влево, если доход потребителя уменьшается или если происходит равное повышение цен на оба товара;

· меняет угол наклона, если цены товаров изменяются непропорционально.

Изучив потребительские предпочтения и бюджетные ограничения, можно показать, как потребитель делает конкретный выбор, т.е. решает, сколько товаров каждого вида приобрести. Напомним, что, осуществляя свой выбор, потребитель стремится достичь максимального удовлетворения своих потребностей при заданном бюджетном ограничении.

Оптимальный набор, выбираемый потребителем, должен отвечать двум требованиям: во-первых, он должен находиться на бюджетнойлинии и, во-вторых, набор потребительских товаров должен быть предпочтителен по сравнению с другими.

Этим условиям соответствует точка касания бюджетной линией самой высокой кривой безразличия. На рис. 4. 6. – это точка е.

Рис 4.6. Положение равновесия потребителя.

Набор, который обеспечивает максимально возможное удовлетворение потребностей, соответствует координатам точки касания бюджетной линией кривой безразличия. В этой точке потребитель находится в положении равновесия – состоянии, при котором он в рамках своего бюджетного ограничения максимизирует совокупную полезность. Точки а и в кривой безразличия U1 достижимы для потребителя, но потребитель при том же доходе может увеличить степень удовлетворения своих потребностей, перейдя на более высокую кривую безразличия – U2. Точка с на кривой безразличия U3 обеспечивает еще более высокий уровень удовлетворения потребностей, который, однако, не может быть достигнут при существующем доходе.

При увеличении дохода и неизменности цен бюджетная линия, перемещаясь вправо, касается все более отдаленных кривых безразличия. Изменение цены одного товара при фиксированном доходе приводит к изменению угла наклона бюджетной линии, которая теперь касается более отдаленных кривых безразличия.

Вопросы для самопроверки:

1. Какое положение лежит в основе количественной теории потребительского поведения?

2. При каких условиях потребитель максимизирует совокупную полезность согласно количественной теории потребительского поведения?

3. Какой тезис лежит в основе порядковой теории потребительского поведения?

4. Что служит инструментом выявления предпочтений потребителей? Что характеризует кривая безразличия и карта кривых безразличия?

5. Что такое бюджетная линия? Как меняется положение бюджетной линии при изменении дохода и цен?

6. В каком случае согласно порядковой теории потребительского поведения потребитель находится в равновесии?

4.3. Потребительский выбор, индивидуальный
и рыночный спрос.

Поведение людей в сфере распределения собственных доходов и приобретения потребительских благ индивидуально и субъективно. Именно потребительский выбор, который зависит от дохода потребителя и цен товаров, определяет индивидуальный спрос на товар.

Зависимость потребления от дохода иллюстрирует кривая «доход-потребление» (IC). Рис. 4.7.

Рис. 4.7. Кривая «доход – потребление».

 

При неизменных ценах по мере роста дохода (смещении бюджетной линии вправо) потребительский выбор перемещается от точки е1 к точке е3, показывающим последовательное положение равновесия потребителя в соответствии с ростом его дохода. Соединив все точки равновесия, получим кривую «доход – потребление» (линия IC), характеризующую изменение выбора потребителя при изменении его дохода.

Кривая «доход-потребление» может иметь как положительный наклон (по мере роста дохода потребление увеличивается), так и отрицательный наклон, что означает, что по мере роста дохода потребление уменьшается.

Товары, потребление которых по мере роста дохода возрастает, называются нормальными; товары, потребление которых по мере роста дохода сокращается, называются низкокачественными.

Зависимость потребления от цен описывает кривая «цена – потребление » (РС). Рис. 4.8.

Рис. 4.8. Кривая «цена – потребление» и кривая спроса.

 

Первоначально потребитель находится в точке е1. Изменение цены товара (его снижение) приводит к изменению угла наклона бюджетной линии. При первоначальной цене и данном доходе максимизирующий полезность потребительский выбор находился в точке е1, последовательное снижение цены приведет увеличению угла наклона бюджетной линии и перемещает потребителя последовательно в точки е2, е3, е4. Соединив все эти точки, получим кривую «цены – потребление» (линия РС).

В нижней части рисунка 4.7. показана кривая индивидуального спроса, линия (D), иллюстрирующая зависимость между ценой товара (Р) и их количеством (Q), которое готов приобрести отдельный потребитель.

Уменьшение цены товара оказывает на потребление двоякое воздействие:

§ с одной стороны, снижение цены, увеличивает реальный доход потребителя, создавая возможность приобретения большего количества товаров, порождая таким образом эффект дохода;

§ одновременно снижение цены может привести (и ведет) к изменению структуры потребления – увеличению потребления подешевевшего товара и замещению им более дорогих товаров. Это эффект замещения.

Влияние эффекта дохода и эффекта замещения на спрос на нормальный товар представлено на рис. 4.9.

Рис. 4.9. Эффект дохода и эффект замещения.

Первоначально рациональный потребитель находится в точке е1. Снижение цены изменит угол наклона бюджетной линии (она переместится в положение BL2) и потребитель сместится в точку е2. Если провести вспомогательную бюджетную линию (BL3), отражающую увеличение реального дохода в результате снижения цены, то можно определить новую точку равновесия потребителя (е3), в которую он попадает в результате увеличения реального дохода.

Таким образом общий эффект снижения цены распадается на две части: эффект дохода и эффект замещения.

Направление действия обоих эффектов зависит от характера товаров:

· если товары нормальные (качественные) то эффект дохода и эффект замещения действуют в одном направлении и суммируются (этот случай представлен на рис. 4.9);

· если товары низкокачественные, то эффект дохода отрицателен (повышение реального дохода ведет к снижению спроса на низкокачественные товары) и общий эффект складывается как сумма разнонаправленных эффектов – дохода и замещения, при этом эффект дохода больше эффекта замещения;

· для товаров Гиффена эффект дохода и эффект замещения также разнонаправленны, но при этом эффект дохода больше эффекта замещения.

Товары Гиффена – малоценные товары, составляющие существенную часть бюджета потребителя, спрос на которые растет при повышении цены на них. Английский экономист Р. Гиффен обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в 1846 г. спрос на картофель, составляющий основную часть рациона ирландцев, возрастал, несмотря на то, что цены на картофель тоже росли. Это было связано с тем, что цены на другие продукты питания росли еще больше, поэтому картофель заменял другие продукты. Таким образом, спрос на товары низшего качества, занимающие большой удельный вес в доходах потребителей, может возрастать и при повышении цен.

 

эффект эффект эффект эффект

замещения дохода замещения замещения

-------® --------® --------------------® -------------®

----------------------------

---------------------® ---------® -------- ------------® эффект

общий эффект общий эффект общий дохода

эффект дохода эффект

 

а) нормальный товар б) низкокачественный товар в) товар Гиффена

 

Рис. 4.10. Соотношение эффекта дохода и эффекта замещения для разных товаров.

Разграничение эффекта дохода и эффекта замещения имеют большое значения при анализе рыночного ценообразования, зависимости спроса от изменения цены.

Вопросы для самопроверки:

1. Какую зависимость описывает кривая «доход-потребление»? Проанализируйте ее.

2. Что характеризует кривая «цена-потребление»?

3. Опишите зависимость индивидуального рыночного спроса от кривой «цена-потребление»?

4. Что такое «эффект дохода» и «эффект замещения»?

5. Каково соотношение эффекта замещения и эффекта дохода для разных товаров?

6. Какие товары называются товарами Гиффена, в чем их особенность?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: