ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ




Лекция 3.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

П Л А Н

1.Историческая смена ценностей в древней Элладе как условие возникновения философии.

а) обычаи предков; б) деньги и товарные отношения;

в) законы и правовое государство; г) законы природы. Эпоха "семи мудрецов".

2.Возникновение "отношения к природе" в период античного капитализма. Первые философы.

3.Альтернатива отношения человек - природа: натуроцентризм и антропоцентризм.

ВСТУПЛЕНИЕ

Я не буду давать вам с самого начала общих определений, того, что такое философия. Само слово философия переводится с древнегреческого как "любомудрие".Для начала поясню только, по­чему мы начинаем изучать западную философию, а не восточ­ную, к которой у вас, как я думаю, интерес уже есть.

Философ получает свое образование, знание из книг - так же, как и врачи, механики или, например, математики.Философские тексты по старой бо­гословской традиции разделяют на два вида: тексты экзотери­ческие (для всех) и тексты эзотерические (для посвященных).

Эзотерические тексты могут читать все, кому угодно. Но пони­мать будет только тот, кого предварительно посвятили в общий смысл, разъяснили символы, научили читать текст.

Эзотерические тексты сопровождаются устной традицией, пе­редаются из поколения в поколение от учителя к ученику. Неко­торым традициям - тысячи лет.


Восточная философия имеет дело с эзотерическими текстами, с практикой посвящения, с преклонением перед учителем (гу­ру),носителем устной традиции. Восточная мудрость уходит своими корнями в неведомые страны и неведомые времена. Я лично не яв­ляюсь посвященным в восточные учения и преподавать их вам не имею права. Более того, если вы самостоятельно будете их изу­чать, то я могу предупредить, что ваше знание будет очень дале­ким от истины.

Иное дело - западная философия. История ее обозрима, а ро­дина точно известна. Это небольшая страна (союз горо­дов,конфедерация) на Балканском полуострове и прилегающих к нему островах. В древности она называлось Эллада, жители - эл­лины. Сейчас чаще называется Древняя Греция.

Небольшая Эллада за период с 7 в.до 4 в. до Р.Х.впервые создала правовое государство, публичный театр,демократию,суд присяжных,физику,механику,историю, анатомию,биологию,зоологию спортивные игры, художественную литературу, архитектуру, близкую нам и многое другое.

То есть Эллада послужила образцом, моделью, которая воплоти­лась во всей Западной Европе,а затем и во всем цивилизованном мире. От древних эллинов давно не осталось и праха,а мы жи­вем, строим, воспроизводим тот мир, который впервые был сотворен ими. Все пути культуры современной цивилизации, ее тайные нити сходятся в одной точке на карте Древнего мира - Элладе. Истори­ки называют это "греческим чудом","золотым веком человечест­ва".

Философии первоначально в Элладе не было. Давайте посмот­рим, как она появилась.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ

Население Эллады, или «Др.Греции», изначально сложилось на основе пле­мен арийского происхождения, постепенно заселивших южную часть Балканского полуострова. Жизнь членов племени регули­ровалась сложной системой обрядов и ритуалов..Вопроса о том, как жить, кем и каким быть в семейно-родовом обществе не возникает. Существует только одна система ценностей – традиции и обряды, кото­рые каждому в мельчайших деталях предписывают правильное поведение, причем от рождения до брака, и от брака до смерти. Муж, соблюдающий обычаи предков,- доблестный муж, не соблюда­ющий их - не достоин жизни.

На смену кровнородственным отношенни­ям между людьми приходит совсем другая система ценностей. В обществе появляются деньги. Торговать-то торговали давно, греки - торговый народ, мореплаватели, купцы. Деньги служили просто мерой для стоимости товаров. Но греки ОТКРЫЛИ у денег одну особенность: если деньги пускать в оборот, то деньги будут делать деньги, те - новые деньги, и так до бесконеч­ности. В школе вас учили, что сначала было рабство, потом фео­дализм и лишь потом - капитализм. Это неверно В Элладе семейно-родовой уклад жизни сменился капитализмом, а капитализм привел к рабовладению. В развитии своего капитализма греки сделали одну ошибку. Вместо того, чтобы как-то оформить наемных рабочих, которые у них были, греки сделали ставку на детский труд в домашней мастерской и так называемых «домашних рабов», членов семьи. Детский труд в семейном рыночном производстве на базе домашней мастерской и вывел гореческий капитализм на путь рабовладельческой экономики.

В период греческого капитализма все мерялось деньгами. Античный поэт 7 в до н.э. Алкей писал:"Деньги делают челове­ка".В обществе возникла необычайная ситуация: в песнях, преданиях воспевались честность, трудолюбие, почитание роди­телей, - а в жизни все наоборот. Кто добр и благороден, соблю­дает обычаи народа, - тот попадает в зависимость к подлым и алчным «предпринимателям» и так становится рабом. Кто не держит слова и строит козни

- становится рабовладельцем и ему оказывают

- почтение. Здесь впервые и возни­кает вопрос – как же жить? Каким быть?

Вы бы какой вариант предпочли?

Разгул товарно-денежных отношений, основанный на обращении капитала, очень скоро поставил греческие города на грань вымирания. Причина очень проста. Оборот денег начинался среди родственников. Бедный родственник брал взаймы у богатого, богатый давал, но под проценты. Проценты из года в год накапливались, и затем под проценты богатый забирал у бедного его ребенка в качестве рабочей силы для своего предприятия. Практика забирать родственников под проценты получила столь широкое распрост­ранение, что начался геноцид собственного народа. Мужчина «продавал» сначала детей, затем жену, родителей, а затем себя или бросался на меч. Была и другая сторона той же полити­ки:"деньги любой ценой".Когда к городу приближался неприя­тель, то ночью к нему наперегонки устремлялись доносчики. Кто первый заложит родной город, получит самый большой куш.

История Эллады была бы очень короткой, если бы стихия товарно-денежных отношений не была ограничена внешней силой. Таким ограничением послужило следующее нововведение: в Греции были созданы писанные Законы Государства, которые были поставлены НАД всеми членами общества, независимо от их социального положения. Сформировалась позиция: ПЕРЕД ЗАКОНОМ ВСЕ РАВНЫ.

Писанные законы создавались не сразу, в несколько прие­мов, но получилось так, что наибольшую известность в истории приобрели законодательные реформы архонта Афин (т.е."прези­дента") Солона. Солон был в свое время известнейшим гражда­нином Афин. Писал стихи, занимался политикой; был аристокра­том, но не чуждался коммерции. Став архонтом в 594 г. до

Р.Х., Солон, совместно с другими законодателями, вскоре издал новый свод законов, важнейшим из которых была отмена долго­вого рабства, причем без всякого выкупа и каких-либо огово­рок.Все должники в один миг стали свободными, причем не по указу Солона, а по установленным Законам Государства. Долго­вое рабство отменялось сразу и навсегда.

О мудрости Солона как законодателя свидетельствует не только то, что свои реформы он проводил очень решительно и смело(за что впоследствии подвергался гонениям афинян), и не только то, что реформы он провел не поодиночке, а целым пакетом, но и такие, например, подробности. Один из законов ре­формы Солона гласит:"Сын, отец которого не дал ему в детстве образования, может не кормить своего отца в старости."Другое нововведение Солона состояло в том, что он узаконил прости­туцию. Как вы считаете, это мудро или не мудро? Солон, между прочим не был сторонником разврата. Но дело в том, что проституция, если она возникает, существует независимо от законов. Задача закона - не поучать людей, как им жить, а ле­гализовать, упорядочивать сложившиеся отношения между людь­ми,- если они не ведут к уничтожению государства.

Вернемся, однако, к отмнене долгового рабства. Представляе­те, как обрадовались должники? А как они стали относиться к писанным Законам Государства? Начиная с реформ Солона, в Афинах возникла та атмосфера законопочитания, которая приве­ла к возникновению первого в истории правового госу­дарства. Законы государства стали высшей ценностью, выше де­нежных интересов корыстолюбивых афинских граждан и выше сохраняющихся обычаев и ритуалов своих предков. Между тем, ни обычаи предков, ни деньги никуда не исчезли, они продолжа­ли играть важную роль в жизни общества. В результате возник­ло три системы ценностей, регулирующих поведение людей:

1.Обычаи предков; 2.Погоня за деньгами;3.Законы правового государства.

Исторически сложившиеся системы ценностей принципиально не совпадали между собой: в погоне за богатством можно было стать подлецом (нарушив обычаи предков) и преступником (на­рушив законы государства). Нравственному человеку (нрав=обы­чай) была уготовлена судьба бедняка, а то и преступника. Не­даром есть поговорка: "от сумы, да от тюрьмы не заре­кайся". Точно так же слишком старательному законопослушнику не много нравственных усилий составляло стать трусом, подлецом, доносчиком,- или просто оказаться зависимым бессловесным бедняком.

Мучительная ситуация выбора "КАК ЖИТЬ" вставала перед каждым свободным гражданином государства (рабам в этом смысле было проще - перед ними не стояло проблемы выбора). В художественной форме несовместимость исторических систем ценностей хорошо показана древнегреческим драматургом Со­фоклом в трагедии "Антигона". Вот вам типичная ситуация. По государственному постановлению казнен молодой человек, об­виненный в измене государству. Труп запрещено убирать с пло­щади, он оставлен на растерзание птицам. У молодого человека две сестры: Антигона и Исмена. Как им поступить: схоронить брата и подвергнуться наказанию, или, проявив законопослуша­ние, предать обычаи предков?

Антигона (обращаясь к сестре):

"Просить не стану, мне твое участие не надобно,

хотя бы ты и желала.

Что хочешь делай,- схороню его. Мне сладко умереть, исполнив долг...

А ты как хочешь, не чти законов, чтимых и богами".

Исмена: "Всегда бессмертных чтила я,но все же я против воли граждан не пойду".

Вот вам и ситуация. Какой бы выбор сделали вы? Как посту­пить правильно?

Как вы уже, наверное, догадываетесь, никакого выбора - в смысле хорошего выбора, - здесь нет; есть выбор меньшего из зол. Выбор зависит от того, какой кто человек.

Человек оказывается "заброшенным в мир", в котором су­ществует три различные системы ценностей: нравы, деньги и за­коны, несовместимые между собой. Человек оказывается свобод­ным в выборе, но этот выбор не делает его свободным. Так возникает вопрос КАК ЖИТЬ, положивший начало философии, т.е. любви к мудрости.

Так было 2,5 тысячи лет назад в Элладе. Изменилась ли ситуация на сегодняшний день, в ХХ веке? Вы уже сами понима­ете, что мы живем в той же разорванной атмосфере систем цен­ностей. Все по-прежнему так же: нравы, деньги и законы. У Вл.Высоцкого в песне есть очень хорошие слова:

"...Нам будут долго предлагать не прогадать,

Ах, скажут, что вы, вы еще не жили,

Вам надо только-только начинать,

Ну а потом предложат ИЛИ-ИЛИ.

Или пляжи, вернисажи или даже

Пароходы, в них заполненные трюмы,

Экипажи, скачки, рауты, вояжи

Или просто - деревянные костюмы..."

Такова была предыстория возникновения философии. С чего на­чалась история философии - рассмотрим во второй части лекции.

* * *

После установления в Др.Греции правового государства в культурной истории греческого народа был один замечательный эпиизод. Профессиональных-то философов еще не было, и на воп­рос КАК ЖИТЬ пытались ответить на уровне обыденного созна­ния. Граждане со своими сомнениями и проблемами обращались к людям, прославившимся своими советами. Такие люди назывались "мудрецами" ("софистами") в отличие от жрецов, к которым тоже обращались за советами (жрецы назывались волхвами, ку­десниками).

До нас дощли многочисленные советы мудрецов, собранные, например, в сочинениях Диогена Лаэртского ("О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов". М.,1979). Обычно по традиции называют семь имен мудрецов,число семь постоянно, а сами имена меняются. Поэтому этот период до возникновения профессиональной философии называют "эпохой семи мудрецов".

Я приведу вам отдельные советы, изречения,но останавли­ваться отдельно на эпохе "семи мудрецов" у нас нет времени. Солон:

"Архонту, если его застанут пьяным, наказание - смерть".

"Прежде, чем приказывать, научить повиноваться."

"Законы подобны паутине: если в них попадется бес­сильный и легкий, они выдержат,- если большой он разорвет их."

Фалес: На вопрос, почему он не заводит детей, ответил:

"Потому что люблю их."

"За три вещи благодарен судьбе: 1.Что он человек, а не животное; 2.Что он мужчина, а не женщина; 3.Что он эллин, а не варвар.

"Что трудно? - Познать самого себя. "Что легко?

- советовать другому."

"Когда легче всего сносить несчастье? Когда ви­дишь, что врагам еще хуже."

"Кто счастлив? - Тот, кто здоров телом, восприимчив душой и податлив на воспитание".

Эпоха "семи мудрецов" показала, что на уровне обыденно­го сознания возможны только конкретные советы, отдельные остроумные замечания, но при этом общая проблема КАК ЖИТЬ не решается. Тем не менее, мудрецам становилось ясно, что совместить и нравы, и деньги, и законы невозможно, следова­тельно, надо искать иные критерии правильности жизни.

То, что не все обычаи предков хороши, грекам было уже ясно. То, что погоня за деньгами может привести к упадку государства, тоже было ясно. Наконец, то, что законы правового государства - отнюдь не верх совершенства, было ясно уже са­мому Солону. Законы - как бы высоко их ни чтили,-создаются людьми, а людям свойственно ошибаться. На Востоке, где правят деспотии, верят, что все законы неизменны, истинны, божест­венного происхождения.Но не так было в Др.Греции. Законы имеют рукотворный характер, они не абсолютны и, более то­го, возможно, вообще ошибочны. И вот вслед за мудрецами в Эл­ладе появляются люди, скромно именующие себя "любителями мудрости" - по-гречески "философами", которые поставили воп­рос: чем необходимо руководствоваться, чтобы законы правового государства были свободны от человеческих недостатков? И от­вет был, казалось бы, найден: ПРИРОДОЙ.

По мнению первых философов, ПРИРОДА - вот тот критерий, которым нужно поверять и правильность обычаев предков, и правильность экономической жизни, и правильность законов государства.

С противопоставления "ФЮСИС - НОМОС" (т.е.природа-

- закон) и начинается профессиональная философия Др.Греции.

Первые философы, встав на позиции ПРИРОДЫ, отвергли богов и нравы, осмеяли погоню за деньгами или славой, проявили свобо­домыслие в отношении законов государства. Все это стало тра­диционным для всей последующей западно-европейской культу­ры, в особенности для философии и науки.

Самое интересное в учениях мудрецов начиналось с того,что философы Эллады пони­мали под ПРИРОДОЙ?

2.ВОЗНИКНОВЕНИЕ "ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ"

Если мы возьмем общество, основанное на кровно-родствен­ных отношениях, поведение членов которого регулируется обы­чаями предков, то в таком обществе понятия "природа" ("фюсис") вообще нет.

Все то, что окружает члена племени - это продолжение его дома, а мы ведь не называем свой дом природой. Дом состоит из кирпичей, камней, бревен и т.п.Тем не менее мы говорим, что гора, пещера, озеро - это "природа",а "дом", "бассейн","доро­га" - это не природа, т.к. они очеловечены, несут на себе печать человеческого творчества. В этом смысле отношение членов племени к горам, морям, звездам, солнцу ничем не отли­чается от нашего отношения к домам, бассейнам и уличным фо­нарям. Все, что окружает человека первобытной общины, - ожив­лено, очеловечено, одушевлено.С каждой вещью: камнем, дере­вом, животным можно общаться и разговаривать. Все вещи нахо­дятся в особой, симпатической связи между собой. И человек способен (и вынужден!) общаться с вещами через особое от­ношение к ним: симпатию и антипатию.

Но все, что окружает члена племени, - не просто продолжение его дома, но это еще и сцена событий мифической истории бо­гов. Вот на этом поле, указал бы эллин, Плутон похитил Персе­фону, когда она собирала цветы. А вот у этого ручья плакала Деметра в поисках Персефоны. Вот на этой горе - Олимп, - жи­вут главные боги. Вся география племени оказывается мифоло­гичной и ни для какой "природы" нет места.

Иное дело - когда наступает другая эпоха, когда "деньги делают деньги" и "деньги делают человека".Деньги, пускаемые в оборот, требуют сырья," материала" для производства вещей. А вещи нужны для того, чтобы их быстрее продать и получить новые деньги. Ни вещь не представляет самостоятельной цен­ности, ни тем более материал, который идет на ее изготовле­ние. Возникает воззрение на окружающую среду не под углом зрения художника или верующего человека, а под углом зрения лесоторговца и золотопромышленника. Формируется потреби­тельское отношение к окружающей среде как сырью и мертвому, бездушному материалу. Именно такое отношение к окружающей среде закрепляется понятием "природа".Природа материальна (от слова "материал"),природа бездушна, природа - основа всех вещей, природа - источник богатства.

Очень узкий взгляд на окружающую среду - под углом зре­ния потребительски - производственного отношения, - привел к понятию ПРИРОДА.

Отношение человека к так называемой "природе" оказалось непростым. Можно выделить две стороны этого отношения. Во - пер­вых, "природа" как материал находится "под руками" челове­ка, производящего вещи. Но точно так же человек находится под властью тех же материалов, например, во время бури или извер­жения вулкана. То есть получается так, как будто человек жи­вет в природе.

Во-вторых, природу материал сырье можно преобразовать как угодно, но для этого надо действовать по определенным прави­лам, законам, т.е. нужно знание о природе - фисиология (фюсис, фисис, природа, логос, знание).Надо познавать эти пра­вила, "законы природы".

А теперь вернемся к той исторической ситуации, когда в правовых государствах Др.Греции стало ясно, что ЗАКОНЫГОСУ­ДАРСТВА, созданные людьми, не могут быть абсолютно правильны­ми. Нужны критерии. В качестве нужного критерия из второсте­пенного, хотя и распространенного в коммерческих кругах по­нятия "природа" стал формироваться КУЛЬТ ПРИРОДЫкак высшей системы ценностей. Огромную роль в создании этого культа сыграли люди, называвшиеся первоначально "фисиологами". Имен­но они, противопоставив "фюсис" и "номос," стали первыми фи­лософами, именно те же самые люди поставили цель изучения природы, положив тем самым начало нового знания под названи­ем "наука".

В учениях первых эллинских фисиологов, таких как Фалес, Анаксимен, Анексимандр, "природа" выражалась символически. Символами того материала, который под руками человека прев­ращается в различные вещи и внутри которого живет сам чело­век, как одна из вещей мира, были разные стихии. У Фалеса при­рода - это Вода, все - модификация воды: твердые вещи - сгу­щенная (как масло из молока) вода; воздух, запах, огонь - разреженная вода. И человек весь вода. У Анаксимена природа, напротив, - это Воздух, сгущение которого - вода, разряжение

- огонь. У Анексимандра природа - это АПЕЙРОН, символ беспре­дельного, то есть НЕЧТО, из чего все возникает и во что все возвращается. Еще можно назвать одного знаменитого фисиолога - Гераклита. По его выражению "Природа не создана никем из богов и никем из людей, а была, есть и будет вечно живым ог­нем, мерами загорающимся и мерами потухающим". Гераклит це­нит законы государства, уважает обычаи предков, но выше все­го ставит ПРИРОДУ:"Прислушиваясь к природе, поступай с ней сообразно". Сам Гераклит, когда ему предложили правление в своем родном городе Элея, отказался в пользу своего родственника, считая, что государственное законотворчество ничто в сравнении с познанием законов природы. Здесь умест­но еще отметить одну важную черту фисиологов. Законы госу­дарства творятся людьми,законы природы познаются людьми, но не творятся ими. Поскольку природа объявляется высшей цен­ностью и противопоставляется в этом смысле государству, то ПОЗНАНИЕ ставится выше ТВОРЕНИЯ.

3. АЛЬТЕРНАТИВА ОТНОШЕНИЯ "ЧЕЛОВЕК - ПРИРОДА".

Первые философы, несмотря на все различия своих учений, приз­навали положение о том, что человек - часть природы. Правда, возникал вопрос: "Как сопоставить человека с его радостями и бедами с природой, которой все это чуждо?". Первые учения на­чинались не сомнения в самой постановке такого сопоставления, а с УРАВНЕНИЯ человека и природы. Из этого равенства человека и природы вытекало два совершенно противоположных вывода.

ВЫВОД I. Люди обычно думают, что у человека есть ТЕЛО и есть ДУША. Но у природы есть только тела, у которых нет никаких душ. Поэтому если человека - часть природы, то у него тоже есть только тело. Что же касается души, то это выдумка людей, не знающих природы.

ВЫВОД II. У человека есть тело и есть душа. Некоторые ду­мают, что у человека нет души? Но сводится ли жизнь челове­ческая к его телу? Конечно, нет. То в человеке, что не сводится к жизни его тела, и есть душа. То есть существование у че­ловека и тела, и души, - это ФАКТЫ, которые необходимо приз­нать прежде, чем вести дальнейшие рассуждения.

Если человек имеет два начала: тело и душу, - и если чело­век - часть природы,- то из этого следует, что природе свойственно тоже два начала: телесное и душевное (психи­ческое).

Тело у человека и тело, допустим, камня различаются между собой, точно также различаются и души: у сложного тела сложная душа, у простого - простая. Тем не менее как человек не сво­дится к своему телу, так и любая вещь в природе не сводится только к телу.

Давайте сравним оба варианта: какой из них более обосно­ван? Если взять отношение человек-природа, то что мы можем лучше знать: что природа не имеет души, или что человек имеет и тело, и душу? Что мы можем лучше знать в вначале познания: всю природу как целое или человека как ее часть?

Первые философы - фисиологи повели рассуждения, взяв за точ­ку отсчета ПРИРОДУ, из нее "выводя" человека. Такая позиция может быть названа НАТУРОЦЕНТРИЗМОМ. Именно эта точка зрения без особых проверок утвердилась в науке. Её последователи стали называться натурфилософами.

Однако немногим позднее в самом культурном центре Эллады

- в Афинах,- возникла и стала развиваться философами другая позиция: прежде чем человеку познавать природу, надо познать ЧЕЛОВЕКА, и через человека природа откроется такой, какова она есть - либо без души, либо с душой. Не человека надо познавать через "природу", но природу - через реального человека,- тако­ва позиция, получившая название "АНТРОПОЦЕНТРИЗМ".

Исходя из этих двух позиций возникли первые теоретические учения о том, как человеку не просто жить, но жить правильно, каким должно быть нормальное государство и каков мир, в кото­ром мы живем.

На следующих лекциях мы начнем разбирать эти вопросы и вы, как хотелось бы надеятся, сможите сами убедиться, насколько упрощенными были ваши школьные представления.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: