Проектное обучение в отечественной школе




Лекция 3

Проектирование в образовании - 2 часа

История проектирования в образовании. Соотношение понятий «педагогический проект», «социально-педагогический проект». Роль ребенка в социально-педагогическом проектировании.

 

История проектирования

Понятие проекта впервые возникло в Римской архитектурной школе XVI века для
обозначения эскизов, планов. Постепенно это понятие стало использоваться и в
педагогическом значении, как самостоятельно выполненное учащимися конкурсное
задание (лат. projectus - буквально брошенный вперед).

 

Наибольшее развитие опыт проектирования в подготовке кадров получил в Соединенных Штатах Америки в конце XIX - начале XX века. Это обстоятельство не было случайным: американскому обществу нужны были люди реалистичные, инициативные, предприимчивые. Метод создания проектов использовался в качестве средства подготовки сельскохозяйственных рабочих, инженеров.

Идеи проектов в общем и профессиональном образовании в дальнейшем получили развитие в русле теоретических концепций прагматической педагогики и связаны с именем американского философа и педагога Дж. Дьюи и его ученика В.Х. Килпатрика.

Активно пропагандируя идею гражданской активности, включенности подрастающего поколения в общественную жизнь и рассматривая ее как одну из важнейших целей воспитания, Джон Дьюи предлагал строить образование как активную целесообразную проектную деятельность детей. Суть ее заключается в решении насущных жизненных, личностно значимых для ребенка проблем посредством исследования окружающей действительности, приобретения новых знаний и практического их применения в реальной жизни. Такая деятельность, как правило, организуется на основе совместного труда, сотрудничества детей в процессе работы над проектом. Дж. Дьюи исходил из понимания детства не как этапа подготовки к будущей взрослой жизни, а как полноценного периода человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребенку в решении его насущных жизненных проблем.

Таким образом, модель учебного процесса в школе, преданная Дьюи, характеризуется реальностью учебного материала, целостностью физической, умственной и эмоционально-волевои сфер в познавательной деятельности детей, опорой на самостоятельную активность ребенка – обучение «деланием», проблемностью, как основой развития критического мышления, использованием разнообразной игровой деятельности в обучении (спонтанные игры, повторяющие жизнь взрослых, организованные игры, изготовление игрушек,конструкторская работа, драматизация, ролевые игры и др.).

Проектное обучение в отечественной школе

Возникновение проектного обучения в России связано с глобальными изменениями в обществе на рубеже XIX - XX веков. Социально-экономические и общественно-политические перемены обусловили поиск новых путей, новых идей, концепций образования и воспитания ребенка. Это, в свою очередь, повлекло за собой возникновение новых типов детских учреждений.

С установлением советской власти в России первоочередной задачей стало создание нового общества и государства, воспитание нового человека. Главную роль в этом должна была сыграть школа, а превращение детей в членов социалистического общества призваны были обеспечить идеи коллективизма.

В документах Народного комиссариата просвещения (Наркомпроса), созданного в 1918 году, были определены черты новой школы. Особое внимание в проекте уделялось использованию разнообразных методов обучения. После выхода в свет «Декларации о единой трудовой школе» Наркомпроса (октябрь 1918 г.), содержание которой опиралось на метод проектов, в стране повсеместно стали организовываться школьные мастерские, сельскохозяйственные отряды и т.д. Идеи проектов реализовывались как в чисто воспитательной практике (в частности, в работе октябрятских звездочек, пионерских отрядов, комсомольских организаций и т.п.), так и в процессе обучения.

Метод проектов в России развивался параллельно с разработками американских ученых и связан с именами С.Т. Шацкого, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, М.В. Крупениной, Е.Г. Кагарова.

Обучение методом проектов в России в особенности связывается с именем Станислава Теофиловича Шацкого. В 1905 году возглавил группу сотрудников, пытавшихся активно использовать проектный метод на практике. Ученые видели в нем универсальное средство для развития инициативы, творческой самостоятельности, обеспечения связи знаний с жизнью, с трудом.

Главная педагогическая позиция С.Т. Шацкого заключалась в признании ценности трех форм опыта: жизненного, накопленного ребенком самостоятельно, специально организованного взрослыми и готового, накопленного человечеством. Опыт - фундамент для организованной умственной работы. Задача педагогов, по мнению автора, - объединить эти формы опыта в единый педагогический процесс. Важнейшей целью воспитания Шацкий считал проектирование процесса развития личности ребенка.

Отличие российского воплощения метода проектов от американского варианта заключалось, прежде всего, в том, что советскими педагогами делался принципиальный упор на общественно полезную, трудовую, идеологическую направленность всех проектов (например, «Поможем ликвидировать неграмотность», «Вред алкоголя»). Меньше внимания уделялось учебным проектам, что привело к ослаблению общеобразовательного содержания учебной деятельности. Таким образом, усиление индивидуалистической направленности и игнорирование системного характера обучения в практике метода проектов повлекло запрет на его использование. Основной формой обучения и воспитания стал урок. Этот факт был зафиксирован постановлением ЦК ВКП (б) от 25 августа 1932 года «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе». Запрет метода проектов означал также окончание экспериментальных исследований.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: