СЕМИНАРА ПО ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ




ПЕДАГОГИЧЕСКОГО, УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬСКОГО

ПЕРСОНАЛА И ДРУГИХ СПЕЦИАЛИСТОВ, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ

 

№ п. Содержание (тематика) Количество часов
Всего Теория Практика
1. Философия и педагогика каникул. Педагогические возможности детского оздоровительного лагеря     -
2. Программирование работы педагогического коллектива. Технология социально-педагогического проектирования      
3. Организация и содержание деятельности детских объединений      
4. Методика коллективного воспитания. Организация смены в лагере      
5. Особенности создания временного детского коллектива. Самоуправление и соуправление в лагере     -
6. Оздоровительная программа в лагере. Медико-санитарное обслуживание и учет индивидуальных физиологических и физических данных детей     -
7. Организация оздоровительно-воспитательного процесса в летнем оздоровительном лагере      
8. Модели организации жизнедеятельности в отряде      
9. Социально-педагогическая карта отряда. Методические подходы к работе с детьми разного возраста      
10. Организация труда вожатого. Педагогический стиль вожатого. Педагогическая этика в условиях детского оздоровительного лагеря      
11. Современный подход к реализации программ дополнительного образования и досуговых программ в условиях детского лагеря      
12. Методика организации и режиссура массовых детских мероприятий      
13. Психолого-педагогический практикум по подготовке вожатого к работе в лагере      
14. Модели организации лагеря отдыха и оздоровления детей, организации творческих, профильных, специализированных смен в оздоровительном лагере. Круглый стол      
15. Разработка и презентация творческих проектов участников семинара: сценариев, методических разработок, карточек игр, оформительских работ и др. (включая домашние задания)   -  
Итого   23 25 49 47

 

Программа семинара по повышению квалификации организаторов

летнего отдыха детей

 

Тема 1.

Философия и педагогика каникул. Педагогические возможности детского оздоровительного лагеря.

Воспитывающий и развивающий потенциал летних каникул. Воспитание в гуманистической педагогике. Детский оздоровительный лагерь как воспитательное, культурно-досуговое и оздоровительное учреждение. Особенности его воспитательного потенциала для обеспечения эмоционально привлекательного досуга, восстановления здоровья, творческой самореализации подростков. Особенности природного и социального окружения, их использование в воспитательной работе. Преемственность в работе со школой, семьей, детскими общественными организациями, специфика лагеря в качестве учреждения дополнительного образования. Принципы работы. Функции летних объединений, приоритетные направления работы.

 

Тема 2.

Программирование работы педагогического коллектива. Технология социально-педагогического проектирования.

Программирование работы, проектный метод разработки программ. Задачи педагогического коллектива лагеря по организации работы с детьми и подростками. Характеристика педагогического состава.

Содержание педагогического направления и руководства деятельностью подростков. Воспитательные функции руководителей. Условия осуществления педагогического руководства детьми.

Программа как прогнозирование основных задач и путей их реализации в деятельности коллектива отряда. Структура и содержание программы работы педагогического коллектива на летний сезон. Общее и особенное в планах работы педагогов и детских коллективов. Программирование работы отрядов, клубов, кружков. Обеспечение объектов для познавательной, трудовой и общественной деятельности. Программы тематических дней, недель, сюжетно-ролевых игр, работа туристской базы.

Взаимодействие взрослых и детей в лагере, создание нравственно-эмоциональной атмосферы сотрудничества и общения. Особенности педагогической позиции руководителей в коллективах детей разного возраста.

Педагогический совет, производственное собрание, планерка, семинар. Режим работы и отдыха.

Педагогическая документация: списки отрядов, первичная характеристика, планы вожатого, педагога (на смену и на день), педагогический дневник, анализ смены, отчет о работе, методические разработки.

Быт и досуг членов педагогического отряда. Взаимодействие с другими членами педагогического коллектива и службами лагеря.

Технология педагогического проектирования. Наполнение проекта содержанием (разработка исполняющей части, календарно-тематическое планирование).

 

Тема 3.

Организация и содержание деятельности детских объединений.

Задачи летних объединений по развитию интересов и способностей детей и подростков. Формы и методы изучения интересов ребят, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Виды, формы и порядок создания творческих объединений. Методика работы инструктора, вожатого, руководителя кружка, сочетающая массовые, групповые и индивидуальные методы работы. Правила техники безопасности.

Ознакомление с программами кружков, секций для оздоровительных лагерей. Методика подготовки программ для отрядов, кружков с учетом местных условий и базы детских оздоровительных лагерей.

Создание условий для продолжения музыкальных занятий воспитанников, организация спортивных школ, объединений дополнительного образования детей.

Подготовка в объединениях инструкторов, организаторов различных творческих дел в отряде. Методика организации клубных занятий. Формы и методы участия коллективов кружков и клубов в организации общих дел лагеря.

Виды и формы поощрения и стимулирования занятий подростков в объединениях дополнительного образования. Итоговые выставки, концерты, праздники и другие формы коллективного и индивидуального отчета. Формы связи со школами, учреждениями дополнительного образования.

 

Тема 4.

Методика коллективного воспитания. Организация смены в лагере.

Содержание работы оздоровительного лагеря в разнообразной коллективной творческой деятельности с учетом интересов и возможностей детей и подростков, во взаимодействии с социальным и природным окружением, в сочетании массовых, отрядных и индивидуальных форм работы. Создание и развитие традиций.

Три периода (цикла) смены - организационный, основной и заключительный, сочетающие все направления социальной, культурно-досуговой, воспитательной и оздоровительной деятельности коллектива лагеря.

Организационный период. Адаптация детей к жизни лагеря, знакомство, создание временных детских коллективов, организационные сборы отрядов, лагеря; коллективное планирование, "Путешествие по службам лагеря", "огоньки" знакомства, запись в кружки, секции, праздники творчества, другие формы включения детей и подростков в активную жизнь.

Основной период. Коллективная организация дел в отряде, взаимодействие отрядов. Роль органов самоуправления (постоянных и временных) в организации жизни лагеря. Коллективно-организаторская деятельность. Содержание, формы и методы основных видов воспитательной деятельности лагеря, их взаимодействие. Социальная деятельность, связь с близлежащими населенными пунктами.

Самообслуживающий и производительный труд. Совместная работа с предприятиями, учреждениями, хозяйствами по профессиональной ориентации подростков. Создание мастерских, ремонтных бригад, лагерных бюро добрых услуг.

Познавательная деятельность по расширению кругозора детей, изучение исторических, трудовых и художественных памятников, культурно-исторических традиций своего региона.

Физкультурно-оздоровительная, туристско-краеведческая деятельность.

Художественно-эстетическая деятельность. Создание условий для художественного творчества детей, эстетики быта, развития эстетического вкуса, культуры поведения и взаимоотношений.

Экологическая и природоохранительная деятельность. Создание экологических карт, троп, "зеленых" и "голубых" патрулей. Оборудование на территории лагеря сада, огорода, теплицы и других объектов.

Деятельность клубов, кружков, секций по развитию интересов, способностей к творчеству у ребят.

Заключительный период. Организация деятельности отрядов и лагеря по подведению итогов жизни и работы за смену. Использование творческих форм отчета, смотров знаний, умений. Прощальные костры, "огоньки". Формы поощрения.

 

Тема 5.

Особенности создания временного детского коллектива. Самоуправление и соуправление в лагере.

Понятие о временном детском коллективе. Его психологические особенности: сборность, автономность, динамизм внутриколлективных отношений, интенсивность общения, особые темп и ритм жизни. Цикличность в формировании и развитии. Особенности формирования и работы с временным детским коллективом. Организация детского самоуправления и принципы взаимодействия органов самоуправления со взрослыми. Соуправление. Нестандартные, творческие формы организации детского самоуправления.

 

Тема 6.

Оздоровительная программа в лагере. Медико-санитарное обслуживание и учет индивидуальных физиологических и физических данных детей.

Организация оздоровительных мероприятий: закаливающие процедуры, соблюдение гигиенических правил, навыков, чистоты помещений, территории, личных вещей.

Организация лечебно-профилактической работы в лагере. Роль врача и медицинского персонала в организации оздоровительной работы лагеря. Положения об охране жизни и здоровья детей своего региона.

 

Тема 7.

Организация оздоровительно-воспитательного процесса в детском оздоровительном лагере.

Взаимодействие оздоровительной и воспитательной работы в лагере. Использование лечебной педагогики: гуманистический подход к детям, учет принципа природосообразности при конструировании оздоровительной программы, создание медико-педагогических и социально-бытовых условий жизни коллектива, индивидуально-психологическая компенсация, обеспечивающая создание комфортных условий для подростков. Организация жизни и деятельности детей и подростков по режиму (рациональная организация режима питания, общественно полезного и производительного труда, самообслуживания, максимального пребывания детей на свежем воздухе, использование соответственных факторов природы, занятие физкультурой, спортом, туризмом, достаточная продолжительность сна). Организация рационального распорядка дня и лагерной смены, сочетающая разнообразие видов деятельности с учетом возрастных и половых особенностей детского организма, состояния здоровья и возможностей практически здоровых детей.

 

Тема 8.

Модели организации жизнедеятельности детей в отряде.

Принципы моделирования организации жизнедеятельности детей в творческом объединении. Игровые модели: сюжетно-ролевые, имитационные, деловые. Проектно-исследовательские модели. Коммуникативные модели организации деятельности. Обзор передового педагогического опыта в организации детского отдыха и оздоровления.

 

Тема 9.

Социально-педагогическая карта отряда. Методические подходы к работе с детьми разного возраста.

Социально-педагогическая карта отряда. Как применять сведения о детях в воспитательном процессе. Выбор педагогически целесообразных форм и методов работы с детьми младшего, среднего подросткового и старшего школьного возраста. Учет психовозрастных и половозрастных особенностей детей, девочек и мальчиков. Методические подходы к работе с детьми разного возраста.

Тема 10.

Организация труда вожатого. Педагогический стиль вожатого. Педагогическая этика в условиях летнего оздоровительного лагеря.

Рабочий день вожатых и педагогов: юридические нормы и требования. Ответственность за охрану здоровья и жизни детей. Особенности взаимодействия с коллегами по отряду: распределение обязанностей и функций, предъявление единых педагогических требований.

Союзники и помощники вожатого: взаимодействие с тренерами, инструкторами по физкультуре, плаванию, руководителями кружков.

Педагогическая этика. Педагогический стиль вожатого. Имидж педагога. Творческая личность вожатого - одно из условий успеха педагогической деятельности. Авторитет вожатого среди детей и взрослых. Творческое решение педагогических задач, выход из сложных социально-педагогических ситуаций. Этикет на все случаи жизни.

 

Тема 11.

Современный подход к реализации программ дополнительного образования детей и досуговых программ в условиях детского лагеря.

Ведущая роль игры в организации воспитательной и оздоровительной работы в детском оздоровительном лагере. Технология развивающей кооперации. Оздоровительные игровые технологии. Принципы разработки техноигр. Игротека в лагере. Ее величество - игра (по материалам книг С. Шмакова). Игра - дело серьезное: психологические, коммуникативные, развивающие, деловые, организационно-деятельностные, ролевые, сюжетно-ролевые, спортивные, интеллектуальные, философские игры.

 

Тема 12.

Методика организации и режиссура массовых мероприятий.

Актерское мастерство вожатого. Принципы разработки сценария и проведения массовых мероприятий с детьми в условиях детского лагеря. Режиссура массовых мероприятий. Советы и правила по организации и проведению детских праздников, шоу, конкурсов, фестивалей, концертов и т.д. Нетрадиционные праздники в лагере.

 

Тема 13.

Психолого-педагогический практикум по подготовке вожатого к работе в лагере.

Психолого-педагогические особенности воспитания в детском оздоровительном лагере. Проблемы поведения детей и подростков, не привыкших к автономии (от школы, родителей), к самообслуживанию. Проблемы социально-психологической адаптации ребенка в лагере. Психологический климат и благополучие во временном детском коллективе. Технологии формирования психосоциального здоровья ребенка, подростка, юноши. Методики изучения психолого-социальных способностей и качеств личности, критерии оценки уровня сформированности детского коллектива.

 

Тема 14.

Модели организации отдыха и оздоровления детей, организации творческих, профильных, специализированных смен в оздоровительном лагере. Круглый стол.

 

Тема 15.

Разработка и презентация творческих проектов участников семинара: сценариев, методических разработок, карточек игр, оформительских работ и др. (включая домашние задания).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: