Философия Древней Греции (VII - I вв. до н.э.)
Источники: работы философов различных направлений; первые философские организации (школы); пантеизм и поэзия
Основные взгляды и идеи - пересечение мифологии, язычества и философских воззрений - поиск первоначал бытия: вода, земля, огонь, логос, апейрон, атом, идея, форма - утверждение нового понимания бога как объективной идеи. Зачатки монотеизма - идеи взаимосвязанного и относительно самостоятельного развития бытия - возникновение термина «философия» - разработка исходных понятий бытия, познания, общества и человека - использование математических, космогонических и других знаний для философских построений - разработка проблем политики, государства, морали, искусства - становление формально-логического знания - софистика и схоластика - выделение идеалистического и материалистического направлений в философии - возникновение философии как науки Философские школы и направления | ||||||||
милетская школа | элейская школа | синтетическая философия Эмпедокла | Афинская школа: Сократ, Платон, Аристотель | |||||
атомисты | эпикурейцы | пифагорейцы | софисты | |||||
Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Левкипп, Демокрит, Эпикур, Ксенофан, Парменид, Зенон, Пифагор, Эмпедокл, Протагор, Горгий, Сократ, Платон, Аристотель.
Школы античной философии доклассического периода | Философская позиция |
Античная натурфилософия | Первые философские теории исходили из мысли, что у всего сущего есть общее первоначало (архэ) в качестве единой первоматерии, лежащее в основе вещей и в качестве первой причины, обуславливающее все опытно познаваемые процессы |
Атомисты | Всё сущее состоит из неделимых частиц, полностью тождественных друг другу вещественно и различающихся лишь по форме, положению в пространстве и взаимному размещению. Ни одна вещь не возникает бесцельно, но лишь по смыслу и необходимости. |
Софисты | С софистов начинается антропологический поворот в античной философии. Человек есть мера всех вещей, говорит Протагор. Всё поэтому относительно. Человек определяет бытие, поэтому бытие не объективно, а субъективно и текуче. Мораль выдумана людьми, поэтому в разное время и у разных народов она имеет разную силу и разные ценности. Боги – тоже человеческое изобретение. |
Философия Платона (437-347 до н.э.)
Онтология | Теория познания | Этика | Государство |
1.Существование нематериальных, вечных и неизменных сущностей – идей. 2.Идеи – праобразы реальности, по которым сформированы предметы видимого мира. Это – позиция объективного идеализма. 3. Поэтому, есть два мира: мир идей и мир чувственных вещей. Мир идей более реален, чем мир вещей. 4.Материальный мир планомерно создаётся демиургом, взирающим при этом на вечный праобраз идеи. | 1. Приоритет разумного познания над чувственным. 2.Всякое научение и знание есть припоминание (анамнесис). 3.Иллюстрация познавательной деятельности даётся Платоном в мифе о пещере. 4.Метод, ведущий к истинному познанию – диалектика. | 1.В основе лежит идея блага. 2.Душа делится на три части: (а) божественное начало души – разум; (б) аффективное (яростное) начало; (в) вожделеющее начало, представляющее низшую часть души. 3.Задача разумной части – приобретать мудрость; задача яростной стороны души – слушаться разума и. её добродетель – мужество; добродетель вожделеющей стороны души – умеренность. Эти добродетели Платон подчиняет справедливости. | 1.Платон – создатель модели идеального государства. 2.Основу такого государства составляет разделение труда, основанное на преобладании различных сторон души у индивида. 3.Цель государства – общее благо. 4.Платон исследует типы государств: тимократию, олигархию, демократию, тиранию, сравнивая их с придуманным им идеальным типом. |
Философия Аристотеля (384-322 до н.э.)
Онтология | Теория познания | Этика | Государство |
1.Основой бытия Аристотель признаёт первую материю, образующую потенциальную предпосылку существования. 2.Конкретизация первой материи – это пять элементов: огонь, воздух, вода, земля и эфир. 3.Конкретное бытие вещи образует единство материи (гиле) и образа, формы (эйдос, морфе), так называемый гилеморфизм. 4.Аристотель, в противоположность Платону, предлагает искать сущность вещей в них самих и вводит понятие первой и второй сущности. 5.Однако в онтологии Аристотеля присутствует и первый двигатель – Бог. | 1.Познание Аристотель понимает как развивающийся процесс, в котором чувственное познание является основой. 2.Научное познание опирается на чувства, но использует абстрактные понятия. Среди них важную роль играют категории 3.Аристотель – отец логики как науки. Он первый исследовал не только содержание мышления, но и его форму. | 1.Этика – сфера человеческой практики, основанной на выборе. 2.Для человека – благо есть деятельность души, сообразно с разумом. 3.Аристотель различает добродетели дианоэтические (опирающиеся на деятельность разума – добродетель благоразумия) и этические, которые он получает благодаря сложившемуся в обществе порядку. 4.В поведение человека воля играет безусловную роль. 5.Этическая добродетель есть середина между ложными крайностями. | 1. Аристотелю приписывается анализ 158 форм государственного устройства. 2.Человек есть существо политическое (общественное). 3.Государство складывается по мере роста общин: от семьи до сельской общины и до полиса. 4.Государство есть община граждан, устроенная наилучшим образом. 5.Формы государственного устройства могут быть правильными (монархия, аристократия, народовластие (полития)) и неправильными: тирания, олигархия и демократия. Правильное государство служит благу всех. 6.Для сохранения внутреннего порядка необходима семья и институт частной собственности. |
Философия Древнего Рима (III в. до н.э. - II в. н.э.)
Источники:
труды древнегреческих философов; работы римских мыслителей; язычество и мифология; эпос.
Основные воззрения и идеи - трактовка бытия природы, человека и общества в духе греческой философии - попытки переосмыслить философское наследие Древней Греции и применить его к древнеримской культуре, особенно - к зарождавшемуся христианству - идеи философии гражданства и права - нравственная философия, обсуждение смысла жизни человека - мистицизм в понимании космоса и человека, атеизм - усиление скептических умонастроений и критицизма - схоластика и догматизм - комментаторство идей древнегреческой философии - зарождение христианской философии Основные школы | ||||||||||
стоики | эпикурейцы | Скептики | неоплатонизм | эклектики | ||||||
Представители: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий, Лукреций, Секст Эмпирик, Цицерон, Филон Александрийский, Плотин, Порфирий
Тит Лукреций Кар (ок. 95 – 55 до н.э.) | Марк Туллий Цицерон (106 – 43 до н.э.) |
1.Лукреций – римский поэт и философ-материалист. Главный его труд – поэма «О природе вещей», состоящая из шести книг. 2. В первой книге содержатся космологические воззрения Лукреция. Так, он утверждает, что «из ничего не творится ничто по божественной воле». В мире нет ничего, кроме атомов и пустоты. Что касается богов, то для Лукреция они тоже представляют собой тончайшие атомарные образы, существующие в междумировых пространствах и не вмешивающихся в жизнь людей. 3.Во второй книге излагаются атомистические теории, учение о спонтанном отклонении атомов, учение о множественности миров, опровергается идея провидения. 4.В третьей книге философ критикует учение о бессмертии души и переселении душ. Там же он говорит о ничтожности страха смерти. Душа материально и погибает вместе с телом. 5.В четвёртой книге излагается теория познания. В ней Лукреций говорит об атомарных образах, как основе чувственного восприятия. 6.В шестой книге Лукреций доказывает, что нужда, а не вне мировые цели, лежит в основе развития общества. 7. Наконец, в последней книге Лукреций пытается объяснить природные феномены, вызывающие суеверный страх. | 1.Цицерон – знаменитый римский оратор, государственный деятель и философ, впервые сделавший латинский язык адекватным средством выражения философских мыслей. 2.Отвечая на вопрос, актуальный для философских дискуссий того времени, о возможности окончательного знания, Цицерон, следуя философам средней Академии, отвечал, что это невозможно, однако, это не означает, что мы не должны продолжать познавательную деятельность. 2.В работе «О пределах добра и зла» Цицерон скептически относится к возможности окончательного решения этой проблемы теоретически, но в области морали практической приветствует тезис: «кто следует природе, тот не ошибается». 3.Учение о морали стоиков принимается Цицероном, что видно из его трактата «Об обязанностях», однако он далёк от традиционного фатализма стоиков и их веры в традиционных богов. 4. Политический идеал Цицерона – полития («смешанная полития»), в которой свободное волеизъявление народа сочетается с необходимым руководством разумнейших и достойнейших. По мнению Цицерона, такая государственная конструкция предупредит вырождение монархии в тиранию, демократии в охлократию и т.д. |