Философия Аристотеля (384-322 до н.э.)




Философия Древней Греции (VII - I вв. до н.э.)

Источники: работы философов различных направлений; первые философские организации (школы); пантеизм и поэзия

Основные взгляды и идеи   - пересечение мифологии, язычества и философских воззрений - поиск первоначал бытия: вода, земля, огонь, логос, апейрон, атом, идея, форма - утверждение нового понимания бога как объективной идеи. Зачатки монотеизма - идеи взаимосвязанного и относительно самостоятельного развития бытия - возникновение термина «философия» - разработка исходных понятий бытия, познания, общества и человека - использование математических, космогонических и других знаний для философских построений - разработка проблем политики, государства, морали, искусства - становление формально-логического знания - софистика и схоластика - выделение идеалистического и материалистического направлений в философии - возникновение философии как науки Философские школы и направления  
    милетская школа     элейская школа   синтетическая философия Эмпедокла     Афинская школа: Сократ, Платон, Аристотель  
                 
    атомисты       эпикурейцы     пифагорейцы     софисты  
                 

Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Левкипп, Демокрит, Эпикур, Ксенофан, Парменид, Зенон, Пифагор, Эмпедокл, Протагор, Горгий, Сократ, Платон, Аристотель.

 

Школы античной философии доклассического периода Философская позиция
Античная натурфилософия Первые философские теории исходили из мысли, что у всего сущего есть общее первоначало (архэ) в качестве единой первоматерии, лежащее в основе вещей и в качестве первой причины, обуславливающее все опытно познаваемые процессы
Атомисты Всё сущее состоит из неделимых частиц, полностью тождественных друг другу вещественно и различающихся лишь по форме, положению в пространстве и взаимному размещению. Ни одна вещь не возникает бесцельно, но лишь по смыслу и необходимости.
Софисты С софистов начинается антропологический поворот в античной философии. Человек есть мера всех вещей, говорит Протагор. Всё поэтому относительно. Человек определяет бытие, поэтому бытие не объективно, а субъективно и текуче. Мораль выдумана людьми, поэтому в разное время и у разных народов она имеет разную силу и разные ценности. Боги – тоже человеческое изобретение.

 


Философия Платона (437-347 до н.э.)

Онтология Теория познания Этика Государство
1.Существование нематериальных, вечных и неизменных сущностей – идей. 2.Идеи – праобразы реальности, по которым сформированы предметы видимого мира. Это – позиция объективного идеализма. 3. Поэтому, есть два мира: мир идей и мир чувственных вещей. Мир идей более реален, чем мир вещей. 4.Материальный мир планомерно создаётся демиургом, взирающим при этом на вечный праобраз идеи. 1. Приоритет разумного познания над чувственным. 2.Всякое научение и знание есть припоминание (анамнесис). 3.Иллюстрация познавательной деятельности даётся Платоном в мифе о пещере. 4.Метод, ведущий к истинному познанию – диалектика. 1.В основе лежит идея блага. 2.Душа делится на три части: (а) божественное начало души – разум; (б) аффективное (яростное) начало; (в) вожделеющее начало, представляющее низшую часть души. 3.Задача разумной части – приобретать мудрость; задача яростной стороны души – слушаться разума и. её добродетель – мужество; добродетель вожделеющей стороны души – умеренность. Эти добродетели Платон подчиняет справедливости. 1.Платон – создатель модели идеального государства. 2.Основу такого государства составляет разделение труда, основанное на преобладании различных сторон души у индивида. 3.Цель государства – общее благо. 4.Платон исследует типы государств: тимократию, олигархию, демократию, тиранию, сравнивая их с придуманным им идеальным типом.

Философия Аристотеля (384-322 до н.э.)

Онтология Теория познания Этика Государство
1.Основой бытия Аристотель признаёт первую материю, образующую потенциальную предпосылку существования. 2.Конкретизация первой материи – это пять элементов: огонь, воздух, вода, земля и эфир. 3.Конкретное бытие вещи образует единство материи (гиле) и образа, формы (эйдос, морфе), так называемый гилеморфизм. 4.Аристотель, в противоположность Платону, предлагает искать сущность вещей в них самих и вводит понятие первой и второй сущности. 5.Однако в онтологии Аристотеля присутствует и первый двигатель – Бог. 1.Познание Аристотель понимает как развивающийся процесс, в котором чувственное познание является основой. 2.Научное познание опирается на чувства, но использует абстрактные понятия. Среди них важную роль играют категории 3.Аристотель – отец логики как науки. Он первый исследовал не только содержание мышления, но и его форму. 1.Этика – сфера человеческой практики, основанной на выборе. 2.Для человека – благо есть деятельность души, сообразно с разумом. 3.Аристотель различает добродетели дианоэтические (опирающиеся на деятельность разума – добродетель благоразумия) и этические, которые он получает благодаря сложившемуся в обществе порядку. 4.В поведение человека воля играет безусловную роль. 5.Этическая добродетель есть середина между ложными крайностями. 1. Аристотелю приписывается анализ 158 форм государственного устройства. 2.Человек есть существо политическое (общественное). 3.Государство складывается по мере роста общин: от семьи до сельской общины и до полиса. 4.Государство есть община граждан, устроенная наилучшим образом. 5.Формы государственного устройства могут быть правильными (монархия, аристократия, народовластие (полития)) и неправильными: тирания, олигархия и демократия. Правильное государство служит благу всех. 6.Для сохранения внутреннего порядка необходима семья и институт частной собственности.


Философия Древнего Рима (III в. до н.э. - II в. н.э.)

 

Источники:

труды древнегреческих философов; работы римских мыслителей; язычество и мифология; эпос.

 

Основные воззрения и идеи   - трактовка бытия природы, человека и общества в духе греческой философии - попытки переосмыслить философское наследие Древней Греции и применить его к древнеримской культуре, особенно - к зарождавшемуся христианству - идеи философии гражданства и права - нравственная философия, обсуждение смысла жизни человека - мистицизм в понимании космоса и человека, атеизм - усиление скептических умонастроений и критицизма - схоластика и догматизм - комментаторство идей древнегреческой философии - зарождение христианской философии Основные школы  
    стоики     эпикурейцы     Скептики     неоплатонизм     эклектики    
 

 

Представители: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий, Лукреций, Секст Эмпирик, Цицерон, Филон Александрийский, Плотин, Порфирий


 

Тит Лукреций Кар (ок. 95 – 55 до н.э.) Марк Туллий Цицерон (106 – 43 до н.э.)
1.Лукреций – римский поэт и философ-материалист. Главный его труд – поэма «О природе вещей», состоящая из шести книг. 2. В первой книге содержатся космологические воззрения Лукреция. Так, он утверждает, что «из ничего не творится ничто по божественной воле». В мире нет ничего, кроме атомов и пустоты. Что касается богов, то для Лукреция они тоже представляют собой тончайшие атомарные образы, существующие в междумировых пространствах и не вмешивающихся в жизнь людей. 3.Во второй книге излагаются атомистические теории, учение о спонтанном отклонении атомов, учение о множественности миров, опровергается идея провидения. 4.В третьей книге философ критикует учение о бессмертии души и переселении душ. Там же он говорит о ничтожности страха смерти. Душа материально и погибает вместе с телом. 5.В четвёртой книге излагается теория познания. В ней Лукреций говорит об атомарных образах, как основе чувственного восприятия. 6.В шестой книге Лукреций доказывает, что нужда, а не вне мировые цели, лежит в основе развития общества. 7. Наконец, в последней книге Лукреций пытается объяснить природные феномены, вызывающие суеверный страх. 1.Цицерон – знаменитый римский оратор, государственный деятель и философ, впервые сделавший латинский язык адекватным средством выражения философских мыслей. 2.Отвечая на вопрос, актуальный для философских дискуссий того времени, о возможности окончательного знания, Цицерон, следуя философам средней Академии, отвечал, что это невозможно, однако, это не означает, что мы не должны продолжать познавательную деятельность. 2.В работе «О пределах добра и зла» Цицерон скептически относится к возможности окончательного решения этой проблемы теоретически, но в области морали практической приветствует тезис: «кто следует природе, тот не ошибается». 3.Учение о морали стоиков принимается Цицероном, что видно из его трактата «Об обязанностях», однако он далёк от традиционного фатализма стоиков и их веры в традиционных богов. 4. Политический идеал Цицерона – полития («смешанная полития»), в которой свободное волеизъявление народа сочетается с необходимым руководством разумнейших и достойнейших. По мнению Цицерона, такая государственная конструкция предупредит вырождение монархии в тиранию, демократии в охлократию и т.д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: