Тема: Художественное образование в РФ
План.
1. Цели и задачи художественного образования в РФ.
2. Система художественного образования в РФ.
Цели и задачи художественного образования в РФ.
Художественное образование – это процесс овладения человеком художественной культурой своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства.
Важным приоритетом современного художественного образования является процесс развития и формирования интеллектуальной и эстетической личности, вне зависимости от того будет ли профессиональная деятельность человека связана с художественной областью или нет.
Российское художественное образование включает в себя традиции художественного и эстетического развития и воспитания, которые сложились на основе большого отечественного научного, художественного и педагогического опыта предшествующих поколений.
В «Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008–2015годы» (2008г.) были определены главные направления государственной политики в данной области:
· сохранение многоуровневого образования в области отдельных искусств,
· усиление практической направленности профессиональной подготовки специалистов,
· выявление художественно одаренных детей и молодежи.
Цели художественного образования в Российской Федерации:
· содействие праву человека на образование и на участие в культурной жизни,
· развитие индивидуальных способностей,
· улучшение качества образования,
· поддержка культурного разнообразия,
· повышение значимости культуры и искусства для общего уровня образования,
· сохранение и развитие сложившейся в России уникальной системы учреждений образования в области культуры и искусств.
Задачи художественного образования на современном этапе:
· выявление художественно одаренных детей и молодежи, а также обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития;
· сохранение и передача новым поколениям традиций российского профессионального образования в сфере культуры и искусства;
· эстетическое воспитание подрастающего поколения;
· воспитание подготовленной и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей;
· подготовка творческих и педагогических кадров в сфере культуры и искусства, а также педагогических кадров для системы художественного образования;
· приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
· реализация нравственного потенциала искусства.
Система художественного образования в РФ
Система художественного образования в РФ включают общее и дополнительное художественное образование, предпрофессиональное, профессиональное и послевузовское образование, а также различные формы повышения квалификации. Непрерывность художественного образования сегодня утверждается в качестве одного из базовых принципов его организации.
Важным принципом освоения искусства является деятельностный подход в обучении. Он реализуется в процессе изучения искусства на принципах развивающего образования, сформулированных академиками Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым. При таком подходе основой развития детей выступает живое искусство (живое звучание, живые краски, движение, живая речь детей, звучащий инструмент и т.п.) и непосредственное творчество (собственными глазами, руками, движениями и т.п.), а техника и тиражная продукция (аудио- и видеозаписи, экранные средства, моделирование и т.п.) только интенсифицируют образовательный процесс. На занятиях акцент переносится на развитие художественно-творческой деятельности детей, на осуществление разных её видов.
Художественное образование неразрывно связано с эстетическим воспитанием детей.
Общее художественное образование.
Предметы художественно-эстетического цикла изучаются на всех уровнях системы образования. Художественное образование на каждом этапе взросления человека имеет свои особенности.
Дошкольный возраст - это период раннего эстетического развития, когда становится возможным рассмотрение мира искусства во всем его разнообразии, возникают первые художественные проявления (в рисунке, движении, звучании инструмента или голоса) и начинается формирование эмоциональной отзывчивости на произведения искусства.
В младшем школьном возрасте происходит освоение первичных знаний об искусстве, овладение умениями и навыками художественно-творческой деятельности, главным здесь становится обеспечение непроизвольного, естественного «вхождения» учащихся в мир прекрасного.
Художественное образование подростков должно быть направлено на формирование у школьников потребности «одаривать красотой». В это время возрастают их познавательные стремления, желание заниматься разнообразной самостоятельной художественной деятельностью, наблюдается частая смена творческих интересов и увлечений.
Для старшеклассников необходимо многообразие форм художественного образования, независимо от того, станут ли молодые люди профессионалами в этой области или нет. Это даст возможность старшеклассникам проявить свои творческие стремления, найти сферы применения художественных интересов.
Дополнительное художественное образование
Художественно-эстетическое направление является одним из наиболее массовых в системе дополнительного образования детей и молодежи.
В России внешкольные учреждения создают и развивают систему индивидуальных и групповых форм деятельности в следующих областях искусства:
· изобразительное искусство
· музыкальное искусство
· хореографическое искусство
· декоративно-прикладное искусство
· народные промыслы
· фольклор (хоровые, танцевальные и другие коллективы)
Получает все большее распространение создание произведений семейного творчества; включение детских работ в экспозиции профессиональных художественных выставок; культурно-образовательная работа с детьми в музеях.
Профессиональное художественное образование
Профессиональное образование ориентировано на формирование специалиста, обладающего компетенциями, необходимыми для эффективной деятельности в различных областях культуры и искусства.
Система образования в сфере культуры и искусства включает сеть государственных и муниципальных образовательных учреждений, в которую входят:
· организации дополнительного образования (детские школы искусств (по видам искусств) и др.);
· образовательные учреждения для особо одаренных детей, интегрировано реализующие программы основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования;
· профессиональные образовательные организации - художественные, музыкальные, хореографические, театральные и др. училища (техникумы, колледжи).
· образовательные организации высшего образования: университеты, институты
Задание:
1. Прочитать теоретический материал по теме и кратко законспектировать.
2. Познакомиться с деятельностью МАУ ДО Детская художественная школа городского округа город Воронеж, перейдя на сайт по ссылке https://dxh-vrn.ru
и выполнить задание:
1) Зайти в раздел Родителям и ученикам, познакомиться с информацией о школе и историей школы, кратко записать.
2) Зайти в раздел Родителям и ученикам
Маршрут: Родителям и ученикам Отделения и классы
Определить основные направления деятельности ДХШ; отделения и группы, работающие в ДХШ; предметы, которые изучаются в ДХШ.
3) Зайти в раздел Сведения об ОО
Маршрут: Сведения об ОО Структура и органы управления образовательной организацией смотреть
Познакомиться со структурой ДХШ, перейдя в документ по ссылке в разделе.
4) Зайти в раздел Сведения об ОО
Маршрут: Сведения об ОО Образование
Определить уровень образования, форму обучения и нормативные сроки обучения в ДХШ,записать.