ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ




§ 1. Семья как институт первичной социализации ребенка

Важнейшая социальная функция семьи — воспитание подрастающего по­коления. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и общест­вом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитания в семье; определяющих содержа­ние ролей, модели ролевого поведения. Родители несут ответственность; перед обществом за организацию системы условий, соответствующих воз­растным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспе­чивающих оптимальные возможности его личностного и умственного раз­вития [Кон, 1988]. В истории родительства все более явной становится тенденция возрастания значения института семьи. Прежде ответствен­ность за воспитание ребенка возлагалась на общество, в то время как инди­видуальное родительство охватывало лишь относительно непродолжи­тельный период детства ребенка до начала вступления его в трудовую деятельность или начала выполнения им социальных функций, но с изме­нением задач социализации ребенка в рамках семейного воспитания на каждой из возрастных стадий его развития претерпевают изменения также конкретные формы и средства воспитательных воздействий, характер от­ношений ребенка с родителями.

Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка — потребности в социальном контакте (М.И. Лисина), базового доверия к миру (Э. Эриксон) и привязанности (Дж. Боулби, М. Эйн-сворт) в младенчестве; формирование предметно-орудийной компетентности в раннем возрасте и социальной компетентности в дошкольном, сотрудниче­ство и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении са­мостоятельной учебной деятельности в младшем школьном возрасте; созда­ние условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте. Эмоциональная насыщенность и эмоционально-пози­тивный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия с партнером, совместная деятельность и со­трудничество со взрослым как образцом компетентности, социальная под­держка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уни­кальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребенка.

§ 2. Основные характеристики детско-родительских отношений

Детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему от­ношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непре­рывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения. Детско-родительские отношения как важнейшая детерминанта психического развития и процесса социализации ребенка могут быть определены следующими параметрами:

•характер эмоциональной связи: со стороны родителя — эмоциональное принятие ребенка (родительская любовь), со стороны ребенка — привязан­ность и эмоциональное отношение к родителю. Особенностью детско-ро­дительских отношений по сравнению с другими видами межличностных отношений является их высокая значимость для обеих сторон;

•мотивы воспитания и родителъства;

• степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские от­ношения;

•удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему ро­дителя;

• стиль общения и взаимодействия с ребенком, особенности проявления родительского лидерства;

• способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций] поддержка автономии ребенка;

•социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количе­ство; способ контроля; санкции (поощрения и подкрепления); родитель­ский мониторинг;

• степень устойчивости и последовательности (противоречивости) се­мейного воспитания.

Интегративные показатели детско-родительских отношений: •родительская позиция, определяемая характером эмоционального принятия ребенка, мотивами и ценностями воспитания, образом ребенка, образом себя как родителя, моделями ролевого родительского поведения, степенью удовлетворенности родительством;

•тип семейного воспитания, определяемый параметрами эмоциональ­ных отношений, стилем общения и взаимодействия, степенью удовлетво­рения потребностей ребенка, особенностями родительского контроля и степенью последовательности в его реализации;

•образ родителя как воспитателя и образ системы семейного воспита­ния у ребенка. Этот показатель стал предметом научного исследования и широкого обсуждения сравнительно недавно. Возникновение интереса к изучению позиции ребенка в системе детско-родительских отношений обусловлено тем, что ребенок, как и родитель, является их активным уча­стником. Изменение воспитательной парадигмы от отношения к ребенку как объекту воспитания к гуманистической установке — ребенок как субъ­ект воспитания и равноправный участник отношений, произошедшее в по­бледней четверти XX в. в общественном сознании, является основой пере­смотра концепта детско-родительских отношений в сторону все большего учета позиции самого ребенка как активного творца этих отношений.

Роль образа родителя и ребенка в детско-родительских отношениях со­стоит в ориентировке в указанной системе отношений с целью достижения согласованности и сотрудничества в решении задач совместной деятельно­сти и обеспечении необходимых условий гармоничного развития ребенка. Особенности интеграции образов родителя и ребенка в детско-родитель­ских отношениях исследуются в работах Л.И. Вассермана [1995], Г.Т. Хо-ментаускаса, Е.О. Смирновой [2001], В.В. Абраменковой [2000], О.А. Кара-бановой [2001, 2002], И.М. Марковской [1999].

§ 3. Характер эмоциональных отношений Родительская любовь

Эмоциональная сторона детско-родительских отношений в значительной степени предопределяет благополучие психического развития ребенка и ре­ализацию воспитательного потенциала родительства как социального ин­ститута. Эмоциональное отношение к партнеру у родителей и ребенка в контексте их отношений имеет различное происхождение, психологическое содержание и динамику развития. Если применительно к супружеским от­ношениям можно говорить о принципиальном равенстве партнеров — как в отношении генезиса, так и развития и реализации эмоциональной связи, — то в случае детско-родительских отношений природа детской и родитель­ской любви оказывается различной. Эмоциональное отношение родителя к ребенку квалифицируется как феномен родительской любви (Э. Фромм), причем в современной психологии четко разделяют эмоциональное отно­шение к ребенку матери и отца, выступающее как материнская или отцов­ская любовь. Наряду с понятием родительской любви используется термин «принятие» (А. Рое, М. Сегелман, А.И. Захаров, Д.И. Исаев, А.Я. Варга), ха­рактеризующий аффективную окраску отношения родителя к ребенку и признание его самоценности. Эмоциональная близость (В.В. Столин) опре­деляет аффективный знак отношения (симпатия — антипатия) и эмоцио­нальную дистанцию между родителем и ребенком.

Термин «привязанность» используется для обозначения отношения ребенка к родителю. В современной психологии теория привя­занности Дж. Боулби является общепризнанной и наиболее авторитетной в исследовании феномена любви ребенка к родителю. Подчеркнем, что са­ма теория привязанности в рассмотрении характера отношения ребенка к родителю (близкому взрослому), выходя за пределы чисто эмоционально­го аспекта, включает в рассмотрение также закономерности развития по­знавательной деятельности и умственного развития ребенка в зависимости от особенностей детско-родительского взаимодействия.

Родительская любовь имеет социокультурную, историческую природу. Вплоть до XVIII в. общественная ценность родительской любви была отно­сительно невысока. Социокультурные ожидания предписывали родителям воспитывать ребенка, проявлять заботу о его душе и телесном благополу­чии, контролировать, наказывать в случае необходимости, но не квалифи­цировали родительскую любовь как особую добродетель. Одной из причин такого положения была высокая детская рождаемость на фоне высокой смертности, многодетность семьи. В средневековой Европе умирало около 30% детей в возрасте до 5 лет. Во второй половине XIX в. семья С.А. и Л.Н. Толстых потеряла пятерых детей из двенадцати. Родители делили свое внимание между многими детьми, часто теряя их в самом раннем воз­расте. Близкие эмоциональные длительные отношения родителей с ребен­ком были редкостью в силу особенностей семейного уклада и образа жиз­ни семьи того времени. Только во второй половине XVIII в. в Европе материнская любовь становится обязательной нормативной установкой [Кон, 1988], а со второй половины XIX в. возникает детоцентристский тип семьи. В современном обществе социальная ценность родительской любви чрезвычайно велика, а интимно-эмоциональная близость родителей с деть­ми в условиях малодетной семьи и планирования рождения детей пред­ставляет собой массовое явление. Все это привело к тому, что родительская любовь сегодня рассматривается обществом как «норма» психического здоровья человека, а поведение и личность родителя, имеющего несчастье не любить своего ребенка, — как патология, психическое отклонение, про­явление аморальности и распущенности. Однако было бы несправедливо обвинять и осуждать таких родителей, конечно при условии выполнения ими родительского долга, проявления заботы, внимания и опеки в отноше­нии ребенка. Любовь к ребенку — эмоциональная близость и взаимопони­мание — не является врожденной способностью матери и отца и не возни­кает по мановению волшебной палочки с рождением ребенка. Способность его любить формируется в практике родительства, в процессе совместной деятельности и общения с ребенком, принося матери и отцу ощущения счастья, полноты самореализации и самозавершенности. Напротив, пере­живание «нелюбви», отвержения ребенка вызывает у родителя тяжелые эмоционально-личностные расстройства — чувство вины, депрессию, тревожность и страхи, нарушения Я-концепции в форме самоотвержения и низкой самооценки. Поэтому в таких случаях стратегия психологической помощи семье строится как последовательное решение следующих задач: стабилизация эмоционального состояния родителя — осознание отверже­ния ребенка и объективирование причин и механизма формирования нелюбви к нему — преодоление чувства вины — оптимизация общения и со­трудничества с ребенком — повышение уровня эмпатии, эмоционального взаимопонимания и привязанности в диаде родитель — ребенок.

В континууме значений эмоционального отношения родителя к ребен­ку можно выделить несколько вариантов отношений, от безусловно поло­жительного до открыто негативного полюса.

•Безусловное эмоциональное принятие ребенка (любовь и привязан­ность «несмотря ни на что»). Безусловное принятие предполагает диффе­ренциацию родителем личности ребенка и его поведения. Отрицательная оценка и осуждение родителем конкретных поступков и действий ребенка не влечет за собой отрицания его эмоциональной значимости и снижения самоценности его личности для родителя. Такой тип эмоционального отно­шения наиболее благоприятен для развития личности ребенка, поскольку обеспечивает полное удовлетворение потребностей ребенка в безопаснос­ти, любви, заботе и в аффилиации в отношениях с родителями.

• Условное эмоциональное принятие (любовь, обусловленная достиже­ниями, достоинствами, поведением ребенка). В этом случае любовь роди­теля ребенок должен заслужить своими успехами, примерным поведением, выполнением требований. Любовь выступает как благо, награда, которая не дается сама собой, а требует труда и старания. Лишение родительской любви — достаточно часто используемый вид наказания в подобных случа­ях. Подобный тип родительского отношения провоцирует у ребенка воз­никновение тревоги и неуверенности.

• Амбивалентное эмоциональное отношение к ребенку (сочетание пози­тивных и негативных чувств, враждебности и любви).

•Индифферентное отношение (равнодушие, эмоциональная холод­ность, дистантность, низкая эмпатия). В основе такой позиции лежит несформированность материнской позиции, инфантильность и личностная незрелость самого родителя.

• Скрытое эмоциональное отвержение (игнорирование, эмоционально-негативное отношение к ребенку).

• Открытое эмоциональное отвержение ребенка.

А.С. Спиваковская, основываясь на трехмерной модели любви, предла­гает оригинальную типологию любви родительской. Напомним, что тремя измерениями чувства любви в рамках данной модели выступают: симпа­тия/антипатия; уважение/презрение и близость — дальность.

Причины нарушений родительской любви изучены еще недостаточно, однако некоторые из них можно назвать:

 

Таблица 2 Типы родительской любви (по А.С. Спиваковской)

Тип любви/от­вержения Характеристики любви/отверже­ния Родительское поведение Родительское кредо
1. Действенная любовь Симпатия уважение близость Принятие ребенка; внима­ние и интерес, уважение его прав и обязанностей; сотруд­ничество и готовность прий­ти ему на помощь «Я люблю моего рёГ~" бенка таким, какой он есть, он самый лучший»
2. Отстраненная любовь симпатия уважение дистантность Принятие ребенка; недоста­ток внимания и заботы; ги-полротекция; низкий уро­вень кооперации и помощи «У меня прекрасный ребенок, но я очень занят»
3. Действенная жалость симпатия неуважение близость Принятие ребенка; недове­рие к нему; излишняя опека и потворствование «Хотя мой ребенок недостаточно умен и развит, но это мой ре­бенок и я люблю его»
4. Снисходи­тельное отстра­нение симпатия неуважение дистантность Принятие ребенка; отстра­ненность; гипопротекция, оправдание неблагополучия болезнью ребенка, плохой наследственностью «Нельзя винить мое­го ребенка в том, что он такой, — есть объ­ективные причины»
5. Отвержение антипатия неуважение дистантность Отвержение ребенка; огра­ничение общения, игнориро­вание; гипоиротекция, гра­ничащая с безнадзорностью «Не люблю своего ребенка и не хочу иметь с ним дела!»
6. Презрение антипатия неуважение близость Отвержение ребенка; то­тальный контроль, примене­ние наказаний, отсутствие поощрений, преобладание в родительской воспитатель­ной системе запретов «Я мучаюсь и стра­даю от того, что мой ребенок так плох»
7. Преследова­ние антипатия уважение близость Отвержение ребенка; доми­нирующая гиперпротекция, жестокое обращение, тоталь­ный контроль «Мой ребенок — не­годяй, и. я докажу это!»
8. Отказ антипатия неуважение дистантность Отвержение ребенка; гипо­протекция и безнадзорность, попустительство, игнориро­вание «Я не хочу иметь де­ло с этим негодяем!»

• Фрустрация жизненно важных потребностей родителя в связи с воспи­танием ребенка. Депривация может охватывать достаточно широкий спектр потребностей, субъективная значимость которых во многом определяется степенью личностной зрелости родителя: потребность в сне и отдыхе; в бе­зопасности; в общении с друзьями; личные достижения, карьера, професси­ональный рост. В этом случае психологическая помощь должна быть на­правлена на поиск способа удовлетворения жизненно важных потребностей

родителя при сохранении им полноценной функции ухода за ребенком и его воспитания, а также на развитие ценностно-смысловой сферы родителя.

• Мистификация и искажение образа ребенка как результат проекции негативных качеств и приписывания их ребенку; идентификация ребенка с аверсивной личностью, вызывающей отвращение у родителя, и, как следст­вие, перенос на него негативного эмоционального отношения. Психологи­ческая работа в этом случае должна быть направлена на объективирование причин подобной проекции, их анализ и помощь родителю в разрешении глубинного конфликта, лежащего в основе актуализированных защитных механизмов.

• Негативное эмоциональное отношение к ребенку как проявление пост­травматического стресса. Возникает вследствие фатального совпадения рождения ребенка или начального периода его воспитания, сенситивного к формированию привязанности, и психологической травмы, например утра­ты близкого человека. Ребенок приобретает значение символа травмирую­щей ситуации либо ассоциируется с ней. Психологическая помощь здесь строится в контексте преодоления посттравматического стресса.

•Личностные особенности родителя (инфантильность, акцентуации характера, невротический тип личности, неадекватный тип привязанности самого родителя, эмоциональные расстройства). Здесь требуется индиви­дуальное психологическое консультирование, а в случае необходимости и психотерапия. Примером разрушающего влияния на психическое развитие ребенка может служить так называемая «шизофреногенная мать», обнару­живающая в отношениях с ребенком холодность, эмоциональную дистантность и отвержение, недостаток уважения и признания ребенка; ее поведе­ние характеризуется властностью, деспотичностью, низкой эмпатией. Матери, переживающие депрессию, также склонны к отвержению ребенка. Характерным стилем воспитания в этом случае становится либо гипоопека, переходящая в безнадзорность, либо тотальный контроль, в котором ак­туализация чувства вины и стыда у ребенка становится основным методом воспитательного воздействия.

•Индивидуально-типологические особенности ребенка-«трудный темперамент», чрезмерное возбуждение, проблемы дисциплины, невнима­тельность, импульсивность, — опосредующие формирование родительско­го отношения. Обнаружено, что родители склонны воспринимать детей с более сильным темпераментом как более зрелых. Важное значение для формирования эмоционального отношения родителя к ребенку имеет сте­пень соответствия их темпераментов. Если темперамент ребенка противо­положен родительскому, это может восприниматься родителем как нега­тивная характеристика его личности или признак инфантильности и незрелости. Например, порывистость и импульсивность ребенка, противо­положная сдержанности и неторопливости родителя, воспринимается по­следним как проявление слабости ребенка.

• Низкая степень удовлетворенности браком и конфликтность в супружеских отношениях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: