Государственное регулирование кризисных ситуаций.




Челябинск

Антикризисное регулирование - это политика правительства, направленная на предотвращение развития кризисов в масштабе всей экономики, представляющая собой систему, важным элементом которой является защита предприятий от кризисных ситуаций и регулирование процессов банкротства.

Регулирование может быть регламентированным законодательством и творческим.

Для антикризисного регулирования необходима база надежных данных, создание специфической методики исследований, привлечение высококвалифицированных специалистов, проведение исследований, а также разработка, принятие и осуществление мер, стабилизирующих состояние экономики. В этом направлении государственные органы осуществляют:

• правовое регулирование - создание правовой основы антикризисного регулирования, проведение экспертизы на предмет выявления случаев фиктивного и преднамеренного банкротства;

• методическое регулирование - методическое обеспечение проведения мониторинга состояния предприятий, профилактики их банкротства, судебных процедур, а также санации в случае возникновения факта несостоятельности;

информационное регулирование, учет и анализ платежеспособности крупных, а также экономически и социально значимых предприятий; • экономическое и административное регулирование - применение эффективных мер и методов воздействия на экономику с целью ее стабилизации;

• организационное регулирование - создание условий для цивилизованного разрешения всех споров по поводу несостоятельности должника;

• социальное регулирование - социальная защита работников предприятия-банкрота, выражающаяся в создании рабочих мест для них, их переподготовке, выплате пособий;

• кадровое регулирование - поиск и подготовка специалистов по антикризисному управлению предприятиями (административных и арбитражных управляющих), повышение уровня их квалификации;

• экологическое регулирование - защита окружающей предприятия природной среды от загрязнения в результате осуществления ими своей деятельности.

С целью стабилизации экономики применяются экономические и административные методы государственного воздействия на состояние предприятий.

Экономические методы государственного воздействия на состояние предприятий - налоги, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, кредитно-финансовые механизмы, приватизация, реструктуризация задолженности и др.;

Административные методы государственного воздействия на состояние предприятий - принятие и корректировка законодательства и контроль его соблюдения.

Государственное регулирование предполагает проведение определенной государственной экономической политики. В условиях рыночной экономики государственная экономическая политика может быть представлена как комплекс мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, реализуемых соответствующими государственными органами в целях обеспечения наилучших результатов экономического и социального развития общества и предотвращения (снижения риска) негативных последствий деятельности отдельных экономических субъектов или блоков экономической системы. Таким образом, государственная экономическая политика и составляющие ее элементы имеют антикризисную направленность.

Государственная экономическая политика включает в себя следующие элементы.

1. Фискальная (бюджетная) политика представляет собой регулирование с помощью государственного бюджета и налогообложения, т.е. установление на определенном уровне степени зависимости предприятия от бюджета. Такая политика проявляется в следующих функциях:

- в период спада производства - в увеличении объемов финансирования общественных работ, государственных программ по оказанию поддержки важным для экономики предприятиям;

- в период подъема - в уменьшении налогов с населения и предприятий, что ведет к повышению платежеспособного спроса населения и возможностей для инвестирования у предприятий, а, следовательно, к оживлению экономики;

- в любой период - в налоговом регулировании, которое выражается в увеличении льгот для предприятий, функционирующих в желательных для государства сферах экономики, для малых предприятий и предприятий, осуществляющих реконструкцию, техническое перевооружение или расширение действующего производства; в установлении моратория на уплату обязательных платежей; в замораживании начисления пеней; в предоставлении рассрочки и отсрочки погашения долга, в возможности получения налогового кредита.

2. Структурная политика представляет собой целенаправленное воздействие государства на реформирование отношений собственности в экономике и повышение, таким образом, эффективности ее функционирования. Она реализуется в процессе приватизации имущества государственных предприятий.

В этой области государственным управлением осуществляются следующие функции:

- пересмотр принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным имуществом;

- определение роли государства в процессе реформирования отношений собственности;

- реализация эффективного контроля в государственном секторе экономики.

Особенно это касается тех предприятий, которые обеспечивают научно-техническую и технологическую независимость страны как неотъемлемую часть национальной безопасности.

3. Финансово-кредитная политика представляет собой целенаправленное управление государства банковским процентом, денежной массой и кредитами, которые, в свою очередь, воздействуют на потребительский и инвестиционный спрос.

Она выполняет следующие функции:

- оказание финансовой поддержки на безвозмездной основе и на условиях льготных кредитов жизненно важным для экономики предприятиям;

- воздействие Центрального банка РФ на коммерческие банки, в частности с помощью нормирования их обязательных резервов и стимулирования или ограничения тем самым выдачи кредитов организациям;

- осуществление операций государства на рынке ценных бумаг (покупка и продажа ценных бумаг государства влияет на экономический рост и инфляцию: покупка ведет к увеличению денежной массы, продажа - к ее снижению).

4. Научно-техническая политика состоит в обеспечении комплексного развития науки и техники. Она выполняет следующие функции:

- выбор приоритетных направлений в развитии науки и техники;

- государственную поддержку приоритетных направлений в развитии науки и техники путем финансирования;

- осуществление прогрессивной амортизационной и инвестиционной политики;

- совершенствование системы оплаты труда научных работников;

- участие в международном научно-техническом сотрудничестве и др.

5. Промышленная политика направлена на выполнение следующих функций:

- преобразование отраслевой структуры промышленности в ходе государственного регулирования промышленности региона, в том числе на реструктуризацию предприятий;

- создание системы стратегического корпоративного планирования и финансового мониторинга;

- формирование системы информационной поддержки промышленности.

В настоящее время происходит процесс внутренней перегруппировки сил, заставляющий вчерашних олигархов развернуться в сторону более активной и финансово-ощутимой поддержки национальной экономики.

6. Амортизационная политика - это оптимизация формирования затрат по использованию основных фондов путем выбора наилучшего варианта исчисления амортизации.

7. Инвестиционная политика нацелена на выполнение следующих функций:

- регулирование темпов роста производства;

- ускорение НТП;

- изменение отраслевой структуры экономики.

Главная задача здесь видится в освобождении государства от функции основного инвестора и создании условий для привлечения частных инвестиций в экономику.

8. Прогнозирование и планирование занимают не последнее место в системе государственного регулирования. Индикативное планирование, основанное на анализе развития экономики, осуществляется в соответствии с имеющимися ресурсами. Результатом являются основные макроэкономические показатели в плановом периоде: темпы роста валового национального продукта и национального дохода, уровень инфляции, безработицы, МРОТ, дефицит бюджета, процентные ставки и др. Определяются способы их достижения и регулирования в случае их невыполнения.

9. Ценовая политика состоит в регулировании цен на важнейшие (первой необходимости) товары и услуги и на продукцию монополистов с помощью определения предельных или фиксированных цен, предельных коэффициентов изменения цен, предельных уровней рентабельности.

10. Внешнеэкономическая политика предполагает обеспечение условий для притока иностранных инвестиций и свободного выхода отечественных предпринимателей на мировой рынок с помощью таможенных тарифов, протекционизма, принятия соответствующих законов.

11. Социальная политика является одним из важнейших направлений государственного регулирования.

В процессе антикризисного регулирования должны разрешаться и такие проблемы, как неприятие руководителями предприятий давления со стороны местной администрации, нежелание раскрыть финансовую и производственную информацию о своем бизнесе, убежденность в том, что в условиях экономической нестабильности составлять программы финансового оздоровления предприятий бесперспективно, отсутствие опыта у руководителей в подготовке конкретных финансовых предложений.

Таким образом, антикризисное регулирование - многогранная функция государственного управления, состоящая в использовании правительством всех уровней имеющихся в его распоряжении полномочий по всему фронту экономики с целью ее стабилизации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: