СОВРЕМЕННАЯ РОК - ОПЕРА. ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА.




Как уже говрилось выше Рок-опера (англ. rock opera) — это опера в жанре рок-музыки. Современная Рок-опера представляет собой музыкально-сценическое произведение, где в ариях, исполняемых множеством вокалистов поролям, раскрывается сюжет оперы. При этом по музыке арии написаны в стиле рок, на сцене могут вместе с солистами присутствовать гитаристы и

прочие рок-музыканты.[4]К примеру, известный советский и российский рок-музыкант родом из г.Улан-Удэ - Михаил Георгиевич Серышев, исполнил партиию Иисуса Христа в записи русской версии рок-оперы «Иисус Христос — Суперзвезда», диск с записью которой вышел в 1992 году. В 2009 году исполнил партии Ивана Бездомного и Левия Матвея, в рок-опере Александра Градского «Мастер и Маргарита».

Рок-опера зачастую может быть записью, и постоянно действующим представлением, которое имеет изменяющийся либо постоянный состав своих исполнителей. Использование проработанного сюжета и ролей - самое главное отличие рок-оперы от концептуального и обычного альбома. Очень часто для исполнения в живую или записи рок-оперы на важные роли берутся солисты из самых известных рок-групп.

Музыкальной драматургии рок-оперы свойственны замкнутые номера (ария, монолог, хор) в сочетании с лейтмотивностью. Используются разговорные диалоги, танцевальные эпизоды со специфической пластикой, эксцентрические приёмы звукооформления и светотехники.

Рок-опера испытывает на себе влияние различных жанров современного искусства (в т. ч. драмы абсурда), бытует как на сценической площадке, так и в виде сольной пластинки исполнителя или группы (рок-альбома), где отдельные композиции объединяются общим сюжетом и сквозным интонационно-тематическим развитием. Музыкальный язык рок-оперы связан с использованием как классического оркестрового состава, так и рок-ансамбля, часто в их сочетании. Манера исполнения напориста и агрессивна, интонации порождены различными жанрами рок-музыки. Применяются также элементы музыкального языка других культур (от фольклорного до авангардистского, от стилизации музыки барокко до джаза и шлягера)[5]

Значительное отличие произведений в жанре рок-оперы времени Советского Союза - большая популярность, которую они получили, тогда как современные произведения этого жанра - сугубо адресные продукты, которые в большинстве своем не способны иметь коммерческий успех.

Представления в данном жанре реализуются, в основном, антрепризно либо в театрах иных направлений - драматических или музыкальных. Единственным театром в нашей стране, специализирующимся на постановке рок-опер, можно упомянуть театр «Рок-опера» в Санкт-Петербурге.

Русскоязычные рок-оперы - это произведения времени Советского Союза: «Орфей и Эвридика» А. Журбина (1975 г), «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Стадион», и «Юнона и Авось» (Приложение 5) Рыбникова, «Алые паруса» (записана в 1977 году вокально-инструментальным ансамблем «Музыка» и написана Богословским) (Приложение 6), а также более новые произведения: «Преступление и наказание», «2032: Легенда о несбывшемся грядущем» и «Эльфийская рукопись» Артемьева, «Жанна д’Арк», «Кентервильское привидение», «Царь-Девица», «Мастер и Маргарита» Градского (Приложение 7), а также «Ангел Мести» С. Ефимова и Д. Достоваловой, молодых композиторов.

Рок-опера, противопоставляющая себя джазу и популярной массовой музыке, заимствовала, однако, у своих «противников» некоторые характерные выразительные средства, наравне с пришедшими из академических жанров полистилистикой, импровизационностью, прихотливыми ритмическими формулами, экспрессивной подачей вокальных партий, что вкупе с усиливающими их воздействие видеорядом и текстом оказывает на слушателя сильное воздействие.

В XX веке изменилось многое, в том числе, отношение к звуку, появились новые возможности, связанные с развитием техники. Речь идет о разнообразных электроинструментах, прибавлении к симфоническому оркестру (или вне его) рок-ансамбля, в котором звучат соло-гитара, басгитара, ритм-гитара, электро-акустическая гитара. Развивается новое звуковое оборудование, способствующее усилению партии ударных инструментов. Вокал также претерпевает изменения: так, особое внимание уделяется тембровой специфике. Для участия в постановках начинают приглашать вокалистов известных рок-групп и целиком рокколлективы.

В рок-опере в целом вокальная составляющая выражена так же, как и в опере – это партии. Ключевыми моментами развития сюжета становятся так называемые арии, выполненные в стиле рок, которые раскрывают зрителю отношение героя к происходящему. Нельзя сказать, что это именно арии со свойственными им академическими коннотациями, это название условно – все же, рок-опера имеет свою специфику, и с классической оперой ее роднит, скорее, структурное осмысление элементов действия. В отличие от мюзикла, рок-опере свойственно тяготение к развернутым сценам. Если сопоставить сольный номер главного героя в мюзикле с «арией» героя рок-оперы, то станет ясно, что в мюзикле этот фрагмент будет являться усложнением песенной формы, а условная рок-ария явится упрощением оперной. Как и классической опере, рок-опере свойственно, наряду с арией, использование ансамблей и масштабных хоровых сцен. В этом плане стоит также отметить, что в рок-опере образы развиваются от арии к арии через коллективные сцены, и сквозное развитие образа подчиняет себе интерпретацию/показ событий/сюжета.

Рок-опера тяготеет к масштабным полотнам. Важно понимать, что приставка «рок» имеет отношение не только к некоторым специфическим деталям музыкальной стороны и определяет конечный результат в более общем смысле. Как известно, с рок-музыкой связываются следующие коннотации: «бунтарский», «неординарный», «свежо звучащий», ее воспринимают одиозной, эпатажной.

Характерно для рок-оперы и соединение симфонического и рокового звучания. Присущие року вокальные приемы (вплоть до экстремального пения) потребовали обратиться к исполнителям, каждый из которых имеет успешную сольную карьеру. Специфическая тембровая окраска является важной для характеристики персонажа.

Особенности рок-оперыможно рассмотреть сквозь призму мифа – эмоционального эквивалента рокового действа – и трагедии. Рок-культураформирует два типа «приобщения» - «дионисийское» и «аполлоническое»,

обоснованных Ницше. [6]

Первое, «дионисийское»,выражает бунтарское начало рока, состояниеединения со своим ближним. Второе «аполлоническое» - поиски духовной опоры, постижениевнутренней основы мира, приобщение всех к мистическому опыту, оно связано со стихией личностного самовыражения. Отсюда параллели с культурой романтизма: отношение к музыке как к откровению,выдвижение на первый план фигуры Музыканта-Поэта. Интеграция искусств в роке символизирует триаду слово-музыка-танец и светоцветовой ряд, где художник – поэт, музыкант, танцор и духовидец в одном лице.

Рок-оперу часто путают с мюзиклом, но это не одно и то же. В мюзикле обычно есть диалоги и очень важно хореографическое начало. В рок-опере – главными становятся вокальное и вокально-ансамблевое начало в сочетании со сценическим действием,используется рок-музыка, которую наряду с симфоническим оркестром исполняет и рок-ансамбль.

Рок-оперу и мюзикл, сближают серьезность содержания, микрофонное пение. Однако если рок-опера - соль и перец, то мюзикл - чистый шоколад. Рок-опера унаследовала от рок-культуры бунт, протест, разрушение устоев, эпатаж. Мюзикл абсолютно буржуазен, лоялен и респектабелен. Рок-опера - революционерка, мюзикл – конформист.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, рок-опера на сегодняшний день является довольно популярным направлением музыки. Оно развивается, в том числе за счет огромных творческих вложений современных рок-музыкантов.

Несмотря на краткую историю, возникает потребность в прогнозировании ее дальнейшего развития. Отметим, что процессы кристаллизации жанровых признаков рок-оперы, по-существу, завершены.

Существует два пути развития современной рок- оперы.

Некоторые эксперты считают, что дальнейшая судьба исследуемого явления может быть следующей: рок-опера сохраниться в нынешнем виде до тех пор, пока будет резонировать специфике художественного мышления определенных зрительски-слушательских групп. Под давлением же грядущих социокультурных перемен, рок-опера, по-видимому, уступит место иным художественным формам, вызванным потребностям жизни. Тем не менее, наиболее значимые образцы рок-оперы останутся в памяти культуры как символ своего времени – бунтарской эпохи 60-х годов.

Но существует и другая теория, если посмотреть с другой стороны, можно утверждать, что в условиях современной социокультурной ситуации рок-опера имеет большие перспективы для дальнейшего развития. Этот жанр в разной степени соединяет черты драматического театра, поднимающегосложные проблемы бытия (театра переживания), и театра развлекательного,комического, содержащего концепцию игры (театра представления).

Как бы то ни было, рок-опера относится к массовой культуре, которую многие эксперты наделяют негативными характеристиками. Наибольшая опасность видится в том влиянии, которое оно оказывает на молодое поколение, формирующее свою систему ценностей.Подобная оценка является однобокой.Я не считаю, что рок-опера несет агрессию и негативно влияет на молодёжь. Этот жанр является персональным для каждой личности. Это потрясающие произведения, наполненные глубоким философским смыслом. Рок-опера несет в себе тему, идею и сверхзадачу, освещает исторические события («Иисус Христос – суперзвезда»), знакомит с классикой («Мастер и Маргарита»), будит чувства сострадания и сочувствия («Звезда и смерть Хоакина Мурьеты»). Как раз необычный формат привлекает молодое поколение и не только. В этом может быть главная заслуга рок-оперы. Каждый сам решает, как воспринимать это музыкальное творение. Рок-опера это то, что необходимо увидеть каждому, то, что необходимо услышать каждому.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: