Подготовка к лабораторным работам по физике на примере изучения раздела «Электрический ток в средах. Закон Ома для участка электрической цепи».




Подготовка к лабораторным работам, входящим в ОГЭ, проводится учителем физики в учебной время и на элективных курсах по физике.

В учебное время на уроках физики подготовка к практической части экзамена заключается в выполнении фронтальных лабораторных работ, входящих в учебный план. Работы по исследованию электрических явлений проводятся в 8 классе и относятся к главе «Электрический ток в металлах. Закон Ома для участка электрической цепи». К этому разделу относятся следующие лабораторные исследования:

1. Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра.

2. Исследование с помощью амперметра электрической цепи с последовательным соединением проводников.

3. Исследование с помощью вольтметра электрической цепи с последовательным соединением проводников.

4. Исследование с помощью амперметра электрической цепи с последовательным соединением проводников.

5. Измерение мощности тока.

Во время выполнения фронтальных лабораторных работ данного раздела обучающие используют источник тока, ключ замыкания, соединительные провода, амперметр, вольтметр, лампочку на подставке, реостат, две спирали из набора сопротивлений (1 и 2Ом). При работе обучающимся необходимо нарисовать схему электрической цепи, после чего собрать цепь и выполнить исследование. Целью работ является прямое или косвенное измерение физической величины, характеризующей электрический ток. В изучение курса физики 8 класса входят все лабораторные работы, представленные на государственном экзамене, но цель некоторых немного видоизменена. Для проработки измененных работ могут быть использованы дополнительные часы по физике, выделяемые школой для подготовки к итоговой аттестации. Такие часы называются элективными курсами. Они проводятся во вне учебное время учителем физики. Их посещение не является обязательным для всех обучающихся.

При подготовке к практическим работам можно использовать не только обычное демонстрационное и лабораторное оборудование, но и цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) и оборудование, имеющее компьютерную поддержку.

Использование ЦОР-ов при изучении новых тем, закреплении материала и выполнении лабораторных работ, способствуют повышению мотивации к обучению, увеличение уровня усвоения знаний и улучшению доступности и понимания материала и требований к заданиям. Также с их помощью есть возможность выполнить те работы, для которых школа не имеет необходимого оборудования, помещения или условий исследования.

При прохождении законов Ома и изучении принципа действия реостата можно применять цифровую модель «Закон Ома» (Рис. 5), которая позволяет экспериментально проверить закон Ома для участка электрической цепи и закон Ома для электрической цепи. А также на практике ознакомиться с устройством и принципом работы реостата.

Рисунок 5. Цифровая модель «Закон Ома»

Еще одна цифровая модель (Рис. 6.1 – 6.3) позволяет виртуально научиться собирать электрические цепи и проводить следующие лабораторные работы: «Измерение зависимости силы электрического тока от напряжения», «Определение зависимости силы электрического тока от сопротивления». После получения и компьютерной обработки данных модель строит графики зависимости. Данные работы выполняются с электрической лампой. После проведения работ модель позволяет проверить знания обучающихся в тестовой форме.

Рисунок 6.1 Измерение зависимости силы электрического тока от напряжения

Рисунок 6.2. Определение зависимости силы электрического тока от сопротивления

Рисунок 6.3. Вопросы для самоконтроля по теме «Закон Ома»

 

Для выполнения лабораторных работ по изучению видов соединения проводников можно тоже использовать цифровые интерактивные модели (Рисунок 7.1 – 7. 4). После выполнения ряда работ можно выполнить тест и ответить на вопросы для проверки усвоенности знаний.

Рисунок 7.1. Сравнение токов в различных участках цепи при последовательном соединении.

 

Рисунок 7.2. Сравнение напряжений на различных участках цепи при последовательном соединении

Рисунок 7.3. Сравнение тока в общей части цепи с токами в каждой из ветвей.

Рисунок 7.4. Сравнение напряжения в параллельных участках цепи

Еще одним примером применения ЦОР-а для подготовки к итоговому экзамену по физике служит модель для нахождения работы и мощности электрического тока (Рис. 8.1 – 8.2). Модель позволяет собрать цепь, с помощью которой будут сняты показания приборов для косвенного нахождения работы и мощности электрического тока. После чего обучающиеся могут ответить на вопросы по выполненной работе.

Рисунок 8.1. Определение работы и мощности тока

8.2. Поле для ввода и расчета физических величин

 

Также при подготовке к лабораторным работам по физике можно использовать видеофрагменты с опытами.

 

Заключение

Физика – один из наиболее тяжелых для понимания обязательных для изучения предметов в основной школе. Именно поэтому подготовке к ОГЭ по физике стоит уделять особое внимание. В ходе данной работы была рассмотрена структура ОГЭ, изучены его компоненты, цель и задачи. Также были рассмотрены разделы физики, входящие в экзамен, и комплекты оборудования, необходимого для выполнения практического задания.

Были рассмотрены лабораторные работы, которые могут встретиться на экзамене, и способы подготовки к ним. Основной подготовкой к выполнению практической части по изучению электрических явлений является выполнение фронтальных лабораторных работ, входящих в учебную программу физики 8 класса.

Для выполнения практического задания на экзамене предоставляется физическое оборудование – «ГИА-лаборатория» или обычное лабораторное оборудование – в виде заранее заготовленных комплектов. При подготовке к работам можно использовать интерактивные цифровые модели (ЦОР-ы) и видеофрагменты, которые способствуют повышенному усвоению материала и выполнению тех работ, которые невозможно провести в школьном кабинете физики.

ИКТ не могут полностью заменить физическое лабораторное и фронтальное оборудование, но оно дает возможность выполнять многие работы дома, что развивает самостоятельность у обучающихся, и позволяет выполнить за один урок больше работ, что экономит время и повышает работоспособность.

 

 

Список литературы

1. Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2017 году: https://gia.edu.ru/common/upload/docs_new/MR_po_podgotovke_i_provedeniu__GIA-9_v_forme_OGE_i_GVE_redaktsiya_yanvar.docx (дата обращения - 20.05.2017);

2. ОГЭ-2017 Физика: 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену / Н. С. Пурышева. – Москва: Издательство АСТ, 2016. – 104с., ил.

3. Письмо от 7 сентября 2016 г. N НТ-1117/08 об учете результатов государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования: https://gia.edu.ru/common/upload/docs_new/Pismo_Minobrnauki_Rossii.docx (дата обращения - 20.05.2017)

4. Приказ Минобрнауки России от 25.12.2013 № 1394 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 03.02.2014, регистрационный № 31206)

5. Приказ об утверждении единого расписания и продолжительности проведения основного государственного экзамена по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при его проведении в 2017 году: https://gia.edu.ru/common/upload/docs_new/Prikaz_Minobrnauki_ot_09.01.17_N_2_Utverzhenie_edinogo_raspisaniya_OGE.pdf (дата обращения - 20.05.2017)

6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

7. Хижнякова, Л. С. Физика: 8 класс: тетрадь для лабораторных работ для учащихся общеобразовательных учреждений / [Л.С. Хижнякова, А.А. Синявина, С.А. Холина и др.] – М.: Вентана-Граф, 2012. – 80 с.: ил.;

8. Хижнякова, Л. С. Физика: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. С. Хижнякова, А. А. Синявина. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 224 с.: ил.;

9. Хижнякова, Л. С. Физика: программы: 7-9 классы / Л. С. Хижнякова, А. А. Синявина, С. А. Холина. – М.: Вентана-Граф, 2012

10. Шилов, В. Ф. Техника безопасности в кабинете физики. М.: Школьная Пресса, 2002, с. 74-75

11. Щуко, Л. П. Справочник по охране труда в Российкой Федерации [Текст] / Л. П. Щуко. - 12-е изд., перераб. и доп. (+CD). – СПб.: Питер, 2011. – 384 с.

12. https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/37c160cb-66fd-4f45-f0a7-17f031e28157/00144677047358844.htm (дата обращения - 7.06.2017)

13. https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba071-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_15.swf (дата обращения - 7.06.2017)

14. https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba073-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_17.swf (дата обращения - 7.06.2017)

15. https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba074-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_18.swf (дата обращения - 7.06.2017)

16. https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba075-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_19.swf (дата обращения - 7.06.2017)

17. https://skale.ru/magazin/product/laboratoriya-tsifrovaya-gia-i-yege-po-fizike (дата обращения - 25.05.2017)

18. https://www.fipi.ru/sites/default/files/document/1429255300/metodicheskie_rekomendaciioge_po_fizike.pdf (дата обращения - 25.05.2017)

19. https://www.himlabo.ru/gia-po-fizike (дата обращения - 25.05.2017)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: