ХРОНИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА




Health Through Balance

An Introduction to Tibetan Medicine

 

Dr.Yeshi Donden

 

Edited and Translated ву Jeffrey Hopkins

 

Co-translated by Dr.Lobsang Rabgay

and Alan Wallace

 

Snow Lion Publications

Ithaca, New York USA

 

Здоровье через равновесие

Введение в тибетскую медицину

Доктор Еши Донден

 

Отв. редактор к.ф.н. В.Н. Пупышев

 

Перевод с английского

В.Н. Пупышева, Н.В. Пупышевой, Г.И. Зандановой

 

Улан-Удэ 1997 г.

 

ISBN 5-85486-002-3 (рус.)

ISBN 0-937938-25-4 (англ.)

 

© Snow Lion Publications

© МИТМОМ - перевел

 

Предисловие к русскому изданию

Предисловие к американскому изданию

Введение

1. Определение болезни

2. Курс обучения

Часть первая ТЕЛО

3. Определение тела

4. Ветер, желчь и слизь

5. Семь физических составляющих

6. Причины, условия и внедрение

Часть вторая ДИАГНОЗ

7. Пульс 1

8. Пульс 2

9. Опрос

10. Исследование мочи

Часть третья ЛЕЧЕНИЕ

11. Поведение и образ жизни

12. Питание. Зерно и различные виды мяса

13. Питание. Жиры, травы, приготовление блюд

14. Вопросы

Часть четвертая ОТДЕЛЬНЫЕ ТЕМЫ

15. Диабет

16. Опухоли

17. Усиление потенции и омоложение

18. Преобразование лекарств созерцанием

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИМЕЧАНИЯ

ЛИТЕРАТУРА

 

 

Предисловие к русскому изданию

 

Перевод книги доктора Еши Дондена. предлагаемый вниманию читателя, выполнен сотрудниками Института тибетско-монгольской медицины (г. Улан-Удэ) и публикуется с любезного разрешения издателя английского перевода Джеффри Кокса. Все права на публикацию этой книги принадлежат издательству "Сноу Лайон Пабликэйшнз", которым выпущено более 300 книг о Тибете и тибетской культуре — это сочинения Его Святейшества Далай Ламы Тендзин Гьяцо, сочинения и переводы сочинений древних и современных тибетских авторов, работы западных ученых. Не говоря уже о самой книге доктора Еши Дондена, которая, на наш взгляд, выше всяких похвал, выполненный Дж. Хопкинсом и др. английский перевод ее привлек наше внимание хорошей передачей средствами английского языка содержания терминов и понятий тибетской медицины, что мы постарались сохранить и в русском переводе. При переводе книги на русский язык мы в основном придерживались терминологии, принятой в английском переводе. Однако в отдельных случаях, когда мы полагаем, что принятый нами перевод тибетского термина более точен, мы даем именно его. В основном это касается названий пяти функциональных ветров тела, пяти желчей, пяти слизей. Например, название одного из видов желчи, мдангс-гйур, передано по-английски как ''изменяющая цвет". Мы же всюду даем свой перевод: "превращающая в тонкое семя". Слово мдангс, кроме значения цвета, имеет в медицинских текстах еще и специфическое значение тонкого семени - высшего из составляющих тела, одной из функций которого является и пигментация кожи, т.е. действительно изменение цвета тела.

Мы надеемся, что знакомство русского читателя с книгой доктора Еши Дондена, которая наиболее полно из имеющихся на европейских языках изданий передает дух и букву тибетской медицины, будет полезным.

Мы хотим выразить глубокую благодарность доктору Еши Дондену и издательству "Сноу Лайон Пабликэйшнз" за предоставленную нам возможность издать эту книгу на русском языке.

В.Пупышев

 

Предисловие к английскому изданию

 

Во время весеннего семестра 1980 г. доктором Еши Донденом (в то время он был личным врачом Его Святейшества Далай Ламы) был прочитан вводный курс тибетской медицины в университете Вирджинии при содействии Центра южноазиатских исследований. Эти лекции позволили заглянуть в сложную, эзотерическую область тибетской медицины. Система тибетской медицины, ведущая свое происхождение главным образом от буддийской медицины Индии, заостряет свое внимание на восстановлении и поддержании равновесия между тремя физическими факторами - тремя соками*, называемыми ветер, желчь и слизь. (Хотя "желчь" и включает в себя желчь, выделяемую желчным пузырем, это понятие намного шире, потому что желчь является также соком, ответственным за хороший внешний вид, здоровье, нормальную работу ума и т.д. Таким образом, содержание понятий "ветер", "желчь" и "слизь" очень обширно). Лечение с целью восстановления и поддержания равновесия между этими легко приходящими в расстройство факторами осуществляется с помощью диеты, образа жизни, лекарств и вспомогательной терапии; основные методы подкреплялись практическими находками опытных тибетских врачей, применявших эту систему на протяжении тысячелетия.

После бегства в Индию во время Тибетского восстания 1959 года доктор Еши Донден был назначен личным врачом Его Святейшества Далай Ламы, ныне находящегося в эмиграции на севере Индии. Доктор Донден лечил членов индийского правительства, представителей индийской армии, кинозвезд и потому получил широкую известность во многих уголках Индии. Его небольшой больничный комплекс на склоне холма в Дхарамсале посещают люди из Калькутты. Дели и Бомбея, чтобы полечиться у доктора, в которого уверовали многие, испытав его лечение на себе. Доктор Донден, человек о (крытый и общительный, пройдя через все трудности восстановления Тибетского медицинского центра, развил к Индии свою собственную обширную частную практику.

Его лекции начинаются с источников заболевания: отчаленных причин, представленных коренным неведением, которое из-за нашей погруженности в циклическое существование вследствие непонимания природы явлений в конечном счете проявляется как желание, ненависть, омраченность. Они определяют собою образ мысли, который, в свою очередь, привносит дисбаланс соответственно в ветер, желчь и слизь. Этот дисбаланс проявляется в виде бесчисленных болезней. Д-р Донден в целостной системе рассматривает факторы личностные, сезонные, возрастные, климатические условии, диету, образ жизни и физическое окружение, учитывая их при определении средств восстановления здоровья.

Судя по моему опыту - опыту не врача, а пациента, большая сила тибетской медицины заключается в том, что она ориентирована на симптомокомплексы пациента и, мягко реагируя на группы симптомов, не оставляет без внимания жалоб. Тибетская медицина, разумеется, не дает ответов на все вопросы, но в ней имеется множество методов, позволяющих распознавать сложные и растянутые во времени картины симптомов. Надеюсь, что тибетскую медицинскую систему будут изучать специалисты, применяя подлинно научные методы, чтобы многочисленные успехи в лечении хронических болезней, таких, как гепатит (в чем мы, путешествующие по Индии и изучающие ее, убедились на собственном опыте), могли распространяться в других регионах мира.

Медицинская техника сейчас неуклонно развивается, однако мы, к счастью, понимаем, что ни одна система не дает ответов на все вопросы, а потому многие люди готовы изучать природные формы медицинской теории и их возможное лечебное воздействие. Особенно ценно то, что в Тибете древнейшая форма медицины осталась почти полностью свободной от современных влияний, и что на данном этапе диаспоры тибетцев их систему можно изучать не только как часть истории медицины, но и как возможный источник целительных средств.

Первые 8 глав, как и глава об усилении потенции, впервые были переведены достопочтенным Лобсаном Рабгэем - тибетским монахом, сопровождавшим доктора Дондена в Соединенных Штатах; впоследствии в Индии он получил степень доктора философии в области медицины. Девятую главу перевел достопочтенный Джампа Келсанг (Б. Алан Уоллес), изучавший тибетский буддизм и тибетскую медицину в течение пятнадцати лет: он перевел книгу доктора Дондена "Taнтра сущности нектара". Я с самого начала перевел оставшиеся главы, а затем повторно перевел и отредактировал полный текст. Эта книга, написанная и свободной форме, в виде записи устных лекций, представляет собой введение в обширную сокровищницу тибетских медицинских знаний.

Об авторе. Доктор Еши Донден родился в 1929 г. в зажиточной крестьянской семье на юге центрального Тибета в деревне Намро, что на расстоянии одного дни пути верхом от Лхасы. В шестилетнем возрасте он был отправлен родителями в небольшой монастырь, где жил» около четырехсот монахов. В возрасте 11 лет. благодаря своей способности к заучиванию, он был послан в медицинский колледж столицы Тибета Лхасы [1]. Изучив там Четыре Медицинских Тантры, он стал непосредственным учеником директора колледжа Кьенрапа Норбу [2]. В интервью, опубликованном в газете "Нью-Йорк Таймс" от 11 января 1981 г., Джон Аведон описывает следующее.

В возрасте 20 лет Еши Донден оказался в классе третьим после двух его товарищей. Результаты троих победителей оказались столь близки, что молодые люди были переэкзаменованы. Им предложили с закрытыми глазами распознать растения только по вкусу и запаху. "В тот год я был выпускником", - скромно рассказывает доктор Донден. - "мои друзья сделали небольшие ошибки, и я оказался впереди".

Доктор Донден начал медицинскую практику в 1951 г. Он вернулся в родные места и получил признание как врач, достигающий хороших результатов. Затем, когда в 1959 г. Далай Лама бежал от китайских коммунистов, доктор Донден тоже решил оставить Тибет и перебраться в Индию, где теперь лечит пациентов из числа тибетских беженцев.

В связи с приглашением на должность личного врача Далай Ламы он перебирается в Дхарамсалу, где берет на себя труд по созданию Тибетского медицинского центра. Несмотря на огромные трудности положения беженца, он преуспел в этом деле, а с 1969 года, вернувшись к частной практике, принимает множество пациентов самого различного общественного положения, оставаясь врачом Далай Ламы до 1980 года. Доктор Донден продолжает ежедневно принимать множество пациентов, делая это между частыми поездками на Запад с лекциями и практическими занятиями по тибетской медицине. Его обширный опыт блестяще проявился в серии лекций, прочитанных им в университете Вирджинии; которые собраны в этой книге.

Мне бы хотелось выразить благодарность доктору Бэрри Кларку за его работу по определению многих растений, животных и минералов и за его полезные советы.

 

* Слово nyes-pa переведено на английский язык как humours, на русский язык часто переводится как гуморы или соки. В буквальном переводе с тибетского языка это слово означает виновники, т.е. виновники и здоровья, и болезни.

 

Джеффри Хопкинс

Шарлоттсвилль, Вирджиния

Введение

Определение болезни

 

В этом мире все дышащие создания, все живые существа - люди, животные - все подвержены различным видам страдания. Тибетская медицина считает, что независимо от того, здоровы мы физически или нет, в основе своей все мы больны. Даже если болезнь не проявляется, она присутствует в скрытой форме. Этим определяется тот факт, что сфера болезни трудна для понимания.

ИСТОЧНИКИ ЗАБОЛЕВАНИЯ

 

Что касается происхождения болезней, то Будда Шакьямуни указал на существование 84 000 различных типов приносящих страдания эмоций, таких как желание и ненависть, имеющих соответствующее воздействие на жизнь и порождающих, таким образом, 84 000 различных типов расстройств. Они могут быть сведены в 1 016 типов, которые, в свою очередь, можно свести к 404.

Факторами, вызывающими расстройства, являются причины и условия; последние позволяют причинам созреть и проявиться. Причины бывают двух различных видов - отдаленные и ближайшие. Ближайшими, или непосредственными причинами являются ветер, желчь и слизь [3]. Что касается отдаленных причин, то перечислить их для каждого расстройства затруднительно, так как в основном все расстройства своими корнями уходят в духовный контекст прошлого - в прежние приносящие страдания эмоции, - это именно те психические факторы, которые, в конечном счете, ответственны за все типы расстройств. Эти приносящие страдания эмоции приводят в действие кармические силы, которые устанавливают в уме потенции, созревающие позже в виде заболеваний. Поэтому невозможно определить все специфические отдаленные причины, причастные к возникновению конкретных болезней; однако содержание этих причин составляют приносящие страдания эмоции - желание, ненависть и омраченность. Эти три эмоции, в свою очередь, есть результат неведения.

Неведение - это такое состояние ума, когда ум не только не отдает себе отчета в том, каким образом вещи существуют в действительности, но и неправильно представляет природу явлений. Неведение порождает желание, которое, в свою очередь, ведет к ненависти, гордыне, зависти, злоречию, к еще большему помрачению и т. д. Из активности этих негативных состояний ума и появляются три типа гуморальных расстройств, т.е. расстройства ветра, желчи и слизи. 42 типа расстройств ветра происходят от желания; 26 типов расстройств желчи происходят от факторов, связанных с ненавистью, таких как гордыня и зависть, 33 типа расстройств слизи происходят от омраченности, что дает в целом 101 болезнь.

КЛАССИФИКАЦИЯ БОЛЕЗНЕЙ

 

Расстройства могут быть классифицированы различными способами с учетом локализации в теле, типа, факторов окружающей среды и т.д. Если учесть, что существует четыре класса по 101 болезни, то всего их 404:

1) 101 вид расстройств, находящихся под сильным влиянием поступков (кармы) прошлых рождений;

2) 101 расстройство настоящего рождения - их причины возникают в ранний период жизни и проявляются позже в этой же жизни;

3) 101 расстройство, связанное с духами;

4) 101 вид поверхностных расстройств, называемых так из-за того, что их можно устранить простым следованием правильной диете и правильному образу жизни, не прибегая ни к лечению, ни к вспомогательной терапии. Последний тип, т.е. поверхностные расстройства, могут быть результатом неправильного приема пищи, несбалансированной диеты или неразумного образа жизни. Таким образом, без применения каких-либо форм лечения, лишь путем изменения приводящих к ним временных условий, т. е. питания и поведения, расстройства этого типа самоизлечимы. Однако расстройства одной жизни, причины которых возникли в более ранний период, а проявляются позднее и связаны с кармой, без лечения обычно бывают смертельными. Проведение лечения жизненно важно при этом типе расстройств. Более того, в некоторых случаях чисто материальное лечение может оказаться недостаточным; нужно будет обратиться к духовному воздействию, такому как обнаружение прошлых дурных деяний (исповедь), уменьшение их силы, совершение добрых дел и создание установки на воздержание от подобных поступков в будущем. В этих случаях добродеяние и лечение работают вместе.

Что касается болезней, инспирированных вмешательством духов то, как это объясняют буддисты, есть невидимые силы, способные вредить человеку, и под влиянием таких духов даже без всякой видимой причины, человек может страдать от боли и различных расстройств. Даже при длительном медицинском лечении больной никак на это лечение не реагирует и продолжает страдать. Причиной страдания является дух, вызывающий болезнь, и пока он не будет подчинен духовными методами, никакой терапией, внешней или какой-либо другой, невозможно освободить человека от болезни. После изгнания духа наступает излечение.

Относительно 101 вида расстройств вследствие воздействия прошлого следует сказать, что буддисты верят в перерождения, то есть мы верим в прошлые рождения; эти типы расстройств приписываются негативным поступкам, совершенным в прошлых существованиях. Когда карма созревает, и болезнь проявляется в настоящем, она бывает очень сильной, а потому в основном смертельной. В Тибете люди с такой болезнью часто отказываются от всякой мирской деятельности и предаются духовным занятиям; однако лишь немногие с такой болезнью выживают, т. е. такая болезнь представляет собой созревание плода какого-то значительного де­яния, совершенного в прошлом.

 

ОСНОВНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Медицинское учение Будды представлено прежде всего четырьмя текстами, называемыми Четырьмя Тантрами [4]. Первая известна как Коренная Тантра [5]. Это очень короткий текст, где описаны главным образом основы всего медицинского учения. Вторая - Разъяснительная Тантра [6]. Она описывает формирование человеческого тела (эмбриологию), анатомию, признаки смерти, каким образом условия вызывают проявление расстройств, характеристики отдельных расстройств, функции ветра, желчи и слизи, когда они работают должным образом, и как они приносят болезни при дисбалансе, соответствующие лекарства, необходимые для коррекции отдельных расстройств. Эта вторая тантра также предписывает определенную диету и образ жизни для поддержания здоровья и борьбы с болезнями, например, виды пищи, от которых следует воздерживаться.

качество и количество принимаемой пищи и разные типы поведения -сезонное, ежедневное и временное.

Третья, Тантра Устной Традиции [7], является обширным методическим пособием, которое определяет различные виды расстройств, их происхождение (этиологию), природу (патологию) и терапию. Она описывает каждое из основных расстройств в отдельности и очень подробно: рассматриваются причины, условия, симптомы, а также предлагаемые для лечения методы.

Четвертая, Завершающая Тантра [8], касается методов диагностики, таких как анализ мочи и пульса и методов приготовления лекарств.

 

ХРОНИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

 

В третьем тексте, Тантре Устной Традиции, объясняется, что мы живем в период упадка, когда люди отличаются непристойным поведением, гордыней, страстью, ненавистью и помрачением - домохозяева не имеют этических основ и духовности, не могут жить без вожделения. Будда сказал, что позже, т.е. в этот период вырождения, люди изобретут различные виды химических удобрений, которые приведут к различным видам болезней, называемым восемнадцать злокачественных или опасных болезней периода упадка. Среди этих восемнадцати видов опасных злокачественных заболеваний можно обнаружить разные виды рака и т.п., прежде встречавшиеся редко, а в наши дни получившие широкое распространение. Их можно распределить по классам ветра, желчи, слизи и их сочетаний, каждый из которых подразделяется на 18 типов со своими подтипами.

Мы можем также подразделить разновидности рака на категории, соотнеся их, например, с четырьмя типами классификации, описанными ранее. С этой точки зрения, существуют опухоли, вызываемые поверхностными факторами - неправильными диетой и образом жизни; они, естественно, излечимы при правильном питании и поведении. Еще есть типы опухолей, определяемые факторами только настоящей жизни; если их лечить, они излечимы, но если их не лечить, они могут оказаться смертельными. Те, что вызваны духами, очень трудно излечиваются и обычно без применения духовных методов оказываются смертельными. Затем, есть виды рака, начало которым положено негативным поступком, совершенным в одной из прошлых жизней; этот последний тип рака не вылечит никакой врач.

Другой способ классификации этих опасных болезней - классификация с учетом их локализации или пораженных болезнью мест (жизненных органов, полых органов, сосудов, костей, мышечной ткани, органов

Другой способ классификации этих опасных болезней - классификация с учетом их локализации или пораженных болезнью мест (жизненных органов, полых органов, сосудов, костей, мышечной ткани, органов чувств и т.д.). Кроме этой классификации опухолей, выделяющей восемнадцать видов опасных болезней, встречается классификация, различающая одиннадцать видов болезней в связи с пятью жизненными органами (сердце, легкие, печень, селезенка, почки) и шестью полыми органами (желудок, тонкий кишечник, толстый кишечник, желчный пузырь, семенные пузырьки и мочевой пузырь). Их лечат с учетом того, какая это опухоль - поверхностная, внутренняя или промежуточная, т.е. находится она на поверхности, внутри или в промежутке между поверхностью и внутренней частью легкого, печени или желудка.

По моим наблюдениям, при некоторых видах рака тибетская медицина вполне эффективна. Нескольким индийским пациентам, у которых был обнаружен рак в последней стадии, очень помогло тибетское лечение; некоторые сообщали об этом лично, другие писали об этом. Я не стану утверждать, что таких случаев было много.

Другие типы расстройств, при которых, по моим наблюдениям, тибетская медицина прекрасно помогала, это гепатит, определенные виды психических расстройств, язва, паралич, желчнокаменная болезнь, камни в почках и артриты. Я заключил на основе собственной практики, что при некоторых хронических заболеваниях наша медицинская система очень эффективна.

Здесь было изложено общее введение, или обзор типов болезней. В тексте они описаны очень подробно.

Как изучают тибетскую медицину? Я уже упоминал, что существует четыре важнейших медицинских текста, которые обучающиеся тибетской медицине должны изучить. В течение одно- или двухгодичного курса подготовительного обучения они должны выучить наизусть три из Четырех Тантр, первую, вторую и четвертую - Коренную, Разъяснительную и Завершающую Тантры. Третья, Тантра Устной Традиции, должна только изучаться - в этот подготовительный период заучивать ее наизусть не обязательно.

В течение первого года основного обучения студенты-медики изучают Коренную Тантру с помощью наглядных пособий, называемых "Иллюстрирующие Деревья Медицины". Три дерева используются для иллюстрации физиологии и причинности, диагностики и лечения. В течение второго года они изучают Разъяснительную Тантру, начиная с эмбриологии, придавая особое значение причинности. На третий год изучают Завершающую Тантру, описывающую диагностику, в частности, методы анализа мочи и ощупывания пульса, являющиеся главными диагностическими методами, которые применяет тибетский врач для выявления у пациента расстройств. После этого, в течение четвертого года или даже дольше, студенты находятся в клинике вместе с доктором, наблюдая, как все изученное применяется на практике; изучают также медицинские комментарии.

В тибетской медицине врач и фармаколог - это не разные специалисты. Доктор должен знать медицину во всех ее аспектах, поэтому, особенно в летнее время, студенты отправляются с врачами изучать травы и растения, получая определенные знания об их силах, воздействии, полезных качествах. Затем в течение зимы они учатся готовить лекарства. Таким образом они изучают все аспекты практической медицины.

Те, кто обучался тибетской медицине до прихода китайских коммунистов, были в большинстве своем монахами. Тем не менее, в каждом районе страны отбиралось по два светских кандидата, которые направлялись r Школу медицины и астрологии в Лхасе, столице Тибета. Один должен был стать врачом, а другой - астрологом. Кроме этих двух кандидатов от каждого района большого монастыря отбиралось по два монаха для обучения в Медицинском колледже. Таким образом, существовало две категории отбора - светские студенты, отобранные местными властями, и монахи из больших монастырских центров.

Окончив медицинскую школу, светские студенты возвращались в свой район для практической работы. Что касается студентов-монахов, то одни из них оставались в медицинской школе, занимаясь практикой или научными исследованиями, а другие возвращались в свой монастырь, для практической деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: