Цель курсового проектирования




ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ/ПРОЕКТА

 

Выполнение курсовой работы/проекта рассматривается как вид учебной работы по дисциплине или профессиональному модулю профессионального цикла (удалить лишнее) и реализуется в пределах времени, отведенного на её (его) изучение.

 

 

Цель курсового проектирования

Выполнение студентом курсовой работы (проекта) по дисциплине и/или профессиональному модулю (ПМ) (удалить лишнее) проводится с целью:

 

1. Формирования умений:

- систематизировать полученные знания и практические умения по дисциплине или ПМ (удалить лишнее);

- проектировать производственные (социальные, юридические и т.п.) процессы или их элементы;

- осуществлять поиск, обобщать, анализировать необходимую информацию;

- разрабатывать мероприятия для решения поставленных в курсовой работе /курсовом проекте задач.

 

Примечание для разработчика МР: умения уточняются в зависимости от вида профессиональной деятельности, по которому разработана программа ПМ.

 

2. Формирования профессиональных компетенций / вида профессиональной деятельности:

 

 

Название ПК Основные показатели оценки результата (ПК)
   

 

3. Формирования общих компетенций по специальности:

 

Название ОК Основные показатели оценки результата (ОК)
   

 

Примечание для разработчиков МР. Уважаемые разработчики методических рекомендаций для студентов! В графе «Основные показатели оценки» необходимо отразить тот результат, который Вы планируете получить от студента в прогрессе подготовки, оформления и защиты курсовой работы. Обратите внимание, что КР (КП) выполняются по дисциплинам

4


профессионального цикла и/или профессионального модуля, а это означает, что содержание работы должно быть направлено на формирование ОК и ПК.. 1.2 Задачи курсового проектирования Задачи курсового проектирования: - поиск, обобщение, анализ необходимой информации; - разработка материалов в соответствии с заданием на курсовую работу (курсовое проектирование); - оформление курсовой работы/проекта в соответствии с заданными требованиями; - выполнение графической или реальной части курсовой работы/проекта; - подготовка и защита (презентация) курсовой работы/проекта. Примечание для разработчиков МР: в зависимости от вида профессиональной деятельности задачи курсового проектирования необходимо детализировать. 2 СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ/ПРОЕКТА 2.1 Структура курсовой работы По содержанию курсовая работа может носить реферативный, практический или опытно - экспериментальный характер. По объему курсовая работа должна быть не менее 15-20 страниц печатного текста. По структуре курсовая работа реферативного характера включает в себя: - содержание; - введение, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируется цель работы; - теоретическую часть, в которой дается описание истории вопроса, оценивается уровень разработанности проблемы в теории и практике посредством сравнительного анализа литературы; - заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы; - список литературы; - приложения. По структуре курсовая работа практического характера включает в себя: - содержание; - введение, в котором подчеркивается актуальность и значение темы, формулируются цели и задачи работы; - основную часть, которая обычно состоит из двух разделов: в первом разделе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы;  
 

 


#
вторым разделом является практическая часть, которая представлена расчетами, графиками, таблицами, схемами, результатами исследования и т.п.; - заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы; - список литературы; - приложения. По структуре курсовая работа опытно - экспериментального характера включает в себя; - содержание; - введение, в котором раскрывается актуальность и значение темы, определяются цели и задачи эксперимента; - основную часть, которая обычно состоит из двух разделов: 1) теоретические основы разрабатываемой темы, история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике; 2) практическая часть, содержащая план проведения эксперимента, характеристики методов экспериментальной работы, обоснование выбранных методов, основные этапы эксперимента, обработка и анализ результатов опытно - экспериментальной работы; - заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации о возможности применения полученных результатов; - список литературы; - приложения. 2.2 Структура курсового проекта По содержанию курсовой проект может носить конструкторский, технологический или экономический характер. По структуре курсовой проект состоит из пояснительной записки и практической (графической) части. Пояснительная записка курсового проекта конструкторского характера включает в себя: - титульный лист; - задание; - содержание; - аннотацию, с кратким содержанием работ, выполненных в курсовом проекте; - введение, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируется цель; расчетную часть, содержащую расчеты по профилю специальности; - описательную часть, в которой приводится описание конструкции и принцип работы спроектированного изделия, выбор материалов, технологические особенности его изготовления; - организационно-экономическую часть;
 

#
- заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы; - список литературы; - приложения. Пояснительная записка курсового проекта технологического характера включает в себя: - титульный лист; - задание; - содержание; - аннотацию с кратким содержанием работ, выполненных в курсовом проекте; - введение, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируется цель; - описание узла или детали, на который/которую разрабатывается технологический процесс; - описание спроектированной оснастки, приспособлений и т.п.; - организационно-экономическую часть; - заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы; - список литературы; - приложения. Пояснительная записка курсового проекта экономического характера включает в себя: - титульный лист; - задание; - содержание (оглавление); - аннотацию, с кратким содержанием работ, выполненных в курсовом проекте; - введение, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируется цель; - расчётную часть, содержащую расчеты капитальных вложений, прямых и косвенных затрат по объекту проектирования, калькуляцию себестоимости, расчёт доходов, прибыли, рентабельности проектируемых работ; - заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов проекта; - список литературы; - приложения. Рекомендуется, чтобы курсовой проект экономического характера был продолжением курсовых проектов конструкторского или технологического характера. Практическая часть курсового проекта как конструкторского, так и технологического характера может быть представлена чертежами, схемами,
 

графиками, диаграммами, наглядными изображениями, слайд-презентациями или другими продуктами творческой деятельности в соответствии с выбранной темой. К пояснительной записке прилагается отзыв руководителя курсового проектирования. Объем пояснительной записки курсового проекта должен быть не менее 25 страниц печатного текста, объем графической части - 1,0 - 2,0 листа. При выполнении инновационных или реальных курсовых проектов структура и содержание технологической части могут изменяться преподавателем исходя из поставленных перед студентом задач. Примечание для разработчиков МР: при подготовке методических рекомендаций по конкретной дисциплине или ПМ необходимо выбрать нужный вид курсовой работы (проекта), а лишнюю информацию удалить.   3 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ/ПРОЕКТА 3.1 Выбор темы Распределение и закрепление тем производит преподаватель. При закреплении темы соблюдается принцип: одна тема - один студент (Приложение 1). При закреплении темы Вы имеете право выбора по выполнению работы/проекта по той или иной теме из предложенного списка. Документальное закрепление тем производится посредством внесения Вашей фамилии в утвержденный заместителем директора по учебной работе перечень тем курсовых работ (проектов). Данный перечень тем курсовых работ (проектов) с конкретными фамилиями студентов хранится у преподавателя. Самостоятельно изменить тему Вы не можете. Примечание для разработчиков МР: примерная тематика курсовых работ (проектов) определяется преподавателем при разработке рабочих программ дисциплин и/или ПМ по специальности. Внимание! Темы курсовых работ/проектов должны быть ориентированы на содержание вида профессиональной деятельности (при написании курсовой работы /проекта по ПМ), либо на те профессиональные компетенции, которые указаны в качестве ориентиров для дисциплин во ФГОС СПО по специальности в графе «Коды формируемых компетенций» таблицы «Структура ОПОП СПО базовой (углубленной) подготовки». Уточнение тем курсовых работ производится преподавателем в течение 1-2 месяцев с момента начала преподавания по данной дисциплине/ПМ. Преподаватель разрабатывает перечень тем курсовых работ/проектов и представляет его на заседание ПЦМК не позднее, чем за 2,5 месяца до выполнения курсовой работы/проекта студентом. Перечень тем    

#
курсовых работ/проектов разрабатывается преподавателем на каждую группу отдельно. Перечень тем курсовых работ/проектов рассматривается на заседании ПЦМК. Решение заседания ПЦМК заносится в протокол. В перечне тем указывается номер протокола и дата заседания ПЦМК. Рассмотренный на заседании ПЦМК перечень тем курсовых работ/ проектов представляется на утверждение заместителя директора по УР не позднее, чем за 2,5 месяца до ее (его) выполнения студентом. Внимание! Перечень тем курсовых работ/проектов оформляется согласно форме, установленной в локальном акте ОУ. 3.2 Получение индивидуального задания После выбора темы курсовой работы/проекта преподаватель выдает Вам индивидуальное задание установленной формы. Обращаем внимание, что индивидуальное задание Вы должны получить не позднее, чем за 2 месяца до выполнения курсовой работы/проекта. Примечание для разработчиков МР: срок разработки и выдачи заданий студентам должен быть не позднее, чем за 2 месяца до выполнения курсовой работы (проекта) студентом. Задание к курсовой работе/проекту готовится по форме, утвержденной в локальном акте ОУ (например, положение об организации, выполнении и защите курсовой работы/проекта). 3.3 Составление плана подготовки курсовой работы/проекта В самом начале работы очень важно вместе с руководителем составить план выполнения курсовой работы/проекта (Приложение 2). При составлении плана Вы должны вместе уточнить круг вопросов, подлежащих изучению и исследованию, структуру работы, сроки её выполнения, определить необходимую литературу. ОБЯЗАТЕЛЬНО составить рабочую версию содержания курсовой работы (проекта) по разделам и подразделам. Внимание! Во избежание проблем, при подготовке курсовой работы Вам необходимо всегда перед глазами иметь: 1. Календарный план выполнения курсовой работы. 2. График индивидуальных консультаций руководителя. Запомните: своевременное выполнение каждого этапа курсовой работы (проекта) - залог Вашей успешной защиты и гарантия допуска к квалификационному экзамену по ПМ и/или итоговой аттестации по дисциплине (удалить лишнее). Примечание для руководителей курсовой работы/проекта: данный этап имеет огромное значение для успешного выполнения студентами курсовой работы (проекта). Составление календарного плана выполнения курсовой работы (проекта) является обязательным условием начального этапа работы со
 

#
студентами. Очень важно составить первый рабочий вариант содержания курсовой работы, который позже может детализироваться и уточняться. Помните: структура содержания курсовой работы должна соответствовать структуре курсовой работы реферативного, практического, опытно экспериментального характера, либо структуре курсового проект (конструкторского, технологического или экономического характера). 3.4 Подбор, изучение, анализ и обобщение материалов по выбранной теме Прежде чем приступить к разработке содержания курсовой работы/проекта, очень важно изучить различные источники (законы, ГОСТы, ресурсы Интернет, учебные издания и др.) по заданной теме. Процесс изучения учебной, научной, нормативной, технической и другой литературы требует внимательного и обстоятельного осмысления конспектирования основных положений, кратких тезисов, необходимых фактов, цитат, что в результате превращается в обзор соответствующей книги статьи или других публикаций. От качества Вашей работы на данном этапе зависит качество работы по факту её завершения. Внимание! При изучении различных источников очень важно все их фиксировать сразу. В дальнейшем данные источники войдут у Вас в список используемой литературы. Практический совет: создать в своем компьютере файл «Литература по КР» и постепенно туда вписывать исходные данные любого источника, который Вы изучали по теме курсовой работы /проекта. Чтобы не делать работу несколько раз, внимательно изучите требования к составлению списка источников и литературы (Приложение 4). Результат этого этапа курсовой работы/проекта - это сформированное понимание предмета исследования, логически выстроенная система знаний сущности самого содержания и структуры исследуемой проблемы. Итогом данной работы может стать необходимость отойти от первоначального плана, что, естественно, может не только изменить и уточнить структуру, но качественно обогатить содержание курсовой работы/проекта. Примечание для руководителей курсовой работы/проекта: данный этап выполнения курсовой работы/проекта требует от руководителей четкого инструктирования студентов по вопросам работы с различными источниками. Необходимо обратить их внимание на правильное составление списка источников и литературы, особенно, если студент впервые выполняет курсовую работу/проект. Совершенно бессмысленно демонстрировать своё недовольство качеством, объемом и структурой изученных студентом источников на момент чистового оформления работы.
 

 
3.5 Разработка содержания курсовой работы/проекта Курсовая работа/проект имеет ряд структурных элементов: введение, теоретическая часть, практическая часть, заключение. Примечание для разработчиков МР: структурные элементы необходимо перечислить в зависимости от характера курсовой работы/проекта, 3.5.1 Разработка введения Во-первых, во введении следует обосновать актуальность избранной темы курсовой работы/проекта, раскрыть ее теоретическую и практическую значимость, сформулировать цели и задачи работы (Приложение 3). Во-вторых, во введении, а также в той части работы, где рассматривается теоретический аспект данной проблемы, автор должен дать, хотя бы кратко, обзор литературы, изданной по этой теме. Введение должно подготовить читателя к восприятию основного текста работы. Оно состоит из обязательных элементов, которые необходимо правильно сформулировать. В первом предложении называется тема курсовой работы. Актуальность исследования (почему это следует изучать?) Актуальность исследования рассматривается с позиций социальной и практической значимости. В данном пункте необходимо раскрыть суть исследуемой проблемы и показать степень ее проработанности в различных трудах (юристов, экономистов, техников и др. в зависимости от ВПД). Здесь же можно перечислить источники информации, используемые для исследования. (Информационная база исследования может быть вынесена в первую главу). Примечание для разработчиков МР: при создании методических рекомендаций для студентов обратите их внимание на вид профессиональной деятельности (ВПД), который согласно ФГОС по специальности отражает содержание курсовой работы/проекта. Цель исследования (какой результат будет получен?) Цель должна заключаться в решении исследуемой проблемы путем ее анализа и практической реализации. Цель всегда направлена на объект. Проблема исследования (что следует изучать?) Проблема исследования показывает осложнение, нерешенную задачу или факторы, мешающие её решению. Определяется 1 - 2 терминами. Объект исследования (что будет исследоваться?). Объект предполагает работу с понятиями. В данном пункте дается определение экономическому явлению, на которое направлена исследовательская деятельность. Объектом может быть личность, среда, процесс, структура, хозяйственная деятельность предприятия (организации). Предмет исследования (как, через что будет идти поиск?) Здесь
 

 
необходимо дать определение планируемым к исследованию конкретным свойствам объекта или способам изучения экономического явления Предмет исследования направлен на практическую деятельность и отражает через результаты этих действий. Гипотеза исследования (что не очевидно в исследовании?). Возможная структура гипотезы: - утверждение значимости проблемы. - догадка (свое мнение) «Вместе с тем...». - предположение «Можно...». - доказательство «Если...». Задачи исследования (как идти к результату?), пути достижения цели. Задачи соотносятся с гипотезой. Определяются они исходя из целей работы. Формулировки задач необходимо делать как можно более тщательно поскольку описание их решения должно составить содержание глав параграфов работы. Как правило, формулируются 3-4 задачи. Перечень рекомендуемых задач: 1. «На основе теоретического анализа литературы разработать... (ключевые понятия, основные концепции). 2. «Определить... » (выделить основные условия, факторы, причинь влияющие на объект исследования). 3. «Раскрыть... » (выделить основные условия, факторы, причины влияющие на предмет исследования). 4. «Разработать... »(средства, условия, формы, программы). 5. «Апробировать...» (что разработали) и дать рекомендации... Методы исследования (как исследовали?): дается краткое перечисление методов исследования через запятую без обоснования. Теоретическая и практическая значимость исследования (что нового, ценного дало исследование?). Теоретическая значимость исследования не носит обязательного характера. Наличие сформулированных направлений реализации полученных выводов и предложений придает работе большую практическую значимость. При написании можно использовать следующие фразы: результаты исследования позволят осуществить...; будут способствовать разработке...; позволят совершенствовать.... Структура работы - это завершающая часть введения (что в итоге в работе/проекте представлено). В завершающей части в назывном порядке перечисляются структурные части работы/проекта, например: «Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, список литературы, 5 приложений». Здесь допустимо дать развернутую структуру курсовой работы/проекта и кратко изложить содержание глав. (Чаще содержание глав курсовой работы излагается в заключении).
 

 
Таким образом, введение должно подготовить к восприятию основного текста работы. Краткие комментарии по формулированию элементов введения представлены в таблице 1. Таблица 1 ____________ Комментарии по формулированию элементов введения___________
Элемент введения Комментарий к формулировке
Актуальность темы Почему это следует изучать? Раскрыть суть исследуемой проблемы и показать степень ее проработанности.
Цель исследования Какой результат будет получен? Должна заключаться в решении исследуемой проблемы путем ее анализа и практической реализации.
Объект исследования Что будет исследоваться? Дать определение явлению или проблеме, на которое направлена исследовательская деятельность.
Предмет исследования Как и через что будет идти поиск? Дать определение планируемым к исследованию конкретным свойствам объекта или способам изучения явления или проблемы.
Г ипотеза исследования Что неочевидно в исследовании? Утверждение значимости проблемы, предположение, доказательство возможного варианта решения проблемы.
Задачи работы Как идти к результату? Определяются исходя из целей работы и в развитие поставленных целей. Формулировки задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав и параграфов работы. Рекомендуется сформулировать 3-4 задачи.
Методы исследования Как изучали? Краткое перечисление методов через запятую без обоснования.
Теоретическая и практическая значимость исследования Что нового, ценного даю исследование? Формулировка теоретической и практической значимости не носит обязательного характера. Наличие сформулированных направлений реализации полученных выводов и предложений придает работе большую практическую значимость.
Структура работы (завершающая часть введения) Что в итоге в работе/проекте представлено. Краткое изложение перечня и/или содержания глав работы/проекта.
 

 
Примечание для разработчиков МР: по данному разделу методических рекомендаций ОБЯЗАТЕЛЬНО надо в приложении привести пример введения какой-нибудь реальной курсовой работы/проекта в сокращенном варианте. Данный раздел очень труден для студентов, и простое перечисление им необходимых элементов введения не даёт сколько-нибудь положительных результатов. Примечание для руководителей курсовой работы/проекта: данный раздел своеобразный тест для руководителей курсовых работ/проектов, поэтом сначала сами хорошо разберитесь в особенностях методологии курсового проектирования, а затем консультируйте студентов. Помните, что предмет и объект исследования заключены в названии темы! 3.5.2 Разработка основной части курсовой работы/проекта Основная часть обычно состоит из двух разделов: в первом содержатся теоретические основы темы; дается история вопроса, уровень разработанности вопроса темы в теории и практике посредством сравнительного анализа литературы. В теоретической части рекомендуется излагать наиболее общие положения, касающиеся данной темы, а не вторгаться во все проблемы в глобальном масштабе. Теоретическая часть предполагает анализ объекта исследования и должна содержать ключевые понятия, историю вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике. Излагая содержание публикаций других авторов, необходимо обязательно давать ссылки на них с указанием номеров страниц этих информационных источников. Вторым разделом является практическая часть, которая должна носить сугубо прикладной характер. В ней необходимо описать конкретный объект исследования, привести результаты практических расчетов и направления их использования, а также сформулировать направления совершенствования. Для написания практической части, как правило, используются материалы, собранные Вами в ходе производственной практики. В тех случаях, если Вы не располагаете такими материалами, теоретические положения курсовой работы следует иллюстрировать данными Госкомстата, центральной и местной периодической печати и т.д. Сбор материалов для данной главы не следует принимать как простой набор показателей за соответствующие плановые и отчетные периоды. Важно глубоко изучить наиболее существенные с точки зрения задач курсовой работы стороны и особенности. Примечание для разработчиков МР: по данному разделу методических рекомендаций необходима конкретизация в зависимости от характера курсовой работы (реферативная, практическая, опытно-экспериментальная
 

работа), либо от характера курсового проекта (конструкторский проект, технологический, экономический). Комментарии по содержанию теоретической и практической частей определяются в зависимости от профиля специальности и темы курсовой работы/проекта. Рекомендуется расписать для студентов, что конкретно необходимо отразить в первой, второй, третьей главах. Важно указать на необходимость оформления ссылок в тексте, на литературу и приложения. Для студентов ВАЖНО дать примерную структуру практической части. 3.5.3 Разработка заключения Обращаем Ваше внимание, что по окончанию исследования подводятся итоги по теме. Заключение носит форму синтеза полученных в работе результатов. Его основное назначение - резюмировать содержание работы, подвести итоги проведенного исследования. В заключении излагаются полученные выводы и их соотношение с целью исследования, конкретными задачами, гипотезой, сформулированными во введении. Проведенное исследование должно подтвердить или опровергнуть гипотезу исследования. В случае опровержения гипотезы даются рекомендации по возможному совершенствованию деятельности в свете исследуемой проблемы. 3.5.4 Составление списка источников и литературы В список источников и литературы включаются источники, изученные Вами в процессе подготовки работы, в т.ч. те, на которые Вы ссылаетесь в тексте курсовой работы/проекта. Внимание! Список используемой литературы оформляется в соответствии с правилами, предусмотренными государственными стандартами (Приложение 4). Список используемой литературы должен содержать 20 - 25 источников (не менее 10 книг и 10-15 материалов периодической печати), с которыми работал автор курсовой работы/ проекта. Список используемой литературы включает в себя: - нормативные правовые акты; - научную литературу и материалы периодической печати; - практические материалы.   Источники размещаются в алфавитном порядке. Для всей литературы применяется сквозная нумерация. При ссылке на литературу в тексте курсовой работы/проекте следует записывать не название книги (статьи), а присвоенный ей в указателе “Список литературы” порядковый номер в квадратных скобках. Ссылки на литературу нумеруются по ходу появления их в тексте записки. Применяется сквозная
 

 
нумерация. Примечание для разработчиков МР: состав обязательных информационных источников указывается в зависимости от характера курсовой работы/проекта. Очень важно в методические рекомендации для студентов включать в качестве приложения фрагмент списка используемой литературы, соответствующей профилю подготовки!   4 ОБЩИЕ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВЫХ РАБОТ/ПРОЕКТОВ   4.1 Оформление текстового материала   Текстовая часть работы должна быть представлена в компьютерном варианте на бумаге формата А4. Шрифт - Times New Roman, размер шрифта - 14, полуторный интервал, выравнивание по ширине. Страницы должны иметь поля (рекомендуемые): нижнее-2,5; верхнее - 2; левое - 3; правое -1,5. Объем курсовой работы/проекта - 20-25 страниц, объем дипломной работы/проекта должен составлять 55-70 страниц. Все страницы работы должны быть подсчитаны, начиная с титульного листа и заканчивая последним приложением. Нумерация страниц должна быть сквозная, начиная с введения и заканчивая последним приложением. Номер страницы ставится на середине листа нижнего поля. Весь текст работы/проекта должен быть разбит на составные части. Разбивка текста производится делением его на разделы (главы) и подразделы (параграфы). В содержании работы/проекта не должно быть совпадения формулировок названия одной из составных частей с названием самой работы, а также совпадения названий глав и параграфов. Названия разделов (глав) и подразделов (параграфов) должны отражать их основное содержание и раскрывать тему работы/проекта. При делении работы/проекты на разделы (главы) (согласно ГОСТ 2.105- 95) их обозначают порядковыми номерами - арабскими цифрами без точки и записывают с абзацного отступа. При необходимости подразделы (параграфы) могут делиться на пункты. Номер пункта должен состоять из номеров раздела (главы), подраздела (параграфа) и пункта, разделённых точками. В конце номера раздела (подраздела), пункта (подпункта) точку не ставят. Если раздел (глава) или подраздел (параграф) состоит из одного пункта, он также нумеруется. Пункты при необходимости, могут быть разбиты на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта, например: 4.2.1.1, 4.2.L2, 4.2.1.3ит. д. Каждый пункт, подпункт и перечисление записывают с абзацного отступа. Разделы (главы), подразделы (параграфы) должны иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют. Наименование разделов (глав) должно быть кратким и записываться в виде заголовков (в красную строку)
 

 
жирным шрифтом, без подчеркивания и без точки в конце. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов (глав), подразделов (параграфов), пунктов. Нумерация страниц основного текста и приложений, входящих в состав работы/проекта, должна быть сквозная, В основной части работы/проекта должны присутствовать таблицы, схемы, графики с соответствующими ссылками и комментариями. В работе/проекте должны применяться научные и специальные термины, обозначения и определения, установленные соответствующими стандартами, а при их отсутствии - общепринятые в специальной и научной литературе. Если принята специфическая терминология, то перед списком литературы должен быть перечень принятых терминов с соответствующими разъяснениями. Перечень включают в содержание работы (Приложение 7). 4.2 Оформление иллюстраций Все иллюстрации, помещаемые в работу/проект, должны быть тщательно подобраны, ясно и четко выполнены. Рисунки и диаграммы должны иметь прямое отношение к тексту, без лишних изображений и данных, которые нигде не поясняются. Количество иллюстраций в работе/проекте должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста. Иллюстрации следует размещать как можно ближе к соответствующим частям текста. На все иллюстрации должны быть ссылки в тексте работы/проекта. Наименования, приводимые в тексте и на иллюстрациях, должны быть одинаковыми. Ссылки на иллюстрации разрешается помещать в скобках в соответствующем месте текста, без указания см. (смотри). Ссылки на ранее упомянутые иллюстрации записывают, сокращенным словом смотри, например, см. рисунок 3. Размещаемые в тексте иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами, например: Рисунок 1, Рисунок 2 и т.д. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела (главы). В этом случае номер иллюстрации должен состоять из номера раздела (главы) и порядкового номера иллюстрации, например Рисунок 1.1. Надписи, загромождающие рисунок, чертеж или схему, необходимо помещать в тексте или под иллюстрацией. 4.3 Общие правила представления формул В формулах и уравнениях условные буквенные обозначения, изображения или знаки должны соответствовать обозначениям, принятым в действующих государственных стандартах. В тексте перед обозначением параметра дают его пояснение, например: Временное сопротивление разрыву ϭᵦ. При необходимости применения условных обозначений, изображений или знаков, не установленных действующими стандартами, их следует
 

 

 
пояснять в тексте или в перечне обозначений. Формулы и уравнения располагают на середине строки, а связывающие их слова (iследовательно, откуда и т.п.) - в начале строки. Для основных формул и уравнений, на которые делаются ссылки, вводят сквозную нумерацию арабскими цифрами. Промежуточные формулы и уравнения, применяемые для вывода основных формул и упоминаемые в тексте, допускается нумеровать строчными буквами латинского или русского алфавита. Нумерацию формул и уравнений допускается производить в пределах каждого раздела двойными числами, разделенными точкой, обозначающими номер раздела и порядковый номер формулы или уравнения, например: (2.3), (3.12) и т.д. Номера формул и уравнений пишут в круглых скобках у правого края страницы на уровне формулы или уравнения. Переносы части формул на другую строку допускаются на знаках равенства, умножения, сложения вычитания и на знаках соотношения (>, <, <, >). Не допускаются переносы при знаке деления (:). Порядок изложения математических уравнений такой же, как и формул. 4.4 Оформление таблиц Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Название таблицы должно отражать её содержание, быть точным и кратким. Лишь в порядке исключения таблица может не иметь названия. Таблицы в пределах всей записки нумеруют арабскими цифрами
 

 
сквозной нумерацией, перед которыми записывают слово Таблица. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой. Пример:
Таблица 2
Предельные величины разброса угловой скорости автомобилей, %
Категория автомобиля Боковое ускорение автомобиля wv. м/с2
     
Mi      
М2, N,      
М3, N2,N3     --
На все таблицы должны быть ссылки в тексте, при этом слово таблица в тексте пишут полностью, например: в таблице 4. Таблицу, в зависимости от ее размера, помещают под текстом, в котором впервые дана ссылка на нее, или на следующей странице, а при необходимости, в приложении. Допускается помещать таблицу вдоль стороны листа. Если строки или графы таблицы выходят за формат страницы, ее делят на части, помещая одну часть под другой, при этом в каждой части таблицы повторяют ее шапку и боковик. При переносе таблицы на другой лист (страницу), шапку таблицы повторяют и над ней указывают: Продолжение таблицы 5. Название таблицы помещают только над первой частью таблицы. В графах таблиц не допускается проводить диагональные линии с разноской заголовков вертикальных глав по обе стороны диагонали. Основные заголовки следует располагать в верхней части шапки таблицы над дополнительными и подчиненными заголовками вертикальных граф. Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости доп


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: