I. Как функционирует центральная администрация




1. В рамках экономического порядка рыночного типа исследо­вание экономического процесса начинается с изучения отдельно взятых предприятий и домашних хозяйств. Рассмотрим в качестве примера кожевенный завод. Здесь можно установить, что пред, приятие ориентирует свои планы на цены и что прежде всего рас­чет издержек, то есть соотношение между ценами на продукцию и ценами на средства производства, имеет решающее значение для регулирования производства. В силу того, что, как известно, каждое предприятие именно так регулирует определенную часть экономического процесса, протекающего в сфере его деятельно­сти, регулирование совокупного процесса в рыночном хозяйстве осуществляется через цены.

Изучение предприятия в рамках экономического порядка, при­сущего централизованно управляемой экономике, например во вре­мя германского эксперимента, приводит к другому результату. Ко­жевенный завод выпускал свою продукцию согласно директивам «отраслевого кожевенного отдела». Этот «отраслевой отдел», или «руководство сферы управления», или «плановый орган» выделял заводу кожевенное сырье и вспомогательные материалы, направляя предприятию указания по производству, и распоряжался произве­денной кожей. Следовательно, нам следует отправиться в такой «отраслевой отдел», чтобы получить представление о том, как по­являются на свет хозяйственные планы и осуществляется регулиро­вание экономического процесса в централизованно управляемой экономике. Существовали также отраслевые отделы по текстилю, одежде, стеклу, керамике, стали и т.д. Как же осуществлялось это регулирование?2

2. Регулирование осуществлялось в четыре этапа. Первый этап состоял в сборе планово-статистических данных. Для этого в распо­ряжении руководителя сферы регулирования находился статисти­ческий отдел. Такой примат статистики характерен для регули­рования, присущего централизованно управляемой экономике. Ста­тистики, являющиеся сотрудниками плановых органов, пытались учитывать все данные, которые имели большое значение для плани­рования. Здесь следует назвать, например, данные о производственных мощностях оборудования, складских запасах, потребностях в складских помещениях, угле, электроэнергии, данные о произ­водстве и импорте сырья. На основе подобной статистической ин­формации, в конечном счете, подготавливался так называемый «ко­личественный (натуральный) баланс», в котором сопоставлялись между собой ресурсы и их использование в последний год, полуго­дие, квартал.

Статистические данные, сбор и обработка которых регламенти­ровались точными инструкциями, образовывали основу собственно планирования, представлявшего собой второй этап совокупного процесса. Это планирование заключалось в планировании потреб­ностей, планировании ресурсов, а также в балансировании потреб­ностей и ресурсов.

Плановые показатели потребностей — это существенно — лишь частично формировались, исходя из требований вышестоя­щих центральных органов, которым для достижения общих инве­стиционных целей или для удовлетворения военных нужд были необходимы определенные количества стали, машин, кожи и т.д. Источником другой части этих потребностей были другие «носи­тели потребностей, в большинстве случаев другие отраслевые от­делы. Так, например, кожу запрашивал отраслевой отдел «Обувь», отраслевой отдел «Машиностроение» для изготовления приводных ремней и т.д., а отраслевой кожевенный отдел в свою очередь выставлял требования на дубильные вещества, масла, жи­ры, уголь и т.п. к другим соответствующим отделам. Однако все данные о потребностях поступали в те или иные отраслевые отде­лы либо плановые органы в виде «коллективных заявок» или «пакетов требований». При этом важно то, что уже на этом ран­нем этапе структура плана делала необходимой стандартизацию товаров. Определение потребностей в коже, например отраслевым кожевенным отделом, было тем сложнее, чем больше выпускалось различных видов обуви. Централизованное планирование требует проведения стандартизации.

Если централизованно управляемая экономика уже функциони­ровала какое-то определенное время, то плановые органы нередко использовали показатели предшествующих плановых периодов, ко­торые устанавливались ими на основе точных статистических дан­ных. Показатели прежних планов зачастую переносились в планы на будущее без необходимой тщательной проверки. В этом таилась определенная опасность, поскольку часто не осуществлялась необ­ходимая увязка с реальной действительностью. По этой причине вышестоящие центральные органы, к примеру имперское министер­ство экономики, неоднократно предупреждали об опасности чрезмерного разбухания статистики. Вот что говорится, например, по тому поводу: «Как бы ни нуждалось планирование в статистике, нельзя забывать о том, что статистика фиксирует лишь прошлое.

Внешняя форма планирования, а именно статистические балансы, в силу этого не является отражением его реальной сути. Планировать — значит активно формировать будущее». Впрочем, исчислению потребностей в расчете на душу населения не придавало особого значения, так как оно якобы не учитывает локальных профессиональных различий в потребностях и нередко приводит к завышенным результатам.

Когда говорят о понятии «ресурсы», речь заходит помимо им­порта и использования складских запасов преимущественно о производстве. Здесь имел силу принцип, по которому производство следует оценивать по соответствующему «самому узкому месту», Если, например, в большом объеме имеются производственные мощности и сырье, а в угле ощущается нехватка, то планирование должно брать за точку отсчета именно эту ситуацию или же ориен­тироваться на рабочую силу, если наблюдается нехватка ее. Но по­скольку так называемое «узкое место» постоянно «кочует», то и ос­новную задачу планирования надлежало определять каждый раз заново. В этом — при своевременном обнаружении ожидаемого уз­кого места — как раз и состояло собственно искусство владения этим типом централизованного планирования.

Выравнивание потребностей и ресурсов требует длительной борь­бы, которая еще не раз будет занимать наши умы. Многие отраслевые отделы сражаются за выделение им большего количества угля, транс­портных средств или большего числа рабочих, а с другой стороны, каждый отдельно взятый отраслевой отдел должен уменьшать требо­вания отдельных потребителей, каждый из которых пытается запо­лучить как можно больше кожи, текстиля или горючего и т.д. В ходе затяжных переговоров предпринимались попытки вначале в сфере отраслевых отделов умерить требования различных носителей по­требностей и согласовать их между собой. Но с самого начала в этом соучаствовали вышестоящие центральные органы. Их вмешательст­во заключалось в том, что они устанавливали степень срочности и, во-вторых, разрешали отдельные конфликты. В качестве примера уста­новления степени срочности назовем порядок учета и распределения горючего. Одним из предписаний, изданных в 1941 г., устанавлива­лось, что горючее разрешается использовать лишь в важных с воен­ной точки зрения целях. Для его распределения надлежало устано­вить следующий порядок предпочтения:

1) снабжение населения продовольствием и топливом;

2) проведение работ по освобождению вокзалов и водных перева­лочных пунктов от грузов;

3) обеспечение сельскохозяйственного производства;

4) здравоохранение и полиция;

5) снабжение важных военных предприятий и строительных объектов генерального уполномоченного по особым вопросам произ­водства химической продукции;

6) снабжение предприятий по производству вооружений и других важных военных производств;

7) снабжение прочих важных военных строительных объектов.

Для оценки и регулирования товарных потоков подобная ранжировка потребностей имела большое значение. На нее должен был ори­ентироваться каждый отраслевой отдел. Если не удавалось прийти к соглашению по поводу того, какое количество угля должен был по­лучить, например, отраслевой кожевенный отдел, то данный вопрос следовало решать самому имперскому министерству экономики.

Результаты этих работ по планированию находили свое отраже­ние в количественном балансе, который по времени охватывал квартал, полугодие или год, причем здесь следовало учитывать осо­бенности производственного процесса. Вот образец такого нату­рального баланса.

 

 

Схема натурального баланса

 

Ресурсы Использование

 

I Отечественное производство I Отечественное потребление (расположение по целям ис­пользования)
II Поступления из оккупирован­ных областей   II Потребности оккупирован­ных областей  
III Импорт III Экспорт  
I—III Текущие ресурсы   IV Использование складских запасов I—III Текущее потребление   IV Поступления в складские за­пасы  
I—IV Совокупные ресурсы I—IV Совокупное использование  

 

Под стоящей справа цифрой I (Отечественное потребление) по­казывалось, в частности, какое количество, например, кожи было установлено для вермахта, сельского хозяйства, на изготовление приводных ремней, обуви и т. п.

Такой была картина, которую создавали планы централизован­но управляемой экономики: планы представляли собой длинный ряд стоящих рядом и тесно переплетающихся между собой количественных балансов отраслевых отделов. Отраслевые отделы «Уголь», «Сталь», «Электроэнергия», «Горючее», «Кожа», «Текстиль» и т. д. составляли свои количественные балансы, а взаимоувязка планов между собой осуществлялась через общие директив (с учетом степени срочности) вышестоящих органов и через их индивидуальное вмешательство в процесс принятия многочисленных частных решений. И если отраслевые отделы даже и были носите­лями и разработчиками планов, они тем не менее оставались зависимыми и подчинялись министерствам и другим центральным ведомствам. В этом проявлялась целостность планирования.

Затем — на третьем этапе — осуществлялось издание произ­водственных директив, которые направлялись каждому отдельному предприятию. В них фиксировалось количественное и временное распределение продукции отдельных предприятий по видам и ас­сортименту. Сырье, на которое был наложен запрет, разрешалось направлять на отдельные предприятия; издавались распоряжения об использовании произведенной продукции, например кожи. Эту очень сложную задачу по разработке производственных директив для отдельно взятых предприятий зачастую можно было выполнить только при условии привлечения к этому делу таких организаций промыслового хозяйства, как, например, рейхсгруппа «Промыш­ленность», картели, ринги и т.д. Ощущалась необходимость в услу­гах экспертов, являвшихся, разумеется, заинтересованной сторо­ной, а также их организаций, которые одновременно представляли собой частные властные группировки. Речь об этом еще пойдет.

Наконец, четвертый этап: контроль за ходом выполнения плана. Предприятия были обязаны постоянно — поквартально, ежемесячно и даже ежедневно — сообщать о своих складских за­пасах и количестве произведенной продукции, а отраслевые отде­лы непрерывно сопоставляли фактические показатели с плановы­ми. Невыполнение плана могло иметь свою причину в самом от­дельно взятом предприятии или объясняться непоступлением обе­щанного сырья либо изъятием рабочей силы другими отраслевы­ми отделами и т.д. В любом случае руководителям отраслевых отделов приходилось вмешиваться, а выполнение планов было связано с чередованием переговоров и борьбы. В конечном счете, роль играл еще и другой фактор, тесно связанный с контролем над ходом выполнения планов. Планы реализовывались — и это со­ответствует природе вещей — лишь спустя несколько месяцев и даже через год после их составления. Между тем происходило изменение показателей, например показателя снабжения углем. В результате возникала необходимость пересмотра планов и соответ­ственно производственных директив.

Это был четырехступенчатый обладающий многочисленными взаимосвязями повторяющийся процесс. В других централизованно управляемых экономиках он протекает, видимо, схожим образом. Правда, может быть, несколько по-иному. Что же это означает с экономической точки зрения?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: