Цена товара и его меновая стоимость




Обмен товара на деньги есть лишь первый акт обмена одного товара (Т1) на другой. В котором возникает цена первого товара (ЦТ1). Во втором же акте продавец первого товара выступает уже покупателем второго (Т2). И отношение количества второго товара (КТ2) к количеству денег, вырученных за первый товар, образует стоимость этих денег:

СД = КТ2/КД. (6)

Поэтому весь процесс обмена можно математически представить в виде произведения цены первого товара на стоимость денег, за которые он был продан. В результате чего мы получим формулу меновой стоимости первого товара (СТ1) в виде отношения количества второго товара к количеству первого (КТ1):

СТ1 = ЦТ1*СД = КД/КТ1* КТ2/КД = КТ2/ КТ1. (7)

Стало быть, цена товара является лишь частью меновой стоимости товара. В том смысле, что она есть только первое отношение, возникающее в процессе обмена одного товара на другой. И ее ни в коем случае нельзя, как это делают многие, отождествлять с меновой стоимостью товара. Ибо последняя есть отношение товара к товару, а не денег к товару. И смешивать эти два понятия – значит совершать грубую теоретическую ошибку.

Цена товара и цена денег

Продавец не всегда имеет возможность купить необходимый ему товар за вырученные деньги, а вынужден иногда обменивать эти деньги на другие. Поэтому возникает еще один вид цены – цена денег (ЦД). Как отношение денег к деньгам же. Цена первых денег (ЦД1) есть отношение количества вторых денег (КД2) к количеству первых (КД1):

ЦД1 = КД2/КД1. (8)

Цена денег, так же, как и цена товара, являются частью меновой стоимости товара. И в полном виде меновая стоимость первого товара может быть представлена как произведение цены первого товара на цену первых денег и на стоимость денег вторых (СД2):

СТ1 = ЦТ1*ЦД1*СД2 = КД1/КТ1*КД2/КД1*КТ2/КД2 = КТ2/КТ1. (9)

Цена товара и цена денег – это два вида цены вообще по виду базы, основания ценового отношения. Цена же вообще есть отношение денег к любым предметам рыночного обмена. В число которых следует включать три вида: товары, деньги-товары, как переходную форму от товаров к деньгам, и сами деньги в чистом виде.

Толкование понятия цены

Философия цены

С философской точки зрения, любой обмен товарами есть обмен возможностями между субъектами обмена. Между людьми, в конечном счете. Физическая природа товара и его происхождение не имеют, при этом, принципиального значения. Так как главное не то, что есть товар по природе своей и как он возник, а то, что он может дать человеку. Какие возможности ему дать.

Эти возможности как раз и есть то общее, качественно однородное, что сравнивается и приравнивается при обмене товаров. А не труд, скажем, как думают некоторые. Товар является, всего лишь, носителем и натуральной единицей измерения тех конкретных возможностей, которые он обеспечивает человеку.

Однако, с возникновением денег товар обменивается уже не на какой-то другой конкретный же товар, не на другие конкретные возможности, а на все те возможности, которые могут быть предоставлены субъекту рынком. На рыночные, обменные возможности вообще. Ибо деньги являются свидетельством и универсальной единицей измерения любых конкретных возможностей. На них можно обменять любую из имеющихся на рынке возможностей. Естественно, в пределах, ограниченных количеством имеющихся денег.

Таким образом, сущностью меновой стоимости, возникающей при бартерном обмене, является обмен одной конкретной человеческой возможности на другую конкретную возможность, а сущностью цены является обмен конкретной возможности на все рыночные возможности. На возможности вообще, в общем виде. Опять же, в тех пределах, которые диктуются количеством денег, приходящихся на данное количество товара. То есть, его ценой.

Математика цены

С математической точки зрения, цена товара есть множество, составленное из двух других множеств, – множества товаров и множества денег. Образ цены состоит из образов этих двух множеств, как из своих прообразов. И множество товаров, и множество денег входят в множество цен, но множество цен отличается и от множества товаров, и от множества денег. Потому что элементом множества цен является не отдельный товар и не отдельная единица денег, а именно отношение этих элементов – некоторая новая величина, отличная от образующих ее величин.

В множестве цен единицы денег находятся не в свободном, недифференцированном, а в сгруппированном состоянии вокруг каждой единицы товара. Поэтому элементом множества цен является не отдельная единица денег, а некоторый комплекс этих единиц, приходящийся на единицу товара. Хотя, в частном случае, это может быть и отношение одной единицы денег к одной единице товара.

Количественно множество цен может быть охарактеризовано двумя значениями – величиной цены, численным ее размером, и ее «массой», «объемом», масштабом. Так как одно и то же численное значение цены получается при разных количествах товаров и денег. Например, отношения 50/10 и 5000/1000 дает одну и ту же величину цены единицы товара. Но если брать рынки, на которых эти отношения реализовываются, то рынки эти по своему масштабу будут разными. И этот момент следует учитывать при их изучении.

Механика цены

На рынке всегда определенное количество товара противостоит определенному количеству денег. Если количества эти остаются постоянными или изменяются пропорционально и в одну и ту же сторону, то никаких причин для изменения цены единицы товара нет. Она будет оставаться стабильной.

Если же изменения эти непропорциональны, то в обязательном порядке произойдет изменение цены единицы товара, то есть, пропорций обмена товара не деньги. Потому что в противном случае возникнет дисбаланс между возможностями сторон, и часть возможностей какой-то из них реализовываться не будет. Возникнет или избыток товаров, или их дефицит.

Например, если при неизменном количестве товара возрастет количество денег на рынке, то продавцы товара сразу же почувствуют это и не замедлят поднять цену. В результате чего все новое количество денег будет уходить на покупку того же, старого, количества товара. Рынок автоматически возвратится на круги своя. Объективным основанием чего служит тот факт, что в масштабах рынка всегда происходит приравнивание общего количества денег к общему количеству товара. Приравнивание обменных возможностей сторон, согласование их.

 

Антон Совет

22.02.2011 20:12

Постоянный адрес материала: https://sovet14.narod.ru/TCT/3V/TCT.3V.0.mht

 

(Продолжение следует)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: