VII. Неизменность экономической политики




1. Склонность предпринимателей к осуществлению капиталовло­жений в большинстве промышленно развитых стран в последние де­сятилетия время от времени резко убывала. Это один из самых серь­езных феноменов развития последнего времени. Из-за нехватки ка­питаловложений возникают неполная занятость и безработица. Чем же объясняется эта сдержанность? Обычно отвечают так. В процессе современного экономического развития уменьшались возможности инвестирования. Чем больше мир оснащается железными дорогами, фабриками, машинами и другими средствами производства, тем меньше инвестиционных задач. Мир насыщен инвестициями.

Из этой точки зрения, которую, кстати, мы встречаем уже у Сисмонди и которая получает, как правило, широкое распростране­ние в периоды продолжительных депрессий и приобрела твердую опору прежде всего в условиях тяжелых депрессий после 1929 г., вытекает политико-экономическое требование, которое, как извест­но, успешно представляют в первую очередь Кейнс и его школа: для того чтобы при перманентном отсутствии достаточных новых капиталовложений избежать перманентной депрессии, государство должно осуществлять свое вмешательство в экономику (политика низких процентных ставок, кредитной экспансии, государственных заказов, дефицита государственного бюджета, организации обще­ственных работ для безработных).

2. Если бы это объяснение было верным, возможности осуще­ствления инвестиций неизбежно исчезли бы и единственный путь спасения состоял бы в том, что государство осуществляло бы то, что прежде делали предприниматели. В итоге сложилась бы прак­тически безысходная ситуация. Ведь государственные инвестиции могут обеспечить достижение того, что станет использоваться больше средств производства и рабочей силы, но государство оказывается не в состоянии, как было показано в другом месте настоя­щей работы, устанавливать правильные пропорции между капиталовложениями. Таким образом, неизбежный злой рок в образе так называемого закона развития капитализма стал бы понуждать людей к осуществлению неравновесных инвестиций и все их уси­лия мало способствовали бы улучшению обеспечения людей по­требительскими товарами.

3. Однако ослабление склонности к инвестированию и сокраще­ние объема самих капиталовложений не объясняются сокращением возможностей инвестирования. Мы не находимся в экономически насыщенном мире. Возможности инвестирования существуют до тех пор, пока люди испытывают гнетущее давление ограниченности товаров. Инвестирование может происходить, пока производствен­ный аппарат не удовлетворит все потребности всех людей. Однако от этой точки нас отделяет громадная дистанция. Попытаемся рас­смотреть хотя бы одну небольшую часть региона. Лишь незначи­тельная часть Европы имеет высокоинтенсивное сельское хозяйст­во. Это прежде всего Бельгия, Дания, Нидерланды. На них прихо­дится лишь около 1% всей площади Европейского континента. Не­обходимы очень крупные капиталовложения, чтобы интенсифици­ровать другие сельскохозяйственные регионы Европы в той мере, насколько это возможно. О насыщении средствами производства этих и каких-либо других регионов мира не может быть и речи1.

4. Очевидно, что уже сам вопрос следует формулировать иначе. Как случилось, что в последние десятилетия нередко наблюдалась столь небольшая склонность к инвестированию, хотя фактически имелись большие возможности осуществления капиталовложений?

Чтобы найти ответ на данный вопрос, мы должны обратиться к тем исходным точкам, в которых берет свое начало любая хозяйст­венная деятельность: к хозяйственным планам. Если исследовать отдельные фирмы с этой точки зрения, то окажется, что сдержан­ность в осуществлении капиталовложений определялась двумя мо­ментами.

а) Цены на средства производства и рабочую силу в сопоставлении с ценами на произведенные продукты делали нецелесообразны­ми капиталовложения. Иначе говоря, соотношения цен были та­ковы, что они препятствовали инвестированию. Если, к приме­ру, картели поддерживали цены на средства производства на высоком уровне или если благодаря государственному вмешательству заработная плата устанавливалась также на высоком уровне, то могли возникнуть соотношения цен, которые делали капиталовложения нецелесообразными. При этом решающе значение имели только плановые данные, ожидания. Руководи­тели предприятий ожидают установления определенных цен на свои продукты. С другой стороны, они видят перед собой опре­деленные цены на средства производства и заработную плату, в соответствии с этим и принимается решение. Приведем лишь один пример. В кризисном 1931 г. предприниматели — владель­цы строительных фирм в Берлине должны были считаться с оп­ределенными, относительно неизменными ценами на средства производства, скажем на железо и цемент, которые были уста­новлены синдикатами, а также с относительно неизменной зара­ботной платой, в то время как цены на дома быстро падали. Уже по этой причине желание строить дома было весьма небольшим. Вновь дало о себе знать то фундаментальное обстоятельство, что экономический процесс — в нашем случае инвестиционный про­цесс — только в том случае может в достаточной степени регу­лироваться ценами, если соотношения цен правильно отражают отношения ограниченности, то есть если отношение цен на сред­ства производства к ценам на продукты не будет нарушаться.

б) К этому примыкает и второй момент, имеющий не меньшее зна­чение. Определенная неизменность данных необходима для то­го, чтобы в планы включались более крупные капиталовложе­ния. Должен ли, например, фабрикант расширять свой машино­строительный завод, если, с одной стороны, с учетом существу­ющих цен и их соотношений это представляется целесообраз­ным, но если он при этом должен считаться с тем, что из-за не­ожиданной девальвации зарубежные конкуренты получат пре­имущество на его рынке сбыта, или рынок сбыта окажется за­крытым в результате установления оградительных пошлин, или существовавшие до сих пор шансы на получение прибыли будут сведены на нет в силу изменения налогообложения в собствен­ной стране? Чрезвычайная нестабильность экономической поли­тики экспериментов, к примеру, валютной, торговой и налоговой политики, а также политики в области заработной платы, какой она была на протяжении последних десятилетий в большинстве промышленно развитых стран, существенно усилила элемент не­определенности. Риск чересчур велик, а дистанция между «пла­новыми данными» и «фактическими данными» весьма значи­тельна.

Исследования, проведенные на американских предприятиях, показали, что предприниматели осуществляют капиталовложения, к примеру для покупки новых машин, только в том случае, если вложенный капитал амортизируется в течение примерно трех — пя­ти лет1. Только в строительстве домов рассчитывают на более про­должительные периоды времени. В Германии в 40-х годах нашего столетия многие предприниматели осуществляли капиталовложе­ния, только если была возможность того, что вложенный капитал амортизируется в течение трех лет. Неустойчивость экономической политики вынуждала предпринимателей проводить исключительно такие инвестиции, которые по причине очень высокой рентабельно­сти позволяли быстро возвратить вложенный капитал. В силу этого количество запланированных и реализованных капиталовложений резко сократилось. Нервозность и суетливость экономической по­литики, которые сегодня вынуждают нередко отвергать то, что име­ло силу вчера, создают большую неуверенность и вместе с искажен­ным соотношением цен препятствуют многим инвестициям. Отсут­ствует атмосфера доверия.

5. Какие же выводы для экономической политики вытекают из такого рода опыта? Особенно для политики, которая стремится ус­тановить конкурентный порядок. Определенная неизменность эко­номической политики необходима для того, чтобы дать импульс де­ятельности по осуществлению достаточных капиталовложений. Без такой неизменности функционирование конкурентного порядка ста­новится невозможным.

Конкурентный порядок в состоянии на длительный срок пра­вильно взаимоувязывать между собой капиталовложения. Ведь в своем механизме цен он обладает инструментом, позволяющим вы­являть диспропорциональности и в конечном счете корректировать их. В этом заключается его преимущество перед всеми другими по­рядками. Конкурентный порядок устраняет также недостаточную склонность частных лиц к инвестированию, если только ее следова­ло объяснить фиксированием цен на средства производства, то есть сдвигами в соотношениях цен и издержек.

Если же экономическая политика не обладает достаточной неиз­менностью, то конкурентный порядок не может функционировать в полном объеме. Установление на длительную перспективу налогов, торговых договоров, денежных единиц и т.д. имеет существенное значение. До тех пор пока таковое отсутствует, нельзя рассчиты­вать на достаточную склонность к инвестированию. Хозяйственным планам не хватало бы того временн о го горизонта, который необхо­дим для того, чтобы расширять и сохранять современный производственный аппарат промышленности. При достаточной неизменности экономической политики капиталовложения стали бы осуществляться также и в том случае, если сроки амортизации составят даже 15 или 20 лет. Фирмы несут коммерческий риск адаптации к меняющимся данным индивидуальных хозяйств. Им придется постоян­но считаться с колебаниями цен и приспосабливаться к ним. Дис­танция между плановыми и фактическими данными возникает и со­храняется до тех пор, пока развивается экономика. Но эта дистан­ция не должна вследствие быстрых и многообразных изменений экономической политики увеличиваться до такой степени, что не смогут осуществляться капиталовложения, которые могут прино­сить доход только по прошествии многих лет.

Неизменность — главное требование экономической политики конкурентного порядка. Экономическая политика создает для эко­номического процесса соответствующие рамки экономического конституирования. Она последовательно придерживается этих рамок и изменяет их, проявляя осмотрительность.

6. Неизменность экономической политики имеет значение для конкурентного порядка еще и в другом отношении. В частности, опыт показал, например, в Германии, что быстрая смена экономической политики стимулирует образование концер­нов. Чем больше риск, тем выше склонность к образованию концер­нов, — как раз концернов, которые охватывают различные отрасли или различные части одной и той же отрасли. Неуверенность, по­рождаемая быстрыми изменениями экономической политики, дает толчок к тому, чтобы иметь долевое участие в фирмах других от­раслей производства или покупать их — например, когда хлопчато­бумажная прядильная фабрика приобретает долевое участие в фир­ме, торгующей углем, на машиностроительном заводе или на фаб­рике по производству свечей. Здесь кроется одна из многих создан­ных самой экономической политикой причин промышленной кон­центрации. Чем более неизменной становится экономическая поли­тика, тем меньше стимул к концентрации. А это в равной мере сти­мулирует создание конкурентного порядка.

VIII. Единство конституирующих принципов.

1. Конституирующие принципы — это принципы экономического конституирования. Их комплексное применение в конкретной исторической ситуации конституирует определенный, желательный экономический порядок, создавая условия, способствующие расцветy этого порядка. Таким образом, все принципы служат одному об­щему политико-экономическому решению и являются средством ре­ализации общего решения in concretо.

Итак, речь идет не о принципах правовой догматики или естест­венного права. Отдельные принципы, например принципы свободы заключения договоров, ответственности или частной собственности, были разработаны философами и правоведами как чисто правовые принципы, то есть как нечто вроде принципов естественного права. Однако они не были выведены в той взаимосвязанности порядков, о которой здесь идет речь, из естественного права или из находя­щихся на более высоком уровне посылок правовой догматики. К примеру, требование создания частной собственности во многих случаях дедуцировалось из природы человека и обосновыва­лось как высшая заповедь естественного права. Здесь этого не про­исходит. Частная собственность оказалась необходимым условием для создания — вместе с использованием других принципов — кон­курентного порядка. Мы знаем, что конкурентный порядок не толь­ко оказывает экономическое влияние, но и является весьма эффек­тивным в рамках интердепенденции порядков и, к примеру, оказы­вает большое обратное воздействие на общественный и правовой порядки.

2. Во всех этих принципах акцент делается на позитивную цель. Часто — критически — отмечалось, что чрезвычайно трудно обес­печить действенное и пригодное регулирование современного эко­номического процесса. Еще важнее позитивно утвердить на деле та­кой метод регулирования. Этой цели комплексно служат все кон­ституирующие принципы. Если, например, были бы реализованы все прочие принципы, но при этом отсутствовала бы неизменность экономической политики, то размеры капиталовложений остава­лись бы весьма небольшими и конкурентных цен оказалось бы не­достаточно для регулирования экономического процесса.

С бурным ростом процесса концентрации в последние десятиле­тия следует бороться, используя также позитивные средства. Вообще было бы трудно ограничивать размер предприятий путем прямого вмешательства, скажем путем установления максимального объема капитала или максимальной численности занятых на производстве либо путем установления запрета на образование концернов. Между тем, как только концерны становятся монополиями, для них имеет силу то же, что и для монополий: ликвидация, если таковая возмож­на, или подчинение контролю за деятельностью монополий. В осталь­ном же экономическая политика конкурентного порядка лишает концерны благоприятной для их образования почвы за счет того, что со­здает соответствующие условия: путем проведения реформ патентно­го права и использования других способов открытия рынков, путем расширения ответственности, рационального ограничения свободы заключения договоров, а также путем действий в соответствии с прочими принципами, причем вновь следует обратить особое внимание на неизменность экономической политики.

3. Единство принципов заходит так далеко, что при изолированном применении некоторые из них совершенно не достигают своей цели. Мы сталкивались с этим при рассмотрений вопроса о собст­венности. Весьма проблематично требовать установления частной собственности на средства производства, если государство оттесня­ет конкуренцию на задний план, используя свое договорное право ограничение ответственности, свою торговую политику, запреты на осуществление капиталовложений, свое право на защиту товарных знаков, патентное право и т.д. Но в сочетании с использованием ос­тальных принципов частная собственность имеет существенный позитивный смысл.

 

Глава XVII



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: