Описание состояния природы.




ТЕМА: Описание как тип речи. Разновидности описания

В результате урока Вы:

1) расширите и углубите представление о разновидностях описания;

2) составите общее понятие об особенностях построения и отбора языковых средств текстов-описаний разных видов;

3) научитесь использовать соответствующие композиционные и языковые средства в процессе создания описания.

I. Описание как тип речи.

1. Вспомните материал прошлого урока и ответьте на вопросы:

-Какой текст называется описанием?

-На какой вопрос отвечает текст описание?

-Как отличить описание от других видов речи.

2. Изучите теоретические сведения:

Описание — это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление, предмет, место путем перечисления его признаков.

Рассмотрим разные виды описания: описание предмета,описание места, описание состояния природы.

В описании предмета говориться о признаках предмета. Главный вопрос. На который отвечает текст, - предмет какой? каков? В текстах этого вида описываются не только неодушевлённые предметы (мебель, архитектурное строение), но и животные, люди.

В описании места говориться о том, что и где расположено. Главный вопрос, на который отвечает текст, - как и где располагаются предметы? каково их местоположение? Так моет быть описан интерьер (комнаты, кухни и т.п.), пейзаж (описание природы).

При описании состояния природы называются элементы среды (обычно это солнце, луна, воздух, небо, растения и др.) и указываются их признаки.

Очень часто в описании употребляются слова со значением признака (большой, необыкновенный, иссиня-чёрный), со значением места (здесь, там, кое-где, справа, направо, тут же, недалеко, от, выше, ниже, вблизи, вдали и др.). а также существительные с предлогами в, под, около, над, на и др.

 

3.Устно ответьте на вопросы:

- Какие виды описания вы знаете?

- О чем говорится в "описании предмета"?

- О чем говорится в "описании места"? Как вы понимаете слова "интерьер", "пейзаж"?

- Какие слова чаще всего употребляются в описании?

 

II. Описание предмета

Прочитайте вслух сказку. Найдите и выпишите в ней все описания. И обобщите знания об «описании предмета».

 

Ежиная абракадабра

Ёжик потерял очки. Только собрался внучке сказку почитать — и на тебе: очки пропали! А внучка рыдает, ногами дрыгает и грозится:

— Без сказки ни за что не усну! Хоть ты, дедушка, всю жизнь меня укачивай! Хоть коврижками с мёдом от пяток до макушки завали, без сказки спать не лягу! Так и буду всю жизнь ходить, не спать и ногами топать!

А топала она, как и все ежи, ужасно громко.

Дедушка-ёжик валидол под язык положил и стал думать, как внучку-злодейку уложить. Ведь её родители не скоро вернуться: они по важному делу уехали — на загородном участке дачу строить.

Пришлось ёжику самому сказку придумывать.

— В молодости, — говорит, — был я влюблён в одну ежиху…

— Это неинтересная сказка, — кричит внучка. — Я про эту ежиху всё знаю! Это моя бабушка!

— А вот и нет, — отвечает ёж. — В бабушку твою я потом влюбился, а эта ежиха…

— А-а-а! — рыдает внучка. — И про эту ежиху я тоже всё знаю! Звали её Федула! Была она большая-пребольшая, как дом! Цвета синего и на лягушку с ластами похожа. А на голове у неё шляпа лиловая в жёлтый горошек.

В руках — сумка хозяйственная, а в сумке белый таракан живёт. Его Августин зовут. И чёлка у него рыжая. Её парикмахер-муравей укладывал, когда таракан на свидание шёл. А невеста у него была козявка Матильда. Работала она в магазине канцтоваров уборщицей!..

— Хватит! Хватит! — возмутился дедушка-ёж. — Не был я знаком с синей ежихой Федулой! Моя ежиха была серая, и звали её Ангелиной. И шляпа у неё была небесно-голубая в клеточку, а в руках всегда малиновый ридикюль. Это сумочка такая старомодная. И жил в том ридикюле вовсе не таракан, а учёная гусеница Люся зелёного цвета. Она умела до ста считать и записную книжку перелистывать. Удивительно умная гусеница! Но только однажды она вдруг окуклилась — куколкой стала. И какая симпатичная куколка: с голубыми глазками, с красными щёчками, с чёрными бровками и с жёлтыми кудряшками. К тому же она была в розовом платье и похожа на куклу Барби. Только звали её по-прежнему Люсей. Моя дорогая Ангелина села шить для неё наряды: с перьями, с мехом, с цветами. Как вдруг неблагодарная куколка возьми да и превратись в бабочку! «Я, — говорит, — теперь не Люся, а Людмила». И упорхнула на цветочный луг, даже адреса не оставила!

Дедушка-ёж перевёл дух и увидел, что внучка закрыла глаза и засопела. Он откинулся на спинку кресла и подумал: «Надо же какую абракадабру выдумала!»

Ему представилась синяя ежиха, огромная, как дом, с крышей-шляпой в жёлтый горошек. Она шла к нему на свидание, громко шлёпая ластами и размахивая хозяйственной сумкой. Под мышкой у неё сидел свирепый белый таракан. Таракан заливался лаем.

Дедушка-ёж поёжился и положил под язык ещё одну таблетку валидола.

 

III.Описание места.

Выполните упражнение 186, выразительно прочитать отрывок из книги Николая Николаевича Носова "Незнайка в солнечном городе", определить вид описания. Обобщаем знания об "описании места".

 

 

 

Описание состояния природы.

 

Прочитает текст вслух и найдите в нем описания.

 

Июнь.

Пришло лето. Июнь. Природа летом цветет, поспевает, сады полны зелени, луга покрыты широким шлейфом зеленой травы. В небе неспешно парят, словно огромные корабли, тяжелые кучевые облака. И хотя месяц май под конец баловал теплыми и по-летнему жаркими днями, первые июньские дни нередко прохладные, порой дождливые. Огорчаться не стоит, ведь затяжная пасмурная погода в начале месяца ненадолго.

Лету нужно время, чтобы разгореться. Впереди еще долгие жаркие, знойные и просто теплые приятные деньки, когда солнце просыпается рано, а заходит очень не скоро, давая вволю нагуляться, прежде чем погрузиться в сумерки. А вот и солнце начинает припекать, наступают жаркие дни. Зелень вовсю цветет, одаривая съедобными травами. Небосклон голубой и чистый, время от времени проплывают по нему пушистые облака. Прогретый воздух источает аромат цветения.

И, вдруг, неожиданно, жаркое летнее солнце сменяют надвинувшиеся тучи. Небо стремительно темнеет. Ведь только что было солнце, а теперь его поглотила грозная тьма, надвигаясь фронтом, покрывает все живое во мрак. Природа настораживается, птицы затихают, лишь сильные порывы ветра с каждым разом усиливаясь, готовы сорвать ветви с макушек деревьев на своем пути.

Первыми залпами ударяет гром, и тут же, водой как из ведра, заряжает ливень. Неба не видно, лишь отблески молний с треском чередуются с раскатами грома. Гроза стихает так же неожиданно, как и началась. Небо светлеет, вспышки молний становятся реже, раскаты грома уходят в сторону. Проглядывают первые лучи солнца, ярко отражаясь в лужах. И снова жизнь летнего леса оживает, птицы радостно щебечут, животные выходят из укрытий. Тем временем в лесу, в самых потаенных темных местах появляются первые грибы.

 

5. Обобщение полученных на уроке знаний по видам описания:

-описание состояния природы

- описание места

- описание предмета

 

О чем говорится в каждом типе описания?

На какие вопросы отвечает текст?

Какие слова чаще всего употребляются в текстах?

6. Домашнее задание: Выучить конспект урока. Выполнить упражнение 283 (письменно), стр. 149.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: