Тема: ПЛОЩАДЬ ФИГУРЫ. ЕДИНИЦЫПЛОЩАДИ
Цели деятельности учителя: Создать условия для ознакомления с термином «площадь фигуры», с единицами площади (квадратным метром, квадратным дециметром, квадратным сантиметром) и их обозначениями; способствовать развитию умения определять площадь фигуры с помощью палетки; закреплять табличные случаи умножения и деления на 2, 3, 4, 5, 6; совершенствовать навыки вычисления доли числа; развивать умения анализировать и обобщать
Планируемые образовательные результаты
Предметные: научатся: называть единицы длины, площади; вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата) и различать их; вычислять сумму и разность чисел в пределах 100,
получат возможность научиться:
Метапредметные: познавательные –выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное; коммуникативные –оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; регулятивные – оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос: «Чего я не знаю и не умею?»).
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать
Тип урока: урок открытия нового знания
Ресурсы:
-В.Н. Рудницкая. Математика: Учебник для 2 класса, рабочая тетрадь № 2 для 2 класса.- М.: Вентана-Граф.
-мультимедийный проектор, презентация.
Оборудование: презентация, модели: квадратные сантиметры, квадратные дециметры.
Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, групповая
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия | ||||||||||||
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся. Прозвенел звонок и смолк Начинается урок. Вы за парты тихо сели, На меня все посмотрели. И давайте мы глазами Пожелаем друг другу успехов. Проверим готовность к уроку Лёгкий или трудный урок математики? Почему? Зачем нужно изучать математику? | Сообщают о готовности к уроку | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе. Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место | ||||||||||||
II. Актуализация знаний | Устный счет по таблицам | Все числа первого столбца умножить на 2,3,4,5,6 Найди числа во 2 столбце, которые делятся на 3, 4 Числа 3 ряда уменьши на 5 Назовите числа в порядке возрастания в последнем столбце Найдите число 4-г., уменьшите в 2 раза. Полученное – увеличьте в 5 раз, прибавьте 10, уменьшите в 9 раз, увеличьте на 93. Ответ найдите в 3 ряду и скажите его координаты. | Выполняют задания устного счета | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные:общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу | ||||||||||||
III.Постановка учебной проблемы Целеполагание. | Создание проблемной ситуации | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Как называются данные на доске фигуры? – Что их объединяет? (Это многоугольники, стороны которых равны 2 см.) – Как найти периметр каждого многоугольника? Р∆ = 2 · 3 = 6 (см) или 2 + 2 + 2 = 6 (см). Р = 2 · 4 = 8 (см) или 2 + 2 + 2 + 2 = 8 (см). Р = 2 · 5 = 10 (см) или 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 10 (см). – Как найти площадь этих фигур? – Какие трудности у вас возникли? Предположите какая тема нашего урока? – Определите цели урока. Поставьте задачи для себя. – Сегодня на уроке мы узнаем, что называют площадью фигуры. | Слушают и обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока | Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные: определяют тему и цели урока, последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | ||||||||||||
IV.«Открытие» детьми нового знания. Цель:. | 1)
Какая фигура меньше занимает места на плоскости?
Говорят, что треугольник имеет меньшую площадь, четырёхугольник.
— Площадь какой фигуры больше?
Площадь – свойство фигуры, занимать место на плоскости.
Площадь – это внутренняя часть фигуры.
— Сможем ли мы сравнить площади фигур наложением?
— Наложить мы не сможем эти фигуры, но можем разделить на квадраты и узнать, сколько квадратов занимают фигуры.
2)
Площадь фигуры можно измерять и другими мерками. Сравните жёлтый и красный прямоугольники по количеству квадратов. — Сколько квадратов в первом прямоугольнике, во втором? — Почему так получилось? Длина стороны квадрата 1 см. А площадь одного такого квадрата называют квадратным сантиметром. 1см2 Работа по учебнику. С. 27. Вывод. | Включение в ситуацию поиска решения учебной задачи Устанавливают взаимосвязь между двумя изученными единицами площади | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные:общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике, определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определяют круг своего незнания; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; наблюдают и делают простые выводы; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения. Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают собственную точку зрения на события, поступки; оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций | |||||||||||||
V.Первичное закрепление. | Работа в группах | Нахождение площади фигур, предложенных учителем. (Приложение 1) -Площадь каких фигур мы можем измерять такими мерками? А удобно ли ими измерять площадь больших фигур? Площадь крышки стола, площадь доски, площадь стены? Проблема, поиск ответа в учебнике. Знакомство с квадратным дециметром и квадратным метром. Вывод: Квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр – единицы площади, ИХ обозначают так: см2, дм2, м2. | Работают с информацией, представленной в виде таблицы. Учитывают степень сложности задания и определять для себя возможность его выполнения. Контролируют правильность и аккуратность записи. Осуществляют самоконтроль. | Личностные: осознают свои возможности в учении. Познавательные:общеучебные – отвечают на вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; используют в работе простейшие инструменты; корректируют работу над заданием; осуществляют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; сотрудничают в совместном решении проблемы. | ||||||||||||
Работа в печатной тетради № 2. Задание 4 | Чертеж: Ответ: 10 см2. | Строят чертеж | ||||||||||||||
VI. Физминутка | ||||||||||||||||
VII. Систематизация полученных знаний | Задание 2 (с. 28). Фронтальная работа. Задание на доске | – Мастер облицовывает плитками в ванной комнате две стены. Каждая плитка квадратной формы с длиной стороны 1 дм. Ее площадь считают равной одному квадратному дециметру. Записывают так: 1 дм2. – Рассмотрите таблицу в учебнике. – Сколько плиток пошло на облицовку одной стены? (12.) – Другой стены? (15.) – На какую стену мастер израсходовал больше плиток? – Назовите площадь каждой стены в квадратных дециметрах. (12 дм2 и 15 дм2.) – Площадь какой стены больше и почему? – Прочитайте определение квадратного дециметра на с. 27 учебника. – Сформулируйте определение квадратного сантиметра. (Квадратным сантиметром называют площадь квадрата с длиной стороны 1 см.) – Сформулируйте определение квадратного метра. – Квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр – это единицы площади. Их обозначают так: см2, дм2, м2. – Покажите вырезанные из бумаги квадраты площадью 1 дм2, 1 см2 и 1 м2. – Сравните попарно площади этих квадратов, накладывая меньший квадрат на больший. – В квадрате площадью 1 дм2 может уместиться ровно 100 квадратов площадью 1 см2, а в квадрате площадью 1 м2 – ровно 100 квадратов площадью 1 дм2 | Решают задачу. Читают определения квадратного дециметра. Объясняют, как найти площадь фигуры | Познавательные:общеучебные – отвечают на вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике Коммуникативные: участвуют в диалоге; сотрудничают в совместном решении проблемы. | ||||||||||||
VIII. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений | Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Назовите единицы измерения площади фигуры. – Кому на уроке было комфортно, кто получил удовлетворение от работы. Какие цели ставили перед собой в начале урока? Удалось ли достигнуть поставленной цели? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания; выполняют осознанное и произвольное по- строение речевого высказывания в устной и письменной форме. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; выполняют оценку результатов работы | ||||||||||||
Домашнее задание | Поясняет домашнее задание. № 9, 11 (учебник); № 1 (рабочая тетрадь) | Записывают задание |