Балетмейстер-постановщик — Мария БОЛЬШАКОВА




Сентября, четверг, в 19.00

Дж. Россини

ЗОЛУШКА

Опера в двух действиях

Либретто Я. Ферретти

Арии и ансамбли исполняются на итальянском языке

Русский текст речитативов — А. Петров, П. Бубельников

Режиссер-постановщик —

заслуженный деятель искусств России Александр ПЕТРОВ

Музыкальный руководитель и дирижер —

народный артист России Павел БУБЕЛЬНИКОВ

Художник-постановщик — Елена ОРЛОВА

Балетмейстер-постановщик — Ирина НОВИК

Опера Россини украшает лучшие оперные сцены мира, однако в Санкт-Петербурге «Золушка» появилась на сцене спустя почти два столетия после ее петербургской (и российской) премьеры (не считая концертного варианта в Мариинском театре).

Эта опера была заранее заказана к Римскому карнавалу 1817 года, но писалась Россини в страшной спешке и была закончена за 24 дня (первое исполнение: Рим, 25 января 1817 года). Ее сюжет заимствован у Шарля Перро, но по воле композитора история Золушки в опере оказалась лишена всяческого волшебства, необходимого сказке. «Волшебник» музыки Россини не желал видеть на сцене никакого волшебства, никаких чудес и превращений. И вот вместо обязательной туфельки (какая же Золушка без нее!) появляется браслет, а вместо мачехи — отчим. Но и это еще не все. Россини потребовал от либреттиста Якопо Ферретти таких изменений в сюжете, что на первый взгляд смириться с ними трудно… Но ведь никуда не делись злючки-сестры, Золушка, принц, а значит, остались поруганное тщеславие, всепобеждающая добродетель и, конечно, любовь. Да и волшебство осталось — оно в музыке Россини.

Опера, более чем холодно принятая на премьере, обрела судьбу истинного шедевра, покорившего мир, и вот уже почти два столетия «Золушка» украшает репертуар лучших оперных театров мира. Наконец она ожила и на петербургской оперной сцене!

Александру Петрову удалось создать современное, ироничное и абсолютно европейское по духу зрелище. Спектакль создан во славу музыки и великого Россини. Именно поэтому на сцене теснятся, устанавливаются стройными рядами, передвигаются, выстраиваясь кругами и диагоналями ширмы – нотные листы, страницы партитуры «Золушки». Они – не фон, а участники игры – легкой, остроумной, театральной. На сцене «Зазеркалья» веселая мелодрама о торжестве добродетели (определение самого Россини) предстаёт в волшебном, утонченном, изысканном обличье благодаря прежде всего великому Россини, а также стараниями создателей спектакля и молодым голосам «Зазеркалья».

Спектакль – лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» 2009 г. в номинациях: «Лучший оперный спектакль», «Лучшая работа дирижера в опере», Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит » («Лучшая женская роль в оперном спектакле», «Лучшая работа художника в оперном спектакле»). Спектакль – лауреат Премии Правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры 2008 г.

Циликин Д. Победа тщательности //Ведомости. 2008. 28 февраля. Эта партитура — из труднейших в мировой оперной литературе. Наконец ее дерзнули поставить в театре «Зазеркалье». <…> Петров подробнейшим образом прорабатывает все детали, у него в любую секунду каждый точно знает, что делать. И все идеи рождаются из правды взаимоотношений — оттого работа актеров «в музыку», обычно выглядящая дурновкусием, здесь убедительна и обаятельна. <…> Работали два года, в результате материал впет настолько, что сложные переливчатые мизансцены ткутся в полном согласии с кружевными ансамблями, головокружительными ариями, всеми стремительными жемчужными россиниевскими украшениями. Музыкальный руководитель Павел Бубельников доказал очевидную в общем-то истину, которой многие прискорбно пренебрегают: ювелирное изделие топором не сработать, оно ювелирных инструментов требует.

Ренанский Д. Обаятельный театр //Золотая Маска. № 2. 2009. 5 апреля. …Всегда следует помнить, что камерное «Зазеркалье» – реальный конкурент тяжеловесов оперного процесса, который при определенных условиях и в определенном репертуаре может даже дать им фору. Как, скажем, случилось на последней премьере театра, очаровательной «Золушке»: к привычно обаятельной зазеркальской постановочной эстетике прибавился ансамбль молодых певцов, у которых голосоломные пассажи Россини как от зубов отскакивают.

Барыкина Л. Как по нотам //Российская газета. 2009. 7 апреля. Отцам-основателям «Зазеркалья» - режиссеру Александру Петрову и дирижеру Павлу Бубельникову - удалось создать на редкость обаятельный спектакль, после которого любой зануда выйдет с улыбкой и в приподнятом настроении. Музыку в спектакле назначили главной героиней не только в оформлении (художник Елена Орлова): сцена заполнена огромными листами партитуры, выполняющими роль подвижных декораций, а функции перебивок между картинами выполняет титульный лист с надписью: «Cenerentоla». Музыкальным током пронизан темпоритм сценического действия, ее ритмическому рисунку подчинена пластика актеров, ансамблей и массовых сцен. Тон в этом, без сомнения, задает стилистически точный оркестр, хорош и мужской хоровой ансамбль. Идея с пением по-итальянски и русскими речитативами сработала, и зал то и дело весело смеется. Перечислить все удачные режиссерские находки, уморительные детали и смешные подробности просто не хватит газетной полосы.

Дудин В. Анджелина из «Зазеркалья» //Санкт-Петербургские ведомости. 2008. 5 марта. Зрители премьеры почувствовали себя в одном из респектабельных европейских

театров, где давно и хорошо знакомы с духом и буквой стиля Россини. <…> Режиссер

Александр Петров так искусно и незаметно встроил в свой фирменный формат драматургию изысканно-авантюрной оперы Россини по либретто Якопо Ферретти, что опера казалась написанной только что – композиторской премьерой. <…> Коллекции солистов для «Золушки» в театре «Зазеркалье» может завидовать любой европейский театр.

 

Сентября, пятница, в 19.00

 

В.А. Моцарт

ВОЛШЕБНАЯ ФЛЕЙТА

Опера в двух действиях

Либретто Э. Шиканедера

 

Режиссер-постановщик — народный артист РФ Александр ПЕТРОВ

Музыкальный руководитель и дирижер — заслуженный артист РФ

Аркадий ШТЕЙНЛУХТ

Художник-постановщик — заслуженный художник РФ Владимир ФИРЕР

Художник по свету — Александр КИБИТКИН

Видеоконтент — Александр СИДОРУК

Балетмейстер-постановщик — Ирина НОВИК

 

С первых же постановок опера В.А. Моцарта «Волшебная флейта» пользовалась огромным успехом, и интерес к ней не ослабевает по сей день. Музыка Моцарта в этой опере передает то многообразие жизни, которое он остро чувствовал сам и в котором возвышенное и земное, трагическое и комическое всегда существуют рядом.

В этой опере, наполненной светом мудрости и добра, переплелось множество философских идей. Эти идеи найдут отклик у искушенных меломанов. А для юных зрителей «Зазеркалья» посещение спектакля будет, возможно, первым прикосновением к этому шедевру, чтобы потом, позже, каждый сам мог бы вслушиваться в музыку Моцарта и постепенно постигать ее глубины.

Постановка «Волшебной флейты» в театре «Зазеркалье» поистине волшебна не только благодаря своему названию и бессмертной музыке Моцарта, но и за счет использования современных видеотехнологий.

Циликин Д. Цирк де Амадей //Ведомости. 2011. 26 мая. Постановщик Александр Петров не дает продыху, щедро нашпиговав каждую минуту действия своими придумками. Главная из которых — дело происходит в цирке. Художник Владимир Фирер расписал задник и кулисы многозначительными каббалистическими знаками, создающими свойственную цирку пестроту, посреди сцены — куб, стены которого образованы занавесками. Если куб стоит, а еще по бокам лестницы, получается форганг в обрамлении ступеней, если же его крутить — выходит «кабинет» для фокуса с исчезновением и появлением людей. Оратор и жрецы храма Озириса — само собой, шпрехшталмейстер и униформисты. <…> В последних испытаниях Тамино и Памины — огнем и водой — во все зеркало сцены разгораются видеопожары и разливаются видеоводопады. <…> «Волшебная флейта» — зингшпиль со страшным змеем, летающими мальчиками, превращением старухи в молодку, колдовскими музыкальными инструментами и прочими чудесами — подходит как нельзя лучше. «Зазеркалье» — театр детский, и Петров поставил спектакль для детей, сознательно игнорируя традицию вчитывать в эту оперу всякие политические, философские, трагические и прочие смыслы. Имеет право: в конце концов, если б Моцарт и его либреттист Шиканедер не были масонами, музыка-то осталась бы той же самой. <…> На премьере браво кричали всем и после каждой арии, что доказывает: «Зазеркалье» находится в полном контакте со своим зрителем.

Дудин В. В сторону Моцарта //Санкт-Петербургские ведомости. 2011. 15 августа. В «Волшебной флейте» одной из главных целей режиссера было показать возможности модернизированной сцены своего театра, что ему во многом удалось. Опера получилась вполне в духе эстетики «Зазеркалья» – для семейного просмотра, где и детки смогли заметить признаки любимого жанра фэнтези, и папы сумели прочитать намеки в возбуждающем черно-красном латексном обмундировании трех дам. Моцартовскому задору пришелся очень кстати юношеский пыл и азарт недавних студентов курса Александра Петрова в Театральной академии. Этого азарта, к слову, так не хватает многим академическим театрам.

Сентября, суббота, в 12.00

 

И. Рогалёв

ФИНИСТ ЯСНЫЙ СОКОЛ

Фольклорное действо в двух частях по мотивам сказки А. Афанасьева

Либретто А. Петрова

 

Режиссер – постановщик — народный артист России Александр ПЕТРОВ

Музыкальный руководитель— народный артист России

Павел БУБЕЛЬНИКОВ

ДирижёрАртур ЕРАНОСОВ

Сценография и костюмы — заслуженный художник России Владимир ФИРЕР

Балетмейстер-постановщик — Мария БОЛЬШАКОВА

 

Чтобы познакомить ребёнка с русским фольклором, а то и подружить с ним, стоит привести его на «Финиста» – именно здесь фольклор становится не «музейным», а ожившим – горячим и заразительным.

«Финист ясный сокол» – тот самый характерный для «Зазеркалья» случай, когда постановщики создают спектакль не специально для детей, а «для себя». Только тогда фантазия, мысль, юмор – все то, чем они дышат во время репетиций, – приводят к рождению настоящего, живого театра, который мгновенно находит отклик у зрителей.

Музыку спектакля создал петербургский композитор Игорь Рогалёв. В ней соединились его замечательное театральное мышление, глубокое понимание фольклора, бесконечная любовь к русской культуре, тонкий вкус и редкостное чувство стиля.

«Финист» – это завораживающее действо, сотканное из танца, слова и пения. Сказка эта про любовь. И любовь не простую, а высокую и жертвенную. Любовь, которая может растопить лёд и воскресить из мёртвых. Ведь чтобы найти своего заколдованного суженого, Меньшой дочери пришлось вынести предательство родных сестёр, сносить три пары сапог чугунных, съесть три просвиры каменных и даже пройти… мёртвое царство!

Ганичева Н. Лицедейство от Петрова //Петербургский театральный журнал. 1999. № 17. В работе над сказкой для режиссера чрезвычайно важна философская первооснова сюжета.В спектакле «Финист ясный сокол» эта философская основа оказалась облачённой в форму древнего обряда. <…> История любви девушки и птицы преподносится зрителю как обрядовая игра и одновременно «театр в театре». В ритуальных, обрядовых играх ищет режиссер источник образности. Даже названия эпизодов, на которые членится действие, говорят об этом: «Зачин», «Птичья свадьба», «Заклятие», «Оплакивание», «Успение»… Такой подход к материалу требует особых форм воплощения, особым образом — ритмически, пластически, хореографически организованного действа, особого изобразительного ряда. <…> В способе подхода к материалу Петров далек от буквальной этнографической достоверности: он фантазирует, нагружает сюжет смыслами, изначально в нем отсутствующими, вписывая русскую сказку в русло общеевропейской или восточной культурной традиции.

«Финист» — спектакль с очень мощной энергетикой, завораживающими, насыщенными ритмами, захватывающими эмоциональными кульминациями.

 

 

Сентября, суббота, в 19.00

В. А. Моцарт

ТАК ПОСТУПАЮТ ВСЕ

Опера в двух действиях

Либретто Л. да Понте. Перевод Д. Далгата

 

Режиссер-постановщик – народный артист России Александр ПЕТРОВ

Музыкальный руководитель и дирижер —

народный артист России Павел БУБЕЛЬНИКОВ

Художник-постановщик — Елена ОРЛОВА

Балетмейстер-постановщик – Илья УСТЬЯНЦЕВ

Художник по свету – Александр КИБИТКИН

 

Опера «Так поступают все» («Cosi fan tutte») – последняя премьера «Зазеркалья» (1 июня 2012 года). За год до премьеры театр представил публике концертное исполнение оперы, тщательно подготовленное Александром Петровым и Павлом Бубельниковым.

«Cosi fan tutte» была написана Моцартом для Национального придворного театра Вены по заказу австрийского императора Иосифа II. Премьера состоялась в 1790 году. Она сочинена на остроумное либретто, использующее традиционные для оперы-буффа ситуации. Молодые офицеры, Феррандо и Гульельмо, свято верившие своим невестам, проигрывают пари старому цинику Альфонсо, который утверждал, что верность их невест не выдержит первого же испытания. Проверяя, насколько преданны им невесты, офицеры делают вид, что уехали на войну, а сами переодеваются албанцами и начинают искушать своих невест – сестёр Фьордилиджи и Дорабеллу – настойчивыми ухаживаниями и горячими уверениями в любви. Причем каждый преследует невесту другого. Девушки отвергают все притязания, однако в конце концов поддаются искушению и даже готовы подписать брачный контракт с соблазнительными албанцами. И тут-то Феррандо и Гульельмо обрывают игру и сбрасывают маски, превращаясь из албанцев в прежних офицеров. Изобличённые в неверности сестры просят прощения у своих настоящих женихов. Всеобщее примирение в финале, хэппи-энд – счастье чуть двусмысленное. Затеянная молодыми людьми опасная игра, каверзная путаница, нечаянные чувства, явившие мнимость всякого идеала, едва ли дадут шанс женихам и невестам вернуться к прежней безмятежной любви…

Для постановщика оперы Александра Петрова важно то обстоятельство, что комедия положений в «Cosi fan tutte» благодаря музыке Моцарта углублена щемящей недоговоренностью, множеством философских, психологических подтекстов – то серьезных, то ироничных, едва не трагических… В спектакле события разворачиваются в курортном городке, так сказать, «на водах», причем не в конце XVIII века, а на рубеже XIX-XX веков (художник-постановщик — Елена Орлова). Перенос режиссером времени действия оперы в эпоху fin de siècle существенно: период «конца века» стал синонимом усложнённости мироощущения, утонченности переживаний, обостренности чувств, особой «декадентской» фривольности, предвкушения перемен, осознания эфемерности бытия.

В спектакле заняты как ведущие солисты «Зазеркалья», так и талантливые молодые артисты театра.

 

Циликин Д. Любовь-морковь //Деловой Петербург. 2012. 9 июня. …Изобретательными и веселыми придумками сценическая ткань расшита богато. Однако они не просто оживляют действие, но ведут к смыслу. Петрову вот про что важно рассказать: история—то грустная, горькая. Гульельмо и Феррандо якобы отбывают на войну, возвращаются, надев экзотическое платье и приклеив усы, и под видом пародийных албанцев пытаются завоевать каждый невесту товарища. В этой затее, исполненной инфантильной жестокости, которая так свойственна молодым людям, победителей быть не может: девушки устоят — удар по мачистской ухажеров, не устоят — грош цена клятвам и, кстати, совсем не грош, проигранный в пари с доном Альфонсо. Сколько бы тот ни уверял, что «так поступают все», конкретным участникам этого злого психологического эксперимента не легче: после всего албанского дуракаваляния и комичных в преувеличенной патетике девичьих ламентаций к финальному секстету герои стремительно взрослеют, серьезнеют, и четверка влюбленных отбывает на той же гондоле совсем не такой, какой приплыла. Все эти душевные перипетии поколебали саму природу: в Италии вдруг начинается настоящая метель…

Дудин В. Моцарт на спа-курорте //Санкт-Петербургские ведомости. 2012. 13 июня. Чтобы придать действию атмосферу влажной чувственности и разлитого в воздухе эротизма, режиссер с художником-постановщиком (Елена Орлова) перенесли действие на европейский спа-курорт в 1900 — 1910-е годы. Все остальное зависело от харизмы и артистических способностей молодых солистов. Театр «Зазеркалье» всегда притягивал зрителей энергией певцов-актеров, которых Александр Петров учит дышать музыкой, синхронизировать биение сердец с ритмами партитуры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: