Лизинг: понятие, механизм, разновидности




Функции финансового рынка

Под функциями финансового рынка чаще всего понимаются обеспечение участников рыночного процесса детальными данными о спросе и предложении на ресурсы, а также формирование цен на эти ресурсы.

Дальнейшие перспективы

Виды финансовых рынков будут меняться, расти и эволюционировать и дальше с развитием мировой экономики. Не последнюю роль в этом сыграет глобализация финансовых рынков разных стран, постепенно приводящая к организации единого международного финансового рынка.

 

 

4. Особенности расчета денежной массы, денежных агрегатов, характеризующих ее объем и структуру, в развитых странах

В развитых странах имеются некоторые особенности расчета показателей денежной массы по агрегатам. Например, в ФРГ применяются следующие агрегаты: Ml — наличные деньги и бессрочные депозиты; М2 — агрегат М1+ срочные депозиты; МЗ — агрегат М2 + сберегательные депозиты.

Для характеристики денежной массы часто используют денежный мультипликатор, который характеризует возможности коммерческих банков увеличивать денежную массу в обращении. Основой денежного мультипликатора являются два фактора: удельный вес налично-денежного оборота в общей денежной массе (агрегат МЗ) и ставка-обязательных резервов, депонируемых коммерческими банками в центральном банке. Денежный мультипликатор (Дм) определяется по формуле:
где Мо — наличные деньги в обращении, МЗ — денежный оборот.

Задача 1. Известно, что в Германии налично-денежный оборот в денежной массе (агрегат МО) в 1999 г. составил 984,7 млрд ДМ, денежный оборот (агрегат МЗ) — 2540,6, ставка обязательных резервов ЦБ — 10\%. Определить: 1) удельный вес налично-денежного оборота в денежной массе; 2) денежный мультипликатор. Решение. Удельный вес налично-денежного оборота в денежной массе определяется отношением МО/МЗ: 984,7 / 2540,6 == 6,39. Денежный мультипликатор будет равен 0,639 (6,39:10).

Важной характеристикой денежного обращения является расчет денежной базы. Денежная база представляет собой сумму наличных денег, корреспондентских счетов в коммерческих банках и обязательных резервов в центральном банке. Расчет денежной базы производится по формуле: ДБ = Н + К + О, где: Н — наличные деньги, К — средства на корреспондентских счетах в коммерческих банках, О — обязательные резервы в центральном банке.
Развитие денежного обращения в неменьшей степени определяется таким показателем, как скорость обращения денег. Скорость обращения денег представляет собой показатель интенсификации движения денег в их функциях как средства обращения и средства платежа. В промышленно развитых странах скорость обращения денег определяется по формуле:,

где V — скорость обращения денег, ВНП — валовой национальный продукт, Ml — денежная масса (агрегат Ml). Задача 1. Известно, что в 1996 г. объем валового национального продукта составлял 3549,6 млрд ДМ, денежная масса (агрегат Ml) — 916,9 млрд ДМ. Требуется определить скорость обращения денег. Решение. Исходя из приведенной формулы скорость обращения денег составит: 5,87 = 3549,6:916,9.
Для характеристики реального ВНП (или валового внутреннего продукта ВВП в неизменных ценах) используется дефлятор. Дефлятор — это один из индексов роста цен, который представляет собой коэффициент пересчета в неизменные цены.

5. Состав и принципы бюджетной системы Российской Федерации

Свод бюджетов в целом по Российской Федерации или же по соответствующей территории называется консолидированным бюджетом. Такой объединенный бюджет не утверждается соответствующими законодательными органами и используется для аналитических и статистических поставленных целей.

Бюджетная система Российской Федерации в настоящее время складывается из федерального бюджета, 21 республиканского бюджета республик в составе Российской Федерации, 56 краевых и областных бюджетов, включая одну самостоятельную округ, городских бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов самостоятельных округов и возле 29 тыс. местных бюджетов, к которым относятся следующие задачи: городские, районные, поселковые и сельские бюджеты. Единство бюджетной системы в новых условиях реализуется с помощью единой социально-экономической политики и юридической базы, использования единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействия бюджетов всех уровней и согласования принципов бюджетного процесса.

Бюджетный процесс проходит несколько стадий. На первой стадии составляют проекты бюджетов, вторая посвящена рассмотрению и утверждению бюджетов, третья характеризует исполнение бюджетов, а четвертая посвящена составлению и утверждению отчета об исполнении. Участниками бюджетного процесса являются:

  1. Президент и правительство страны, высшие должностные лица субъектов Федерации, главы муниципальных образований, органы власти и представительные органы местного самоуправления, исполнительные органы государственной власти.
  2. Центральный банк Российской Федерации и органы государственного (муниципального) финансового контроля.
  3. Органы управления государственными внебюджетными фондами.
  4. Главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы и администраторы доходов и расходов бюджета.
  5. Главные администраторы и администраторы источников финансирования дефицита бюджета.
  6. Получатели бюджетных средств.

Основными задачами бюджетов всех уровней являются аккумуляция публичных (государственных) средств, их перераспределение по вертикали между выделенными уровнями и по горизонтали между органами управления одного уровня. Для их решения бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

  • единства бюджетной системы на всей территории страны, единства кассы;
  • разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы;
  • самостоятельности бюджетов и равенства бюджетных прав субъектов Федерации, муниципальных образований;
  • отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • сбалансированности и общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  • результативности и эффективности использования бюджетных средств;
  • прозрачности (открытости), достоверности, адресности на значения и целевого характера использования бюджетных средств;
  • подведомственности расходов бюджетов.

Принцип единства бюджетной системы означает:

  • единство денежной системы, бюджетного законодательства;
  • общий порядок организации и функционирования бюджетной системы, исполнения расходных обязательств, формирования доходов и расходов бюджетов;
  • использование единых форм бюджетной классификации, бюджетной документации, общей технологии ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов;
  • единство правовой базы, применяемых санкций за нарушения бюджетного законодательства страны.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за определенными органами по уровням власти.

Принцип самостоятельности бюджетов означает право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и самостоятельно осуществлять управление бюджетным процессом Недопустимо устанавливать расходные обязательства, подлежащие исполнению за счет доходов других бюджетов бюджетной системы, за счет средств консолидированных бюджетов.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов, муниципальных образований означает применение закрепленных бюджетных полномочий каждого органа государственной власти субъектов и органов местного самоуправления, включая исполнение расходных обязательств, порядок предоставления межбюджетных трансфертов.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов и поступлений, в том числе для финансирования дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны минимизировать размер дефицита бюджета.

Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что участники бюджетного процесса в рамках установленных бюджетных полномочий должны для достижения заданных результатов использовать наименьший объем средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов и поступлений из источников финансирования его дефицита. Расходы не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, за исключением субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов, а также средств целевых иностранных кредитов (заимствований).

Принцип прозрачности (открытости) означает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, открытость для общества процедур рассмотрения и принятия решений по вопросам, вызывающим разногласия, обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года.

 

6. Валютные операции: понятие и виды валютных операций

Валютные операции согласно Закону РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» это операция связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, ввоз/вывоз в/из РФ валютных ценностей, осуществление международных денежных переводов, расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте РФ, операции по хранению валютных ценностей в банках.
Валютные операции подразделяются на текущие валютные операции и операции связанные с движением капитала. Такое разделение связано с тем, что для проведения валютных операций связанных с движением капитала необходимо получить разрешение (лицензию) в Центральном Банке.
К текущим валютным операциям относятся:
1) переводы в РФ и из РФ иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней;
2) получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней.
3) переводы в РФ и из РФ процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;
4) переводы неторгового характера в РФ и из РФ, включая переводы сумм заработной платы, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции.
Валютными операциями, связанными с движением капитала, являются:
1) прямые инвестиции, то есть вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения, прав на участие в управлении предприятием;
2) портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг;
3) переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;
4) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг;
5) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;
6) все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.
Так же валютные операции делятся на:
- спот - валютные операции, платежи по которым осуществляются на второй банковский день после заключения сделки;
- форвардные – соглашение двух сторон о конвертации одной валюты в другую через определенное время по установленному в момент заключения контракта курсу;
- своп-сделки – одновременное заключение спот- и противоположной форвардной сделок.

7. Бюджетная классификация Российской Федерации

Бюджетная классификация РФ - по законодательству РФ - группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов. Бюджетная классификация используется для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Бюджетная классификация РФ включает:
- классификацию доходов бюджетов РФ;
- функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
- экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
- классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
- классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
- классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
- классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;
- ведомственную классификацию расходов федерального бюджета

.

 

8. Инфляция: понятие инфляции, дефляции

Инфля́ция (лат. Inflatio — вздутие) — повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции за одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. В этом случае говорят, что за прошедшее времяпокупательная способность денег снизилась, деньги обесценились — утратили часть своей реальной стоимости.

 

В экономической науке различают следующие причины инфляции:[1][2]

1. Рост государственных расходов, для финансирования которых государство прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу сверх потребностей товарного обращения. Наиболее ярко выражено в военные и кризисные периоды.

2. Чрезмерное расширение денежной массы за счёт массового кредитования, причём финансовый ресурс для кредитования берется не из сбережений, а эмиссии необеспеченной валюты.

3. Монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек производства, особенно в сырьевых отраслях.

4. Монополия профсоюзов, которая ограничивает возможности рыночного механизма определять приемлемый для экономики уровень заработной платы.

5. Сокращение реального объема национального производства, которое при стабильном уровне денежной массы приводит к росту цен, так как меньшему объему товаров и услуг соответствует прежнее количество денег.

В ходе особо сильных инфляций, как например в России во время Гражданской войны, или Германии 1920-х гг. денежное обращение может вообще уступить местонатуральному обмену.

Неравномерный рост цен по товарным группам порождает неравенство норм прибылей, стимулирует отток ресурсов из одного сектора экономики в другой (в России из промышленности и сельского хозяйства в торговлю и финансово-банковский сектор).

Типы инфляции:

§ Инфляция спроса — порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства(дефицит товара).

§ Инфляция предложения (издержек) — рост цен вызван увеличением издержек производства в условиях недоиспользованных производственных ресурсов. Повышение издержек на единицу продукции сокращает объем предлагаемой производителями продукции при существующем уровне цен.

§ Сбалансированная инфляция — цены различных товаров остаются неизменными относительно друг друга.

§ Несбалансированная инфляция — цены различных товаров изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях.

§ Прогнозируемая инфляция — это инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов.

§ Непрогнозируемая инфляция — становится для населения неожиданностью, так как фактический темп роста уровня цен превышает ожидаемый.

§ Адаптированные ожидания потребителей — изменение потребительской психологии. Часто возникает в результате распространения информации о будущей потенциальной инфляции. Повышенный спрос на товары позволяет предпринимателям поднимать цены на эти товары.

Подавление инфляции характеризуется внешней стабильностью цен при активном вмешательстве государства. Административный запрет повышать цены обычно приводит к нарастающему дефициту тех товаров, на которые цены должны были бы повыситься без государственного вмешательства, не только из-за первоначального повышенного спроса, но и в результате снижения предложения. Государственное субсидирование разницы в ценах для производителя или потребителя не сокращает предложение, но дополнительно стимулирует спрос.

В зависимости от темпов роста различают:

1. Ползучую (умеренную) инфляцию (рост цен менее 10 % в год). Западные экономисты рассматривают её как элемент нормального развития экономики, так как, по их мнению, незначительная инфляция (сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы) способна при определенных условиях стимулировать развитие производства, модернизацию его структуры. Рост денежной массы ускоряет платежный оборот, удешевляет кредиты, способствует активизации инвестиционной деятельности и росту производства. Рост производства, в свою очередь, приводит к восстановлению равновесия между товарной и денежной массами при более высоком уровне цен. Средний уровень инфляции по странам ЕС за последние годы составил 3—3,5 %. Вместе с тем всегда существует опасность выхода ползучей инфляции из-под государственного контроля. Она особенно велика в странах, где отсутствуют отработанные механизмы регулирования хозяйственной деятельности, а уровень производства невысок и характеризуется наличием структурных диспропорций;

2. Галопирующую инфляцию (годовой рост цен от 10 до 50 %). Опасна для экономики, требует срочных антиинфляционных мер. Преобладает в развивающихся странах;

3. Гиперинфляцию (цены растут астрономическими темпами, достигая нескольких тысяч и даже десятков тысяч процентов в год). Возникает за счёт того, что для покрытия дефицита бюджета правительством выпускается избыточное количество денежных знаков. Парализует хозяйственный механизм, при ней происходит переход к бартерному обмену. Обычно возникает в военные или кризисные периоды.

Используют также выражение хроническая инфляция для длительной во времени инфляции. Стагфляцией называют ситуацию, когда инфляция сопровождается падением производства (стагнацией).

Противоположным процессом является дефляция — снижение общего уровня цен (отрицательный рост). В современной экономике встречается редко и краткосрочно, обычно носит сезонный характер. Например, цены на зерновые сразу после сбора урожая обычно снижаются. Длительная дефляция характерна для очень немногих стран. Сегодня примером дефляции может служитьэкономика Японии (в пределах −1 %).

Дефляция (от лат. deflatio — сдувание) — повышение покупательной способности местной валюты, что проявляется в снижении индекса цен. Обычно расценивается как менее благоприятный фактор, чем инфляция.

Причиной дефляции может быть:

§ Повышение стоимости денег. Обычно связано с ростом стоимости производства денежного товара в экономике с натуральными деньгами (например, рост трудоёмкости добычи золота при золотом стандарте).

§ Снижение стоимости многих товаров в результате роста производительности труда, но при неизменной стоимости денег.

§ При дефиците денег в обороте, что является аналогом искусственного повышения стоимости денег. Этот инструмент сейчас используется наиболее часто, особенно после отказа от золотого стандарта. К дефляции такого вида приводит изъятие центральным банком и правительством из обращения денежной массы с целью снижения темпов инфляции посредством повышения учётной ставки, увеличения налогов, предотвращения роста заработной платы или её замораживания, снижения расходов государственного бюджета, кредитной рестрикции (сокращения объемов кредитов) за счёт увеличения продажи государственных ценных бумаг и т. д.

В современных условиях дефляция свидетельствует о спаде в экономике, снижении выпуска продукции и росте безработицы. Из-за падения цен экономические агенты могут снижать объёмы инвестиций, чтобы через некоторое время (несколько лет) разместить средства более выгодно (купить ресурсы дешевле в результате снижения цен). Это приводит к дополнительному падению спроса, что ещё больше стимулирует падение цен на товары и сокращение объёмов производства.

Дефляционная политика подразумевает регулирование спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы:

§ снижения государственных расходов;

§ повышения процентной ставки за кредит;

§ усиления налогового пресса;

§ ограничения денежной массы.

 

9. Состав налоговой системы Российской Федерации

Налоговая система — совокупность налогов, построенных на основании чётко сформулированных принципов, правил и процедур их установления, введения в действие, контроля за своевременностью и полнотой уплаты и ответственностью за их неуплату.

 

Основой налоговой системы являются налоги. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще.

 

Функции налоговой системы

 

Основные функции налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются:

 

Фискальная, суть которой состоит в пополнени доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.

 

Распределительная, суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями.

 

Регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.

 

Контрольная, суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.

В состав налоговой системы входят:

· виды налогов, установленные на территории государства,

· субъекты налога (налогоплательщики),

· законодательная база – законы и нормативно-правовые акты, регулирующие налоговые отношения,

· органы государственной власти, на которые возложена обязанность по взиманию налогов и сборов с налогоплательщиков и контролю за своевременной и полной уплатой соответствующих налогов и сборов.

Виды налогов в России

Согласно действующему Налоговому кодексу, в настоящий момент в России действуют следующие виды налогов:

· Федеральные (налоги и сборы, которые выплачиваются по единым ставкам и стандартам на всей территории России),

· Региональные (налоги, регулируемые органами власти субъектов РФ и обязательные к уплате на их территории),

· Местные (налоги, устанавливающиесяпредставительными органами власти муниципальных образований и обязательные к уплате на территории муниципальных образований)

В число федеральных налогов входят:

· налог на добавленную стоимость,

· единый социальный налог,

· налог на доходы физических лиц,

· акцизы,

· налог на прибыль,

· водный налог,

· налог на добычу полезных ископаемых,

· сборы за пользование объектами биологических ресурсов,

· госпошлина.

В число региональных налогов входят:

· налог на игорный бизнес,

· транспортный налог,

· налог на имущество юридических лиц.

В перечень местных налогов входят:

· налог на имущество физических лиц,

· земельный налог.

Также на территории Российской Федерации действует четыре специальных налоговых режима:

· упрощенная система налогообложения (УСН),

· единый налог на вмененный доход (ЕНВД),

· единый сельхоз налог (ЕСН),

· специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений о разделе продукции.

Данные специальные налоговые режимы, согласно с действующим законодательством, могут предусматривать возможность освобождения от уплаты некоторых действующих налогов и сборов.

 

Вопрос 10 Политика обязательного резервирования Банка России

Наиболее распространенным инструментом воздействия на денежную массу коммерческих банков выступает политика минимальных обязательных резервов, под которыми понимается часть привлеченных денежных средств, перечисляемая (хранимая) в центральном банке. Норму такого отчисления регулирует сам центральный банк, что и дает ему возможность влиять на сумму предоставляемых кредитов.

Как уже говорилось в предыдущем разделе, в условиях развития безналичного оборота денежная масса имеет возможность мультиплицироваться, т.е. увеличиваться или сокращаться в определенных размерах. Величина мультипликатора определяется как 1/r (r — норма обязательных резервов).

Российская практика обязательного резервирования

Система обязательного резервирования в России сформировалась с учетом целей, которые она призвана решать в процессе денежно-кредитного регулирования, и международного опыта в этой области.

В официальных документах Банка России, в частности Положении Центрального банка Российской Федерации от 25 марта 2004 г. № 255-П, указано, что резервные требования применяются в целях регулирования общей ликвидности банковской системы и контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора.

Реализация указанного назначения осуществляется на основе общеметодологических подходов к построению системы обязательного резервирования с учетом российской специфики.

Правовую основу данной системы, как и в зарубежных странах, составляют законодательные акты и нормативные указания Банка России.

К числу законодательных актов, определяющих применение обязательного резервирования в России, относятся: Федеральный закон «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» и Федеральный закон «О банках и банковской деятельности».

В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»:

резервные требования отнесены к основным инструментам и методам денежно-кредитной политики Банка России;

сформулированы принципиальные положения, касающиеся уровня нормативов обязательного резервирования и депонирования в Банке России, особенностей использования при отзыве у кредитной организации лицензии или ее реорганизации.

В Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» зафиксирована обязанность банков выполнять норматив обязательных резервов, установленный Банком России, в том числе по срокам, объемам и видам привлеченных ресурсов, а также иметь в Банке России счет для хранения.

Вопрос 11.Основные элементы налога на добавленную стоимость

В Российской Федерации НДС был введен с 1992 г. и фактически заменил (вместе с акцизами) прежние налог с оборота и налог с продаж, намного превзойдя их по своему влиянию на формирование доходов бюджета, экономику, формирование ценовых пропорций и финансы предприятий и организаций. Введение НДС в нашей стране совпало с началом проведения масштабной экономической реформы, внедрением в экономику рыночных отношений, переходом к свободным ценам на большинство товаров, работ и услуг.

Преимуществом НДС является и то, что он позволяет значительно увеличить доходы государства посредством обложения доходов, идущих на потребление, поскольку он имеет более широкую, чем у других налогов, базу обложения. Одновременно данный налог в определенной степени стимулирует расширение производства товаров, идущих на экспорт, так как при продаже продукции за рубеж применяется минимально возможная ставка НДС - в размере 0%.

НДС в отличие от прочих разновидностей косвенных налогов и налогов с оборота позволяет государству получать часть дохода на каждой стадии производственного и распределительного цикла. При этом конечный доход государства от этого налога не зависит от количества промежуточных производителей.

ДС обычно относят к категории универсальных косвенных налогов, которыми облагаются весь товарооборот на внутреннем рынке и товарооборот, складывающийся при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Его перечисляют в доходы бюджета все производители товаров (работ, услуг) и продавцы, участвующие в сбыте товаров (работ, услуг).

Взимание НДС как косвенного налога направлено, прежде всего, на решение фискальных задач государства. Во многих зарубежных странах он использовался для покрытия бюджетных дефицитов, так как увеличение налоговых ставок по прямым налогам, как правило, приводит к замедлению процесса накопления капитала и к снижению деловой активности. Но НДС отводится и определенная роль в регулировании экономических и социальных процессов в стране. Так, например, в европейских странах от налога освобождаются средства, инвестируемые в основной капитал, не платят налоги банки, учебные заведения, имеются льготы у общественных организаций инвалидов.

При применении данного налога ставится задача облагать на каждом этапе не полный оборот, как в случае налога с оборота, а лишь те его элементы, которые составляют добавленную стоимость. Налог собирается в виде последовательных платежей, но его общая сумма оказывается такой же, как если бы это был одноступенчатый налог с розничных продаж. Сумма налога, которую государство получает за один раз при применении одноступенчатого налога на розничные продажи, в случае использования налога на добавленную стоимость поступает по частям с каждого этапа производства и реализации.

Вопрос 12. Политика открытого рынка Банка России

Операции на открытом рынке называют политикой открытого рынка. Данная политика представляет собой выполнение операций по продаже или покупке твердопроцентных ценных бумаг Центральным банком за свой счет на открытом рынке. К основным ценным бумагам относятся:

1) казначейские векселя;

2) беспроцентные казначейские обязательства;

3) облигации государственного займа;

4) промышленные облигации;

5) первоклассные краткосрочные ценные бумаги;

6) другие.

Наиболее традиционными средствами проведения политики открытого рынка являются операции с государственными ценными бумагами на вторичном рынке. Такие операции характерны для Великобритании, Греции, Германии, Франции.

При осуществлении политики открытого рынка ЦБ концентрируется на двух основных опера­циях: на операциях с облигациями государственного займа (если речь идет о долгосрочной перспективе) и на операциях с казначейскими векселями (краткосрочная политика). Эта политика осуществляется через коммерческие банки путем установления для них твердых ставок по купле-продаже ценных бумаг. Таким образом, на денежном рынке создается дефицит ликвидных денежных средств, что способствует эффективному проведению учетной политики. Операции на открытом рынке с негосударственными ценными бумагами не нашли широкого применения в рамках политики открытого рынка.

Если возникает необходимость оживить экономику, то ЦБ увеличивает спрос на ценные бу­маги. Банк России либо фиксирует курс, при достижении которого он скупает любой предла­гаемый объем, либо приобретает определенное количество ценных бумаг данного типа незави­симо от курса предложения.

И наоборот, если цель Центрального банка — уменьшение резервов банковского сектора, то он выступает на открытом рынке на стороне предложения, проводя контрактную политику. В этом случае Банк России может достичь своей цели двумя способами: либо он объявляет курс, при достижении которого Центральным банком будет предложено любое количество ценных бумаг, либо может предложить определенное количество ценных бумаг дополнительно.

Контрактивная политика Центрального банка на открытом рынке приводит к увеличению доходов от государственных ценных бумаг и к потере коммерческими банками части своих резервов.

В проведении политики открытого рынка при всех существующих различиях можно выделить общую тенденцию, которая выражается в том, что центральные банки различных стран уделяют все большее внимание данному инструменту денежно-кредитной политики. Это объясняется тем, что Центральный банк стремится к регулированию экономики рыночными, а не административными методами.

Вопрос 13. Сущность финансов предприятий и их роль в финансовой системе страны

Основу системы финансов России, как было отмечено ранее, составляют финансы организаций (предприятий), поскольку именно здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. В институциональном плане основу сферы финансов предприятий составляют финансы хозяйствующих субъектов (юридических лиц). Согласно ст. 48 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает этим имуществом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Помимо перечисленных признаков юридическое лицо обязано иметь самостоятельный баланс или смету.

Под финансами предприятий следует понимать относительно самостоятельную сферу системы финансов страны (государства), охватывающую круг экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятий на основе управления их денежными потоками.

Как показывает мировой опыт, в реальной экономике особую роль играют коммерческие организации (предприятия), т.е. организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли. Именно эти организации (предприятия) обслуживают сферу материального производства, где создается валовой национальный продукт и национальный доход — источник финансовых ресурсов для других звеньев системы финансов — государственных бюджетов (внебюджетных фондов) различных уровней, бюджетов домашних хозяйств (физических лиц), бюджетов других юридических лиц.

На предприятиях сферы материального производства происходит первичное распределение созданного совокупного общественного продукта (с + v + т) на фонд возмещения израсходованных средств производства (с), фонд выплачиваемой работникам заработной платы (v) и прибавочный продукт (т).

Тем самым обеспечивается общественное значение (роль) финансов организаций (предприятий), которое проявляется в следующем:

а) финансовые ресурсы, концентрируемые государством и используемые им для финансирования различных общественных потребностей, в основном формируются за счет финансов организаций (предприятий);

б) финансы организаций формируют финансовый базис обеспечения непрерывности производственного процесса, направленного на удовлетворение спроса на товары и услуги;

в) с помощью финансов организаций децентрализованно реализуются задачи социального развития общества за счет формирования ресурсов на нужды потребления;

г) с помощью финансов предприятий осуществляется регулирование воспроизводства производимого продукта, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и накопление;

д) финансы организаций используются для регулирован



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: