4. Знакомство с правилом написания безударных окончаний глаголов I и II спряжения
Выполнение упр. 157
После того как учащиеся прочитают текст и познакомятся с таблицей, им предлагается списать с доски два столбика глаголов в неопределенной форме и указать, к какому спряжению они относятся.
строить читать
клеить жалеть
купить сеять
лепить колоть
кормить мыть
Выполнение упр. 158 (с комментированием)
При определении спряжения глагола дети пользуются таблицей из предыдущего упражнения.
Выполнение упр. 159
Списывание глаголов и обозначение спряжения.
Составление рассказа о цирковом представлении.
В цирке
На весенних каникулах мы ездили в цирк. Перед нами выступали дрессированные животные. Собачки пели под музыку и танцевали. Очень интересно выступал клоун. Он жонглировал тарелками, читал веселые стихи. Воздушные гимнасты приготовили сложный и опасный номер на канате. Даже в перерывах клоуны продолжали веселить публику. Они шутили, исполняли забавные трюки. Ребята дружно аплодировали артистам, приветствовали каждый номер представления.
Знакомство с памяткой для проверки написания глаголов с безударными окончаниями (упр. 160).
Учащиеся, пользуясь памяткой, должны объяснить, какую букву следует писать в окончаниях данных глаголов.
Закрепление изученного материала
Самостоятельная работа (упр. 161)
После самостоятельной работы организуется коллективная проверка.
При работе учащиеся используют памятку (упр. 160).
Подведение итогов урока
7. Домашнее задание: упр. 162.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
Цель: познакомить учащихся с проверкой написания безударных гласных в личных окончаниях глаголов путем подстановки глаголов с ударными окончаниями; учить применять этот способ проверки на практике.
Организационный момент
Минутка чистописания
петь жить шить
• Прочитайте слова. Что они обозначают? Запишите слова, поэтапно ускоряя темп письма. Назовите в этих словах букву, которая обозначает согласный звонкий парный твёрдый звук.
_________________________________________
• Напишите букву ж в воздухе ручкой. Обведите и пропишите с буквой ж узор в тетради.
желает ждёт журчит
• Прочитайте слова. Устно к данным словам поставьте вопросы. Запишите слова. Выделите окончания. Определите спряжение глаголов.
П..может в б..де, сдержит слово, дышит воздухом.
• Прочитайте. Устно составьте с данными выражениями предложения. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Сообщение темы и целей урока
4. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
Выполнение упр. 163
Ученики по очереди читают слова, произносят ударный гласный звук, записывают глаголы в два столбика (с ударным и безударным окончанием), обозначают ударение, выделяют окончания. Вывод: гласные в окончаниях глаголов одного спряжения пишутся одинаково как под ударением, так и без ударения.
Выполнение упр. 164.
При выполнении грамматического задания школьники с опорой на памятку на с. 102 рассуждают так: «Чтобы проверить, какую букву нужно написать в окончании слова ед..шь, нужно поставить его в неопределенную форму (ехать). Мы знаем, что глаголы на -ать относятся к I спряжению, значит, нужно писать окончание -ешь (едешь), как в слове поешь».
Самостоятельная работа
Выполнение упр. 165
Для самопроверки дети используют памятку на с. 102.
Коллективная проверка задания.
Выполнение упр. 166
При работе над упражнением учащиеся убеждаются в том, какую важную роль во фразеологических оборотах играют глаголы.
¾ Составьте предложения с данными фразеологизмами.
Лучшие предложения записываются на доске и в тетрадях.
Подведение итогов урока
6. Домашнее задание: упр. 167.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Глаголы второго спряжения
Цели: познакомить учащихся с относящимися ко II спряжению глаголами-исключениями; развивать умение определять спряжение глаголов по неопределенной форме.
Организационный момент
Минутка чистописания
см смотреть
ид видеть
об обидеть
• Прочитайте сочетания букв и слова. Пропишите их, поэтапно ускоряя темп письма.
Выполните упражнение для глаз: активно поморгайте, выполните круговые движения глазами в одну и в другую сторону, на 1-2 секунду закройте глаза. Упражнение повторите 3-5 раз.
Кто много видит и слышит, тот много знает.
• Прочитайте. Как вы понимаете эти слова? Спишите.
Юн..сть, т..л..визор, сп..сиб...
• Прочитайте. Чем объединяются эти слова? Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Словарный диктант
Облако, океан, телевизор, кровать, секрет, корабль, планета, билет, сиять, сверкать.