Прочитайте текст и выполните задания




Задания III (заключительного) этапа

Республиканской олимпиады по обществознанию

Гг.

Класс

Максимальное количество баллов-100

1.Определите, какие понятия иллюстрирует ряд изображений и дайте или определения.

Балла

2. Установите соответствие между типом молодёжной субкультуры и его определяющим признаком.

Субкультура Признак
1. Гламур 2. Яппи 3. Готы 4. Падонки 5. Мажоры А) Деловой образ жизни, престиж, карьера. Б)Беспрекословное следование последним модным течениям. В) Преобладание черного цвета одежды; аксессуаров, символизирующие смерть. Г) Показное богатство за счёт денег родителей. Д) Особый язык общения в Интернете.

5 баллов

Основной тенденцией развития общества, по мнению ЭлвинаТоффлера, является...

Составьте слово из букв: СНРОИЕУЕК –  

5 баллов

Разгадайте ребус. Запишите слово.

8 баллов

Решите логическую задачу.

На неком острове живут только лжецы, которые всегда лгут, и правдолюбы, которые всегда говорят правду. Внешне они ничем не отличаются. Кроме того, все островитяне делятся на каннибалов и вегетарианцев. Когда вы причалили к этому острову, вам навстречу вышел туземец и сказал: «Я вегетарианец, но и лжец». Путем логических умозаключений определите, кто он на самом деле: лжец или правдолюб, вегетарианец или каннибал. Ответ обоснуйте.

10 баллов

6. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Право в системе социальных норм». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

12 баллов

Прочитайте текст и выполните задания

Всех агентов экономики объединяет единое рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают особые государственные институты…Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере – функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне ее, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и … расширение производства общественных благ – особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, – создание правового поля в предпринимательской сфере… Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль – сохранение самой рыночной системы путем выражения общих или общественных интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту всем гражданам в соответствии с законом.

(А. Пороховский)

Задания к тексту:

1. Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте?

2. Автор перечисляет социально-экономические явления жизни общества, находящиеся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Назовите любые три из них и одно проиллюстрируйте примером.

3. Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения значения конкуренции для рыночной экономики.

4. Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера.

14 баллов

8. Разгадайте кроссворд.

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.   9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17.
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
Э К О Н О М И Ч Е С К А Я С Ф Е Р А
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   

 

1. Раздел экономической теории, изучающий функционирование экономики в целом, экономическую систему как единого целого, совокупность экономических явлений. Впервые термин был употреблён Рагнаром Фришем 14 августа 1934 года.

2. Раздел экономической теории, изучающий функционирование экономических агентов в ходе их производственной, распределительной, потребительской и обменной

деятельности.

3. Крупное предприятие, контролирующее производство и сбыт одного или нескольких видов продукции; это структура, при которой на рынке отсутствует конкуренция и функционирует одна фирма. Она производит уникальный, не имеющий аналогов продукт, и защищена от вхождения на рынок новых фирм.

4. С овокупность товаров и услуг, которые находятся на рынке, и которые продавцы готовы продать покупателю по данной цене.

5. Процесс активного преобразования людьми природных ресурсов в какой-либо продукт.

6. Организационная функция и совокупность процессов создания, продвижения и предоставления продукта или услуги покупателям и управление взаимоотношениями с ними с выгодой для организации.

7. Колебание экономической активности (экономической конъюнктуры), состоящее в повторяющемся экономическом спаде (рецессии, депрессии) и экономическом подъёме (оживлении экономики).

8. Безработица, порождаемая недостаточным объёмом совокупных расходов.

9. Разделение материальных благ между субъектами экономических отношений.

10. Борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства.

11. Стоимость, используемая для получения прибавочной стоимости посредством производственной и экономической деятельности, основанной на добровольном обмене.

12. Термин обозначает относительно умеренный, некритический спад производства или замедление темпов экономического роста.

13. Деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, которая осуществляется самостоятельно на свой риск лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя.

14. Коммерческая организация, осуществляющая затраты экономических ресурсов для изготовления товаров и услуг, реализуемых на рынке.

15. Сильное сокращение реального ВВП на протяжении нескольких лет подряд.

16. Зависимость между ценой и количеством товара, который покупатели могут и желают купить по строго определённой цене в определённый промежуток времени.

17. Процесс переноса стоимости основных средств на стоимость произведенной и проданной конечной продукции по мере их износа как материального, так и морального.

17 баллов

9. Напишите сочинение-эссе на тему«Наука не сводится к сумме фактов, как здание не сводится к груде камней» (А. Пуанкаре).

В сочинении необходимо раскрыть смысл высказывания, обозначив разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы); сформулировать свое отношение к позиции, занятой автором; обосновать это отношение. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

25 баллов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: