Раздел «ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА»




(politicos - греч. «искусство управления государством»)

Политическая система – совокупность организаций и учреждений, осуществляющих гос. власть и управляющих делами всего общества, всех его сфер.

Компоненты (подсистемы) ПС.:

1) Институциональная (государство, общественно-политические движения и партии);

2) Нормативная (политические принципы, нормы, ценности, обычаи, традиции, законы, Конституция, политические уставы и программы, регулирующие политику);

3) Функциональная (полит. режимы, методы осуществления власти);

4) Культурно-идеологическая (полит. культура, психология, идеологии, учения, идеалы, образцы поведения в политике);

5) Коммуникативная (все полит. отношения и связи как внутри данной ПС., так и с др. подсистемами общества – экономической, социал. и др., а также с ПС. др. стран).

Функции ПС.:

1) Руководящая: ПС. управляет делами всего общества, всех его сфер-подсистем;

2) Целеполагания: в ПС. определяются цели и задачи (полит. курс) обществ. развития;

3) Интегративная: ПС. хранит целостность общества через согласование интересов различных соц. групп;

4) Регулятивная: в рамках ПС. вырабатываются законы – правила, нормы поведения людей во всех сферах соц. жизни.

Данные функции реализуются в обществе в рамках развертывания политического процесса – совокупность всех форм деятельности соц. субъектов по осуществлению полит. решений.

Стадии (этапы) ПП. в обществе:

1) Формирование властных структур – через избирательный процесс (законодательная ветвь власти) или назначение людей на различные гос. должности (исполнительная ветвь власти);

2) Процесс осуществления ими своей власти, который выражается в общем анализе ситуации в обществе, а затем принятие и реализация необходимых полит. решений, контроль за их исполнением и общий анализ результатов своей деятельности.

Типы ПП. в обществе:

1) Внешнеполитические / Внутриполитические (базовые / периферийные);

2) Общие / Частные (разделены по сферам общества);

3) Открытые / Скрытые («теневые»);

4) Консервативные / Либеральные;

5) Революционные / Реформаторские;

6) Стихийные / Упорядоченные;

7) Демократические / Недемократические;

8) Стабильные / Нестабильные.

Субъекты ПП. – активные участники ПП., цель которых – участие во власти или воздействие на власть:

отдельные личности (рядовые избиратели (электорат), общественно-политические деятели, профессиональные политики), соц. группы (классы, сословия, слои, этносы), политические элиты («власть имущие», высшие политические деятели страны), политические институты и объединения (государство, партии, движения).

Признаки ПЭ.: немногочисленность, высокий соц. статус (престиж), обладание бОльшим объемом власти, непосредственное и систематическое участие в политических процессах, организаторские способности и талант.

Причины появления ПЭ.: необходимость управления обществом, полит. пассивность большинства, психологическое / соц. / интеллектуальное неравенства в обществе, большая возможность поднять свой соц. статус и получить привилегии.

Типы ПЭ.:

1) По критерию отбора: Открытая / Закрытая;

2) По роду занятий: Политическая, Экономическая, Военная, Информационная, Научная, Бюрократическая (Административная);

3) По месту в полит. системе: Правящая / Оппозиционная (контрэлита), Общегосударственная / Региональная.

Функции ПЭ.:

1) Стратегическая: определяет направления полит. развития общества и государства;

2) Коммуникативная: выражает интересы отдельных соц. слоёв и групп;

3) Организаторская: воплощает политические решения в жизнь;

4) Интегративная: укрепляет единство общества, борется с конфликтами.

 

Объекты ПП. – общество и его сферы, на которые направлены действия этих С. (организация митингов или выборов, принятие решений или обращений к народу, гос. перевороты и восстания и др.) ради сохранения его (их) целостности либо осуществления назревших изменений:

политика может быть экономическая, социальная, национальная, научно-техническая, аграрная, демографическая, экологическая, внешняя и др.

Для достижения данных целей С. вступают между собой в политические отношения – взаимосвязи и взаимодействия соц. групп и личностей в сфере власти, политики, управления (например, соперничество и конфликты, взаимная ответственность и поддержка, сотрудничество и союз и др.), регулируемые полит. культурой

как внутри государства между гос. органами и полит. партиями, так и между государством и гражданами / соц. группами / общ. организациями / др. государствами / международными объединениями и др.

 

Политическая культура – взаимосвязанные между собой полит. взгляды и мнения, знания и ценности, эмоции и предпочтения людей (полит. сознание) и их практическое воплощение (полит. поведение) в рамках полит. отношений в обществе.

Типы ПК.:

I. 1) Патриархальная: рядовые граждане не интересуются политикой, ничего не знают о власти;

2) Подданническая: рядовые граждане пассивно ожидают решение властей, невысокий уровень полит. активности;

3) Активистская: активное участие граждан в политической жизни страны;

4) Смешанная: элементы подданнического и активистского типов.

 

II. 1) Тоталитарная: убежденность граждан в справедливости абсолютной власти государства, в делении мира на «своих» и «чужих», с которыми нужно бороться;

2) Авторитарная: граждане считают себя отделенными от власти, при этом есть убежденность элиты в своей компетентности и послушании рядовых граждан;

3) Демократическая: высшая ценность – человек, его права и свободы, государство должно быть под контролем общества, открытость полит. позиций и широкое добровольное полит. участие (обращения, обсуждения, референдумы, выборы), ответственность за выбор, плюрализм мнений и толерантность отношений.

 

Основа политической сферыполитическая власть – вид социальных отношений, в рамках которых одна из сторон (субъект В.) имеет законную (легальную, легитимную) возможность подчинять своей воле другую сторону (объект В.), которая, в свою очередь, добровольно подчиняется воле первой (право принуждения).

Другими словами, у одной из сторон есть право на добровольное принуждение другой стороны (но НЕ на НАСИЛИЕ, т. к. оно не наносит ущерб)[1].

Признаки ПВ.:

1) ПВ. распространяется на все общество, на всю территорию государства;

2) Распоряжения ПВ. обязательны для всех др. видов власти;

3) ПВ. действует на основе права от имени всего общества;

4) Решения ПВ. принимаются в едином общегосударственном центре;

5) Законная монополия ПВ. на использование силы;

6) ПВ. может использовать самые разнообразные ресурсы ПВ. – все средства, которыми субъект В. может влиять на объект В.:

а) Правовые – законы, Конституция;

б) Экономические – деньги, техника, земля, ресурсы, матер. ценности;

в) Силовые (принудительные) – полиция, армия, служба безоп., суд, прокуратура;

г) Культурно-информационные – наука, образование, знания, СМИ, информация;

д) Демографические – количество и качество населения;

е) Социальные – контроль за соц. лифтами, возможностью повышать или понижать соц. положение личностей и групп.

Виды (формы) ПВ.:

1. Автократия – власть абсолютная, ничем не ограниченная;

2. Аристократия – власть знатных;

3. Бюрократия – власть чиновников;

4. Геронтократия – власть стариков;

5. Меритократия – власть заслуженных, наиболее одаренных;

6. Олигархия – власть немногих (власть богатых);

7. Охлократия – власть толпы;

8. Плутократия – власть богачей;

9. Теократия – власть духовенства или жрецов;

10. Технократия – власть управленцев, специалистов-технологов;

11. Тирания – власть одного;

12. Тимократия – власть, основанная на имущественном цензе;

13. Демократия – власть народа.

Источники ПВ.:

1) Традиция (монархия, династии правителей подчиняются, потому что подчинялись их отцам и дедам, «по инерции»);

2) Страх (тирания, подчиняются, потому что боятся);

3) Авторитет (демократия, подчиняются, потому что уважают);

4) Харизма политического лидера (автор критерия – социолог Макс Вебер).

Признаки ПЛ.:

1) Возможность постоянного влияния на широкие массы людей;

2) Опора на полит. организацию – полит. партию, общ. движение, государство, которую он обычно и возглавляет («ведущая полит. фигура»);

3) Закрепленность его положения в нормах официальных документов.

Черты ПЛ.:

Образованность, гибкость мышления, мудрость, интуиция, быстрота в принятии решений, сила воли, решительность, управленческие способности, честность, заботливость, общительность, маневренность, обаятельность, ораторство, юмор и др.

Типы ПЛ.:

1) Общенациональное / региональное (отдельной соц. группы, партии, движения);

2) Демократическое (открытые к диалогу) / Авторитарное (не допускает критики);

3) М. Вебер: Традиционное (основа – привычка к нему, традиция) / Легальное (основа – разумный выбор, закон) / Харизматическое (основа – вера в него, личные качества).

Функции ПЛ.:

1) Интегративная: объединение соц. групп с различными интересами на основе общих для всего общества ценностей;

2) Ориентационная: выработка полит. курса (цели, средства, программа действий), отражающего общественный прогресс и потребности различных соц. групп;

3) Инструментальная: определение способов и методов осуществления поставленных перед обществом задач через принятие практических решений;

4) Мобилизационная: инициирование необходимых соц. изменений;

5) Коммуникативная: налаживание контакта гражд. общества и полит. институтов;

6) Гарант справедливости, закона и порядка: обеспечение защиты населения от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод.

Государство (не путать с географическим понятием «страна») – система органов власти (гос. аппарат), управляющих населением и поддерживающих порядок на определенной территории (социальный арбитраж).

 

Признаки Г.:
1. Институт публичной власти (разветвленная система независимых ветвей власти): ▼ ▼ ▼
законодательная исполнительная судебная
    Федеральное Собрание РФ: а) Совет Федерации; б) Гос. Дума.     Правительство РФ (премьер-министр и министры) -Конституционные суды (соотв. законов Конституции); - Общие суды (гл. – Верховный суд); - Арбитражные суды (экономические вопросы); - Мировые суды (административные вопросы)
2.Единая для всей территории система законов (вплоть до Конституции); Экстерриториальность –неподсудность местным законам лиц с дипломатическим иммунитетом (дипломата, посла, президента нельзя судить по законам страны, куда он приехал!!!)
3. Монополия на сбор налогов и применение насилия (с помощью органов охраны правопорядка);
4. Суверенитет = независимость территории с населением.

 

Основные теории происхождения Г.:

1) Божественна я – государство как результат божественной воли (Ф. Аквинский);

 

2) Теория насилия – государство есть инструмент подчинения более сильным племенем (стали в нем элитой) более слабого (стали в нем народом) в результате завоевания первыми вторых (Е. Дюринг, К. Каутский);

 

3) Патриархальная – государство есть разросшаяся семья, где правитель – «глава семьи», остальные – подчиненные ему «домочадцы», «дети» (Аристотель);

 

4) Теория «общественного договора» – государство есть компромисс между правителем и народом: он защищает граждан друг от друга, они его за это слушаются. Если правитель начинает усиливаться, народ имеет право его свергнуть! (Г. Гроций, Б.Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, А. Радищев);

 

5) Органическая – государство как живой организм, а люди в нем – «клетки» (Платон, Аристотель, Г. Спенсер);

 

6) Марксистская (материалистическая) – государство как результат экон. развития общества, оно охраняет интересы «элиты» (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин);

 

7) Психологическая – государство как результат стремления людей к власти и подчинению (Л. Петражицкий, З. Фрейд).

Существуют и иные теории (ирригационная, либертатно-юридическая, патримониальная, расовая и др.).

Функции Г.:

1. Внутренние:

регулирование соц. отношений и защита конституционного строя (поддержание порядка в обществе), развитие экономики, распространение идеологии, соц. поддержка населения, культурно-воспитательная, охрана природы и др.

2. Внешние:

поддержание различных взаимовыгодных отношений с др. государствами, обеспечение внешней безопасности, продвижение собственных интересов.


[1] «В отличие от всякой физической силы государственная власть есть волевая сила. Это означает, что способ её действия есть по самой природе своей внутренний, психический и притом духовный... Мало того, государственный строй тем совершеннее, чем менее он обращается к физической силе… «Меч» отнюдь не выражает сущность государственной власти; он есть лишь крайнее и болезненное средство, составляет последнее слово и слабейшую из её опор. …Власть есть сила воли. Эта сила измеряется не только интенсивностью и активностью внутреннего волевого напряжения, осуществляемого властителем, но и авторитетною непреклонностью его внешних проявлений... …Властвовать – значит как бы налагать свою волю на волю других; однако с тем, чтобы это наложение добровольно принималось теми, кто подчиняется.» (И. А. Ильин, «О сущности правосознания»).

Какие 2 понятия, напрямую связанные с понятием «политическая власть», заменены в данном случае автором на сходные по смыслу «меч власти» и «добровольное принятие чужой воли»? В чем их взаимосвязь?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: