Упражнение «Лишнее слово»




Цель: Учить исключать из группы названных слов «лишние слова», т.е.слова, не имеющие общей части со словом вода.

Ход упражнения

Воспитатель: Дети, послушайте слова. Назовите «лишнее» и объясните, почему вы так считаете? Вода, водный, ванна. Водолаз, водитель, водовоз. Водяной, мокрый, подводный. Водопад, наводнение, волна. Ведро, водица, водоем. Водичка, ванна, водяная. Подводник, водомер, завод.

Упражнение «Закончи предложение»

Цель: Формировать умение подбирать слова, подходящие по смыслу к заданному слову.

Ход упражнения

Воспитатель: Дети, закончите предложения родственными словами к слову вода.

 

 

В речку течет чистая ключевая... вода.

 

 

Лисичка-сестричка пьет из речки... водичку.

В море ремонтируют корабли... водолазы.

Цып-цып, цыплятки, кто меня боится, тому не дам ...во­дицы.

Этот сказочный герой зовется просто... Водяной.

Веселой шумною толпой коровы шли на... водопой.

 

Упражнение «Вспомни — назови»

Цель: Формировать умение выделять родственные слова из прослушанного стихотворения. Развивать внимание, речеслуховую память.

Ход упражнения

Воспитатель: Послушайте стихотворение. Назовите родствен­ные слова.

Водолаз из водоема

Водоросли достает.

Воду доставляет к дому

По трубе водопровод.

И в деревню водовоз

Водичку чистую привез.

В наводненье Водяной

Заливает все водой,

И приходят торопливо

Звери все на водопой.

Водопад шумит, бурлит

Ледяной водицей,

Никому он не велит

Той воды напиться

В море плавает без страха

Водяная черепаха,

А вокруг подводной лодки

Мирно кормятся селедки.

(Т.В.Кулакова)

 

 

Упражнение «Родственные слова»

Цель: Продолжать учить находить родственные слова в связном тексте. Развивать внимание, речеслуховую память.

Ход упражнения

Воспитатель: Послушайте, дети, рассказ и назовите родствен­ные слова. Попробуйте пересказать рассказ.

Пошла девица по воду. Колодец глубокий. Вода в нем чистая, холодная. Девица набрала полные ведра водицы. Вдруг услышала странный звук, похожий на всплеск воды. Девица подумала, что это Водяной обходит свое подводное царство. Водяной ведь живет в разных водоемах: в озерах, реках, морях и даже в колодцах.

Испугалась девица, побежала, расплескала воду в ведрах. Домой принесла совсем мало водички. Матушка успокоила девицу: «Не бойся, доченька. Водяные живут только в сказках».

 

Упражнение «Объясни слова»

Цель: Учить детей понимать и объяснять семантику сложных слов.Закрепить понятие «родственные слова».

 

Ход упражнения

 

 

Воспитатель: Дети, объясните, из каких двух слов сложилось слово:

водолаз (вода и лазать) — под водой лазает человек; водопад (вода и падать) — вода падает с высоты; водовоз (вода и возить) — воду возит; водоросль (вода и расти) — в воде растет растение; водопровод (вода и провод) — воду проводит в домах; водоплавающая (вода и плавать) — в воде плавают птицы; водохранилище (вода и хранить) — водоем, где воду хранят.

Упражнение «Отгадай кроссворд»

Цель: Учить решать кроссворды.

Оборудование: Кроссворд на картинке, карточки со слогами.

 

 

 

Ход упражнения

1-й вариант. Выполняется всеми детьми. Кроссворд лежит на столе. Рядом карточки со слогами.

2-й вариант. Выполняется каждым ребенком на своем листе-кроссворде, вписывая буквы в клеточки.

Ход упражнения

Воспитатель: Дети, чтобы решить кроссворд, отгадайте загадки. Слово-отгадку выложите слогами. Назовите слова-родс­твенники из кроссворда. Назовите общую часть этих слов.

1.Случается, случается,

Река вдруг обрывается.

Куда ж она девается?

Быть, может, испаряется?

Река не испаряется

До срока, до поры,

Но иногда случается —

Бросается, бросается

Вниз головой с горы.

 

2. Этот сказочный герой

В реке, в озере живет.

Вечерами он скучает

И тихонько напевает:

«Поговорил бы кто со мной!

Ведь все мои подружки —

Пиявки и лягушки.

Внутри меня водица,

Ну что с таким водиться?»

 

 

З.По морскому ходит дну,

Беспокоя глубину.

Он под илом все отыщет,

Кораблю заварит днище,

Если течь, стряслась беда —

Не помеха и вода.

 

4.Течет, течет — не вытечет,

Бежит, бежит — не выбежит.

 

 

                   
                 
                   
                 

 

Ребус

Цель: Закреплять умение выделять первые звуки в названиях картинок и составлять из них новое слово.

Оборудование: Ребусы; набор соответствующих букв.

 

Ход упражнения

Инструкция: Составьте слово по первым звукам названий картинок. Выложите это слово (вода, водица, водичка, водяной) из букв.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: