Основные функции лекции.




Информационная - информирует о достижениях науки.

Систематизирующая – новые знания даются в последовательном, структурном изложении. Ориентирующая - ориентирует в научной литературе - показ генезиса теорий, идей.

Разъясняющая, объясняющая - необходимо добиваться адекватного понимания студентами научного содержания понятий.

Развивающая – стимулирует мыслительную деятельность студента.

Убеждающая - доказательство утверждений лектора.

Увлекающая или воодушевляющая - помимо сообщения важной и нужной для студентов научной информации, должна увлечь их идеями, заинтересовать их ими настолько, чтобы воодушевить на серьезное и глубокое занятие данной наукой.

По общим целям лекции подразделяются на следующие виды: учебная, агитационная, воспитывающая, просветительская, развивающая. По научному уровню: академическая, популярная. По дидактическим задачам: вводная, текущая, заключительно-обобщающая, установочная, обзорная, лекции-консультации. По способу изложения материала: бинарные (лекции дискуссии - диалог двух преподавателей, защищающих разные позиции), проблемные, лекции-конференции.

Методическая разработка лекции.

1) Тема лекции. Обоснование выбора темы: определение места и значения темы в системе целого курса (контекст).

2) Отбор библиографии. Литература для преподавателя и литература для студента.

3) Формы организации лекции:

а) Аудитория (для студентов, для слушателей колледжа);

б) Цель лекции,

в) Задачи лекции (обучающие, развивающие, воспитывающие);

г) Тип лекции: монологическое высказывание, монолог с опорой на аудиовизуальные средства, монолог с элементами проблемной лекции, проблемная лекция, дискуссия, диалог;

д) содержание лекции: план и конспект, изучаемые вопросы.

Методика чтения лекции. Лекция - это организационная форма обучения, регламентированная по времени и составу слушателей, направленная на передачу им информации по определенному алгоритму, как правило, в монологе педагога. Методика чтения лекции предполагает три этапа: подготовку, чтение и психологический анализ. Тема каждой лекции определяется календарно-тематическим планом, а содержание соответствует программе дисциплины. Подготовка к лекции включает систематизацию имеющихся знаний преподавателя по теме лекции, дополнение информацией по теме из других литературных источников. Завершается подготовка к лекции написанием плана-конспекта (для опытных педагогов - плана лекции). В плане-конспекте указывается тема, формулируется цель, указываются средства, которые будут использоваться при чтении лекции. Если преподаватель не владеет в совершенстве материалом темы, обязан иметь текст лекции. В завершении лекции желательно подвести итоги, сделать обобщения и подключить студентов к рефлексии собственного развития. Для того, чтобы совершенствоваться, преподавателю необходимо анализировать свои лекции три подхода к анализу лекции:

-традиционный для деятельностного подхода;

-анализ с позиции гуманистического подхода;

-интегративный подход.

Традиционный подход включает следующие общие и дидактические требования к лекции:

-высокая посещаемость лекции студентами, их внешняя активность на лекции (внимательное слушание, ведение конспекта, дисциплинированность студентов и т.п.);

-своевременное начало и окончание лекции, достаточное количество материала для лекции, темп ее чтения;

-соответствие темы календарно-тематическому плану, рациональное использование времени на лекции, логика изложения материала;

-использование преподавателем разнообразных методов обучения, различного оборудования и технических средств обучения;

Требования к проведению лекции с позиции гуманистического подхода:

-удовлетворенность студентов содержанием и формами лекции;

-наиболее интересные, запоминающиеся фрагменты лекции, т. е. какой учебный материал больше всего заинтересовал студентов;

-насколько содержание и формы обучения лекции повлияли на личностное и профессиональное развитие будущих специалистов;

-какие фрагменты лекции, методы, на взгляд преподавателя, были удачными;

-какие возможности обучения студентов на лекции упущены или не полностью использованы;

- наличие оригинальных подходов к обучению и развитию студентов, использование инновационных методов и приемов на лекции.

Интегративный подход к анализу собственных лекций включает элементы деятельностного и гуманистического подходов. В этом подходе обнаруживаются противоречия в научном плане, однако с прагматической позиции он оправдывает себя.

 

Семинар предназначен для углубленного изучения предмета, овладение методологией, применительно к особенностям изучаемой отрасли науки. На семинарах студенты закрепляют знания, полученные на лекциях или из книг, в процессе их пересказа или обсуждения. Подготовка к занятиям по первоисточникам (а не только учебникам), выступление с сообщениями расширяют знания студентов по курсу. Дидактические цели семинара:

-углубление, систематизация и закрепление знаний, превращение их в убеждения;

- проверка знаний;

- привитие умений и навыков самостоятельной работы с книгой;

-развитие культуры речи, формирование умения аргументировано отстаивать свою точку зрения, отвечая на вопросы слушателей;

- умение слушать других, задавать вопросы.

Функции: Стимулирование интеллектуальной деятельности. На семинарском занятии могут активизироваться мнемическая и мыслительная деятельность студентов. В зависимости от степени активизации мнемической или мыслительной деятельности студентов формы организации семинарских занятий можно разделить на два типа: 1) репродуктивный и 2) продуктивный. Репродуктивный тип организации занятия предполагает, прежде всего, активизацию мнемических способностей студентов. Они должны запомнить и пересказать определенный учебный материал на основе материала лекций или учебников или первоисточников. Продуктивный тип организации занятия предполагает активизацию мыслительных способностей студентов. Они должны сравнить, проанализировать, обобщить, критически оценить, сделать умозаключение на основе услышанного или прочитанного материала. Такой характер занятию придает постановка вопросов следующего типа: Чем отличается? Что общего между? Какие механизмы? Выделите достоинства и недостатки. (предполагается, что ответы на эти вопросы в явном виде в учебнике или лекции не даны). Текущий контроль результатов самостоятельной работы, умения работать с первоисточником, составлять конспект; овладение навыками самостоятельного выступления с устным докладом; выявление индивидуальных трудностей в обучении у отдельных студентов; обучение правилам ведения дискуссии и умению слушать партнера; выявление личных особенностей, которые могут позитивно или негативно сказаться на всем процессе обучения. Типы семинаров: просеминар, спец.семинар, собственно семинар. Подготовка преподавателя: выбор темы, планирование и постановка вопросов, подбор литературы, написание конспекта. Виды семинарских занятий определяется содержанием темы, характером рекомендуемых по ней литературных источников, уровнем подготовки студентов данной группы, их специальностью, необходимостью увязать преподавание той или иной учебной дисциплины с профилем вуза и другими факторами. Некоторые преподаватели предлагают при определении вида семинара учитывать также и мнение студентов. На наш взгляд, подобная практика, если она не становится системой, вполне допустима. Вид семинара призван способствовать наиболее полному раскрытию содержания и структуры обсуждаемой на нем темы, обеспечить наибольшую активность студентов, решение познавательных и воспитательных задач. Гибкость видов семинарских занятий, широкие возможности постоянного их совершенствования позволяют преподавателю наиболее полно осуществлять обратную связь с обучаемыми, выясняя для себя ряд вопросов, имеющих важное значение для постановки всего учебного процесса.

В практике проведения семинаров в вузах сложился ряд видов:

● вопросно-ответный;

● развернутая беседа на основе заранее врученного студентам плана семинарского занятия;

● устные доклады студентов с последующим обсуждением их;

● обсуждение письменных рефератов, заранее подготовленных отдельными студентами и затем до семинара, прочитанного всей группой;

● теоретическая конференция в группе или на потоке;

● семинар-диспут;

● комментированное чтение первоисточников;

● решение задач и упражнений на самостоятельность мышления;

● работа с так называемыми обучающими и экзаменующими машинами;

● семинар по материалам конкретных социальных исследований, проведенных студентами под руководством преподавателя;

● семинар-экскурсия в музеи или по памятным историческим местам;

● контрольная (письменная) работа по отдельным вопросам (темам) с последующим обсуждением; ● семинар–коллоквиум;

● семинар–пресс-конференция.

Опыт показывает, что каждый из перечисленных видов содержит сильные и слабые стороны, и, быть может, за исключением первого, имеет право на существование. Более того, вряд ли можно проводить резкие разграничительные линии между различными видами семинаров. Все они в большей или меньшей степени связаны между собой и нередко переходят друг в друга. Наиболее распространенным видом проведения семинарских занятий является развернутая беседа. Данный вид предполагает подготовку студентов по всем вопросам семинара с единым для группы перечнем рекомендованной литературы; выступления студентов (по их желанию или же по вызову преподавателя); обсуждение выступлений, вступление и заключение преподавателя по отдельным вопросам и семинару в целом.

Методика проведения семинарского занятия. Семинарское занятие - это организационная форма обучения, регламентированная по времени (пара) и составу (учебная группа), целью которой является закрепление полученных на лекции, усвоенных в ходе самостоятельной работы профессиональных знаний и умений. Традиционно многие преподаватели придерживаются методики проведения семинарского занятия в виде научной конференции. Преподаватель заранее сообщает студентам тему и вопросы по теме, указывает рекомендуемую литературу. Студенты, как правило, распределяют по принятому ими алгоритму вопросы и готовят к семинарскому занятию доклады. На семинарском занятии после вступительного слова преподавателя предлагается выступать студентам в соответствии с планом. Затем следует обсуждение докладов или сообщений. При таком виде семинарских занятий меньше всего отмечается энергических затрат преподавателя, но на них не все студенты активно участвуют в познавательной деятельности. Согласно методике проведения семинарских занятий этот процесс включает три этапа: подготовка к семинарским занятиям, проведение занятия и его психологический анализ. На подготовительном этапе преподаватель дает студентам тему и вопросы семинарского занятия, указывает литературу для самостоятельной работы. Сам преподаватель также готовится, обобщает собственные знания по теме, читает литературу, дополняет и систематизирует информацию так, чтобы легче управлять процессами дискуссии, анализа, сравнения, обобщения на самом занятии. Для удобства преподаватель составляет план-конспект занятия, который может облегчить процесс его проведения. Во время проведения занятий педагог организует познавательную активность студентов, стимулирует их. Педагог должен быть сдержан в оценивании студентов: тех студентов, которые активны можно положительно оценивать (благодарить, хвалить и т.п.); тех студентов, которые не могут демонстрировать свои познания, необходимо заинтересовывать, указывать на то, что они могут достичь успехов при определенных условиях, формировать у них веру в успех. На завершающем этапе необходимо проанализировать семинарское занятие с позиций его успешности.

 

Практическое занятие - это организационная форма обучения, регламентированная по времени (пара) и составу (учебная группа), целью которой является сформировать профессиональные умения и навыки. Практическое занятие – форма организации учебного процесса при использовании которой обучающиеся по заданию и под руководством преподавателя выполняют одну или несколько практических работ. Дидактическая цель: формирование практических умений: профессиональных (выполнение определенных действий, операций, необходимых в профессиональной деятельности) или учебных (умение решать учебные задачи, необходимые в последующей учебной деятельности). Функции: укрепление теоретических знаний на практике; усвоение умений исследовательской работы; усвоение умений практической психологической работы; применение теоретических знаний для решения практических задач; самопознание, саморазвитие. Типичные задания: демонстрационный эксперимент, индивидуальные задания, групповые задания, эксперимент в парах, решение психологических задач, деловая игра. – семинары – экскурсии – практикумы - практика на рабочем месте - лабораторные занятия – тесты. Цель практических занятий: осмысление учебного материала. Для реализации этой цели решаются следующие задачи:

- подбор и составление вопросов

- подбор задач, требующих анализа специальной литературы

- подбор задач профессионального характера (запросы)

- диагностические задачи

- тестовые задачи

- средства наглядности (раздаточный материал, карточки, видеофильмы, аудиокассеты. слайды. фотографии).

На подготовительном этапе преподаватель объявляет тему практического занятия и задание для самостоятельной работы. Сам педагог готовит с помощью лаборантов кафедры стимульный (раздаточный) материал и бланки для тестирования. Во время проведения занятий студенты проводят самообследование, обрабатывают данные, делают выводы. По результатам самообследования оформляется по установленному образцу практическая работа, которая оценивается преподавателем. В конце занятия проводится рефлексия по критериям: «Какие ощущения ты испытывал при самотестировании?», «Что тебе дало тестирование?». Если в процессе рефлексии у студента обнаружились негативные переживания, необходимо их проработать в группе или индивидуально и ни в коем случае не оставлять без внимания актуализированные на занятиях негативные переживания у студента. Каждое практическое занятие педагогом анализируется с позиции его эффективности по определенным схемам.

 

Лабораторное занятие - это организационная форма обучения, регламентированная по времени (пара) и составу (учебная группа, подгруппа), цель которой - сформировать профессиональные умения и навыки в лабораторных условиях с помощью современных технических средств. Цель проведения лабораторных занятий – конкретизация теоретических знаний, полученных в процессе лекций, повышение прочности усвоения и закрепления изучаемых знаний и умений. Функциями лабораторных занятий являются: закрепление теоретических знаний на практике; усвоение умений исследовательской работы; усвоение умений практической психологической работы; применение психологических теоретических знаний для решения практических задач; самопознание обучающихся и саморазвитие. Типичные задания: демонстрационный эксперимент, индивидуальные задания, групповые задания, эксперимент в парах, решение психол. задач, деловая игра. План занятия включает в себя: внеаудиторная самостоятельная подготовка к занятию; проверка теоретической подготовленности студентов; инструктирование студентов; выполнение практических заданий, обсуждение итогов; оформление отчета; оценка выполненных заданий и степени овладения умениями. Лабораторные работы могут носить репродуктивный характер (студенты пользуются подробными инструкциями), частично-поисковый (самостоятельный подбор материала и методик) и поисковый характер (студенты должны решить новую для них проблему, опираясь на теоретические знания). Формы организации: фронтальная, групповая и индивидуальная. Критерии эффективности: уровень самостоятельности и активности студентов; степень сформированности умений; уровень и характер поисково-исследовательской и творческой деятельности студентов; удовлетворенность студентов и преподавателей состоявшимся занятием. Методика проведения лабораторного занятия включает в себя три этапа: подготовку к лабораторному занятию, его проведение и психологический анализ. На подготовительном этапе педагогу необходимо на каждое рабочее место подготовить методические рекомендации по всем лабораторным занятиям с подробным описанием всех требований и действий студентов. Затем преподаватель должен отработать на компьютере весь ход лабораторного занятия, предусмотреть возможные сбои и пути устранения их. На этом же этапе необходимо провести со студентами общий инструктаж по технике безопасности с обязательной регистрацией в журнале и под личную роспись. Кроме этого, студентам необходимо дать задание по изучению теории по теме, которая будет отрабатываться на лабораторном занятии. В конце занятий вся работа оформляется в установленном порядке и выводится на принтер. Выполненная студентом лабораторная pa6oта оценивается преподавателем. (Примечание: все практические и лабораторные ра6оты хранятся до экзамена по изучаемому предмету). На заключительном этапе педагог анализирует проведение лабораторного занятия с позиции его эффективности, делает выводы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: