Драматургия А. П. Чехова. Особенности жанра драма




В 1890-1900 в обществе назревали перемены. Драма Чехова выражает характерные особенности начинающегося общего пробуждения, которое становится массовым. В скрытом брожении начинает проявляться недовольство всех и всем. Изменяется понимание героического: на смену героизма одиночек приходит недовольство всех, неудовлетворенность жизнь ощущается людьми постоянно. Значение А. П. Чехова в истории русского театра трудно переоценить. К написанию драматургических произведений А. П. Чехов обращался на протяжении всей жизни - от первой незаконченной пьесы «Безотцовщина» (1878) до пьесы «Вишневый сад» (1903). Драматургическое наследие писателя составляет более 20 пьес. «Чайка» (1896), «Дядя Ваня» (1896), «Три сестры» (1900) и «Вишневый сад» открыли новую эпоху в русской и мировой драматургии. Чехов выступил в своих пьесах как реформатор классического театра. Хрестоматийно утверждение о том, что Чехов заложил основы «новой драмы», создал «театр философского настроения». Однако в начале века это положение не представлялось бесспорным. Современникам писателя его пьесы казались несценичными, лишенными действия, нарушающими традиции. Так, «собрат» Чехова по сцене Художественного театра М. Горький увидел в «Вишневом саде» перепевы старых мотивов: «Слушал пьесу Чехова - В чтении она не производит впечатления крупной вещи. Нового - ни слова. Все - настроения, идеи, - если можно говорить о них - лица, все это уже было в его пьесах. Конечно - красиво, и - разумеется - со сцены повеет на публику зеленой тоской. А - о чем тоска - не знаю». Вопреки таким прогнозам пьесы Чехова стали классикой отечественного театра и до сегодняшнего дня остаются одной из пленительных загадок. Рассмотрим принципы «новой драмы», созданной Чеховым-драматургом.

В классической драматургии до Чехова преобладал театр действия. В основе конфликта, организующего пьесу, лежала обычно борьба характеров, столкновение героя с обстоятельствами. Чехов создал театр настроения. В его пьесах нет явных столкновений, нет противоборства сил. Внимание автора сосредоточено на внутреннем состоянии персонажей.

Особенности «новой драмы» А. П. Чехова:

1. Создание «театра настроения» (вместо «театра действия»).

2. отсутствие «сквозного действия», ключевого события, организующего сюжетное единство классической драмы. Единство внутреннее, так называемое «оркестровое звучание судеб героев» => полифония. А. П. Чехов осознавал необычность своих пьес. Так, работая над «Чайкой», он понимал, что пишет что-то «странное», что «страшно врет» против условий сцены. Писатель считал, что вышла комедия - повесть, написанная «вопреки всем правилам драматического искусства» (А. П. Чехов). Драматург не придавал решающего значения интриге, не строил действие на борьбе характеров, его интересовал внутренний мир персонажей. Точно понял авторский замысел «Чайки» А. Ф. Кони, едва ли не первым заметивший, что главное действующее лицо пьесы - «это сама жизнь... обыденная, всем доступная и почти никем не понимаемая в ее внутренней жесткой иронии». Л. Андреев воспринял новаторство Чехова-драматурга как создающего иллюзию потока жизни: «Взят кусок жизни такой, какова она есть, с ее медленным движением и потаптыванием на 1 месте, когда люди успевают состариться, наплодить детей, умереть, а «действий» как будто никаких не совершить. Поступков много, а действий нет. Пьют, едят, разговаривают, ссорятся, сходятся и расходятся, являются участниками происшествий и сплошной копошащейся массой движутся куда-то вперед. И только тогда, когда увидишь, как все они ушли далеко вперед и как конец не похож на начало, - только тогда почувствуешь, поймешь, что за этим видимым отсутствием действия кроются могучие силы жизни, разрушающей, карающей, судящей и созидающей».

В пьесах А. П. Чехова система образов принципиально отлична от классической драматургии. Писатель предупреждал, что в его пьесах не следует искать «ни святых, ни подлецов», что его правило - не выводить ни злодеев, ни ангелов, никого не обвинять, никого не оправдывать, а его задача состоит в том, чтобы нарисовать человека, простого и в то же время сложного - «как в жизни». Важную роль драматург отводит внесценическим персонажам. Они становятся незримыми участниками действия. (Л. А. Иезуитова).

3. Отсутствие классической одногеройности, сосредоточенности классического сюжета вокруг главного героя, отсутствие деления героев на «+» и «-», нет явного деления персонажей на главных и второстепенных, «каждый представлен один на один со своей судьбой».

В классической драме диалог движет действие и раскрывает характер персонажа. Это всегда разговор на общую тему, возможно, спор героев о чем-либо. Драматургию Чехова отличают диалоги, в которых каждый из участников ведет свою партию, произносит «случайные» реплики, тематически не связанные с высказываниями собеседников.

4. Новый тип диалога, наполненность текста «случайными» репликами. Чеховский диалог полифоничен как внешне, так и внутренне. Благодаря этому приему автор развивает тему человеческой разъединенности, одиночества, создавая в то же время внутренний сюжет пьесы, формируя ее подводное течение.

5. Наличие лирико-психологического подтекста (подводного течения). Подводное течение (подтекст) – невысказанное прямо в тексте, но как бы вытекающее из отдельных реплик, деталей и прочего отношение автора к действующим лицам и их взаимоотношениям.

Подводное течение (подтекст) является важной особенностью «новой драмы». Чехов в совершенстве владел искусством передавать настроение персонажа через быт, умел показать «за внешне бытовыми эпизодами и деталями присутствие непрерывного интимно-лирического потока» (А. П. Скафтымов). Для А. П. Чехова значимы каждая реплика, каждый штрих. В его пьесах нет ничего случайного: каждое слово, каждая деталь непременно играет определенную роль в раскрытии авторского замысла. «Нельзя ставить на сцене заряженное ружье, если никто не имеет ввиду выстрелить из него», - считал драматург.

6. Открытие новых возможностей в изображении характеров (не борьба за достижение цели, а переживание противоречий жизни). Пафос действия сменяется пафосом размышления. Это тоже отголосок подводного течения.

Важным способом выражения авторской позиции становятся у Чехова ключевые символы: «чайка» («Чайка»), «дом» («Три сестры»), «сад» («Вишневый сад»). По мнению Л. А. Иезуитовой, символы Чехова восходят к реалистическим символам (вспомним «Грозу» А. Н. Островского), но в то же время существенно от них отличаются «почти музыкальным сочетанием лирической тонкости, зыбкости, философской глубины и способностью связывать будничное и вечное в неразложимое поэтическое целое». Каждый образ-мотив создает вокруг себя семантическое поле символических значений. Поиск «общей идеи», «за которую можно отдать душу, искание силы, которая могла бы преодолеть холод всемирного одиночества» - постоянный мотив творчества Чехова.

7. Символическая образность пьес.

Чеховская концепция жизни наиболее полно реализовалась в драме:

1) чеховские драмы пронизывает атмосфера всеобщего неблагополучия, в них нет счастливых людей;

2) всеобщее неблагополучие приводит к ощущению всеобщего одиночества;

3) царит атмосфера психологической глухоты;

4) особое ощущение драматизма жизни – зло растворяется в мелочах, т.е. прямого носителя зла нет.

 

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какое влияние на формирование мироощущения А. П. Чехова оказала эпоха 80-х годов ХIХ века?

2. Что представляет собой новый герой А. П. Чехова?

3. Каковы основные проблемы в творчестве А. П. Чехова?

4. Что такое скрытый психологизм?

5. Особенности драматургии писателя

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: