Электронные средства информации




В XX веке появились электронные средства информации, которые играют, наряду с печатной продукцией (печатными средствами), важную роль в области распространения информации. В настоящее время электронные средства информации занимают все большее место за счет широкого использования компьютерных технологий и Интернета. Наряду с Интернетом и другими подобными системами, обеспечивающими доступность содержания документов в компьютерах, установленных в разных концах мира, к электронным средствам информации относятся и привычные радио и телевидение, новые формы видео- и аудиоинформации, записанной на лазерных компакт-дисках (CD-ROM и DVDROM), а также анимация (мультипликация).
Электронные средства информации, так же как и печатные, при своем производстве проходят стадии подготовки и передачи. Как правило, первая стадия обработки связана с содержательной стороной информации, например, аудио- или видеозаписями. Содержание преобразуется из одной формы в другую, переносится с одного носителя на другой, например, обычный фильм, записанный на пленке, в видеофильм.Информация в виде веб-страницы (сетевой стра-
ницы) может преобразовываться в компьютере, позволяя ее представлять как в реальном, так и виртуальном пространстве. Путем использования анимационных (мультипликационных) процессов можно воссоздать сцены и нарисовать картинки и даже заставить их двигаться в хронологической последовательности, т.е. сделать их действующими образами, как в видео фильмах. Анимационное представление позволяет иметь разнообразные формы сочетания информации в виде последовательности видеообразов. Следовательно, путем использования анимации можно на выходе иметь любую «живую» картинку в зависимости от характеристик компьютера, используемого для этой задачи. На предварительной стадии подготовки анимации (по крайней мере, при профессиональном создании анимационных фильмов) обычно составляются «сценарии», как и при создании традиционного кинофильма. В случае использования электронных средств ин-
формации при презентации продуктов особое внимание уделяется дизайну. Распространение электронных средств информации может осуществляться как на долговременных носителях информации (CD-ROM, видеофильм, аудиозапись, специальный звуковой вывод), так и в масштабе реального времени, например, при передаче концерта или спортивного события. В обоих случаях на массивы обрабатываемой и передаваемой информации накладываются ограничения объема памяти компьютеров или пропускной способности каналов связи. Важную роль при этом играют методы сжатия информации, технологии передачи информационного сигнала, начиная от каналов связи различных устройств (таких, как спутниковые каналы, высокоскоростные оптиковолоконные линии) до выбора различных технических комплексов оборудования. Выводными устройствами являются в этом случае, например, мониторы компьютеров, телевизионные экраны, проекционные устройства, аудиовоспроизводящие системы (громкоговорители, наушники). Кроме того, требуется также соответствующее программное обеспечение. Для накопления и временного хранения информации используются запоминающие устройства, они по зволяют воспроизводить данные в любое время. Использование и распространение информации через электронные средства регламентировано, как и для печатных изданий, защитой авторских прав. Однако при записи информации в цифровом виде авторские права на практике легко нарушаются, так как копии также хороши, как и оригиналы. Против неправомочного копирования информации, представленной в цифровом виде, разрабатываются соответствующие механизмы защиты. Используют, например:

  • криптографию, т.е. шифрование (кодирование) информации;
  • систему цифровых «водяных знаков», когда контролируется правомочность доступа к цифровым данным и используются программные средства защиты от несанкционированного входа посторонних пользователей.

В более широком смысле к электронным средствам информации причисляются также интерактивные продукты: компьютерные игры, тренажеры, имитирующие виртуальную реальность, обучающие курсы. Все это относится к сфере мультимедиа, описанной в другом разделе. Информацию по этой теме читатель может найти также в главе 11.

 

Мультимедиа

Понятие мультимедиа тесно связано с современными компьютерами и устройствами вывода ин формации (монитор, громкоговоритель, принтер и т.д.), с их возможностями воспроизводить ин формацию различных форм (текст, изображение,
звук, анимация и т.д.). Мультимедийные системы дают возможность представления информации в комплексном виде и с одновременным использованием нескольких кана- лов ее создания. Термин мультимедиа является относительно но вым. Более подробно об этом читатель может узнать в разделе 11.7. Мультимедиа означает компьютерно ориентированные методы отображения информации посредством совокупности разных форм: текст, изображение, графика, анимация, видео-, аудио- и т.д. Как показано на рис.1.1-3, комбинация с печатными средствами информации, например книга с прилагаемым CD-ROM, также входит в понятие мультимедиа. Коммуникация между людьми сама по себе мультимедийная, так как передача информации, например, в разговоре, осуществляется одновременно путем речевого общения и жестикуляции. Техническое применение для воспроизведения информации одновременно разнообразных устройств ее отображения также не является новостью. Так, например, телевизионные приемники могут одновременно представлять текстовую, изобразительную и звуковую информацию. Пользователь одновременно использует несколько органов чувств при приеме информации, передаваемой средствами воспроизведения, что и делает мультимедийный продукт привлекательным, с определенным спросом на рынке. Успех концепции мультимедиа определяется при сопоставлении телевидения и так называемых «новых электронных средств информации» таких, как Интернет и продукция на CD-ROM. Продукция на лазерном диске CD-ROM не всегда является мультимедийным информационным документом. CD-ROM только средство, которое может нести различную информацию (такую, как текст, звук, видео и т.д.). Если же текст, звук и анимации комбинируются на одном CD-ROM, то можно говорить о мультимедийном продукте. Вид информации (текст, звук, изображение) следует отличать от медийного средства передачи информации (передача данных, например, через бумагу, CD-ROM, сеть и т.д.). То же самое относится и к публикациям в Интернете. Здесь также различные виды информации должны быть связаны вместе, чтобы говорить о мультимедийном продукте. Гипертекст как средство для передачи информации сам по себе не является мультимедийным продуктом, когда же вводятся гиперсвязи, обеспечивающие его взаимодействие с различными мультимедийными компонентами, можно говорить о мультимедийной гипертекстовой продукции. Устройство вывода электронной информации (монитор, телевизор и т.д.) действует не на все органы восприятия человека. В настоящее время мультимедийная продукция не способна воздействовать на обоняние и осязание. Средством для передачи такой информации, которая наряду с текстовой и изобразительной может сообщить потребителю запах и даже предоставляет возможность ее ощутить руками, является, конечно, бумага. Следовательно, можно было бы сказать, что бумажное изделие тоже мультимедийный продукт. Однако записанная на бумаге информация не дает возможности работать с ней в динамике и интерактивном режиме. Электронные уст-
ройства обладают такой возможностью, а также имеют потенциальную способность воздействовать на чувства обоняния и осязания, например, через вибрацию и колебания температур.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: