В России наблюдается возрастающий интерес к развитию бизнеса с использованием концепций франчайзинга. Количество организаций, заявивших о своем развитии в формате франчайзинга, возросло с 50 в 2001 году почти до 750 в 2008 году[4], что само по себе характеризует востребованность этого формата в России. Только в 2008 году количество франшиз по сравнению с 2007 годом возросло на более, чем на 40%.
Структура рынка франшиз в России в 2008 г. представлена на рис.1
Рис.1
По всем указанным секторам в 2008 году произошел количественный рост франшиз: на 52,5 % по торговле непродовольственными товарами, 27,3% по продовольственной торговле, 30,1% по сектору общественного питания и 25% по услугам.
Вместе с тем, в обшей совокупности франшиз в 2008 году наблюдается некоторое снижение доли сектора услуг, что связано с опережающим ростом франшиз в секторе непродовольственной торговли, и соответственно увеличение доли непродовольственного сектора с 47% в 2007 г. до 52 % в 2008г.
Для России характерны общемировые тенденции развития франчайзинга. Это связано с общими преимуществами франчайзинга и обусловленной необходимостью к объединению возможностей и ресурсов в условиях глобализации. При этом следует учитывать, что до определенного времени законодательное регулирование интеллектуальной собственности, включая отсутствие какой-либо формы регулирования для отношений похожих на франчайзинг и экономическая ситуация в России в целом не давали ни малейшего шанса развитию франчазинга в России. Поэтому на российском рынке структура франшиз по сроку предложения существенно отличается от структуры франшиз Европы и США, которые имеют значительно более длительную историю. Структура рынка франшиз представлена на рис.2
Рис.2
Как видно из представленных в диаграмме данных сектор торговли продуктами питания не занимает ведущего места в структуре франчайзингового рынка. Это связано в основном со спецификой самого продукта, необходимостью установления жестких стандартов логистики и обмена данных, определенными трудностями исполнения стандартов на местах и осуществлением контрольной функции особенно в крупноформатном и широко ассортиментом секторе. Наиболее приемлемым для торгового франчайзинга является сектор специализированной торговли с ограниченным ассортиментом товаров (например, чай, сыры, замороженные продукты и др.). Этот вывод подтверждается не только зарубежной практикой, но и перераспределением в 2008 году франшиз внутри продуктового сектора в России в пользу специализированной торговли.
Наибольшая активность наблюдалась в секторе розничной торговли непродовольственными товарами. Доля непродовольственного сектора в структуре франшиз составила в 2008 г. 52%.
Общие тенденции в секторе непродовольственной розничной торговли по данным Федеральной службы государственной статистики статистике были положительными. Оборот непродовольственной розничной торговли в январе-ноябре 2008 г. возрос на 114,1 % по сравнению с аналогичным периодом 2007г.
В непродовольственной торговле наибольшую долю франчайзингового рынка занимали франшизы одежды и обуви (51%). В 2008 году по сравнению с 2007 г. количество франшиз в секторе торговли одеждой возросло на 40,5%. в торговле обувью на 84,6%
Это связано как с общими тенденциями, происходящими на рынке одежды и обуви в докризисной ситуации, например, увеличение объемов закупок импортных товаров, развитие собственного производства, рост потребительской активности, рост спроса и увеличение объемов продаж, изменение тенденций в моде, ориентация на фирменную торговлю, высокий уровень конкуренции в данном секторе и т.д., так и с меньшими затратами ресурсов и времени на формирование сети (в отличие от других секторов), а также наличием механизмов осуществления контроля за работой участников сети.
В других секторах также происходил рост количества франшиз, при этом опережающими темпами возрастали сектор мебели и спорттоваров – в 1,2 раза каждый. В пределах 60-70% возросли секторы подарков и товаров для личной гигиены, около 40% сектор товаров для детей и хоз.товаров и на 20% соответственно стройматериалы и товары для дома.
В торговле непродовольственными товарами достаточно сложно идентифицировать организации, которые используют классические модели франчайзинга. В связи с отсутствием в России легального термина под франчайзингом понимают три основных вида отношений: коммерческую концессию, лицензионные соглашения и дилерские соглашения с дополнительными условиями. В 2008 году сохранились тенденции разрыва между декларированием использования концепций франчайзинга и реальными продажами «франшиз».
В 2008 году в России активно развивался рынок общественного питания. Оборот общественного питания по данным Федеральной службы государственной статистики на конец года возрос по отношению к соответствующему периоду предыдущего года на 108,2%. Согласно опросам общественного мнения в России в 2008 г. возрастала посещаемость заведений питания, особенно в обеденное время.
Достигшие успеха за последние несколько лет организации ориентируются на сетевое развитие. Покупка «франшизы» становится привлекательной для представителей малого предпринимательства в связи с рядом неоспоримых преимуществ по сравнению с открытием собственной единичной точки.
В секторе питания количество франшиз по сравнению с 2007 годом возросло более чем на 30%. На рынке появились новые концепции и новые технологии. Наблюдался рост заинтересованности в использовании марок и концепций уже существующих сетей: появились новые локальные сети. Франчайзинг в индустрии питания сушественно отличается от товарного франчайзинга. В отличие от товарного франчайзинга сервисная марка связана не с конкретным продуктом, а с целым комплексом определяющим услугу признаков. Поэтому франчайзеры используют различные марочные концепции. Если марка гарантирует набор продуктов для приготовления пищи и меню, то чем шире ассортимент меню, тем выше будут риски. Поэтому некоторые системы избирают марочную концепцию «ограниченных гарантий», например, стандартный набор фирменных блюд, а не все меню. Если марка идентифицирует всю услугу, гарантируя потребителю соответствие не только «продуктовую» часть, но и оформление помещения, обслуживание, музыку и др., то гарантии марки распространяются на всю бизнес-систему и риски достаточно велики. Это одно из главных и видимых отличий франчайзинга бизнес-формата от товарного франчайзинга. Таким образом, вопрос стандартизации и исполнения стандартов каждым участником сети в франшизных сетях питания стоит значительно острее, чем, например, в секторе торговли.
Большим риском практически для любой сети является изменение предпочтений потребителей. Критическое отношение к вкусовым качествам продуктов, переориентация на здоровое, низкокалорийное и низкоуглеводное питание требует от франчайзеров новых концепций и новых технологий, оперативного введения усовершенствований и распространения их на всю сеть. Способность быстрой адаптации, особенно крупных сетей к новым требованиям потребителей позволяет и позволит сохранить в будущем приверженность клиентов к бренду и соответственно лидирующее положение на рынке питания. Рост сетей и появление новых участников рынка сопровождается внедрением новых технологий, дифференциацией меню и обслуживания, совершенствованием качества продукта и процедур приготовления готового блюда, процессов обслуживания посетителей ресторанов, а также созданием комфортных условий для посешения ресторанов и совершенствованием программ маркетинга.
В 2008 г. в России наблюдались положительные тенденции и в сфере услуг. По данным официальной статистики на ноябрь 2008г. по сравнению с аналогичным периодом 2008г. обьем платных услуг, оказываемых населению возрос на 104,1 %.
Наибольшее количество предложений франшиз было в секторе услуг для бизнеса: консалтинг, реклама, обслуживание компьютерного оборудования и др. Также хорошо представлены на рынке такие услуги как парикмахерские, салоны красоты, фитнес-пентры. Сохранил свои позиции туристический сектор.
Отставание сектора услуг от других в предыдущий период времени во многом связано с общими тенденциями в сфере услуг, а с точки зрения франчайзинга, с более длительным и сложным характером разработки концепции и Системы франчайзинга в организациях, оказываюших услуги. Это объясняется нематериальным характером услуги, необходимостью формирования стандартов по всем этапам процесса оказания услуги, широким спектром требований к менеджменту и сотрудникам, непосредственно работающим с потребителями услуги. Торговая марка в секторе услуг несет потребителю информацию не о конкретном материальном продукте, а о процессе, а вернее о стандарте этого процесса, его качестве, формате оказания услуги. В отличие от товарного франчайзинга, где основным продуктом является конкретный товар и франчайзинга в питании, где системы сориентированы на технологии приготовления пиши, во франчайзинге услуг принципиально важными являются ноу-хау, а также знания и навыки сотрудников, их квалификация, личные достижения и мастерство, коммуникабельность и качество общения с непосредственными потребителями услуги.
Большинство секторов сферы услуг развивалось достаточно динамично. Наиболее быстрыми темпами в 2008 году росло количество франшиз в секторе бытовых услуг и услуг для бизнеса.
В России практически отсутствуют сети, осуществляющие развитие с использованием только концепций франчайзинга. Вместе с тем, сети, использующие эти концепции независимо от доли точек, принадлежащих франчайзи относительно собственных точек во всем мире позиционируются как франчайзинговые. В России, также как и в других странах преобладают смешанные сети, т.е. сочетающие в себе расширение на другие территории с помощью собственных точек и независимых предприятий (франчайзи). Стратегия расширения зависит от воли руководства, внешних факторов, влияющих на организацию и внутреннего потенциала применяющей ту или иную стратегию организации.
Структура франшизных сетей (простая выборка) представлена на рис.3
Рис.3
В России наиболее распространен прямой франчайзинг, т.е. по схеме франчайзер-франчайзи. Это связано с небольшим пока опытом работы, незначительностью масштаба развития, недостаточным качеством менеджмента, недопониманием франчайзи необходимости разделения ответственности с франчайзером за сохранение репутации системы, необходимостью постоянного контроля со стороны франчайзера за исполнением стандартов и сложности с реализацией контрольных функций. При этом следует ожидать, что через некоторое время успешные франчайзеры достигнут определенного порога выгодности прямого франчайзинга, и стратегии развития будут адаптироваться к новым экономическим условиям. Переход к мульти-франчайзингу будет означать поистине тиражирование той или иной концепции и территориальную экспансию.
Правообладатели России используют различные способы территориального развития. Представление прав может ограничиваться различной географической территорией, например, конкретный адрес, радиус от непосредственного расположения объекта, район, город. В подавляющем большинстве случаев правообладатели предоставляют неисключительные права на территорию. Слабо развиты в России концепции развития территории, хотя в 2007-2008 годах в некоторых секторах это направление начало использоваться, но под различными названиями.
В разрезе территорий развитие франчайзинга происходит неоднородно. Физико-географические условия, национальные и культурные различия, социально-экономические условия, административное регулирование, институциональные, инфраструктурные и другие факторы оказывают обшее влияние на уровень потребительской и предпринимательской активности, соответственно и на технологии предпринимательства.
В 2008 г. в регионы из центральной части России активно продвигались сети, наблюдалось повышение активности франчайзеров, росло количество локальных сетей на региональных рынках.
Достижение определенного уровня организованности в рамках локальных сетей дает дополнительные преимущества в части противостояния диктату крупных сетей на экономическом и организационном уровне, а также приобретения дополнительного потенциала для расширения территорий деятельности для малых сетей. Развитие локальных сетей позволит привлечь определенные ресурсы на территорию деятельности франчайзера, активизировать деятельность местных поставщиков и сохранить бюджетные поступления. Это безусловно благоприятно скажется на развитии экономики того или иного региона.
Основные проблемы сдерживания развития франчайзинга в нашей стране можно классифицировать по причинам их возникновения.
1) Экономические проблемы.
Франчайзинг – экономический инструмент, и для его внедрения необходимы соответствующие экономические предпосылки, которые в России не сформировались либо вообще, либо частично.
К данным проблемам можно отнести:
Ø нестабильность развития экономики России. Франчайзинговые схемы требуют стабильности и предсказуемости экономики;
Ø отсутствие у большинства предпринимателей – потенциальных франчайзи – необходимого стартового капитала для вхождения во франчайзинговую систему;
Ø сложность, а порой и невозможность получения кредитов для создания стартового капитала.
2) Организационно-правовые проблемы.
Хотя франчайзинг – это экономический инструмент и его проблемы в первую очередь следует искать в сфере экономики, в России сдерживание развития франчайзинга происходит прежде всего в правовой сфере. Они, эти проблемы, связаны с практически полным отсутствием правового обеспечения франчайзинга в России.
3) Социально-психологические проблемы. К ним можно отнести:
Ø отсутствие отечественного опыта и боязнь провала у субъектов франчайзинговой системы – франчайзера и франчайзи;
Ø отсутствие должного уважения к интеллектуальной собственности;
Ø боязнь франчайзи потерять самостоятельность и собственное «лицо» предпринимателя и менеджера.
Особое место среди проблем франчайзинга занимает образование как механизм разрешения социально-психологических проблем. Эта проблема вызвана слабой подготовкой представителей малого бизнеса в сфере франчайзинга.
Естественно, что рассмотренные проблемы нельзя анализировать локально, они тесно связаны и оказывают серьезное влияние друг на друга.
Так, экономические проблемы франчайзинга вызваны не только состоянием экономики, но и влиянием других проблем, в первую очередь организационно-правовых.
Отечественное законодательство практически не оперирует понятием «франчайзинг». Коммерческая концессия, которой посвящена глава в Гражданском кодексе РФ, далеко не эквивалентна понятию «франчайзинг». Отсутствие правовой базы существенно сужает возможность развития франчайзинга и в первую очередь значительно усложняет возможность кредитования франчайзи.
Развитие правового обеспечения франчайзинга требует опять-таки решения экономических проблем и дополнительных издержек на совершенствование правовой базы и разработку «обходных» правовых схем.
Социально-психологические проблемы связаны как с экономическими проблемами, так и с правовыми.
Входя во франчайзинговую систему, франчайзи испытывает ряд опасений, вызванных как экономическими, так и правовыми аспектами.
В первую очередь он опасается банкротства, которое может быть вызвано действиями франчайзера. Но именно правовая составляющая должна успокоить франчайзи: он владелец своего предприятия, юридическое лицо, что должно подтверждаться необходимыми юридическими процедурами.
Важнейшим социально-психологическим аспектом франчайзинга является традиционное для нашей страны неуважение к интеллектуальной собственности. Решение этой проблемы требует сочетания экономических и правовых воздействий, которые сделают неэффективным несанкционированное использование чужой интеллектуальной собственности.
Образовательные проблемы франчайзинга, вызванные слабой подготовкой предпринимателей в этой области. Решение образовательных проблем связано с необходимостью создания сети учебных и консультационных центров по франчайзингу, что требует решения чисто экономических проблем. В то же время образовательные проблемы франчайзинга приведут к расширению познаний франчайзи в области права и экономики.
Как видно из сказанного выше, взаимосвязь экономических, организационно-правовых, социально-психологических и образовательных проблем франчайзинга возможно только в комплексе, когда решение одной проблемы связано с необходимостью решения других.
Для минимизации вышеуказанных проблем необходимо разработать и принять новый закон о франчайзинге, а в остальные нормативные акты внести изменения.
В Гражданский кодекс РФ необходимо:
Ø ввести понятие и определение франчайзинга;
Ø сформировать основные понятия и их типологию, такие как товар, объект франчайзинга и субъекты франчайзинга (франчайзер и франчайзи);
Ø определить типологию видов франчайзинга и особенности их использования;
Ø ввести понятие франшизы (договор франчайзинга).
Все эти изменения должны приблизить как законодательство, так и терминологию франчайзинга к мировой практике, что особенно важно для создания франчайзинговых систем с участием иностранного капитала.
В результате у предпринимателей будет достаточный нормативный материал для заключения договоров, где они в зависимости от выбранной схемы работы будут применять те или иные нормативные документы и подбирать образцы договоров.
Большая часть проблем франчайзинга, причем не только социально-психологических, связана со слабой подготовкой предпринимателей, которые могли бы выступить организаторами франчайзинговых систем (франчайзерами) и работать в этих системах в качестве франчайзи.
Решение этих проблем достаточно тривиально: необходимо создать образовательную систему, которая позволила бы значительно расширить подготовку отечественных предпринимателей в области франчайзинга.
Эта система должна иметь два направления:
Ø широкое, обеспечивающее пропаганду франчайзинга как экономического инструмента;
Ø узкое, обеспечивающее целевое консультирование субъектов франчайзинговых систем (франчайзера и франчайзи) по конкретным экономическим проблемам франчайзинга.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Дать сравнительную характеристику организационно-правовых форм (ОПФ) коммерческих организаций: открытое акционерное общество; закрытое акционерное общество; общество с ограниченной ответственностью; общество с дополнительной ответственностью; полное хозяйственное товарищество; хозяйственное товарищество «на вере»; производственный кооператив; унитарные государственные и муниципальные предприятия.
Название ОПФ | Участники и форма участия | Min и max число участников | Учредительные документы | Формирование уставного капитала | Ответственность участников | Распределение прибыли (убытков) | Условия выхода участников | Организация управления | Условия ликвидации и реорганизации |
ОАО | Акционеры | Не ограничено | Договор о создании акционерного общества, устав | разделен на определенное число акций | Ответственность участников в пределах своего вклада | Выплата дивидендов каждому акционеру пропорционально его пакету акций | путем продажи или иной передачи другому лицу принадлежавших акционеру акций. Акционер не вправе ничего требовать от общества | Высший орган управления – общее собрание его акционеров, совет директоров (если акционеров более 50), исполнительный орган коллегиальный (правление, дирекция) и (или) единоличный (директор) | добровольно по решению общего собрания акционеров. Возможно слияние, присоединение, разделение, выделение |
ЗАО | Акционеры | Не более 50 | Договор о создании акционерного общества, устав | разделен на определенное число акций | Ответственность участников в пределах своего вклада | Выплата дивидендов каждому акционеру пропорционально его пакету акций | путем продажи или иной передачи другому лицу принадлежавших акционеру акций. Акционер не вправе ничего требовать от общества | Высший орган управления – общее собрание его акционеров, исполнительный орган коллегиальный (правление, дирекция) и (или) единоличный (директор) | добровольно по решению общего собрания акционеров. Возможно слияние, присоединение, разделение, выделение |
ООО | Физические и юридические лица кроме государственных органов и органов местного самоуправления | Не менее одного участника, но не более 50 | Учредительный договор | Только за счет вкладов учредителей | Ответственность учредителей в пределах своего вклада | пропорционально их долям в уставном капитале общества | в любое время независимо от согласия других участников с выплатой его доли | Высший орган - общее собрание его участников, исполнительный орган осуществляет текущее руководство и подотчетнен общему собранию участников | добровольно по единогласному решению его участников |
ОДО | Физические и юридические лица кроме государственных органов и органов местного самоуправления | Не менее одного | Учредительный договор | Только за счет вкладов учредителей | Полная ответственность (в т.ч. и распространяется на личное имущество) | пропорционально их долям в уставном капитале общества | в любое время независимо от согласия других участников с выплатой его доли | Высший орган - общее собрание его участников, исполнительный орган осуществляет текущее руководство и подотчетнен общему собранию участников | добровольно по единогласному решению его участников |
Полное товарищество | Полные товарищи | Не менее одного участника | Учредительный договор | Доли участников товарищества в складочном капитале | Полная субсидиарная ответственность по обязательствам | пропорционально долям участников в складочном капитале | заявление об отказе от участия в товариществе, поданное не менее чем за 6 месяцев до фактического выхода из товарищества | осуществляется по общему согласию всех участников, Каждый участник полного товарищества имеет один голос, Каждый участник вправе знакомиться со всей документацией по ведению дел | по решению его учредителей (участников), по решению суда, вследствие признания его несостоятельным (банкротом), когда в товариществе остается единственный участник |
Товарищество «на вере» | Комлиментарии и командитисты (вкладчики) | Более одного полного товарища Не менее одного вкладчика | Учредительный договор | Доли полных товарищей в складочном капитале, вклады вкладчиков в складочный капитал | Полная субсидиарная ответственность по обязательствам для полных товарищей. Вкладчики отвечают только своим вкладом | пропорционально их долям в складочном капитале | Полные товарищи в любое время выйти из товарищества, вкладчики по окончании финансового года с фиксацией прибыли | Управление осуществляется полными товарищами, Вкладчики не вправе участвовать в управлении | при выбытии всех участвовавших в нем вкладчиков, по основаниям ликвидации полного товарищества |
ПК | граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства. Юр. лицо участвует в деятельности через своего представителя | не менее чем пять человек | Устав | за счет паевых взносов членов кооператива | Субсидиарная ответственность членов кооператива. Кооператив отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом, но не отвечает по обязательствам его членов | в соответствии с личным трудовым и (или) иным участием членов кооператива, размером паевого взноса, а также в соответствии с размером их паевого взноса. | Член ПК – выход по своему усмотрению предупредив в письменной форме председателя (правление) кооператива не позднее чем за 2 недели. Член наблюд. совета (исполн. органа) может быть исключен по решению общего собрания членов кооператива | Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов. наблюдательный совет (если членов более 50). Исполнительный орган – правление и (или) председатель кооператива | по решению общего собрания членов кооператива, в том числе в связи с истечением срока, на который он создан, достижением цели, ради которой он создан. Возможно слияние, присоединение, разделение, выделение, поглощение |
МУП и ГУП | органы государственной власти РФ или органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления | - | Устав | за счет денежных средств, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку. Размер для ГУПов не менее чем 5000 МРОТ, на дату государственной регистрации. Размер для МУПов не менее чем 1000 МРОТ на дату государственной регистрации | отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества | Ежегодное перечисление в соответствующий бюджет части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством РФ, уполномоченными органами гос. власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. | - | Руководитель (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. Назначается собственником | по решению собственника, на основании решения уполномоченного государственного органа или решения суда Возможно слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях глобального кризиса проблемы и трудности наблюдаются практически во всех секторах экономики. Меняются поведенческие модели населения на потребительском рынке, снижается уровень потребительской активности. Результаты обследований, проведенных Росстатом в IV квартале 2008г. свидетельствуют о резком снижении уровня потребительской уверенности населения России. По мнению Росстата снижение индекса потребительской уверенности связано с ухудшением субъективных опенок населением общих экономических условий и личного материального положения[5].
Потребители меняют предпочтения, пересматривают бюджеты домохозяйств, что безусловно сказывается влияние на структуру спроса и соответственно влечет за собой необходимость для нового осмысления и пересмотра стратегий развития субъектов рынка.
Снижение спроса и изменение его структуры, отсутствие оборотных средств, рост арендных платежей и других издержек и другие факторы приводят к ухудшению положения торговых и обслуживающих предприятий и организаций, банкротству и уходу с рынка. Общая ситуация не может не сказаться на секторе франчайзинга.
В течение 2009 г. объективно можно ожидать замедление роста сетей, снижение оборотов и уход с рынка некоторых сетей, внутренний потенциал которых не может выдержать новых условий.
Вместе с тем, ограничение собственных ресурсов должно повысить активность самих франчайзеров с целью привлечения в сеть инвестиций независимых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Вероятнее всего произойдет смешение интересов с расширения на рынке за счет собственных предприятий к расширению за счет франчайзи. Так что в этом смысле, франчайзинг должен развиваться активнее, чем другие формы, при условии, если франчайзеры будут грамотно выстраивать продуктовые и марочные стратегии. Крайне важно также выстраивание партнерских отношений, в условиях кризиса особо пристальное внимание необходимо будет уделять выбору партнеров.
С целью привлечения конечных потребителей и потребителей франшизы также ожидаема диверсификация, т.е. появление новых форматов и новых франшиз.
Высокий уровень безработицы в стране «для франчайзинга» является более благом, чем проблемой. Безработные граждане, имеющие свободные ресурсы будут пытаться вложить их в активы, приносящие доход. Одним из таких активов можно рассматривать «франшизу». С этой точки зрения можно ожидать увеличение активности в секторе франчайзинга в общем. На наш взгляд, особенно в регионах будут более востребованы мелкоформатные франшизы, а также менее стандартизованные франшизы.
В любом случае, при всех проблемах и трудностях перспективы в России у франчайзинга немалые.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (в ред. от 09.02.2009 г.)
2. ФЗ «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ (в ред. от 30.12.2008 г.)
3. ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ (в ред. от 22.12.2008 г.)
4. ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ (в ред. от 01.12.2007 г.)
5. Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли. - М.: Маркетинг, 2006.
6. Бусыгин А.В. Предпринимательство. - М.: Дело, 2004
7. Муравьев А.И. Предпринимательство. - СПб.: Лань, 2005
8. Девяткин О.В. Экономика предприятия (фирмы). - М.: ИНФРА-М, 2007
9. Официальный сайт МАФ в России и странах СНГ https://www.arbat15.ru/
10. Официальный сервер Российской ассоциации франчайзинга https://www.rarf.ru/
11. Официальный ресурс Федеральной службы государственной статистики https://www.gks.ru/
12. Маркетинговое исследование «Рынок франчайзинга в России» https://marketing.rbc.ru/research/562949960020263.shtml
[1] Согласно официального сайта МАФ в России и странах СНГ https://www.arbat15.ru/
[2] Согласно статистики официального сервера Российской ассоциации франчайзинга https://www.rarf.ru/
[3] https://www.rarf.ru/
[4] Здесь и далее представлены статистические данные согласно данным маркетингового исследования «Рынок франчайзинга в России» https://marketing.rbc.ru/research/562949960020263.shtml
[5] Согласно официального ресурса Федеральной службы государственной статистики https://www.gks.ru/