Содержание
Введение
1. Теоретические основы факторов, снижающих потребительскую стоимость товарной продукции
1.1 Потребительская стоимость непродовольственных товаров
1.2 Потребительские свойства непродовольственных товаров
1.3 Факторы, влияющие на потребительскую стоимость товаров
2. Физико-химические факторы
2. Анализ факторов, снижающих потребительскую стоимость товаров в СП ЗАО "Милавица"
2.1 Организационная характеристика СП ЗАО "Милавица"
2.2 Анализ факторов, снижающих потребительскую стоимость товаров на предприятии
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Потребительная стоимость - это совокупность полезных свойств товара, благодаря которым он обладает способностью удовлетворять какую-либо потребность общества или отдельного человека (может служить пищей, быть одеждой или иным полезным предметом).
Товар должен иметь не просто потребительную стоимость, а общественную потребительную стоимость, когда он призван удовлетворять потребности не самого производителя, а других членов общества, к которым поступает в процессе обмена. Значение потребительной стоимости заключается в том, что она составляет вещественное содержание богатства любого общества. С потребительной стоимостью связаны качество продукции, конкурентоспособность, значение которых возрастает в современных условиях.
Цель курсовой работы: провести анализ факторов снижающих потребительскую стоимость товаров на примере СП ЗАО "Милавица".
Для достижения цели в работе поставлены и решаются следующие задачи:
. Раскрыть теоретические основы факторов снижающих потребительскую стоимость товаров.
2. Провести анализ факторов снижающих потребительскую стоимость товаров в СП ЗАО "Милавица".
Для написания курсовой работы использовались труды отечественных и зарубежных ученых-товароведов и экономистов по различным аспектам исследуемой темы, а также результаты исследования деятельности СП ЗАО "Милавица".
Научная новизна курсовой работы заключается в разработке теоретико-методологических положений и обосновании практических предложений по совершенствованию деятельности в СП ЗАО "Милавица".
потребительская стоимость непродовольственный товар
Исследования и разработки выполнялись на основе системного подхода с использованием методов экономического анализа, методов структурно-логического анализа.
Теоретические основы факторов, снижающих потребительскую стоимость товарной продукции
Потребительская стоимость непродовольственных товаров
Потребительская стоимость - это способность товара удовлетворять ту или другую потребность - это качественная сторона товара. Ее характеризует определенная отличительная черта. Потребительская стоимость товара должна быть продуктом труда, человеческой деятельности. Если какая-то полезная вещь не является результатом такой деятельности (например, вода в естественном источнике), то эта вещь не имеет потребительской стоимости товара [10, с.178].
Потребительская стоимость товара всегда имеет общественный характер, ведь удовлетворяет потребность рынка, а следовательно, общества.
Дальше, потребительская стоимость товара всегда имеет исторический характер, то есть возникает, развивается и исчезает во время возникновения и развития товарного производства и каждого отдельного товара.
Основополагающей единицей товарного производства является товар, а по определению К. Маркса, "товар есть прежде всего внешний предмет, вещь, которая, благодаря ее свойствам, удовлетворяет какие-либо человеческие потребности".
Товар, как предмет потребления, вещь имеет две составные части. Историческим достоянием и заслугой К. Маркса нужно считать вскрытую двойственную сущность товара: его потребительную стоимость и стоимость. К. Маркс, Ф. Энгельс и В. Ленин глубоко раскрыли не только двойственную сущность товара, но и содержание категорий "стоимость" и "потребительная стоимость" [11, с.27].
Понятие "потребительная стоимость" приводится в исследованиях К. Маркса в тесной увязке со способностью товара удовлетворять определенные человеческие потребности. Большинство разработок, выполненных К. Марксом по потребительной стоимости, предопределяют способность товара удовлетворять". какую-либо потребность" и это проявляется". лишь в пользовании или потреблении".
Заменим, что В. Ленин в работе "Карл Маркс" практически цитирует К. Маркса: "Полезность вещи делает ее потребительной стоимостью".
Стоимостью может обладать только вещь, представляющая собой потребительную стоимость, однако не всякая полезная вещь, не каждая потребительная стоимость обладает стоимостью (предметы, к которым не был приложен труд человека, стоимости не имеют). С другой стороны, сами по себе затраты труда еще не делают продукт стоимостью (продукты труда, произведенные для собственного потребления, свойство стоимости не приобретают). [11, с.29].
Потребительная стоимость, как предмет товароведения, имеет сложную структуру (табл.1.1).
Таблица 1.1 Структура потребительной стоимости
Потребительская стоимость | ||
Качество | Потребитель | Количество |
Потребительские свойства | Потребность | Ассортимент |
Источник: [11, с.113].
В терминологии современного товароведения наиболее часто потребляется термин "товар", который является объектом, а предмет товароведения, "потребительная стоимость", в большей степени раскрывает фактические возможности вещи (предмета потребления), находящейся в эксплуатации. Поэтому правильнее рассматривать товар как реальную потребительную стоимость, т.е. предмет, необходимый потребителю и способный удовлетворять его потребности [11, с.31].
Сложность оценки потребительной стоимости заключается, во-первых, в отсутствии единицы оценки и, во-вторых, в том, что у каждого человека свой уровень потребностей и соответственно своя оценка потребительной стоимости. Однако примерно оценить ее все же можно, хотя и условно.
Анализируя результаты исследований в области теории потребительной стоимости, обобщая особенности ее проявления в процессе потребления (или эксплуатации), нужно отметить и присущие ей признаки:
· Потребляемость (потребление), интенсивность использования предметов потребления, они являются самым важным фактором установления значимости конкретной потребительной стоимости; получаемая от потребления польза (благо), удовлетворение потребителя от применения (ношение обуви, одежды и др.) предмета потребления, его полезность, представляют весьма важный фактор, определяющий величину конкретной потребительной стоимости; распространенность, присущесть потребления данного предмета большинству, многим или основной массе представителей общества выступают в качестве одного из значимых факторов потребительной стоимости; необходимость (нужда), или требуемость предмета для общества, конкретных его представителей, - определяют гарантирующий фактор потребительной стоимости.
· Только пользуемость предметом потребления может определить его истинную потребительную стоимость, а в процессе использования предмета потребления будет выявлена польза, или получаемое от потребления благо, или степень удовлетворения потребителя от применения данной потребительной стоимости [11, с.32].
Познание потребительной стоимости происходит через ее внешние проявления в процессе потребления, изучением этих проявлений занимается товароведение. Указанные проявления известны как потребительские свойства и ассортимент. Данные категории формируются в товарном теле в процессе' производства под влиянием объективных (сырье, технология, оборудование и др.) и субъективных факторов.
Следовательно, потребительские свойства и ассортимент могут рассматриваться как часть свойств потребительной стоимости и могут быть определены как. товароведные категории, характеризующие внешние проявления товарного тела при взаимодействии его с потребителем и внешней средой в процессе потребления [11, с.33].