Из очерка журналиста В. Сторубленкова




БАРКОВ Николай Алексеевич

Вологодская область

Капитан на судах Мурманского тралового флота.

В 1949 году приехал в Мурманск, поступил в мореходное училище. Получив диплом, ходил в море вторым, старшим помощником капитана. Учился промысловому мастерству у прославленных капитанов А. Я. Макла­кова, В. М. Метана.

В 1959 году возглавил экипаж РТ-119 «Валерий Чка­лов», вывел его в число передовых по флоту. За правило рыбаки взяли девиз: «Меньше слов, больше дела».

В 1960-х - начале 1970-х годов руководил экипажами траулеров «Аб­хазия», «Кедровка», «Мценск», «Акула», добиваясь успеха на промысле.

 

ПО ПУТИ УЧИТЕЛЕЙ

Из очерка журналиста В. Сторубленкова

С Барковым мы встретились в уютной капитанской каюте траулера «Валерий Чкалов». С палубы доносился равномерный гул – там бригада груз­чиков извлекала из трюмов рыбу. В последнем рейсе моряки передового судна выловили ее 105 тонн, а план был 54 тонны.

Молодой капитан вначале был категорически против того, чтобы о нем писали в газете.

– Что вы! – убеждал он. – Есть капитаны, более заслуживающие этого. Вот хотя бы Андрей Яковлевич Маклаков. Это капитан! Мне с ним посчастли­вилось плавать на траулере «Ереван» старпомом. И если я хоть сколько-ни­будь смыслю в промысловом деле, то этим, безусловно, обязан Андрею Яко­влевичу. Или вот капитан Метан, опытнейший судоводитель, хороший воспитатель. Многому научился я, плавая с ним вторым помощником на траулере «Красноармеец».

После перечисления всех этих имен лучших капитанов рыбного Мур­мана, которые были в свое время учителями Николая Баркова и как коман­дира, и просто как человека, уже не так бросается в глаза его молодость. Не­смотря на свои двадцать пять лет, капитан «Валерия Чкалова», восприняв­ший от своих учителей морские традиции и умение, накопил порядочный опыт промысловой работы, приобрел завидный авторитет у команды.

Моряки, довольные результатами своей работы под руководством молодого командира, верят в него. Любого из них спроси, и почти каждый ответит: «С таким капитаном не пропадешь!», а иной, может, и другими сло­вами скажет, но смысл обязательно будет тот же.

Вера эта тверда, потому что она рождалась и крепла не за стаканом водки и не в шумливой беседе краснобаев, а в тяжелом моряцком труде, в борьбе плечом к плечу с трудностями, которых немало в капризном Барен­цевом море на пути промысловика.

В углу каюты капитана висит на гвоздике старенькая фуфайка. Этот обычный в рейсе наряд командира корабля красноречивее слов говорит о том, что он не белоручка, что он не только командует с мостика, но бывает на палубе вместе с матросами, с коллективом.

Для капитана Баркова характерно то, что он работает в тесном кон­такте с партийной и профсоюзной организациями. Это важно, особенно для такого молодого, как он. По любому, более или менее сложному вопросу он прежде всего советуется с коммунистами корабля, с членами судового коми­тета.

Из памяти многих не изгладились еще воспоминания о том рейсе, ко­гда на мостик впервые стал молодой капитан. Промышляли тогда на «Мед­вежке», на тяжелых грунтах. Однажды задел трал за что-то на дне. Натяну­лись ваера как струны, даже один лопнул. Старший мастер по добыче руга­ется, кричит, глядя в сторону мостика.

– Что, капитан, может в порт вертать будем? Если камни собирать по дну, рыбы все равно много не наловим...

Сразу после того, как трал был освобожден, по просьбе капитана со­брались члены судового комитета. Позвали и старшего мастера по добыче.

– Скажи-ка, Николай Петрович, – обратился к нему Барков, – сколько в прошлом рейсе, когда вы ходили с опытным капитаном, было задевов трала?

– Если память не изменяет, около пятидесяти.

– А сколько раз рвались ваера?

– Ни разу, – ответил тралмейстер.

Тут же Барков объяснил причину аварийного случая. Виноват, оказы­вается, был сам мастер по добыче. Когда дело приняло такой оборот, он по­нял, что капитан, хотя и молодой, а работу промысловика знает хорошо. Этот случай определил отношение к молодому капитану не только одного ма­стера по добыче.

…Наша беседа с Николаем Барковым была краткой. II, действительно, много ли времени требуется для рассказа о себе человеку, которому в марте исполнилось всего двадцать пять лет. Жизненный путь его ясен и прям, как и у большинства его сверстников.

Десять лет тому назад пятеро пареньков из вологодской деревни приехали в город рыбаков на берегу Кольского залива. В мореходное учи­лище поступали вместе, а счастье учиться в нем выпало только Баркову.

Годы учебы пролетели незаметно. Из впечатлений тех лет самые яр­кие – месяцы производственной практики. После первого курса Николаю случилось плавать на стареньком траулере матросом. Дисциплина на нем была неважная, много там людей было грубых, случайных. Страшно тяже­лым показался практикантам рыбацкий труд. Некоторые из них после пер­вого же рейса насовсем отреклись от моря.

Но не из породы «летунов» оказался комсомолец Барков. Зубами по­рой скрипел, а своей заповеди не нарушил. А заповедь эта правильная, он и сейчас любит ее повторять: «От добра добра не ищут, работай там, где тебя поставили».

Часто, когда речь идет о моряке и особенно о капитане, любят под­черкивать, что-де море он любит с детских лет, мечтал о нем чуть ли не с ко­лыбели. Нельзя сказать этого о Николае Алексеевиче Баркове. Он не помнит, когда полюбил море, когда сроднился с ним.

– Все работа, работа, об этом как-то некогда и подумать было, – гово­рит молодой капитан, – да ведь главное для нас в другом, как бы рыбы больше выловить – этого от нас ждет Родина.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: