АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ




В основных сферах своей деятельности нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» занимает лидирующие позиции на российском и мировом рынках. Деятельность компании способствует долгосрочному экономическому росту в регионах, социальной стабильности, содействует прогрессу, обеспечивает рациональное использование природных ресурсов. Нефтедобывающая отрасль в периоды спада позволяет экономике стабилизироваться, поэтому вопрос о финансовой эффективности подобных предприятий является актуальным.

Обобщенной оценкой эффективности деятельности хозяйствующего субъекта является достигнутые им финансовые результаты и финансовое положение. Целью работы организации в рыночных условиях — получение чистого дохода или прибыли. Прибыль от продаж или прибыль от основной деятельности зависит от масштабов деятельности организации.

Развитие показателей, характеризующих прибыль предприятия за период 2003- 2014 годы согласно финансовым отчетам ОАО «ЛУКОЙЛ», носит неравномерный характер. Так, среднегодовая величина прибыли от основной деятельности отклонялась от среднегодовой в среднем на 36,3%, или на 3519,6 млн. долл. Средняя скорость изменения прибыли от основной деятельности из года в год увеличивалась на 372,0 млн. долл., или на 8,55%.

Следует отметить, что в 2013 и 2014 годах наличие отрицательной тенденции развития показателя прибыли от основной деятельности обусловлено снижением цены на нефть на 2,3-2,7% в различных регионах [1].Кризис 2008 года резко повлиял на показатель прибыли в сторону снижения. До 2010 г. прибыль от продаж увеличивалась, однако если рассматривать крайние годы периода, динамика показателя является отрицательной.

Для изучения процесса развития финансового состояния предприятия во времени, проведен динамический анализ прибыли от продаж [2]. В предкризисный период (2002-2008 гг.) прослеживается тенденция роста прибыли от продаж компании ОАО «ЛУКОЙЛ» с незначительными замедлениями в 2004г. и в 2006г., которые в основном связаны со снижением цен на нефтепродукты. Во время мирового финансово-экономического кризиса, затронувшего Россию в 2008-2009 гг., прибыль компании значительно сократилась. В последующие годы (2010-2012гг.) наблюдается резкое увеличение основной статьи доходности нефтяной компании.

Данную положительную динамику в свою очередь предопределила посткризисная стабильность экономики. Но уже к 2014 году прибыль от продаж компании ОАО «ЛУКОЙЛ» снизилась до уровня 2004 года. Отрицательная динамика рассматриваемого показателя подтверждается прогнозными значениями, полученными на основании построенной полиномиальной линией тренда второй степени. Точечный прогноз на 2015 год дает величину 6312 млн. долл. В 2016 г. прогнозируемый уровень прибыли от продаж предположительно будет приближаться к 3721 млн. долл., а уже в 2017 г. прибыль от продаж снизится до 863 млн. долл. (с вероятностью 95%).

Коэффициент детерминации полученного уравнения достаточно высок и превышает 0,836, что свидетельствует о значимости рассматриваемой модели и высокой точности полученных прогнозных значений. Уравнением, описывающим динамику прибыли компании ОАО «ЛУКОЙЛ», объясняется 83,6 % дисперсии результативного признака, при этом на долю прочих факторов приходится 16,4 % (остаточная дисперсия).

Доходом организации следует признавать увеличение экономических выгод в результате поступления активов в форме денежных средств или иного имущества. Доходом от основного вида деятельности является выручка от продаж товаров, продукции, работ, услуг [3].Увеличение выручки влечет за собой увеличение суммы прибыли и уровня рентабельности. Состав выручки от основной деятельности ОАО «ЛУКОЙЛ» варьируется по сегментам деятельности (Таблица 1). В 2014 году по сравнению с 2008 годом за счет увеличения объемов продаж нефти на 50,68% или на 12474 млн. долл., общая выручка увеличилась на 11,58%,так же за счет увеличения объемов продаж нефтепродуктов на 29,8% или на 22775 млн. долл., выручка увеличилась на 21,15%.

 


 


Таблица 1 — Структура влияния выручки по видам продукции на изменение совокупной выручки

Продажи по видам продукции Структура, % Изменение Влияние объема продаж на общее изменение, %
    п.п. %
Нефть 0,23 0,26 0,03 1,13 11,58
Нефтепродукты 0,71 0,69 -0,02 0,97 21,15
Продукты нефтехимии 0,02 0,01 -0,01 0,39 -0,93
Газ и продукция его переработки 0,01 0,02 0,01 1,29 1,29
Реализация энергии и сопутствующих услуг 0,01 0,01 0,01 1,86 0,91
Прочие продажи 0,02 0,01 -0,01 0,70 -0,11
Всего 1,0 1,0 0,0 - 33,88

 

 


За счет увеличения продаж газа и продуктов его переработки на 72,48% или на 1385 млн. долл., совокупная выручка увеличилась на 1,29%, низкий темп прироста выручки, несмотря на высокий прирост продаж газа и продуктов его переработки обусловлен малой долей этого вида продукции в структуре выручки. За счет увеличения объемов продаж по сегменту реализация энергии и сопутствующих услуг на 149,54% (или 978 млн. долл.) выручка увеличилась на 0,91%. Несмотря на бурный прирост объемов выручки сегмента энергия и сопутствующие услуги, выручка увеличилась лишь на 0,91 %, что обусловлено низкой долей данного сегмента в структуре продаж. Снижение объемов продаж по сегментам продукты нефтехимии на 47,44% (или 1002 млн. долл.) и прочие продажи на 6,1% (или на 121 млн. долл.), совокупная выручка снизилась на 0,93 % и 0,11% соответственно.

При характеристике изменений структуры можно выявить её стабильность или подвижность во времени. При этом вычисляются показатели структурных различий, среди которых наиболее распространенными являются индексы структурных различий, разработанные В. Рябцевым, К. Гатевым, Салаи.Расчетные значения индексов структурных различий: IРябцева =0,026 п.п.; IГатева =0,037 п.п.; IСалаи =0,235 п.п.

Значение индекса структурных сдвигов определяется в интервале от 0 до 1 (критерий нормированности), соответственно нулевое значение индекса говорит о полном сходстве структур, а единица – о полном их различии. Подробная шкала нормированности разработана О.Ф.Чистик только для индекса Рябцева [4,12-123]. Значение двух первых индексов невелико, что указывает на весьма низкий уровень различий в структуре выручки ОАО «ЛУКОЙЛ» за крайние годы. Это объясняется тем, что по сопоставимым статьям масштабных изменений за этот период не произошло.

На платежеспособность предприятия влияет его способность генерировать прибыль. Для оценки этой способности рассчитываются показатели рентабельности в целом по предприятию или по отдельным сегментам. На основе мультипликативной двухфакторной модели нами установлено как изменялась рентабельность продаж за счет изменения выручки от продаж (выручки от реализации) и затрат на реализацию (себестоимость). В 2014 году по сравнению с 2013 годом рентабельность продаж снизилась на 2,3 п.п. За счет увеличения затрат на реализацию на 5836 млн. долл., рентабельность продаж снизилась на 4,05 %, а за счет увеличения выручки на 2715 млн. долл., рентабельность продаж увеличилась на 1,75 % (табл. 2).

Таблица 2 — Абсолютное изменение показателей за базисный 2013 г. и отчетный 2014 г.

Показатель 2013 г. 2014 г. Абсолютное изменение
Рентабельность продаж, % 7,24 4,94 -2,30
Выручка, млн. долл.      
Затраты на реализацию, млн. долл.      

 

Согласно расчетным данным по каждому показателю, прибыль организации снижалась. Прибыль от основного вида деятельности в 2014 году по сравнению с 2013 снизилась на 30,5% за счет увеличения затрат и прочих расходов. Прибыль до налогообложения уже имела более высокие темпы снижения -35,2%, это вызвано в основном тем, что сальдо прочих доходов и расходов ОАО «ЛУКОЙЛ» резко снизилось в 2014 году на 139 млн. долл. Чистая прибыль после уплаты налогов уменьшилась на 38,2 %, или на 2913 млн. долл., а чистая прибыль, относящаяся к ОАО «ЛУКОЙЛ» в конечном итоге снизилась на 39,4 %, или на 3086 млн. долл. США, за счет уменьшения прибыли, относящейся к неконтролирующей доле на 173 млн. долл.

Наряду с затратами на производство и реализацию, любое предприятие имеет также прочие виды доходов и расходов, получает и выплачивает проценты по кредитам и займам, ежегодно платит налог на прибыль и страховые взносы. Все эти дополнительные статьи формируют чистую прибыль. Сравнить скорость изменения различных видов прибыли можно с помощью показателей средних темпов прироста по каждому виду (табл. 3).

Таблица 3 — Темпы прироста в 2014 г. по сравнению с 2013 г. по видам прибыли.

Показатель Темп прироста, %
Прибыль от основного вида деятельности -30,5
Прибыль до налогообложения -35,2
Чистая прибыль -38,2
Чистая прибыль, относящаяся к ОАО -39,4

 

Негативное влияние на чистую прибыль компаниив 2014 г. оказало снижение мировых цен на углеводороды, в особенности в четвёртом квартале, а также убытки от списания сухих скважин и обесценения активов, относящихся к сегментам геологоразведки и добычи и переработки и сбыта в размере 2 123 и 218 млн. долл. США соответственно (за вычетом налога на прибыль и неконтролирующей доли). При этом скорректированный показатель EBITDA снизился на 829 млн. долл. США, или на 4,3%. На показатель EBITDA компаниив 2014 г. существенное положительное влияние оказало начало возмещения затрат по проекту «Западная Курна-2» в Ираке. В 2014 г. свободный денежный поток «ЛУКОЙЛ» составил 0, 9 млрд. долл. США.

 

Таким образом, в 2014 году 95% выручки от продаж ОАО «ЛУКОЙЛ» было сформировано за счет основного вида деятельности – продажа нефти и нефтепродуктов. В 2008-2009 гг. на рынке нефти произошел кризис, что немедленно отразилось на финансовых результатах компании. Значительная доля доходов компаниивыражена в долларах США или в определённой мере привязана к ценам на нефть в долларах США, тогда как большая часть расходов в России выражена в рублях. Поэтому рублёвая инфляция и колебания обменного курса рубля могут существенно влиять на результаты операций [5, 94-98]. В частности, ослабление рубля по отношению к доллару США приводит к снижению затрат в долларовом исчислении, и наоборот. Укрепление покупательной способности доллара США в Российской Федерации, рассчитанное исходя из обменных курсов рубля к доллару США и уровня инфляции в Российской Федерации, составило 10,6% в 2014 г. по сравнению с 2013 г. Поэтому в 2014 г. выручка от реализации увеличилась на 2 715 млн. долл. США, или на 1,9%, по сравнению с 2013 г. Выручка от продаж нефти увеличилась на 9 738 млн. долл. США, или на 35,6%. Выручка от продаж нефтепродуктов уменьшилась на 6 083 млн. долл. США, или на 5,8%. На изменение выручки от реализации, выраженной в рублях, по сравнению с 2013 г. существенно повлияло номинальное обесценение рубля на 17,1%.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: