Образование, наука, космос: русские горки




Здравствуйте! С вами снова «Красная школа».

Добрый день! Как всегда, несколько передач мы посвящаем разным сторонам жизни советского общества.

Успехи и проблемы образования. К 1985 году советская система образования достигла выдающихся результатов. Продолжало расти число людей, имевших среднее и высшее образование. Расширилась сеть ВУЗов. В начале 80-х годов они выпускали каждый год более 1 млн специалистов. Качество образования в СССР находилось на высоком уровне по мировым стандартам. Государство через систему распределения гарантировало трудоустройство и работу по специальности каждому выпускнику учебного заведения. С 1978 года в школах были введены бесплатные учебники. Развернулась деятельность педагогов-новаторов: Шаталова, Ильина, Амонашвили и других.

В 1984 году началась новая школьная реформа, во многом повторявшая хрущёвские эксперименты. Естественно, она стала неудачной. В старших классах средней школы вновь организовывалось трудовое обучение. Была начата подготовка к переходу на 11-летнее обучение. В рамках этого перехода в школу стали принимать не только 7-летних, но и 6-летних детей. Это было явной ошибкой, поскольку подавляющее большинство детей в 6 лет ещё не готовы учиться в школе.

В системе школьного образования имелись и другие отрицательные черты. Всё большей проблемой становилась феминизация средней школы: уменьшение количества учителей-мужчин. Сегодня эта проблема стала ещё острей. Ещё одной проблемой была низкая зарплата учителей. Несмотря на периодические повышения, она всё больше отставала от средней по стране, от зарплаты многих рабочих и научных работников. Это уменьшало привлекательность педагогической работы для молодёжи и сильно снижало общий уровень студентов и выпускников педагогических институтов.

Развитие науки и техники. Советское государство по-прежнему выделяло большие средства на развитие науки. Ежегодно принималась государственная программа поддержки науки. К концу 1985 года в стране было более 2600 научно-исследовательских институтов и почти 1,5 млн. научных сотрудников. Существовала прекрасная база по подготовке специалистов по всем направлениям. На первый план была выдвинута задача усиления связи науки с производством. С этой целью ещё с 60-х годов создавались научно-производственные объединения (НПО), к 1985 году в СССР их действовало уже около 250.

Середина 70-х годов ознаменовалась крупнейшими достижениями науки и техники. В конце 1975 года началась эксплуатация первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 и крупнейшего карьерного самосвала БелАЗ грузоподъемностью 110 тонн. С 1976 г. начал перевозки пассажиров и грузов первый советский аэробус Ил-86. В 1974 г. был спущен на воду самый большой атомный ледокол «Арктика», а в августе 1977 года он стал первым в истории надводным кораблём, достигшим Северного полюса. В 1976 году завершилось строительство крупнейшего в мире радиотелескопа РАТАН-600, с помощью которого астрономы исследовали как близкие объекты: Солнце, солнечный ветер, планеты, спутники, так и удалённые: радиогалактики, квазары.

Важнейшей научно-технической задачей было развитие энергетики. Были реализованы крупномасштабные проекты по созданию атомных электростанций. Другим направлением стало интенсивное освоение нефтегазовых месторождений Западной Сибири, потребовавшее новых, оригинальных разработок по добыче и транспортировке полезных ископаемых. Советские учёные вели успешные работы по расшифровке структуры белка, генной инженерии, лазерной медицине. Мы говорили, что идея академика Глушкова о создании единой компьютерной сети СССР не получила государственной поддержки и не была реализована в масштабе страны. Но на основе этой идеи были разработаны и успешно внедрены АСУ предприятиями, технологическими процессами и даже вузами.

Сравнительный анализ показателей развития СССР и США говорит о том, что на ряде направлений мы не только не уступали, но и превосходили конкурента. Это относится к производству вооружений, освоению космоса, фундаментальной науке. Однако по ряду направлений, в частности, в прикладных научных исследованиях СССР серьезно отставал. Например, в начале 80-х годов в США использовалось около 800 тысяч компьютеров, а в СССР – только около 50 тысяч. Мощнейший советский научный комплекс был чрезмерно милитаризирован. Исследования на оборонные нужды финансировались в полном объеме, в то время как на гражданскую сферу выделялись недостаточные средства. Отсутствовали технологии так называемого «двойного назначения», которые позволили бы использовать достижения оборонной промышленности в гражданских производственных отраслях.

Серьёзной проблемой становилась диспропорция в зарплате. Научные сотрудники и преподаватели вузов со степенями получали высокую зарплату, позволявшую обеспечить хороший уровень жизни всей семье. В то же время начинающий инженер или научный работник получал значительно меньше начинающего рабочего. Даже квалифицированный инженер со стажем мог получать существенно (иногда «в разы») меньше квалифицированного рабочего таких предприятий, как, скажем, автосервис. Это сильно понижало для молодых людей привлекательность высшего образования.

В начале 80-х годов был завершён проект переброски вод северных рек на юг страны. Основная цель состояла в направлении до 2% стока сибирских рек (Иртыша, Оби, Тобола и других) в регионы страны, остро нуждающиеся в пресной воде. Система каналов и водохранилищ позволила бы транспортировать воду в Казахстан, Узбекистан и Туркмению, а также в Курганскую, Челябинскую и Омскую области России с целью орошения земель и обеспечения водой малых городов. Особое внимание уделялось переброске воды в Аральское море, которое начало катастрофически пересыхать. Реализация проекта могла облегчить решение продовольственной проблемы, увеличить производство хлопка.

Начальным этапом стал оросительно-обводнительный канал Иртыш – Караганда, введённый в строй ещё в 1968 году и обеспечивший водой центральный Казахстан. Следующим этапом должен был стать судоходный канал Сибирь – Средняя Азия длиной более 2500 км, шириной 150-300 м.

Проект вызвал большое сопротивление части учёных (эти хоть разбирались в проблеме) и писателей (в основном из тех, кому лишь бы против социализма). Среди последних были особенно популярны кликушеские вопли о возможной экологической катастрофе: затопление ряда районов, гибель рыбы, изменение режима вечной мерзлоты и т.д. Но переброска 2% стока рек не могла дать столь серьёзные результаты. Однако в проекте были реальные ошибки: сразу размахнулись слишком широко и грандиозно, были безответственные рассуждения чуть ли не о полном повороте рек, слишком «оптимистично» посчитали затраты. В августе 1986 года после широкой общественной дискуссии проект был закрыт.

Этот результат, между прочим, показал специфическую силу творческой интеллигенции. Выяснилось, что люди, абсолютно ничего не понимающие в сути дела, но обладающие громким именем, хорошо подвешенным языком и преимущественным доступом к СМИ, могут повести за собой других. Это было использовано в период перестройки противниками социализма

Любопытно, что в наши дни вновь периодически возникают разговоры о необходимости переброски воды сибирских рек. Ведь проблема не решена, воды в Средней Азии по-прежнему не хватает, а водное зеркало Аральского моря сократилось до 10% первоначального.

Освоение космоса. Исследование космоса превратилось в повседневную, хотя и трудную, часто – героическую, работу. В СССР действовали 3 космодрома: Байконур, Плесецк, Капустин Яр. Всего за 1976-85 годы в СССР было осуществлено 976 запусков космических кораблей различного назначения, из них 31 оказался неудачным. Человеческих жертв среди космонавтов не было.

Продолжались успешные полёты советских автоматических аппаратов. На Землю были доставлены новые образцы лунного грунта. Были совершены новые мягкие посадки советских кораблей на Венеру, с поверхности планеты передавалась важная научная информация. Стартовали корабли «Вега-1» и «Вега-2» для комплексного исследования Венеры и кометы Галлея. Советские ракеты несли приборы производства многих стран Европы, в частности, спутники «Джотто».

Велась постоянная работа на долговременных орбитальных станциях «Салют». Экипажи на станции доставлялись кораблями «Союз». На «Салютах» работали два типа экспедиций: долговременные и экспедиции посещения. Они вели важнейшие исследования в разных направлениях науки. Длительные экспедиции установили несколько рекордов продолжительности полёта. Последний рекорд в изучаемый период установили Леонид Кизим и Владимир Соловьёв в 1984 году – 237 дней пребывания в космосе. Экипажи неоднократно совершали выходы в открытый космос продолжительностью до нескольких часов. Во время этих выходов велись плановые работы по замене аппаратуры на внешней стороне станции и необходимый ремонт в нештатных ситуациях.

В январе 1978 года была осуществлена первая стыковка автоматического грузового корабля «Прогресс» с орбитальной станцией «Салют-6». На борт станции были доставлены научное оборудование и грузы различного назначения. «Прогрессы» различных модификаций используются по сей день. С марта 1978 года начались полёты международных экипажей: вместе с советскими космонавтами летали космонавты из девяти социалистических стран, а также из Франции и Индии. В сентябре 1978 года впервые была осуществлена перестыковка космического корабля «Союз-31» с одного стыковочного узла станции «Салют-6» на другой. В 1982 и 1984 годах два полёта совершила Светлана Савицкая. Она стала второй женщиной-космонавтом и первой женщиной, вышедшей в открытый космос.

Американцы после завершения лунной программы несколько лет не летали, но с 1981 года начали осуществлять полёты кораблей многоразового использования («Космический челнок» или «Спэйс шаттл»). Это был серьёзный научно-технический прорыв. В 1981-85 годы было осуществлено 23 таких полёта с экипажами от 2 до 8 человек. Американцы значительно опередили нас по количеству людей, побывавших в космосе. Из других технических достижений США нужно отметить испытания летающего кресла, ремонт спутника на орбите, возврат на шаттле двух спутников с орбиты на Землю. СССР тоже активно развивал программу полётов космических челноков, но с некоторым отставанием от США.

Стремительно росло практическое значение освоения космоса. Космическая отрасль не просто перешла на самоокупаемость, но приносила большую экономическую выгоду. В качестве примера можно назвать получение полупроводниковых соединений или металлических сплавов, которые можно создать только в условиях невесомости, а потом доставить на Землю. Эти материалы используются в электронной промышленности для создания новых классов полупроводниковых приборов.

СССР запускал спутники самого различного научного и хозяйственного назначения: навигационные, метеорологические, геодезические, спутники связи, геостационарные спутники прямого телевещания, спутники системы оповещения о бедствиях. Спутники фотографировали и исследовали природные ресурсы Земли, изучали солнечную активность, вели биологические испытания и астрофизические наблюдения. Запускались и иные аппараты, не столь известные широкой публике, но зато бывшие постоянным источником головной боли у «вероятного противника».

Космонавтика оставалась флагманом советской науки и гордостью советского народа. На этом на сегодня всё. До свидания, друзья!

До новых встреч в эфире!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: