ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ




ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Психологический комфорт детей в образовательном учреждении во многом зависит от того, как в нем организовано питание. Здесь важно все: качество предлагаемых детям блюд, их соответствие потребностям растущего организма, разнообразие меню и сама процедура приема пищи.

Питание детей в ДОУ должно быть приближенным к домашним условиям. За утренним чаем они смогут побеседовать со своими друзьями, угостить их принесенными из (дома сладостями. Днем и вечером дети должны иметь возможность попробовать оздоровительные коктейли, а в обед - самостоятельно выбрать себе закусочку с «витаминного столика».

Во многих дошкольных учреждениях в последние годы открывают мини-столовые. Это прогрессивный метод. Его одобряют и родители, и санитарные службы. В такой столовой можно организовать питание детей по системе заказного меню. Возможность выбора блюд позитивно сказывается на настроении детей. Изучение педагогами вкусовых пристрастий воспитанников позволяет разработать меню, которое им по вкусу. При этом график питания детей должен быть составлен таким образом, чтобы во время приема пищи в обеденном зале находилась только одна возрастная группа.

Чтобы дети получили удовольствие не только от еды, но и от общения со сверстниками и взрослыми, лучше всего использовать технологию семейного стола. Она заключается в следующем:

* взрослые должны есть вместе с детьми;

* за столом дети должны общаться;

* за столом должен быть глава, хозяин, хозяйка и т.д.;

* манеры детей за столом обсуждению взрослых не подлежат.

 

Зачем за столом с детьми должен обязательно сидеть взрослый? Прежде всего, чтобы создать дружескую атмосферу, научить детей расслабляться, отдыхать. А еще своим примером он исподволь, ненавязчиво приучает детей к хорошим манерам, может оказать помощь в трудной для ребенка ситуации. Например, Танечка никак не может справиться с блинчиком при помощи вилки и ножа. Заметив это, взрослый объясняет: «У нас дома блинчики любят есть руками. Вот так берем блинчик...» В ответ, как правило, благодарный взгляд ребенка.

Чтобы избежать подобных проблем, сервировка стола должна быть полной. Если на столе будут и вилка, и нож, и разные ложки (столовая, десертная, чайная), то у ребенка проблем станет меньше, а удовольствия от еды - больше. Устал, например, кушать салат вилкой - можешь доесть его ложкой. Не следует допускать, чтобы прием пищи превратился в поле битвы за хорошие манеры детей. Хорошие манеры приобретаются путем многократных упражнений, а также благодаря среде, в которой постоянно вращаются дети. В нашем случае этой средой являются взрослые в образовательном учреждении. Культурой еды и общения, доброжелательностью они создают условия, благодаря которым хорошие манеры поведения за столом вырабатываются достаточно быстро и усваиваются детьми на всю жизнь.

Общение с детьми во время еды требует тщательной психологической подготовки. Хорошо известно, что поддерживать беседу во время еды — это мастерство, научиться которому не так уж легко. Поэтому психологу нужно подобрать примерную тематику бесед для каждой возрастной группы детей. Главное - беседы не должны носить ни обучающего, ни назидательного характера. Разговор следует вести на нейтральные темы. Можно поговорить, например, о продуктах, из которых приготовлен обед, о том, что из еды детям больше всего нравится, поделиться впечатлениями о прошедшем отрезке дня и т.д.

Как правило, разговор начинает взрослый, но если кто-либо из детей перевел разговор на другую тему, то пусть так и будет. Быть выслушанным - право ребенка, которое непременно должно быть соблюдено, если:

- у выступающего в это время нет пищи во рту;

- он вступил в разговор, не перебив при этом другого сотрапезника.

Роль воспитателя заключается в контроле за соблюдением этих условий, а также в том, чтобы помочь ребенку довести свою мысль до конца.

В семье во главе стола всегда сидят хозяин или хозяйка. Они руководят застольем: ведут беседу, предлагают еду, убирают освободившуюся посуду, следят за соблюдением принятых правил и т.п. Детей следует научить быть хозяевами стола. Учатся они этому у взрослого. Взрослый назначает кого-либо из детей на эту роль, помогает ему с ней справиться. По мере того как маленький коллектив сотрапезников превратится в дружескую компанию, выбирать «главу» стола должны дети. «Приятного аппетита, - говорит воспитатель, присаживаясь за стол, — а кто у нас сегодня главный?»

Неплохо периодически обсуждать с детьми, как справился с ролью хозяина их товарищ. При этом внимание акцентируется на том, что у ребенка получилось лучше всего. «Витя такой заботливый, всегда мне подает второй кусочек хлеба», — говорит Аленка, большая любительница покушать.

Не следует принуждать ребенка к еде. И психологу, и педагогам необходимо помнить, что каждый человек рождается на свет с присущим только ему правильно функционирующим механизмом чувства голода, который показывает, когда и сколько следует есть. Если взрослые и сам ребенок не препятствуют этому механизму, то на отсутствие аппетита никто не жалуется и развитие организма происходит нормально. Вмешательство в деятельность этого тонкого устройства может вызвать серьезные эмоциональные трудности в развитии ребенка, которые, возможно, будут проявляться в течение всей жизни.

В каждой семье за столом свои порядки. В одной, например, закончив еду, можно встать, поблагодарить и уйти. В другой - нужно дождаться остальных. Подобные правила уже со средней группы должны устанавливаться с учетом мнения детей и быть ими осознаны. Правил должно быть немного, чтобы дети могли их запомнить.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: