Заместитель директора по УВР




МБОУ «СОШ №30 с углублённым изучением отдельных предметов

Им. Героя Советского союза Коваленко Петра Михайловича»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Август 2020 года,

Малиенко Ольга Николаевна,

Заместитель директора по УВР

Слайд 1. Обновление содержания образовательной деятельности. Внедрение программы воспитания в общеобразовательных организациях. Проблемы и перспективы.

Здравствуйте, уважаемые участники августовских педагогических чтении! Дорогие коллеги!

Сегодня мы говорим об обновлении содержания воспитательной деятельности, внедрении программы воспитания в общеобразовательных организациях, о проблемах и перспективах.

Слайд 2. В новостных лентах информационного пространства в июле-июне 2020 года часто появлялись сообщения, например, публиковала "Российская газета": «В школах появятся новые программы воспитания учеников: интересные, неформальные, которые действительно помогут ребятам гармонично войти в жизнь современного российского общества. В ФЗ "Об образовании в РФ" будут внесены поправки». Были и комментарии министра образования Сергея Кравцова:

«Закон выводит на новый уровень такие понятия, как формирование чувства патриотизма, гражданственности подрастающего поколения. Фактически он возвращает воспитательную функцию в школы, нормативно закрепляет ее. Не только за семьей, но и за системой образования. Это не дополнительная бюрократическая нагрузка на школы. Это систематизация той работы, которая уже ведется образовательными организациями».

Первая часть высказывания комментария, в моем понимании - спорное, однако в последней части – как бы смягчено и поправлено.

Действительно - это «систематизация», я бы дополнила, «дополнительная систематизация» уже наработанного и намеченного в стретегии воспитания школьников. Просто на современном этапе, возможно, появилась такая необходимость, обновить имеющиеся виды воспитательных систем и выразить их в программе нового формата, а именно модульного.

Слайд 3. Из практики по апробации написания Программы воспитания для своей школы отмечу, что надо было переформатировать воспитательную программу, отразить в ней свою наработанную и оригинальную систему воспитания.

Слайд 4. По большому счету, трудность и состояла в том, что воспитательную систему школы надо было вписать в программу не по воспитательным направлениям, как нам это было привычно, а по видам деятельности и сложившимся общностям детей и взрослых, или технологиям.

Слайд 5. Понадобилось немало времени, чтобы выделить эти виды деятельности, выбрать основные, актуальные и полезные. Но вместе с тем, чтобы они отвечали требованиям ФЗ «Об образовании в РФ» с внесенными изменениями, но и не потерять при этом преемственности с предыдущей программой воспитания и социализации, а также наработанного опыта.

Слайд 6. Институт стратегии развития образования разработал для всех примерную программу воспитания, своего рода конструктор, где школа может выбрать из этого "конструктора" именно то, что нужно, добавить или заменить свое.

Мое сегодняшнее выступление направлено на то, чтобы поделиться опытом разработки программы в пилотном режиме в рамках участия нашей школы от ЭМР в федеральной экспериментальной площадке по апробации программы воспитания.

Слайд 7. Первый этап эксперимента и состоял в самой разработке программы воспитания. Для более полноценной разработки необходимо иметь саратников, то есть рабочую группу, в которую могут войти педагог-организатор, вожатый, психолог, активные классные руководители начальной, средней и старшей школы, руководители каких –либо детских объединений.

Слайд 8. Также, необходимо проанализировать, что такое «вид деятельности» и какие имеются в арсенале школы. Отделить их от понятия «воспитательное направление» и «формы мероприятий». Выбрать самые необходимые, интересные, может отличающие именно Вашу школу от других.

Учесть и то, что в примерной программе воспитания предлагается 6 инвариантных модулей (видов деятельности), а значит необходимых, и 6 вариативных, а значит актуальных, интересных и оригинальных. В период разработки перестроится с направлений на виды деятельности оказалось не так легко, но к этому надо привыкнуть и дать возможность Вашим коллегам –соратникам Вам помочь определиться.

Слайд 9. Таким образом, в Программе воспитания СОШ №30 было определено 6 инвариантных (обязательных) модулей, которые предлагаются в примерной программе, это:

1. Модуль «Классное руководство и наставничество»

2. Модуль «Школьный урок»

3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности»

4. Модуль «Работа с родителями»

5. Модуль «Самоуправление и детские общественные объединения»

6. Модуль «Труд и профориентация»

 

Слайд 10. И 6 вариативных, не менее важных для создания полноценной системы воспитания школьников, это:

7. Модуль «Ключевые общешкольные дела»;

8. Модуль «Спортивный клуб «Олимп»;

9. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»;

10. Модуль «Школьные медиа»;

11. Модуль «Школьный театр»;

12. Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы, образовательные путешествия»

Каждый модуль был расписан по уровням реализации: на общешкольном, внешкольном, на уровне класса, на индивидуальном. А также описаны формы проводимых мероприятий.

Слайд 11. И, как оказалось, не только моей проблемой, а многих пилотных школ- разработчиков, куда определить воспитательные направления (такие как духовно-нравственное воспитание (а приоритетной целью программы воспитания является духовно-нравственное развитие личности), профилактическое направление, которое является актуальным чуть ли на 40% воспитательных мероприятий, патриотическое воспитание, которое должно быть реализовано и отражено на основании нового Указа президента РФ, Закона РФ и Саратовской области «О гражданско-патриотическом воспитании», актуальное экологическое направление, которые просто необходимо отразить в содержании программы.

При беглом взгляде на структуру программы воспитания и ранжировании по видам деятельности, на самом деле, не совсем было понятно. Однако, после долгих раздумий и детального изучения рекомендаций по разработке программы, мы определились, что направления должны пройти через модули.

Слайд 12. В нашей программе этими направлениями был наполнен модуль «Ключевые общешкольные дела», также каждое направление было расписано по уровням и формам проводимых мероприятий. Некоторые названия придуманы самостоятельно, некоторые были «позаимствованы у коллег», но суть воспитательных направлений остается та же.

И так Модуль «Ключевые общешкольные дела» включает направления:

«Источник духовный» (духовно-нравственное направление),

«Я – патриот!» (гражданско-патриотическое направление»,

«Школа без правонарушений» (профилактика и правовое просвещение),

«Живая планета» (экологическое воспитание)

«День Знаний» ( Общешкольные дела, связанные с развитием воспитательной составляющей учебной деятельности).

«Школа безопасности» (Общешкольные дела, направленные на усвоение школьниками социально-значимых знаний, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, умения применять полученные знания в ЧС (нестандартной ситуации).

Слайд 13. Также, отмечу, что из 6 вариативных модулей, предложенных в примерной программе воспитания, мы выбрали и оставили у себя следующие:

Модуль «Ключевые общешкольные дела»;

Модуль «Организация предметно-эстетической среды»;

Модуль «Школьные медиа»;

Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы, образовательные путешествия» и добавили в него используемые нами на практике «образовательные путешествия».

За тем, рассуждая, что очень мощным движением и видом деятельности в нашей школе является спорт, мы включили модуль «Спортивный клуб «Олимп». А за тем, после анализа ситуации в школе и прочих видов деятельности, оказалось, что в школе очень мощно развито музыкально-эстетическое направление, практически, театральное движение, где количество участников составляет множество, интерес огромный, результаты хорошие, отличного качества концерты, представления, спектакли, мюзиклы, интерактивные программы. Поэтому решено было определить Модуль «Школьный театр». В других школах – это может быть, например, «Точка роста», «Бизнес-инкубатор» и т.д.

Слайд 14. Некоторые отдельные модули, предлагаемые в примерной программе воспитания, мы соединили, например, «Самоуправление» и «Детские общественные объединения», а «модуль «Волонтерство» мы отдельно выделять не стали, хотя этот вид деятельности у нас, достаточно сильно развит, его мы включили и прописали в «Самоуправление и общественные объединения», так как волонтерство таковым и является. Тем самым освободив место возможным другим модулям.

Так же, предлагаемый модуль «Профориентация», актуальный для старшей школы мы, добавив слово «Труд» превратили в Модуль «Труд и профориентация», который будет актуален для всех возрастов. Это и трудовое воспитание, технологическое обучение, и ранняя профориентация, социальные практики и экскурсии на производство и т.д.

 

Слайд 15. К вышесказанному хочу добавить, что в новом Федеральном законе от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся", воспитание определяется как "деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения". Плюс - "формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества... к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа РФ, к природе..."

И поэтому наполнение содержанием программы воспитания, ранжированной по видам деятельности, а не по направлениям, должно быть особенно тщательно продуманным, и теперь еще находиться в соответствии с законом «Об образовании в РФ».

Слайд 16. Далее к рабочей программе воспитания разрабатывается ежегодный календарный план воспитательной работы, соответствующий уровням начального, основного и среднего общего образования. Каждый год он может изменяться.

Слайд17. Таким образом, при всех трудностях перемен, важными положительными моментами являются:

- наличие конструктора (примерной программы воспитания), который универсален для всех общеобразовательных учреждений;

- в конструкторе уже прописаны все возможные формулировки целей и задач, видов и форм деятельности. Подробно расписан каждый модуль воспитательной работы;

- примерная программа воспитания – это не перечень обязательных для школы мероприятий, а описание системы возможных форм и способов работы с детьми. И на основе примерной программы воспитания школа разрабатывает свои рабочие программы воспитания.

- программа позволяет каждой образовательной организации, взяв за основу содержание предлагаемых разделов, корректировать их там, где это необходимо: добавлять нужные или удалять неактуальные материалы, приводя тем самым свою программу в соответствие с реальной деятельностью, которая школа будет осуществлять в сфере воспитания;

- в финале Программы воспитания предлагается «очень облегченный» вариант анализа воспитательной работы, основным видом анализа является педагогическое наблюдение. И каждая школа может выбрать свой вариант инструментария для анализа.

Еще одним важным моментом является и то, что впервые, приветствуется краткость документа, хотя до конца выполнить этот пункт рекомендаций не всегда удается. В системе воспитательной работы школы, достаточно большое количество видов деятельности.

Но для эффективности и рационализации воспитательной работы школы необходимо, не распыляясь, выбрать самое главное, нужное, актуальное и уже имеющее успех и соответствовать требованиям времени и закона.

 

Слайд 18. Я благодарю Вас за внимание, желаю успехов в деле воспитания. Надеюсь, что наш скромный опыт, хотя и немного, но поможет Вам в деле разработки новой Программы воспитания и ее реализации.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: