II. Теоретическая часть.




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида

С приоритетным осуществлением деятельности

По направлению физического развития детей № 5 «Березка»

Проект по теме:

«Ориентировка в пространстве»

 

Подготовила воспитатель: Журавлева Оксана Владимировна

Стаж работы: 2 года

 

 

Сергач – 2015 -2016 учебный год.


ПЛАН

I. Обзор психолого-педагогической литературы по теме: «Ориентировка в пространстве»

II. Теоретическая часть

2.1 Программные задачи раздела «Ориентировка в пространстве» в младшей группе.

2.2 Ориентировка «на себе».

2.3 Ориентировка «от себя».

2.4 Пространственные понятия в различных видах деятельности.

2.5 Детские игры и упражнения по разделу «Ориентировка в пространстве».

III. Практическая часть

3.1 Первоначальное обследование детей.

3.2 Занятия, индивидуальная работа и другие виды деятельности.

3.3 Повторное обследование детей.

IV. Выводы и обобщения.

Литература

 

Участники проекта: воспитатель, дети.

 

Срок реализации: долгосрочный.

 

Проблема: проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как представление о величине и форме, так и пространственное различие, и восприятие пространства, и понимание различных пространственных отношений.

Ориентировка в пространстве – один из разделов программы по развитию у детей элементарных математических представлений. Элементарные навыки ориентации необходимы для подготовки к школе. Поэтому перед воспитателем стоят задачи по ознакомлению детей с ориентировкой в пространстве.

 

Цель: формирование у детей элементарных математических представлений по разделу «Ориентировка в пространстве».

 

Задачи:

1. формировать элементарные математические представления;

ориентировка «на себя»;

ориентировка «от себя»;

2. формировать пространственные понятия в различных видах деятельности;

3. обследовать детей с целью выявления у них элементарных навыков по разделу «Ориентировка в пространстве»;

4. разработать дидактические игры и упражнения по разделу «Ориентировка в пространстве».

5.

Ожидаемые результаты:

1. развитие у детей координации движений, формирование двигательных умений;

2. формирование элементарных знаний и навыков ориентации в пространстве (справа, слева, вперёд, назад и т.д.)

3. формирование умения ориентироваться «на себя», «от себя».

 

I. Обзор психолого-педагогической литературы

По теме «Ориентировка в пространстве».

Раздел «Ориентировка в пространстве» занимает значительное место в математической подготовке детей младшего возраста. Вопросами формирования у детей представлений о пространстве занимались такие известные педагоги-исследователи, как М.Фидлер, Т.И.Ерофеева, В.Новикова, А.А.Столяр, Е.В.Сербина, О.М.Дьяченко, А.М.Леушина и др.

В своём учебном пособии А.А.Столяр писал: «Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удалённости, пространственных отношений между предметами). В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося».

 

II. Теоретическая часть.

2.1 Программные задачи раздела «Ориентировка в пространстве» в младшей группе.

Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как представление о величине и форме, так и пространственное различие, и восприятие пространства, и понимание различных пространственных отношений (определение положения предмета в пространстве между другими предметами, восприятие глубины и др.).

В более узком значении выражение «пространственная ориентация» имеет в виду ориентировку на местности. В этом смысле под ориентировкой в пространстве мыслится:

А.А.Столяр «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников»;

Л.А.Леушина «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»;

А.С.Метелина «Математика в детском саду»;

В.В.Данилова «Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях»

а) определение «точки стояния» т.е. места нахождения субъекта по отношению к окружающим его объектам, например: «Я нахожусь справа от дома» и т.п.;

б) локализация окружающих объектов относительно человека, ориентирующегося в пространстве, например: «Шкаф находится справа, а дверь – слева от меня»;

в) определение пространственного расположения предметов относительно друг друга, т.е. пространственное отношение между ними, например: «Направо от куклы сидит мишка, а налево от неё лежит мяч».

При передвижении пространственная ориентация необходима. Только при этом условии человек может успешно осуществлять передвижение из одного пункта в другой.

«Ориентировка в пространстве» - один из разделов «Программы» по развитию у детей элементарных математических представлений. Элементарные знания о пространстве и элементарные навыки ориентации необходимы для подготовки детей к школе. Даже освоение Правил дорожного движения совершенно невозможно без элементарных знаний о пространстве.

Ориентировка в пространстве совершается на основе использования человеком какой-либо системы отсчёта. Их много. И все они отражают опыт познания человеком пространственных отношений, обобщают опыт ориентации людей в предметно-пространственном окружении.

Поэтому перед педагогом стоят следующие задачи по ознакомлению детей младшей группы с ориентировкой в пространстве:

- учить отличать и называть правую и левую руку, раскладывать предметы (игрушки) правой рукой слева направо – на всех занятиях и вне занятий;

- учить отличать пространственные направления от себя: впереди (вперёд) – сзади (назад), слева (налево) – справа (направо);

- учить детей ориентироваться «на себя», иными словами ребёнок должен овладеть умением самостоятельно выделять «на себя» стороны справа, слева, вверху и т.д.

2.2 Ориентировка «на себя».

Первоначальной задачей является освоение ребёнком ориентировки на собственном теле. Она основывается на знании пространственного расположения отдельных частей своего тела, умением ориентироваться в предметно-пространственном окружении «от себя».

Дети овладевают ориентировкой «на себя» в младшем возрасте. Она включает знание отдельных частей своего тела и лица, в том числе симметричных (правая и левая рука, нога и т.д.).

Умение ориентироваться «на себя» - предпосылка, необходимая для перехода к следующей программной задаче – учить детей ориентироваться на другом человеке, на предметах. Однако ориентироваться на человеке, на предметах возможны только на основе знания схемы собственного тела.

Ребёнок как бы мысленно переносит ее на другие объекты и по аналогии выделяет на другом человеке, на предметах. Скажем, дети рассматривают игрушки, активно действуют ими. В ходе беседы воспитатель фиксирует их внимание на характерных деталях. Например, рассматривается машина: спереди кабина, кузов – сзади, внизу колёса, передние и задние.

Умение выделять противоположные стороны сначала на себе, а затем на другом человеке, на предметах позволит ребёнку овладеть в дальнейшем ориентировкой не только «от себя», но от любых других объектов, от другого человека.

2.3 Ориентировка «от себя».

В младшем дошкольном возрасте детей учат различать основные группы направлений (вперед-назад, вверх-вниз, направо-налево). Ребенок их осваивает на основе знания сторон собственного тела. И связь эту важно упрочить с помощью игровых упражнений типа «Куда показывает флажок?». Дети должны отгадать, например, какое направление указывает флажок. Они сами выполняют игровые задания, указанные с помощью флажков, лент, шаров, мячей. Так постепенно будет формироваться первоначальный опыт ориентировки в пространстве с учетом направлений, перестраиваться восприятие самого пространства.

Журнал «Дошкольное воспитание» № 8 1988 г.

В.В.Данилова «Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях».

«Необходимо уметь вычленять различные стороны этого объекта: переднюю, заднюю, правую, левую, верхнюю, нижнюю».

Ориентировки «на себя», «от себя», применение их на различных предметах позволяют ребенку уяснить значение таких пространственных предлогов, как «в», «под», «на», «за». Предлог «на» обычно ассоциируется с верхней плоскостью предмета (на столе, на стуле); предлог «под» - с нижней стороной; предлог «в» воспринимается как указание на расположение внутри какого-либо объекта.

Освоение системы отсчета и ориентировки в пространстве АО сторонам собственного тела и других предметов, по основным пространственным направлениям развивает у детей умение давать словесную характеристику пространственной ситуации.

2.4 Пространственные понятия в различных видах деятельности.

Пространственное представление у детей развивают в различных видах деятельности: на занятиях по математике, изодеятельности, на индивидуальных занятиях, на музыкальных и физкультурных. Также пространственное представление у детей развивают во время режимных процессов: в утренней гимнастике, во время умывания, одевания, приема пищи, в дидактических и подвижных играх. А также используя повседневную жизнь.

На занятиях по математике воспитатель осуществляет не только образовательные задачи, но и решает воспитательные. Педагог знакомит дошкольников с правилами поведения, воспитывает у них старательность, активность, аккуратность, самостоятельность, организованность, привычку к точности, сдержанность, настойчивость, целеустремленность и др.

На занятиях по математике воспитатель использует различные методы (словесный, наглядный, игровой) и приемы (рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ картин, подвижные игры и др.). Используется разнообразный наглядный материал: раздаточный и демонстрационный.

Очень необходимо проводить специальные физкультминутки.

Во время умывания и одевания воспитатель непринужденно разговаривает с детьми, называет части тела и лица:

- вымой нос, уши, подбородок, потри лоб;

- надень на голову платок.

2.5 Дидактические игры и упражнения по разделу «Ориентировка в пространстве».

На занятиях и в повседневной жизни широко используют д/п и п/у. Организуя игры вне занятий закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку, например в работе по развитию ориентировки в пространстве.

Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Детские игры математического характера позволяют не только расширить, но и расширять знания детей о пространстве.

Детские игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место детских игр в структуре занятий по формированию элементарных математических понятий определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Детские игры уместны в начале и в конце занятий.

В формировании у детей элементарных математических понятий широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические упражнения. Они отличаются от типичных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения её от имени какого-либо литературного сказочного героя (Буратино, Чебурашки). Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений, навыков.

 

III. Практическая часть

3.1 Первоначальное обследование детей.

Приступив к ежедневной работе с детьми младшей группы детского садика «Чайка», работу над проектом я начала с обследования детей. Обследование проводила в любые свободные промежутки времени: во время режимных моментов, в д/н, подвижных играх, на прогулке. А также на занятиях всех видов.

На это ушло у меня несколько дней.

На основе обследования я составила таблицу (таблица № 1). В моей группе 21 человек, поэтому обследование я проводила не со всеми детьми, а только с подгруппой из 10-ти человек.

Обследование детей младшей группы по разделу

«Ориентировка в пространстве».

 

Фамилия, имя Возраст На себя От себя Правая, левая рука

 

Киотов Никита   ? ? +

 

Козлов Сережа   ? - +

 

Мишин Дима   ? ? -

 

Муравлев Саша   ? + +

 

Мурзин Егор   - - ?

 

Позняк Алена   - - -

 

Потапов Никита   - - -

 

Польянова Полина   ? - ?

 

Саматов Денис   - - ?

 

Трушина Карина   - - -

 

Условные обозначения: + знает; - не знает;? путает, сомневается

 

2. Занятия, индивидуальная работа и другие виды деятельности.

За время работы в младшей группе я провела много работы. Большое внимание я придавала тому, как дети ориентируются в пространстве.

Основная форма работы по формированию математических представлений – занятия. На занятиях решается большая часть программных задач. У детей формируется в определённой последовательности представления, вырабатываются необходимые умения и навыки.

Игра «Назови соседей».

Большое внимание уделялось индивидуальной работе. Эту работу я проводила, как в утренний отрезок времени, так и в любое свободное время. Задания детям давала в игровой форме. Больше всего пришлось работать с Лерой И., Викой Е., Викой Х., Максимом Л., Димой Щ., Полиной З.

На занятиях по физкультуре я предлагала детям показать левую и правую руку (ногу), топнуть левой (правой) ногой.

На занятиях по изодеятельности я обращала внимание на то, чтобы кисточку дети держали в правой руке. Говорила, что правая рука – главная, а левая – её помощница.

Во время еды я обращала внимание детей на то, в какой руке они держат ложку, а в какой хлеб.

Проводила детские игры «Купание куклы», «Уложи куклу спать», «Оденем куклу», «Куда бросили мяч?», «Что изменилось?» и многие другие.

 

 

3. Повторное обследование детей.

Фамилия, имя Возраст На себя От себя Правая, левая рука

 

Киотов Никита   + + +

 

Козлов Сережа   + + +

 

Мишин Дима   ? ? +

 

Муравлев Саша   + + +

 

Мурзин Егор   + + +

 

Позняк Алена   ? - ?

 

Потапов Никита   - - ?

 

Польянова Полина   - - +

 

Саматов Денис   ? + +

 

Трушина Карина   - ? +

 

IV. Выводы и обобщения

На мой взгляд воспитатель выполняет главную роль во всестороннем развитии ребёнка. От воспитателя зависит многое.

Если воспитатель стремиться дать людям знания, эмоционально излагает новый материал, то с уверенностью можно сказать, что успех будет достигнут.

 

Литература:

  1. М.К.Сай, Е.И.Удальцова «Математика в детском саду» / Минск «Народная Асвета» 1990 /.
  1. А.С.Метлина «Математика в детском саду» / Москва «Просвещение» 1984 /.
  1. Журнал «Дошкольное воспитание» № 8 1988г.
  1. А.А.Столяр «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» / Москва «Просвещение» 1988 /.
  1. Л.А.Леушина «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» / Москва «Просвещение» 1974 /.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: