Либеральные реформы в Российской империи в 60-х-70-х гг. XIX в.




К середине XIXв. Явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических стран в экономической и социально-политической сфере.

Острейшей социально-политической проблемой стал аграрно-крестьянский вопрос. Среди европейских государств крепостное право оставалось только в ней, тормозя экономическое и социально-политическое развитие.

К середине XIX в. крепостничество изжило себя экономически, мешало индустриальной модернизации страны, мешало складыванию рынка свободной рабочей силы, накоплению капиталов, вложенных в производство, повышению покупательной способности населения и развитию торговли.

Кроме того крестьяне открыто протестовали против него: отказ от работы на барщине и выплаты оброка, массовые побеги, поджоги помещичьих имений.

Поражение в Крымской войне сыграло роль особо важной политической предпосылки отмены крепостного права, так как оно показало отсталость социально-политической системы страны.

После 1856 г. в общественном мнении окончательно сложилось понимание экономической и политической необходимости отмены крепостного права. Эту идею открыто высказывали не только либералы и радикалы, но и консерваторы, в частности Погодин. В либеральных кругах составлялись записки с предложениями, наиболее известная «Записка об освобождении крестьян» Кавелина. Его план предусматривал сохранение помещичьей собственности на землю, передачу крестьянам небольших наделов, «справедливое» вознаграждение помещика за потерю рабочих рук и предоставленную народу землю. К безоговорочному освобождению призывал Герцен, Чернышевский, Добролюбов.

Впервые о необходимости освобождения крестьян император Александр II заявил в речи, произнесенной в 1856 г. перед представителями московского дворянства. Его поддерживали великий князь Константин Николаевич и тетка великая княгиня Елена Павловна и некоторые представители высшей бюрократии (министр внутренних дел Ланской, Милютин, Ростовцев).

В 1857 г. В Секретном комитете начал разрабатываться план отмены. Но недовольство дворянства и медлительность комитета подтолкнули императора к созданию нового органа, нацеленного на подготовку реформы в условиях большей гласности. Он поручил генерал-губернатору Назимову обратиться к императору от имени лефляндского дворянства с просьбой о создании комиссии по разработке проекта реформ. В ответ на обращение 20 ноября 1857 г. последовал указ (рескрипт Назимову) о создании губернских комитетов «по улучшению быта помещичьих крестьян». Вскоре и другие генерал-губернаторы получили аналогичные распоряжения.

Рескрипт Назимову считается началом официальной и открытой истории подготовки крестьянской реформы. В феврале 1858 г. Секретный комитет был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. Его задача состояла в том, чтобы выработать общую правительственную программу в деле освобождения крестьян.

Правительство разрешило обсуждение проектов реформы и, более того. Предписало дворянам проявить инициативу в решении крестьянского вопроса.

В марте 1859 г. при Главном комитете были учреждены редакционные комиссии (председатель –Ростовцев). Они должны были собирать и обобщать все проекты, разработанные губернскими комитетами.

В поступающих проектах размеры наделов и повинностей зависили от плодородия земель. В черноземных районах помещики были заинтересованы в сохранении земли и были против предоставления ее крестьянам. Под нажимом правительства и общественности они были вынуждены согласиться дать крестьянам небольшие наделы по высокой цене за десятину. В нечерноземных районах, где земля не так ценилась помещики были готовы передать ее крестьянам, но за большой выкуп.

Обобщенные редакционными комиссиями проекты к октябрю 1860 г. поступили в Главный комитет. Он еще более сократил размеры крестьянских наделов, а повинности увеличил. 17 февраля 1861 г. проект реформы утвердил Государственный совет. 19 февраля его подписал император. Об отмене крепостного права возвестил Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей…» Практические условия освобождения были определены в 17 актах –«Положениях» о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости.

Манифест и «Положения» касались трех основных вопросов: личное освобождение, наделение их землей, выкупная сделка.

Личное освобождение. Манифест предоставлял крестьянам личную свободу и общегражданские права. Он мог владеть движимым и недвижимым имуществом, заключать сделки, выступать как юридическое лицо. Освобождался от опеки помещика, мог без его разрешения вступать в брак, поступать на службу и в учебные заведения, менять место жительства, переходить в сословие мещан и купцов. Правительство начало создавать органы местного самоуправления освобожденных крестьян.

Но свобода ограничивалась. В первую очередь это касалось общины. Общинная собственность на землю, переделы наделов, круговая порука тормозили буржуазную эволюцию деревни. Крестьяне оставались единственным сословием, которое платило подушную подать, несло рекрутскую повинность и могло быть подвергнуто телесным наказаниям.

Наделы. Размеры наделов зависели от плодородности почвы. Территория России условно была поделена на три полосы: черноземную, нечерноземную и степную. В каждой устанавливались высший и низший размеры крестьянского полевого надела. В этих пределах заключалась добровольная сделка крестьянской общины с помещиком. Их отношения закрепляли уставные грамоты. Если они не приходили к единому соглашению привлекался посредник.

При решении земельного вопроса крестьянские наделы были значительно урезаны. Если до реформы крестьянин пользовался наделом, превышающим высшую норму в каждой полосе, то этот излишек отчуждался в пользу помещика. (черноземная полоса -26-40%, нечерноземная -10%). Так образовались отрезки.

При размежевании пахотных угодий помещики стремились, чтобы их земля вклинивалась в крестьянские наделы, так появилась чересполосица, которая заставляла крестьян арендовать помещичью землю, выплачивая ее стоимость или деньгами, или полевыми работами (отработки)

Выкуп. Получая землю, крестьянин обязан был оплатить ее стоимость. Рыночная цена земли, переданной крестьянам составляла 544 млн. руб., однако разработанная правительством формула расчета стоимости земли повысила ее цену до 867 млн.руб. Чтобы помещики получили выкупные суммы единовременно, государство предоставило крестьянам ссуду в размере 80% стоимости наделов. 20% крестьянская община платила помещику сама. В течение 49 лет крестьяне должны были возвратить ссуду государству в форме выкупных платежей с начислением 6% годовых.

Выплата помещику растянулась на 20 лет. В это время крестьяне были временнообязанными, и должны были платить оброк и выполнять повинности. Только в 1881 г. был издан закон о ликвидации временнообязанного положения крестьян.

Эта реформа была шагом вперед, компромиссом между помещиками и крестьянами, но она не сняла аграрный вопрос.

Реформы. Естественным продолжением отмены крепостного права в России стали реформы.

Реформа местного управления. В 1864 г. была проведена земская реформа. В губерниях и уездах создавались земские учреждения (земства). Это были выборные органы из представителей всех сословий. Высокий имущественный ценз и многоступенчатая сословная (по куриям) выборная система обеспечивали преобладание в них помещиков. Земства были лишены каких-либо политических функций. Сфера их деятельности ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения: устройство и содержание путей сообщения, земских школ и больниц, забота о торговле и промышленности. Земства находились под контролем центральной и местной власти, которые имели право приостанавливать любое постановление земского собрания.

Городская реформа. «Городовое положение» 1870 г. создало в городах всесословные органы – городские думы. Они занимались вопросами благоустройства городов, попечением о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нужды. В городских думах в связи с высоким имущественным избирательным цензом главенствующая роль принадлежала крупной буржуазии. Как и земства, они находились под строгим контролем правительственной администрации.

Судебная реформа. «Новые судебные уставы» 1864 г. вводили новую систему судопроизводства.

Всесословность суда, его независимость от администрации, несменяемость судей, гласность и состязательность судебных процессов.

В нем участвовал прокурор и адвокат, присяжные заседатели.

Мелкие гражданские дела разбирались в мировом суде, уголовные и тяжкие –в окружном. Особо важные государственные и политические преступления рассматривались в судебной палате. Высшей судебной инстанцией стал Сенат.

Однако крестьяне подлежали своему сословному суду. Для политических процессов было создано Особое присутствие Сената, заседания которого были закрытые, что нарушало принцип гласности.

Военная реформа. Ключевым элементом реформы стал закон 1874 г. о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет. Срок действительной службы: сухопутные войска: до 6 лет, на флоте –до 7 лет.

Они сокращались в зависимости от образовательного ценза. Лица имевшие высшее образование служили полгода.

В 60-х гг. началось перевооружение армии6 замена гладкоствольного оружия нарезным, введение системы стальных артиллерийских орудий, улучшение конного парка, развитие военного парового флота.

Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, специализированные юнкерские училища и академии –Генерального штаба, Артиллерийская, Инжинерная. Улучшалась система управления вооруженными силами.

Все это позволило сократить численность армии в мирное время и вместе стем поднять ее боеспособность.

Реформы образования и печати. В 1864 г. были изданы «Устав гимназий» и «Положение о народных училищах», регламентирующие начальное и среднее образование. Фактически было введено доступное всесословное образование. Возникли государственные, земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на реальные и классические. В них принимали всех детей, способных внести плату.

В 1863 г. новый устав вернул автономию университетам, ликвидированную Николаем I в 1835 г. восстанавливалась самостоятельность решения административно-финансовых и научно-педагогических вопросов.

В 1865 г. были введены «Временные правила» о печати. Отменялась предварительная цензура для книг, рассчитанных на состоятельную и образованную часть общества, центральные периодические издания. Новые правила не распространялись на провинциальную печать и массовую литературу для народа. С конца 60-х гг. правительство начало издавать указы, во многом сведшие на нет основные положения реформы образования и цензуры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: