основы анестезиологии»
Н.Новгород
2010 г.
РАССМОТРЕННО УТВЕРЖДЕНО
на заседании ЦМК кафедры Зам. директора по ПО
протокол №_____________ О.А.Монова
от «__» __________2010г. ____________________
Голуненко Д.Н._________ от «__» ________2010г.
Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности
060101 «Лечебное дело» среднего специального образования.
Составитель
Преподаватель ГОУ СПО «Нижегородский медицинский
базовый колледж»
Дисциплина «Реаниматология»
Специальность 060101 «Лечебное дело»
Д.Н.Голуненко
Рецензенты:
Внутренний
Зав. учебной частью
Преподаватель ГОУ СПО «Нижегородский медицинский
базовый колледж»
Дисциплина «Реаниматология»
Специальность 060101 «Лечебное дело»
Е.Н.Назарова
Внешний
-2-
Рецензия на программу практики по профилю специальности
по дисциплине «Реаниматология и основы анестезиологии »
Специальность 060101 «Лечебное дело»
Программа практики по дисциплине «Реаниматология и основы анестезиологии» разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования Министерства Образования РФ.
Программа составлена согласно необходимому уровню знаний и умений, предъявляемого к выпускникам медицинских учреждений средне-специального профессионального типа по специальности «Лечебное дело».
Интегративная схема программы позволяет студенту детально ознакомиться с необходимыми компетенциальными навыками на каждом этапе блочно-модульной системы практики.
Программа включает в свой состав необходимые четыре практических раздела. Наибольшее внимание, в данной методической разработке, уделено работе студентов в реанимационном зале и палатах интенсивной терапии. Целесообразность такого подхода объясняется необходимым требованием объектов здравоохранения к профессиональной подготовке будущих специалистов и возможностью развития диагностико-практических навыков на клинических примерах реально действующих в практическом здравоохранении.
Данная программа может быть рекомендована для использования в практической подготовке специалистов по специальности 060101 «Лечебное дело».
Рецензенты:
Е.Н.Назарова
Зав. учебной частью
Преподаватель
ГОУ СПО «Нижегородский медицинский
базовый колледж»
Дисциплина «Реаниматология»
Специальность 060101 «Лечебное дело»
_______________
Рецензия на программу практики по профилю специальности
по дисциплине «Реаниматология и основы анестезиологии »
Специальность 060101 «Лечебное дело»
Программа практики по дисциплине «Реаниматология и основы анестезиологии» разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования Министерства Образования РФ.
Программа составлена согласно необходимому уровню знаний и умений, предъявляемого к выпускникам медицинских учреждений средне-специального профессионального типа по специальности «Лечебное дело».
Интегративная схема программы позволяет студенту детально ознакомиться с необходимыми компетенциальными навыками на каждом этапе блочно-модульной системы практики.
Программа включает в свой состав необходимые четыре практических раздела. Наибольшее внимание, в данной методической разработке, уделено работе студентов в реанимационном зале и палатах интенсивной терапии. Целесообразность такого подхода объясняется необходимым требованием объектов здравоохранения к профессиональной подготовке будущих специалистов и возможностью развития диагностико-практических навыков на клинических примерах реально действующих в практическом здравоохранении.
Данная программа может быть рекомендована для использования в практической подготовке специалистов по специальности 060101 «Лечебное дело».
Рецензенты:
И.А.Лавренев
Врач анестезиолог-реаниматолог
ГУЗ «Нижегородский территориальный
центр медицины катастроф»
_______________________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Технологическая практика по реаниматологии и основам анестезиологии является составной частью учебного процесса и проводится в целях закрепления, углубления и систематизации теоретических знаний и практических умений по дисциплине.
Комплексный подход к содержанию практики позволит обеспечить отработку сквозных и специальных практических умений, основанных на базовых знаниях по предмету «Реаниматология», тесно интегрирующими со следующими учебными дисциплинами: основами латинского языка и медицинской терминологии, анатомией и физиологией с патологией, фармакологией, основами сестринского дела, общей гигиеной с основами экологии человека, основами микробиологии, с основами психологии, этики.
В ходе профессиональной практики по реаниматологии студенты должны отработать основные компетенции для оказания медицинской помощи.
Настоящая программа включает в себя:
- цели и задачи практики;
- распределение бюджета времени;
- содержание программы, в которой дан перечень необходимых знаний и умений в конкретном подразделении лечебно-профилактического учреждения;
- контроль работы студентов и отчетность.
Данная программа может быть руководством для организации, управления и контроля практики со стороны преподавателей медицинского колледжа или училища, а также окажет помощь руководителям практики - представителям лечебно-профилактического учреждения.
Кроме этого, программа может быть использована студентами как предписание по подготовке, прохождению и аттестации практической деятельности.
-5-
Примерный график распределения времени
Наименование разделов практики | Количество | Количество |
дней | часов | |
1. Работа в реанимационном зале и палатах интенсивной терапии. 2. Работа в операционной. 3. Работа в кабинете переливания крови. 4. Работа в процедурной. | ||
Всего: |
В целях рационального распределения студентов в отделениях больницы целесообразно составить “скользящий” график прохождения практики.
Это позволит в полном объеме овладеть необходимыми практическими умениями.
Цели и задачи практики
Цель профессиональной практики:
Способствовать формированию умения работы в экстренных ситуациях: экстренная диагностика, оказание помощи при неотложных состояниях, процесса сестринского ухода.
В процессе прохождения практики следует решить конкретно-целевые задачи:
· систематизировать, углубить и закрепить теоретические знания по реаниматологии и анестезиологии;
· совершенствовать профессиональные умения;
· овладеть умением общения с пациентами, их родственниками и медицинским персоналом;
· соблюдать этические и правовые нормы поведения.
-6-
Контроль работы студентов и отчетность
На методического руководителя - преподавателя медицинского колледжа, училища и руководителя практики - представителя лечебно-профилактического учреждения возлагается обязанность по контролю выполнения программы профессиональной практики и графика работы студентов.
В период прохождения практики студенты обязаны подчиняться правилам внутреннего распорядка лечебно-профилактического учреждения и строго соблюдать технику безопасности, санитарно-противо эпидемиологический режим.
Во время работы в отделении студенты должны вести нормативную документацию:
- дневник по практике;
- учебную историю болезни.
Контроль за ведением данной документации осуществляют руководители практики. Работа студентов оценивается ежедневно, и ее результаты заносятся в дневник практики с выставлением оценки по 5-ти балльной системе. Это обеспечивает проведение текущего контроля и управление овладением профессиональной деятельностью.
По окончании практики руководитель составляет характеристику, отражающую результаты работы в данном подразделении ЛПУ, которая будет учитываться при аттестации практической подготовки. Для участия в аттестации студенты представляют аттестационной комиссии, в которую входят преподаватель - методический руководитель, заместитель директора образовательного учреждения по практическому обучению (заведующий практическим обучением), представители практического здравоохранения (общий и непосредственный руководители), следующие документы:
· - дневник практики;
· - учебную историю болезни;
· - общую характеристику;
· - отчет о прохождении практики, включающий:
· - цифровой отчет о выполненных манипуляциях;
· - анализ прохождения практики с выводами и предложениями
-7-
Содержание практики
Работа в реанимационном зале и в палатах
интенсивной терапии - 36 часов
Студенты ежедневно курируют 2-х пациентов: наблюдают за динамикой состояния, эффективностью лечения и сестринского ухода, оформляют медицинскую документацию. Под контролем врача-реаниматолога овладевают техникой реанимационных пособий.
Студент должен знать:
· причины и клинические проявления неотложных состояний;
· принципы диагностики неотложных состояний;
· принципы интенсивной терапии неотложных состояний;
· должностную инструкцию сестры реанимационного отделения;
· устройство поста медицинской сестры, световой и звуковой сигнализации связи с пациентами;
· устройство и оборудование палат;
· лечебно-охранительный режим реанимационного отделения;
· документацию реанимационного отделения;
· учет наркотических и сильнодействующих средств; правила их хранения;
· признаки смерти, правила обращения с трупом;
· правила поведения медицинского работника в случае смерти пациента в присутствии родных и близких.
Студент должен уметь:
· - проводить субъективное и объективное исследование пациента;
· - обосновать диагноз и назначить интенсивную терапию;
· - проводить интенсивную терапию под контролем врача и медицинской сестры);
· - составить сводку движения пациентов в отделении;
· - пользоваться реанимационной кроватью;
· - готовить пациентов к диагностическим процедурам:
-фиброгастродуоденоскопии;
- бронхоскопии;
- лапароскопии;
-ультразвуковому исследованию;
· - пользоваться:
-аппаратом искусственной вентиляции легких;
-аппаратом ВЧ ИВЛ;
- вакуум-аспиратором;
-дефибриллятором;
-8-
· - проводить сердечно-легочно-церебральную реанимацию;
· - владеть приготовлением постели послеоперационному пациенту;
· - транспортировать пациентов в операционную и из операционной;
· - контролировать состояние больных, находящихся в шоке в соответствии с критериями оценки тяжести состояния;
· - проводить субъективное и объективное обследование пациента.
Перечень практических умений,
обязательных для освоения студентами:
1. Соблюдение санитарного режима палат.
2. Выполнение лечебно-охранительного режима реанимационного отделения.
3. Подготовка постели послеоперационного пациента и смена белья.
4. Транспортировка и перекладывание пациента с трубчатыми дренажами и инфузионными системами.
5. Участие в подготовке к операциям:
· проведение гигиенической ванны;
· бритье кожи операционного поля;
· подготовка желудочно-кишечного тракта;
· проведение премедикации.
6. Подача увлажненного кислорода.
7. Помощь при рвоте.
8. Помощь при отеке легких.
9. Уход и наблюдение за дренажами, оценка, отделяемого по дренажам.
10. Постановка клизм: очистительной, сифонной, гипертонической, лекарственной.
11. Введение газоотводной трубки.
12. Введение желудочного зонда.
13. Введение воздуховода.
14. Санация трахео-бронхиального дерева.
15. Кормление тяжелых пациентов.
16. Профилактика и обработка пролежней.
17. Ведение листа динамического наблюдения.
18. Уход за:
- трахеостомой;
- подключичным катетером;
- перидуральным катетером;
- мочевым катетером;
- интубационной трубкой.
-9-
Работа в процедурном кабинете - 18 часов
Студент должен знать:
· - должностную инструкцию медицинской сестры процедурного кабинета;
· - санитарно-противоэпидемический режим процедурного кабинета (дезинфекцию, предстерилизационную очистку, стерилизацию инструментария, контроль качества предстерилизационной очистки, контроль стерильности, виды уборок процедурного кабинета и т.д.)
Студент должен уметь:
· - осуществлять уборку процедурного кабинета;
· - выполнять правила обработки и стерилизации инструментария;
· - выполнять все виды инъекций: внутрикожных, подкожных, внутримышечных, внутривенных (включая катетеризацию вены);
· - осуществлять подготовку перевязочных материалов, белья, закладывать их в биксы, проводить стерилизацию и контроль стерильности;
· - проводить контроль качества предстерилизационной очистки инструментария;
· - проводить утилизацию отработанных материалов;
· - обрабатывать и осуществлять подготовку к стерилизации резиновых изделий;
· - приготовить все необходимое для:
· - люмбальной пункции;
· - катетеризации подключичной вены (измерение ЦВД);
· - трахеостомии;
· - составить программу инфузионной терапии и контролировать ее эффективность;
· - осуществлять наблюдение за пациентами во время и после переливания крови.
-10-
Работа в операционном блоке - 12 часов
Студент должен знать:
· - правила личной гигиены, правила надевания и ношения операционной одежды;
· - требования к допуску к работе в операционной;
· - технику безопасности в операционной;
· - устройство и порядок работы операционного блока.
Студент должен уметь:
· - укладывать пациента на операционном столе, перекладывать пациента на каталку;
· - осуществлять подготовку наркозной аппаратуры;
· - участвовать в проведении наркоза, наблюдать за пациентом в ходе операции и контролировать глубину наркоза;
· - вести анестезиологическую документацию.
Работа в кабинете переливания крови - 6 часов
Студент должен уметь:
· - определять группу крови и резус-фактор:
· - осуществлять забор крови из вены;
· - проводить пробы на совместимость;
· - вести документацию в кабинете переливания крови.
· По окончании практики проводится защита учебной истории болезни и аттестации практической подготовки.
-11-
Критерии оценки за работу на практике
1. Теоретическая подготовка (не ниже 3-его уровня усвоения):
-решать типовые клинические, диагностические, дифференциально-диагностические задачи, структурно-логические ситуации
-дать правильную формулировку, точное определение
-аргументировать свой ответ с использованием межпредметных и
внутрипредметных связей.
2. Владение практическими умениями на уровне стандартов профессиональной деятельности.
3. Активность и интерес к выполняемой работе.
4. Соблюдение этических требований.
5. Умение общаться с пациентом.
6. Внешний вид.
7. Соблюдение внутреннего распорядка и графика работы.
По окончании практики проводится защита учебной истории болезни и аттестация практической подготовки. Итоговая оценка за практику складывается из оценки за самостоятельную работу, оценки за дневник и оценки за аттестацию с защитой учебной истории болезни, выставляется в зачетную книжку.
-12-
Список учебной литературы по анестезиологии и реаниматологии
1.Сафар.П. и др. Сердечно-легочная и церебральная реанимация: пер. с англ.
2-е изд. М.Медицина, 1997.- 552 с.
2. Интенсивная терапия. Реанимация. Первая помощь. Учебное пособие / Под ред. В.Д.Малышева. М.Медицина.2000.- 464 с.
3. Г.Г.Жданов. Реанимация. Учебное пособие. М., 2004.- 103 с.
4. Кемпбелл Д. и др. Анестезия, реанимация и интенсивная терапия: пер. с англ., М.Мединина, 2000.-264 с.
5. Интенсивная терапия: пер. с англ.доп.// И.Марино - М. ГЭОТАР, Медицина, 1998.- 639 с.
6. Костюченко А.Л. и др.Интенсивная терапия послеоперационных осложнений: Руководство для врачей. - СПб.: СпецЛит, 2000.-575 с.
7. Руководство к практическим занятиям по анестезиологии, реаниматологии и интенсивной терапии - под редакцией проф. Н.М.Федоровского, М.Мединина, 2002.-240 с.
8. Неотложные состояния. Учебное пособие для студентов. Под редакцией проф. С.А.Сумина. 5-е изд., - Москва, 2005.- 752 с.
-13-