СТРУКТУРА УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 486 ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

 
 

Методические материалы

«Проектная и исследовательская работа учащегося как форма

оценки образовательных результатов»

Версия 1

 

 

Санкт – Петербург


СОДЕРЖАНИЕ

 

Памятка учащемуся, готовящему проектную или

Исследовательскую работу............................................................. 3

2. Структура учебно-исследовательской работы….................. 5

3. Структура проектной работы….............................................. 7

Основные правила оформления текста................................. 6

Образец оформления титульного листа............................... 10

Образец оформления содержания........................................ 11

Правила составления списка источников........................... 13

Проекты критериев и оценочных листов............................ 14


ПАМЯТКА

УЧАЩЕМУСЯ, ГОТОВЯЩЕМУ ПРОЕКТНУЮ ИЛИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ

Учебно-исследовательская работа – это работа, направленная на изучение того, что есть, с заранее неизвестным результатом.

Проектная работа – это работа, направленная на создание нового, пока ещё не существующего, и детально описывающая процесс этого создания. Проектом может быть: компьютерная программа, макет, социальный эффект, музыкальное произведение, видеоролик, документальный фильм, художественное произведение и т.п.)

 

1. Познакомьтесь со всеми методическими материалами, представленными в данном пособии.

2. Определите тему работы. При формулировке придерживайтесь правила: чем она уже, тем больше слов содержится в формулировке темы. Малое количество слов свидетельствует о её расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании работы. Хорошо, когда уже из заголовка становится ясно, что является конкретным объектом (предметом) исследования, хронологические рамки изучаемого периода.

3. Выбрав тему, приступайте к составлению плана (задач) проекта. Для этого определите те вопросы, на которые необходимо осветить в работе. Хорошо, если среди них будет вопрос, при ответе на который необходимо провести собственное исследование (опыт, долгосрочное наблюдение, сбор и анализ краеведческого материала). Это придаст работе особую ценность.

4. Определите последовательность вопросов при раскрытии темы. Запишите план (задачи) работы. Заполните «Паспорт проекта» и согласуйте его с учителем (тьютором).

5. Подберите необходимые источники информации.

6. Составьте список источников в соответствии с общепринятыми правилами (см. «Правила составления списка источников»). Точное и грамотное составление списка источников уже на этом этапе поможет избежать проблем в дальнейшем. Ведь при написании текста работы необходимы сноски (см. «Основные правила оформления работы»), а чтобы не терять времени, их лучше проставить уже в черновике.


7. Прочитайте аннотации и предисловия ко всем отобранным источникам и составьте общее представление о них.

8. Ознакомьтесь с содержанием источников. Найдите в каждом источнике разделы, главы, параграфы, которые представляют интерес для раскрытия выбранной темы.

9. При написании работы не сокращайте слова. Материал, собранный из нескольких источников, осознанно старайтесь изложить своими словами. Описывая разные точки зрения на одну и ту же проблему (они оформляются в кавычках и дается сноска – см. «Правила оформления работы») выскажите свое мнение по данному вопросу.

10. Для лучшего восприятия темы подготовьте необходимые схемы, диаграммы, иллюстрации. Если позволяет написанный текст – поместите этот материал в приложении.

11. Для защиты работы составьте сообщение, в котором отразите основные идеи и свое отношение к изученному вопросу.


СТРУКТУРА УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Структура учебно – исследовательской работы (УИР) зависит от темы, конкретного содержания материала. Для большинства работ является обязательным наличие следующих структурных компонентов:

- Титульный лист

- Содержание (с указанием страниц)

- Паспорт проекта

- Введение

- Основная часть

- Заключение

- Список использованных источников

- Приложения

В введении раскрывается актуальность избранной темы, дается обоснование ее выбора учеником, ставятся цель и задачи. Цель и задачи начинаются со слов: «рассмотреть», «познакомиться»,

«выявить», «выяснить», «сформировать», «обосновать», «провести»,

«сравнить», «определить», «сделать», «подготовить».

Цель – это прогнозируемый результат деятельности (обычно отвечает на вопрос «Что?»). Как правило, цель одна.

Задачи показывают, что собирается делать автор, чтобы достичь цели (отвечают на вопрос «Как?») Оптимальное их количество от трѐх до пяти.

В исследовании важно выделить гипотезу. Это позволяет придать работе больший смысл и конкретизировать предмет исследования. В ходе работы она может быть уточнена, дополнена, подтверждена или опровергнута. Как правило, гипотеза формулируется в виде сложноподчинѐнного предложения: «Если…, то…» или «Чем…, тем…»

Необходимо указать объект и предмет исследования.

Объект исследования – это область (пространство) в рамках которой содержится то, что будет изучаться.

Предмет исследования – это конкретная часть объекта или процесс в нѐм происходящий.

Простой пример: если объектом исследования служит дверь, то предметом может быть дверная ручка. Другой пример. Объект – магнитное поле. Предмет – магнитное поле в школьных кабинетах.

Подлежит краткому описанию и методика исследования. При этом могут быть использованы разнообразные методы в соответствии с их классификацией.

Классификация методов практического исследования.

1. Наблюдение


а) непосредственное наблюдение

б) опосредованное (косвенное) – осуществляется через третьих лиц

в) самонаблюдение (ведѐтся за действиями, результатами действий, состояниями и др.)

г) непрерывное (сплошное) – при исследовании чего-либо от начала до конца.

д) дискретное (прерывное) е) наблюдение – поиск

2. Методы изучения коллективных явлений (опросные методы) а) анкетирование

б) беседа

в) интервью

г) социологический опрос

3. Метод изучения различной документации, статистических данных, литературных источников. (При их применении часто используются приѐмы сравнения и сопоставления)

В основной части раскрывается содержание темы, которое обусловлено поставленными задачами. Излагаются решения проблемы в литературе, проводится анализ через сопоставление материалов из различных источников. Безусловная необходимость при этом – выражение собственной позиции, своего отношения к анализируемому материалу т.е. самостоятельные выводы. Основная часть может быть разделена на главы, разделы, подразделы.

В практической части следует описать ход и результаты исследовательской работы, сделать выводы. Анализ результатов сопровождается таблицами, графиками, диаграммами. Все это вводится в текст работы лишь в той мере, в какой способствует анализу проблемы. Если объѐм работы значителен, а суть материала можно понять без вспомогательных данных, то они размещаются в приложении.

 

В заключении даются общие выводы по всей теме, подводятся итоги. Самый общий вывод: удалось ли достичь цели? Выводы должны быть тесно связаны с задачами.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: