Пример оформления решения задачи




Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Нравственные основы в уголовном судопроизводстве»

 

В соответствии с учебной программой по дисциплине «Производство по отдельным категориям уголовных дел» студенты заочной форме обучения выполняют письменную контрольную работу.

Контрольная работа является одной из важных форм индивидуальной подготовки студентов. Важнейшее требование к письменной работе студента – самостоятельность ее выполнения.

При написании контрольной работы в процессе самостоятельной работы студентам необходимо усвоить соответствующие нормативно-правовые акты, а также иного действующего федерального законодательства, ознакомиться с ведомственными приказами и указаниями, с опубликованной судебной, прокурорской и следственной практикой, с учебной и научной литературой. При этом особое внимание следует обратить на ряд изменений дополнений, внесенных в последнее время в законодательство. Основные задачи выполняемой работы:

1) закрепление полученных ранее теоретических знаний;

2) выработка навыков самостоятельной работы;

3) выяснение подготовленности студента к будущей практической работе.

Весь процесс написания контрольной работы можно условно разделить

на следующие этапы:

а) выбор темы и составление предварительного плана работы;

б) сбор нормативно-правовой информации, изучение литературы;

в) анализ составных частей проблемы, изложение темы;

г) обработка материала в целом.

Контрольная работа по дисциплине «Нравственные основы в уголовном судопроизводстве» состоит из двух частей.

Первая часть – два теоретических вопроса. Теоретический вопрос должен быть подробно раскрыт путем анализа учебной и научной литературы, а также нормативно-правового материала.

Вторая часть – решение практической задачи.

Решение практической задачи представляет собой продуктивную форму усвоения теоретических и прикладных аспектов уголовного процесса, формирования у студентов практических навыков применения уголовного процесса в типичных ситуациях.

В ходе решения задачи необходимо дать правовую оценку конкретного случая, оценить обстоятельства, сопоставить ситуацию с юридическим содержанием уголовно–процессуальных норм, сделать анализ и соответствующий мотивированный вывод.

При решении конкретной задачи необходимо внимательно ознакомиться с условиями, нормативным материалом, относящимся к описанной ситуации, выделить основные составляющие, проанализировать и дать правовую оценку, сформулировав четкие ответы на поставленные вопросы. Важно помнить, что нередко норма уголовно-процессуального права содержится в нескольких взаимосвязанных статьях кодекса и отсутствие комплексного подхода к анализу нормативного материала может привести к неправильным выводам.

Ответы должны быть изложены в развернутом виде, с аргументами, ссылками на нормы права, подкреплены анализом фактических обстоятельств дела, приведенных в условиях задачи.

Указанные положения не должны излагаться абстрактно, без связи с рассматриваемой задачей. Их необходимо увязать с условиями задачи, подкрепляя ими предложенные ответы на поставленные в задании вопросы.

При решении задачи следует исходить из того, что описанные в фабуле фактические обстоятельства являются установленными, любые отклонения от них должны быть оговорены и мотивированы.

 

Общие правила оформления контрольной работы

 

К оформлению контрольных работ предъявляются следующие требования:

- контрольная работа оформляются на листах формата А4, текст печатается на одной стороне листа через одинарный интервал;

- параметры шрифта: - Times New Roman, начертание - обычный, кегль шрифта - 14 пунктов, цвет текста – авто (черный);

- параметры абзаца: выравнивание текста – по ширине страницы, отступ первой строки -12,5 мм, межстрочный интервал - одинарный;

- поля страниц: верхнее и нижнее поля – 20 мм, размер левого поля 30 мм, правого – 15 мм;

- каждую часть контрольной работы необходимо начинать со следующей страницы

- страницы нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Порядковый номер ставят внизу страницы, по центру;

- нумерация страниц начинается с титульного листа, но на титульном листе и на странице «Содержание» номер страницы не указывается, нумерация указывается с цифры 3 (с третьей страницы).

 

Пример оформления решения задачи

Задача. Отец несовершеннолетнего обвиняемого Мальцева, вызванный в качестве свидетеля для дачи показаний, заявил ходатайство о допуске его к участию в деле в качестве защитника и в связи с этим отказался от дачи показаний.

Правомерен ли отказ Мальцева давать показания? Может ли он выступать в качестве защитника по данному уголовному делу?

Решение: Согласно ч. 2 ст. 220 УПК РФ перед допросом следователь, дознаватель удостоверяются в личности свидетеля и выясняют его отношение к подозреваемому или обвиняемому, разъясняют им процессуальные права и обязанности, предусмотренные ст. ст. 50 и 60 УПК РФ, предупреждают об уголовной ответственности за отказ либо уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. При этом следователь, дознаватель обязаны разъяснить, что потерпевший или свидетель вправе отказаться от дачи показаний, уличающих в совершении преступлений их самих, членов их семей и близких родственников. Свидетель, не воспользовавшийся этим правом, предупреждается об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. О разъяснении потерпевшему или свидетелю их прав и обязанностей, предупреждении об уголовной ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний, а также за дачу заведомо ложных показаний делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью допрашиваемого лица.

 

Критерии оценки

 

Для оценки выполнения контрольной работы применяется двухбалльная система:

 

- «ЗАЧТЕНО»;

- «НЕЗАЧТЕНО».

 

Зачтенной считается контрольная работа, соответствующая следующим критериям: работа пишется студентом самостоятельно; в ней полно раскрыты как теоретический вопрос, так и ответы на задачи; работа должна быть грамотно и аккуратно оформлена.

Работы, не соответствующие названным критериям, а также имеющие явные признаки копирования чужого варианта, получают оценку «незачтено». В случае недопуска работы к защите студент обязан выполнить работу вновь в соответствии с четкими и ясными указаниями проверяющего. Причем к повторно выполненной работе необходимо приложить первую работу.

Выбор варианта контрольной работы.

Вариант задания на контрольную работу выбирается студентом по первой букве фамилии, например, студент Петров К.Л. выбирает вариант задания на контрольную работы № 6.

  А-В   Вариант 1  
  Г-Е   Вариант 2  
  Ж-И   Вариант 3  
  К-Л   Вариант 4  
  М-О   Вариант 5  
  П-С   Вариант 6  
  Т-Ф   Вариант 7  
  Х-Ч   Вариант 8  
  Ш-Э   Вариант 9  
  Ю-Я   Вариант 10  

Вариант № 1

1. Уголовно-процессуальное право и нормы морали.

2. Правовая культура.

Задача. При рассмотрении в судебном заседании уголовного дела по обвинению Юрова И.И. и Готова Ф.Ф., последний показал, что преступление он совершал вместе с гражданином по имени Ваня, с которым познакомился в бане. У Вани на левой ягодице было вытатуировано слово «Ваня», а на правой – «Зина». Кроме того, у него отсутствует указательный палец на правой руке. Протокол освидетельствования Юрова И.И., проведенного на предварительном следствии, был признан недопустимым доказательством. Прокурор заявил ходатайство о производстве повторного освидетельствования Юрова И.И. непосредственно в зале судебного заседания для обнаружения на его теле указанных примет, мотивировав его тем, что дело слушается в закрытом судебном заседании, все участники судебного разбирательства (суд, стороны, секретарь судебного заседания), являются лицами мужского пола.

Какое решение должен принять суд?

Может ли проводиться освидетельствование, связанное с обнажением, в закрытой части судебного заседания в присутствии суда и участников судебного разбирательства, если все указанные лица одного пола?

Вправе ли суд проводить повторное освидетельствование, если освидетельствование уже проводилось в ходе предварительного расследования?

Какие могут быть основания для назначения повторного освидетельствования?

Изложите порядок производства освидетельствования, сопровождающегося обнажением лица, в суде.

 

Вариант № 2

1. Нравственная сущность принципа законности.

2. Культура речи юриста. Этика вербального общения в судебно-следственной практике.

Задача. Дело Егорова должно быть рассмотрено коллегией из трёх судей федерального суда общей юрисдикции. В назначенное время в зал суда вошли два судьи, и председательствующий объявил, что третий их коллега задерживается, попал в «пробку», как только он прибудет в здание суда, сразу же к ним присоединится. После чего председательствующий открыл судебное заседание и объявил, какое уголовное дело подлежит разбирательству.

Оцените действия председательствующего.

Как он должен поступить в данном случае?

Какие нарушения уголовного законодательства были допущены в данном случае?

 

Вариант № 3

1. Уважение чести и достоинства личности.

2. Психологический контакт как условие речевого общения при расследовании и рассмотрении уголовного дела.

5 марта 2018. Усов сорвал с головы Кузина шапку–ушанку и скрылся. В суде при рассмотрении уголовного дела по обвинению Усова, защитник заявил ходатайство о производстве повторного опознания Усова Кузнецовым. Своё ходатайство он мотивировал тем, что при производстве опознания на предварительном следствии Усов предъявлялся Кузнецову в наручниках, а двое других лиц были без наручников.

Как суд должен разрешить заявленное ходатайство?

Может ли суд проводить повторное опознание лица, если опознание уже производилось в ходе предварительного расследования?

Изложите основания, порядок производства и особенности опознания живых лиц, трупов.

 

Вариант № 4

1. Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном процессе.

2. Манера поведения и внешний вид лиц, ведущих уголовного судопроизводство.

Задача. Обвиняемый Грачев на вопрос следователя ответил, что виновным себя в предъявленном обвинении признаёт полностью и желает дать показания по делу. Однако, как только обвиняемый стал давать показания, следователя вызвали на место происшествия. Следователь прервал допрос, отправил обвиняемого в СИЗО и уехал на осмотр. В тот же день в 21 час следователь явился в следственный изолятор и потребовал привести ему Грачёва для окончания допроса.

Правильно ли поступил следователь?

Изложите порядок допроса обвиняемого по предъявленному ему обвинению.

Вправе ли следователь прерывать допрос обвиняемого?

В течение какого срока после предъявления обвинения обвиняемый должен быть допрошен?

 

Вариант № 5

1. Характерные черты юридической деятельности (познавательный, коммуникативный, организаторский, воспитательный, удостоверительный и этический аспекты).

2. Культура юридического (уголовно-процессуального) документа.

Задача. По делу Ивакина, обвиняемого в причинении тяжкого вреда здоровья, следователь вызвал в качестве свидетеля Семёнова, бывшего очевидцем произошедшего. Семёнов на допрос явился, но давать показания отказался, сославшись на то, что Ивакин его племянник, а против близких родственников он свидетельствовать не обязан.

Прав ли Семёнов? Кто может выступать свидетелем по делу?

Какие гарантии прав личности при производстве допроса предусмотрены УПК РФ?

Что такое «свидетельский иммунитет» и кто им обладает?

 

Вариант № 6

1. Общие нравственные требования к деятельности следователя.

2. Морально-психические качества, обеспечивающие организаторский аспект юридической деятельности (деловитость, инициативность, организаторские способности).

Задача. Следователю Каримову, расследующему дело Кашкина, обвиняемого по ч. 1 ст. 131 УК РФ, понравилась потерпевшая Лерина. Каримов на допросе начал выяснять её семейное и финансовое положение, дружеские, любовные и деловые связи. Потерпевшая отказалась отвечать на поставленные вопросы, заявив, что они не относятся к делу.

Правомерен ли отказ потерпевшей отвечать на поставленные вопросы?

Определите правомочия следователя, производящего допрос потерпевшего?

Определите права, обязанности и ответственность потерпевшего, связанные с дачей им показаний.

 

Вариант № 7

1. Этика производства следственных действий.

2. Специальные способности и психологические качества юриста (конструктивные, организаторские, коммуникативные).

Задача. На допросе потерпевшая Смелая показала, что, когда на нее напал грабитель и попытался вырвать сумочку с деньгами, она ударила его сумкой в начале по голове, а потом несколько раз по различным частям тела. Нападавший, испугавшись прохожих, скрылся. На следующий день по подозрению в совершении этого преступления был задержан Муркин. Следователь в своем кабинете предложил Муркину раздеться до пояса, и осмотрел его тело в присутствии понятых Дубова и Берёзкиной. По результатам произведенного действия был составлен протокол, в котором отражалось, что на плечах и груди Муркина имеются телесные повреждения. Муркин от подписи протокола отказался, заявив, что освидетельствование было произведено незаконно.

Оцените правильность действий следователя.

Каковы основания и порядок производства освидетельствования?

Назовите гарантии прав личности при освидетельствовании.

Изложите процессуальный порядок оформления освидетельствования.

 

Вариант № 8

1. Этические проблемы проверки и оценки доказательств.

2. Морально-психические качества, обеспечивающие коммуникативный аспект юридической деятельности (общительность, эмоциональная устойчивость и душевное равновесие культура речи, манера поведения и внешний вид).

Задача. В судебном заседании прокурор заявил ходатайство об обеспечении явки в суд педагога для производства допроса несовершеннолетнего свидетеля. Защитник, категорически возражая, указал, что свидетелю уже 17 лет, он не имеет инвалидности, а лёгкая хромота и нервный тик не мешает ему правильно воспринимать произошедшее и давать показания.

Как должен поступить суд.

Соотнесите понятия «инвалидность» и «психические или физические недостатки».

Изложите особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля в суде.

Какими критериями должен руководствоваться суд при рассмотрении вопроса о необходимости участия педагога при допросе потерпевших и свидетелей в возрасте от 14 до 18 лет.

Вариант № 9

1. Этика судебных прений. Судебная речь обвинителя. Судебная речь защитника.

2. Морально-психические качества, обеспечивающие познавательный аспект юридической деятельности (мышление, воображение, внимание, наблюдательность и др.).

Задача. В ходе судебного заседания защитник подсудимого Тимина – адвокат Перов не смог сдержать эмоций и набросился на государственного обвинителя, нанёс ему удар в челюсть рукой и удар в пах ногой. Председательствующий признал действия защитника недопустимыми и наложил на него денежное взыскание в размере 25 тыс. рублей.

Правильно ли поступил председательствующий?

Вправе ли суд наложить денежное взыскание на адвоката-защитника за нарушение им порядка в судебном заседании?

Какие меры воздействия предусмотрены законом в отношении обвинителя или защитника за неподчинение распоряжениям председательствующего?

Какие последствия влечёт за собой совершение указанными лицами уголовно-наказуемого деяния?

 

Вариант № 10

1. Нравственное содержание приговора и других решений суда.

2. Морально-психические качества, обеспечивающие воспитательный и удостоверительный аспекты юридической деятельности.

Задача. В судебном разбирательстве уголовного дела по обвинению Ляхова в совершении изнасилования заведомо несовершеннолетней, совершенного с особой жестокостью по отношению к потерпевшей, прокурор в качестве доказательства представил фотографии последней. На них потерпевшая запечатлена крупным планом в обнаженном виде. Причиненные ей подсудимым телесные повреждения хорошо видны и выделены. Защитник Ляхова заявил ходатайство о признании представленных фотографий недопустимым доказательством.

Оцените действия прокурора и защитника.

Как должен поступить председательствующий.

Какие нормы уголовно-процессуального права нарушены в данном случае.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: