Пошаговый процесс выполнения работы.




Содержание

План мастер - класса

• Организационный момент

• Изучение нового материала

• Практическая работа по изготовлению тряпичной куклы в чувашских народных традициях.

• Содержание мастер–класса

Актуальность данного мастер-класса обусловлена практической значимостью: это приобретение определённого опыта, способностей при изготовлении чувашской традиционной куклы.

Цель мастер-класса: Воспитание эмоционально-личностной отзывчивости и интереса к эстетическому восприятию искусства народного орнамента, познакомить с изготовлением традиционной куклы, вовлечение педагогов в творческий процесс по изготовлению народной куклы.

Задачи: Формировать интерес и эмоциональную отзывчивость на восприятие народных игрушек (тряпичные куклы), разнящихся по этнографическим мотивам (русские, чувашские, татарские).

Поддерживать интерес к народной кукле как объекту окружающего мира. Формировать общее представление о народной тряпичной кукле, ее разнообразии и красоте. Вызвать эмоциональную отзывчивость на восприятие тряпичной куклы, желание любоваться ею, радоваться ее внешнему виду.

Развивать замысел и интерес к самостоятельному созданию выразительного образа кукол-девочек по мотивам чувашского народного искусства.

Воспитывать интерес и уважение к национальной культуре, народному твор­честву, обычаям, традициям, обрядам, народным рукодельницам.

Ожидаемые результаты мастер - класса:

1. повышение креативности педагогов;

2. возможность применение педагогами данной технологии в своей практике.

Методическое оснащение мастер-класса:

Методы:

- интерактивный (словесный, наглядный, практический);

- исследовательский (умение самостоятельно распределять деятельность работы, выбор действия и его способа).

Приемы: объяснение; консультация; рассказ; беседа с показом практических действий; использование проектора и аудиозаписи, создание изделий декоративно-прикладного искусства.

Использование наглядности:

- образцы готовых работ, выполненные педагогом;

- материалы для практической работы.

Тип мастер – класса: изучение нового материала

Форма работы: групповая

Оборудование: сундучок, корзина, тряпичные куклы, схемы изготовления куклы на каждого человека.

Инструменты и приспособления:

- для головы -2 квадратика белого лоскута, размером 14*14см, 14*14 см,

-для повойника тесьма с чувашским орнаментом (для головы), размером 12*1,

- лоскут на платье клетчатой ткани, размером 35*15 см,

- клетчатый лоскут на рукава, размером 20*7 см,

- белый лоскут на фартук, размером 12*9 см,

-тонкая тесьма для пояса на фартук-30 см,

-светлая ткань на платок, по диагонали -15 см,

-тесьма с чувашским орнаментом на фартук -9 см

-нитка - обмоток,

- ножницы,

-клей момент,

-влажные салфетки.

Рабочее место должно быть хорошо освещено.

Этапы работы:

- Изготовление скрутки – головы куколки.

-Завязка повойника.

- Изготовление руки куколки.

-Завязка фартука куколки.

- Сборка платья.

-Приклеивание тесьмы с чувашским орнаментом на фартуке.

-Надевание платочка.

-Расширение платья.

Основные этапы мастер-класса:

1.Вводная часть.

2.Основная часть.

3.Практическая часть

4.Заключительная часть.

Вводная часть

Вступительное слово:

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Тема нашего мастер-класса достаточно необычная: «Чувашская кукла - народная игрушка».

Сегодня мы узнаем о бабушкиных тряпичных куклах. Попробуем из небольшого лоскута ткани сделать объемную игрушку, а может для кого-то оберег. Но сначала я хотела бы Вам рассказать в двух словах, почему я, воспитатель детского сада, пришла к данной теме.

Педагогическая технология позволяет нам повысить качество предоставляемых услуг в детском саду, а так же позволяет удовлетворить высокие требования современных родителей. Современному воспитателю сегодня нужно работать в условиях новых требований. Работая с детьми, я по программе Л.Г. Васильевой «Этнохудожественное развитие детей 2-3 лет» заинтересовалась с куклами. В нашем дошкольном образовательном учрежде­нии работа по данной теме позволяет сформировать в сознании детей традици­онную культуру, воспитать детей в национальных традициях. Знакомясь с темой «Необычные тряпичные куклы - просто загляденье», увидев кукол, ощутив гордость за наше наследие, буквально «заболела» ими. Тем более, ФГОС ДО и народная кукла не противоречат друг другу, а наоборот народная кукла развивает мелкую моторику, выполняет познавательную функцию, уводит ребенка в мир добра и красоты - а это в наше время очень важно!

А сегодня, предлагаю доставить себе маленькую радость и попробовать сделать для себя тряпичную куклу чувашскую. Посмотрите, сколько у меня кукол!

Основная часть

Ход мастер – класса.

Понравились вам куклы?

У меня есть для вас сюрприз. В моем сундучке осталась вот такая куколка. (Показ своей тряпичной чувашской куклы.)

Практическая часть

Предлагаю сделать вам сегодня именно эту куколку.

У вас на столах имеются схемы, они вам помогут делать куколки самостоятельно. (Звучит мелодия чувашской народной песни «Илемле».)

Для этого нам понадобятся следующие материалы. Теперь за работу.

Пошаговый процесс выполнения работы.

-Взять лоскут белой ткани и сделать голову куколки.

-Выложить его в лоскут белой ткани.

-Сформировать голову и лицо.

-Обмотать ниткой 2-3 раза туго на уровне шеи.

-Обхватить голову повойником, тесьмой с чувашским орнаментом, обмотать на уровне шеи.

-Сделать ручки у куклы. Взять лоскут в клетку, сложить ткань в длину с двух сторон в середину. Сложить пополам.

-Обмотать ниткой ручки и фартук на уровне шеи.

-Приспособить лоскут для платья вокруг шеи, располагая разрез сзади.

-Обмотать платье ниткой на уровне шеи, нитку обрезать ножницами, завязать узлом.

-Вывернуть платье на лицевую сторону.

-Завязать фартук тесьмой на уровне пояса, приклеить на фартук снизу тесьму с чувашским орнаментом.

-Рукава отрезать по середине.

-Руки опустить вниз.

-Сложить край рукава 1 см внутрь, обмотать ниткой, оставляя с края 1 см.

- Надеть платочек на голову, делать складки с боков. Концы платочка завернуть назад, на спину кукле, завязать узлом.

-Расширить платье в ширину, поставить куколку.

Наша чувашская куколка на счастье готова.

Заключительная часть:

Вот такие были куклы. И это лишь малая часть из всего того многообразия. Все они несли в себе магическое действие. Конечно, кто-то может сказать, что все это вымысел, но люди верили в это. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение. Если человек хочет верить и видеть силу, как кажется на первый взгляд, в простенькой куколке, то эта кукла и станет для него волшебной.

Надеюсь, что знания, приобретенные вами на сегодняшнем мастер-классе, помогут в решении творческих задач не только в играх - занятиях с детьми, но и в жизни.

Целью моего мастер – класса является: Воспитание эмоционально-личностной отзывчивости и интереса к эстетическому восприятию искусства народного орнамента, что очень важно для социализации детей в обществе сверстников, приобщать их к культуре, к искусству. Если у меня это получилось, то задачу своего мастер – класса на сегодня, я считаю выполненной.

Благодарю за сотрудничество. Творческих успехов!

 

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ (ИНТЕРНЕТ) РЕСУРСЫ

Агапова И.А., Давыдова М.А. Игрушка своими руками. - М.: Рольф, 2001.-240 с.

Зимина З.И. Текстильные обрядовые куклы. - М.: Ладога- 100, 2007.

Морозова Е. Кукла как образ человека // Детское воспита­ние. - 2009. - № 1.

Народная культура и традиции / авт.-сост^В.Н. Коса­рева. - Волгоград: Учитель, 2014. - 166 с.

Тряпичные куклы: www.rukukla.ru

Www.Rukukla.Ru

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: