Патриотическое воспитание как профилактика национального экстремизма




Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Одной из важной составляющей духовно-нравственного воспитание является патриотическое воспитане. В современных условиях в воспитательноски процессе приоритет отдаётся именно патриотизму, потому что он позволит сформировать нравственного, обладающего чувством переживания за собственную страну, человека. Патриотизм - это ценность, основа духовно –нравственного воспитания.

Патриотизм (греч. patriotes - соотечественник, от patris - Родина, Отечество) любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам; "... одно из глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств". Патриот - это тот человек, который чтит историю своей страны, уважает существующий государственный строй, свято относится к долгу по защите государственных границ.

Патриотизм проявляется прежде всего в духовно-нравственной сфере жизни общества. Роль и значение патриотического воспитания возрастает в момент острого напряжения граждан (война, конфликты, обострение кризисных явлений, дестабилизация жизни в стране и т.п.). Такой этап общенационального испытания переживает нынешнее российское общество. Поэтому именно сейчас идея патриотизма может и должна быть тем стержнем, вокруг которого формируются готовность и способность граждан к активным действиям для блага Отечества. Однако эти же условия могут спровоцировать и негативные тенденции в обществе, основанные на фальсификации национальной идеи, её использовании в качестве социальной изоляции и дальнейшей дестабилизации общественных отношений.

Патриотизм рассмтаривается в нескольких аспектах: в философском, как общественно-историческое явление, обусловленное, с одной стороны, естественной привязанностью человека к родной земле, а с другой стороны, - общественно-политическими, экономическими и другими особенностями конкретного общества; в социально-педагогическом, как социально-нравственную ценность, которая отражает отношение человека к Родине и Отечеству; в психолого-педагогическом - как сложное нравственное качество.

В современной педагогике существует множество трактовок понятия «патриотическое воспитание». В. И. Лутовинов и С. В. Матвеева определяют и патриотическое воспитание как динамический процесс сознательного и целенаправленного воздействия на личность, ведущий к формированию патриотизма. Однако воспитательное воздействие на личность не всегда приводит к желаемомурезультату. По мнению В. В. Пионтковского и Н. В. Ипполитовой, эффективность патриотического воспитания возрастает при взаимонаправленном процессе, поэтому определяли его как «процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников». По мнению В. В. Пионтковского и Н. В. Ипполитовой, эффективность патриотического воспитания возрастает при взаимонаправленном процессе, поэтому определяли его как «процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников». Так же можно сказать, что воспитание партиотизма зависит от того, как молодёжь включается в различные виды деятельности, которые связанные по своему содержанию с патриотизмом.

Исходя из выше перечисленного, можно дать определение патриотическому воспитанию, следующим образом, что это специально организуемый, процесс, не только педагогический, но социальный, который направлен на взаимодействие между людьми в различных видах деятельности, которые способствуют формированию патриотизма.

Исторически явление патриотизма исходило из имеющейся необходимости развивать и защищать обособленные государства, формировавшие привязанность людей к родной земле, языку, традициям и предполагало защиту себя, своей семьи. В дальнейшем это привело к тому, что патриотизм стал составной частью общественного сознания. В словаре В.И. Даля патриотизм трактуется как «любовь к отчизне». «Патриот» по В.И.Далю – «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».

Значительно позже, уже в 20-м веке патриотизму стали приписываться более широкие нравственно-ценностные характеристики. В.А. Сухомлинский выделял личностную суть этого явления: «Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может равнодушно пройти мимо отдельного человека». И.А. Ильин писал, что «патриотизм есть чувство любви к родине; и потому он, как и всякое чувство, а особенно чувство любви, уходит корнями в глубину человеческого бессознательного. Патриотизм – есть состояние духовное…». Философ был убежден, что опытный воспитатель может пробудить в ребенке настоящий патриотизм. Для этого он должен «как бы вправить душу ребенка в духовный опыт его родины, вовлечь ее в него и приучить ее прибывать в нем и творчески расцветать в нем. Тогда патриотическое само- определение осуществится свободно и непосредственно». Истинный патриотизм – духовное качество, высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности; ориентированность личности на действия во благо окружающих, поиск ее нравственных абсолютов

Воспитание патриотизма является сегодня одной из приоритетных задач в деле обеспечения национальной и духовной безопасности страны. И в этом плане патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, экстремизму, сепаратизму и космополитизму.важна такая система образования, которая выстраивает пути патриотического воспитания с опорой на методологию «диалога культур», принципов культуросообразности, природосообразности, поликультурности образовательного процесса, понимания места и цели патриотического воспитания в целостной логике воспитания в образовательном учреждении, призвана обеспечить становление граждан, уважающих права и свободы личности, и проявляющих национальную и религиозную терпимость.

В условиях многонациональной и поликонфессиональной России осознание важности формирования патриотического сознания у подрастающего поколения и связанные с этим вопросы профилактики экстремизма в молодежной среде на государственном уровне имеет особую значимость. Об этом свидетельствуют следующие документы: Концепция государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г. № 909;государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы», разработанная на основе накопленных за последние десятилетия знаний, опыта и традиций патриотического воспитания граждан с учетом важности обеспечения российской гражданской идентичности, непрерывности воспитательного процесса, направленного на формирование российского патриотического сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества; Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года № 1760-р; Проект Федерального закона «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации» и др., которые утверждают, что именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам.

В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодёжь призвана выступить проводником идеологии развития российской культуры, патриотизма и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений.Сегодня наблюдается последовательная тенденция роста числа социальных инициатив, направленных на преодоление указанных кризисных явлений. Возникают и получают развитие общественные объединения, ориентированные в своей деятельности на патриотическое воспитание и гражданское становление молодежи. Разрабатываются различного рода проекты и программы, предусматривающие создание условий для эффективной социализации молодежи, включения их в развивающие и социально полезные виды деятельности, воспитывающие нравственность, патриотизм, подлинную гражданственность. Активизируется благотворительная деятельность частных лиц, предпринимателей во взаимодействии с общественными, молодежными, религиозными организациями для преодоления унижающей людей бедности, улучшения социального самочувствия населения, воспитания патриотизма и гражданственности, духовно- нравственной культуры молодежи.

Важным направлением профилактики экстремизма является организация системы патриотического воспитания на основе системы социального партнерства и взаимодействия многоуровневой системы организаций, институтов системы образования, учреждений и служб, что предусматривает реализацию следующих направлений: обеспечение прав и свобод граждан; приобщение молодежи к труду, содействие в её трудоустройстве и занятости; развитие волонтерства и социально-направленной деятельности; поддержка организаций дополнительного образования детей, детских и молодежных общественных объединений; развитие музейной деятельности и другое.

Вывод по первой главе

Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у подрастающего поколения чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у детей и молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины. Безусловно, проводить профилактику терроризма и экстремизма среди молодежи намного выгоднее, чем ликвидировать последствия подобных явлений. Воспитание у молодежи толерантного мировоззрения, терпимого отношения ко всем людям, независимо от их национальности, религии, социального, имущественного положения и иных обстоятельств.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: