Принципы разработки психолого-педагогических технологий обучения




Тема 4. Психолого-педагогические технологии обучения, обеспечивающие качества подготовки специалистов в вузе, развитие и сохранение здоровья личности студента в образовательном процессе

Принципы разработки психолого-педагогических технологий обучения

2. Принципы развития, саморазвития и здоровьесбережения личности?

Развитие личности - процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Так же, р азвитие личности - это развитие ее мировоззрения, самосознания, отношения к действительности, характера, способностей, психических процессов, накопление опыта. Различают ряд ступеней в индивидуальном развитии человека: ранний детский возраст, дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский, зрелый, пожилой.

Принципы развития личности:

1. Принцип педагогической целостности. Развитие качеств человека должно осуществляться в единстве с воспитанием, образованием, обучением.

2. Принцип непрерывности развития и мотивации личности к самообразованию.

3. Принцип раннего начала развития.

4. Принцип единства зон ближайшего и дальнего развития. Педагогу необходимо знать, что слабо развито у данного человека, а что хорошо, что целесообразно улучшить с учетом стоящих перед ним задач жизни и профессиональной деятельности, оказать помощь.

5. Принцип сочетания общего, профессионального и индивидуального развития. По мере усиления подготовки человека к профессиональной деятельности и занятий ею возникает потребность и в развитии специальных способностей к ней.

6. Принцип приоритетности форм и методов практического развития. Хотя словесный метод не исключен, а в развитии ряда качеств он может иметь повышенное значение, главными все же выступают деятельностные методы, практический тренинг.

7. Принцип активизации развиваемого качества с наращиванием трудности его проявления обучающимся, профессионалом.

8. Принцип повышенной активизации сознания в начале и при трудностях развития качеств. Нельзя не считаться с тем, что за внешними проявлениями качеств и способностей человека стоят невидимые психологические и психофизиологические образования и процессы. Между внешними и внутренними компонентами действий не всегда бывает однозначное соответствие.Принцип повышения активности сознания в начале и при трудностях развития качеств. Вряд ли можно признать достаточно компетентными действия педагога, заботящегося только о погружении развивающегося человека в трудности и активную деятельность по их преодолению.

9. Принцип формирования сложных навыков и умений, способствующих развитию соответствующего качества.

10. Принцип интенсификации возможностей развивающегося. Если знания, навыки требуют постепенного повышения активности и трудностей, то развитие допускает повышенную интенсификацию возможностей человека – более сильную мотивацию, напряжение сознания и воли, проявления характера, и это делает развитие более эффективным. То, что делается с увлечением и интересом, как говорится, делается вдвойне.

 

Саморазвитие – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой- либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.

В основе саморазвития – интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением информации.

· непоколебимое решение стать лучше;

· постановка целей;

· правильная организация собственного времени;

· составление списка «шагов» на день;

· огромная сила воли;

· поощрение себя за достижение даже самого незначительного результата;

· любовь и терпение к себе и окружающим.

 

Здоровьесбережение – общее понятие «образа жизни», содержащее уровень его культуры, благоприятные условия жизнедеятельности человека, в том числе поведенческой, и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, способствующих предупреждению развития нарушений здоровья и поддерживающих оптимальное качество жизни.

ПРИНЦИПЫЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

1. Принцип следования основным законам развития природы, мироздания, в соответствии с которыми в процессе активной жизнедеятельности человека происходит развитие его потенциальных, творческих возможностей и которые являются средством достижения целей в жизни человека

2. Принцип гармонии с окружающей средой.

3. Принцип гармонии телесной, душевной и духовной природы человека

4. Принцип поисковой активности является основным компонентом поведения, обеспечивающим устойчивость организма к разнообразным вредным воздействиям и, следовательно, здоровьесбережению

5. Принцип аксиологический. В процессе жизнедеятельности у каждого человека формируется система ценностных ориентаций, являющихся аксиологической функцией сознания, которые определяют его поведение. Интегральной аксиологической функцией сознания является цель и смысл жизни человека. Высшие ценностные ориентиры, став осознанными, являются источником здоровья человека.

6. Принцип самоактуализации, самореализации проявляется в стремлении человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей и является высшей потребностью человека.

7. Принцип самоидентификации связан с соответствующей потребностью человека в самоиндентификации – сохранении самого себя, своей индивидуально- сти, невзирая на обстоятельства, в сохранении представления о самом себе, желании оставаться в согласии с самим собой

 

4. Дидактические принципы обучения, их реализация в учебном процессе?

Принципы обучения – это основополагающие положения, которые определяют систему требований к содержанию, организации и методике обучения.

Дидактика – это раздел педагогики, исследующий принципы, формы и методы обучения, теория обучения.

Задачи дидактики:

- описание и объяснение процесса обучения и условия его реализации;

-разработка более современных процессов обучения;

-организация учебного процесса;

-новые обучающие системы;

- новые технологии обучения.

На современном этапе под дидактическими принципами понимают основные положения, которыми руководствуются в деле обучения подрастающего поколения и подготовки его к активному участию в жизни общества.

Дидактические принципы являются универсальными для всех учебных предметов, на всех уровнях педагогической работы. Положительный эффект в воспитании и обучении учащихся может быть достигнут при условии соблюдения системы дидактических принципов

1. Принцип научности

Один из важнейших принципов, на базе которого традиционно формировались теория и практика образования, строился учебно-воспитательный процесс, включая обоснование содержания образования, в соответствии с современным уровнем развития науки (обществознания, психологии, физиологии, педагогики и др.)

2. Принцип сознательности и активности

Активность - одно из наиболее ярких и желаемых качеств личности, она может быть хаотичной, подражательной и сознательной. Наиболее ценная активность сознательная, направляемая на достижение результатов.

3. Принцип единства теории и практики

Между теоретическими знаниями и практикой существует сложная диалектическая взаимосвязь, в которой каждое из начал имеет свое собственное значение, свою специфическую функцию. Практика проверяет теорию, придаёт ей свойство истинности. Одновременно знания, теория служат практике, выступают эффективным средством её совершенствования.

4. Принцип наглядности

Наглядность в обучения облегчает запоминание изучаемого материала. «Лучше один раз увидеть, чем сто - услышать», - гласит народная мудрость.

5. Принцип доступности

Принцип доступности изучаемого материала основывается на глубоком знании уровня развития обучающихся и их потенциальных возможностей – умственных, психических, физических и других. Это позволяет установить объём знаний, навыков, которые могут быть усвоены. Основными особенностями реализации принципа доступности являются:

- Знание терминов и понятий, которыми оперирует педагог;

- Доступность речи и стиля изложения материала педагогом;

- Постепенность изложения материала, знаний;

- Обеспечение изучения материала от простого к сложному.

6. Принцип систематичности

Речь идет о придании обучению стройности и целостности. Обучение навыкам учащегося, преподаватель включает следующие моменты - объяснение, показ, повторение, закрепление; параллельно им идет усвоение и внедрение в практику необходимых теоретических знаний.

7. Принцип прочности усвоения знаний

Эффективность обучения может быть оценена одним показателем - насколько прочно усвоены теоретические или практические знания. В свою очередь прочность усвоения может служить основанием для дальнейшего развертывания учебного процесса, внедрение новых методов в его организацию и проведение.

8. Принцип индивидуального подхода

Основной смысл данного принципа заключается в необходимости постоянно учитывать индивидуальные качества и особенности личности каждого обучающегося, использовать при этом индивидуальную методику обучения, использования дифференцированных заданий с учетом данных возможностей



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: