Из зарубежной литературы. От средних веков к эпохе Возрождения




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебный предмет (курс) литература

параллель(класс) 9 класс

уровень базовый

учитель Самарина О.А. Юрченко М.А. Захарова Е.Г.

 

 

Количество учебных часов в неделю 102 часа

 

Срок реализации рабочей программ 2016-2017 учебный год

 

ФИО автора и название примерной программы, на основе которой разработана рабочая программа: Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений автор-составитель Г.С. Меркин,

С. А. Зинин, В. А. Чалмаев / М.: «Русское слово», 2012 год.

 

Название УМК: «Литература. 9 класс. Автор-составитель: Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А. - М.:«Русское слово», 2014 г.

 

 

Севастополь

 

Требования к учебному предмету «Литература» 9 КЛАСС.

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

- изученные теоретико-литературные понятия;

- уметь воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного текста; --- давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Тематический план

По предмету «Литература» для 9 класса рассчитан на 102 часа

(3 часа в неделю)

№ п/п Наименование разделов Количество часов Уроки развития речи и контр. работы
1. Введение    
2. Древнерусская литература   1 - Р/р
3. Зарубежная литература    
4. Литература 18 века   1 к.р. + 1 вн.чт.
5. Литература 19 века 1-я пол.   1 вн. чт. + 6 р.р.
6. Литература 19 века 2-я пол.   1 контр. р.+ 1 р.р.
7. Литература 20 века   1 р.р. + 1 вн.чт. +1 к.р.
  ИТОГО 102, из них 9 часов развития речи, 3 часа контрольные работы, 3 часа внеклассного чтения.  

Содержание курса литературы для IX класса

(102 часа)

Введение (2 часа)

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе. Развитие литературы от устного народного творчества к XIX и XX векам. Литература и история; этические и эстетические взгляды.

Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве» (4 часа + 1 р.р.)

Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской литературы. Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).

Открытие "Слова…", его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве "Слова…". Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция "Слова…". Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея "Слова". Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика “Слова”, своеобразие авторского стиля. "Слово" и фольклорная традиция. Значение "Слова" для русской культуры. Переводы и переложения произведения. Сочинение.

Из зарубежной литературы. От средних веков к эпохе Возрождения

(3 часа)

Данте Алигьери. (1 час). Жизнь и творчество (обзор). Поэма «Божественная комедия».

В. Шекспир. (2 часа). Жизнь и творчество (обзор). Жанровое многообразие драматургии. Проблематика трагедий. Высокое и низкое, сиюминутное и общечелове­ческое, доброе и злое в трагедии «Гамлет». Центральный кон­фликт пьесы. Образы Гамлета и Офелии в трагедии и русском искусстве XX века.

Из литературы XVIII века (13 часов + 1 р.р. + 1 вн.чт.)

Общая характеристика литературы XVIII в. (1час).Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм. Сентиментализм как литературное направление. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.

Ж. Б. Мольер. (2 часа). Краткие сведения о драматурге. «Высокая комедия» Тематика и проблематика комедий Моль­ера. Комедия «Мещанин во дворянстве». Особенности комедийной интриги и изображения характеров.

М.В. Ломоносов. (1час).Жизнь и творчество (обзор). «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты), «Разговор с Анакреоном», жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха.

Г.Р. Державин. (2часа).Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Бог», «Памятник», »Властителям и судиям», «На смерть князя Мещерского». Обличение несправедливости. Традиция и новаторство в поэзии Г.Р. Державина. Жанры поэзии Державина. Отражение в лирике поэта представлений о подлинных жизненных ценностях. Философская проблематика произведений Державина. Взгляды Державина на поэта и поэзию, гражданский пафос его лирики.

А.Н. Радищев. (2 часа).Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор). Отражение в "Путешествии…" просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в книге Радищева, ее гражданский пафос. Черты классицизма и сентиментализма в "Путешествии…". Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни.

И.В. Гете. (4 часа). Выдающийся деятель немецкого Просвещения. Трагедия «Фауст»— вершина философской литературы.

Художественное и тематическое своеобразие русской литературы XVIII века. (1час).Систематизация изученного материала. Контрольная работа.

Из литературы 1-ой половины XIX века (46 часов + 1 вн. чт. + 6 р.р.)

Становление и развитие романтизма в первой четверти XIX века (1 час).

Романтизм. Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Особенности романтического пейзажа. Романтичность лирики Дж. Г. Байрона «Душа моя мрачна…». Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры.

К. Н. Батюшков (1час).Основатель «школы гармонической личности»

В.А.Жуковский (1 час). Своеобразие романтической лирики.

А.С. Грибоедов (7 часов + 1 р.р.). Жизнь и творчество. Комедия «Горе от ума».

Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт). Смысл названия и проблема ума в комедии. Чацкий и фамусовская Москва. Мастерство драматурга в создании характеров (Софья, Молчалин, Репетилов и др.). "Открытость" финала пьесы, его нравственно-философское звучание. Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность ее языка. Анализ комедии в критическом этюде И.А. Гончарова “Мильон терзаний”. Домашнее сочинение по произведению. Контрольный тест.

А.С. Пушкин (18 часов + 2 р.р.). Жизнь и творчество. Стихотворения: «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»; «Деревня», «Осень». Поэтическое новаторство Пушкина, трансформация традиционных жанров в пушкинской лирике. Основные мотивы поэзии Пушкина (свобода, любовь, дружба, творчество), их развитие на разных этапах его творческого пути. Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики Пушкина. Гармония мысли и образа. "Чувства добрые" как нравственная основа пушкинской лирики. Поэмы «Цыганы», «Бахчисарайский фонтан». Черты романтизма в произведении. «Моцарт и Сальери». «Гений и злодейство» как главная тема в трагедии. Спор о сущности творчества и различных путях служения искусству. Роман в стихах «Евгений Онегин». Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Единство эпического и лирического начал. Образ автора в произведении. Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений. Образ Онегина и тип "лишнего человека" в русской литературе. Онегин и Ленский. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Тема любви и долга в романе. Нравственно-философская проблематика произведения. Проблема финала. Реализм и энциклопедизм романа. «Онегинская строфа».

Оценка художественных открытий А. С. Пушкина в критике В.Г. Белинского (фрагменты статей 8, 9 из цикла «Сочинения Александра Пушкина»). Классное сочинение по роману «Евгений Онегин».

М.Ю. Лермонтов (10 часов + 2 р.р.).Жизнь и творчество. Стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…), «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк». Развитие в творчестве М. Ю. Лермонтова пушкинских традиций. Основные мотивы лирики: тоска по идеалу, одиночество, жажда любви и гармонии. Образ поэта в лермонтовской лирике. Поэт и его поколение. Тема родины. Природа и человек в философской лирике Лермонтова. Роман «Герой нашего времени»

Жанр социально-психологического романа. Образы повествователей, особенности композиции произведения, ее роль в раскрытии образа Печорина. Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители "водяного общества", Вернер, Вулич). Тема любви и женские образы в романе. Печорин в галерее "лишних людей". Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе. Домашнее сочинение по роману «Герой нашего времени». Контрольный тест.

Н.В. Гоголь (7часов + 1 вн.чт + 1 р.р.). Жизнь и творчество. «Шинель». Образ маленького человека в литературе. Петербург как символ вечного адского холода. Роль фантастики в художественном произведении.

Поэма «Мертвые души» (I том). История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Место Чичикова в системе образов. Образы помещиков и чиновников и средства их создания. Место в сюжете поэмы “Повести о капитане Копейкине” и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче. Смысл названия произведения. Души мертвые и живые в поэме. Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги. Художественные особенности прозы Гоголя (прием контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании). Своеобразие гоголевского реализма. Домашнее сочинение. Контрольный тест.

Из литературы 2- ой половины XIX века (8 часов + 1 вн. чт. + 1 р.р.)

Литература 2 половины 19 века (обзор). (1час).

Ф.И. Тютчев. А.А. Фет. Н.А. Некрасов. (1час).Эмоциональное богатство поэзии Ф.И. Тютчева, А.А.Фета, Н.А.Некрасова.

А. Н. Островский «Бедность не порок». (2 часа). Особенности сюжета. Любовь в патриархальном мире и его влияние на героев пьесы «Бедность не порок»

Ф.М. Достоевский. (2 часа). Слово о писателе. «Бедные люди». «Белые ночи». Развитие темы «маленького человека».

Л.Н.Толстой (1 час + 1 р.р.). Слово о писателе. «Юность» - автобиографическая трилогия. Духовный конфликт героя с окружающим миром и собственными недостатками. Особенности поэтики Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

А.П. Чехов. (1 час).

Жизнь и творчество (обзор). «Смерть чиновника». Комическое и трагическое в прозе Чехова. Особенности авторской позиции в рассказах.

Контрольная работа «Литература XIX века» (1 час).

Из литературы XX века (15 часов + 1 р.р. + 1 вн.чт.)

Пути русской литературы ХХ века (1 час). Беседа о ведущих прозаиках России и о разнообразии жанров прозаических произведений ХХ века. Человек и история в литературе. Личность и государство. Тема родины и ее судьбы. Образ России в поэзии ХХ века. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Обращение писателей второй половины ХХ века к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных русских характеров.

М.Горький (1 час). Слово о писателе. «Челкаш». Раннее творчество Горького: новизна тематики и героев. Идеализация гордых и сильных людей. Художественное своеобразие рассказа: роль пейзажа и романтика портретов. Драма «На дне».

Художественное своеобразие поэзии Серебряного века. (4 часа).

Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Анализ стихотворений поэтов XX века. (1 час)

А.А. Блок (1 час). Слово о поэте. Стихотворение «Русь». Родина и любовь как единая тема в творчестве Блока. Художественные средства создания образа России. Лирический герой стихотворения. С.А. Есенин. Слово о поэте. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая…» Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональная искренность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта.

М.И.Цветаева (1 час). Слово о поэте. Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой.

А.А. Ахматова (1 час). Слово о поэте. Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник» и др. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики стихотворений Ахматовой. Стихотворения: «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество».

Война как проверка человека на мужество, человечность и патриотизм. Активность гражданской позиции поэта. Тема родины и гражданского долга в лирике Ахматовой.

М.А.Булгаков. (2 часа). Слово о писателе. «Собачье сердце». Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондерщины». Прием гротеска в повести.

М.А. Шолохов (2 часа). Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова. Сказовая манера повествования.

В.В. Быков (1 час). Тема войны в творчестве писателя. «Альпийская баллада». Проблематика повести. Любовь и война. Образы Ивана и Джулии.

А.Т. Твардовский (1 час). Слово о поэте. «Я убит подо Ржевом…»: реальность и фантастика в стихотворении. Нравственная позиция солдата. Незаметный и высокий героизм воина. Интонация и стиль стихотворения.

А.И.Солженицын (2 часа). Основные вехи биографии. Слово о писателе. «Матренин двор». Реалии и обобщение в рассказе.

Новейшая русская проза (1 час). Презентация произведений В. Распутина и В. Астафьева.

Авторская песня (1 час). Новое явление в русской поэзии XX ве­ка. Военная тема в поэзии Б.Ш. Окуджавы и B.C. Высоцкого.

Итоговый урок по программе 9 класса. Контрольная работа. (1час)

В силу того, что произведения Карамзина и Фонвизина изучались в 8 классе, они изъяты из данной программы. Освободившиеся часы отданы на более углублённое изучение творчества таких писателей как Шолохов, Булгаков, Гоголь, Шекспир, Гёте.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: